Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский |
Год назад власти Македонии вследствие серьезного международного давления были вынуждены раньше срока выпустить из тюрьмы архиепископа Иоанна (Вранишковского), управляющего не признанной властями Македонии автономной Охридской архиепископией, являющейся частью Сербской Православной Церкви. В тот раз он отбывал срок за то, что читал проповедь на богослужении, чем, якобы, разжигал религиозную ненависть. Многие международные организации справедливо усмотрели в этом религиозные гонения.
Но, едва выпустив на свободу владыку, власти, поддерживающие раскольников, тут же инициировали против него новое дело, и летом того же года владыка снова был помещен в тюрьму на год.
Недавно македонский суд согласился сократить срок заключения на три месяца. Раскольники пытались опротестовать это решение, но его подтвердил и апелляционный суд. Тогда представители раскольничьей «Македонской Православной Церкви» решили разыграть прошлогодний сценарий и возбудили против архиепископа Иоанна новое уголовное дело, намереваясь сразу же после освобождения снова бросить его в тюрьму.
Однако 10 апреля апелляционный суд Македонии вынес оправдательный приговор архиепископу, отказавшись удовлетворять иск раскольников, указав, что вменяемые ему якобы бывшие нарушения не являются уголовными преступлениями, а вопросы расходования церковных средств находятся в ведении самой Церкви, которая, согласно Конституции, отделена от государства (1).
Так что можно теперь надеяться, что 1 мая владыка Иоанн будет освобожден окончательно. Более того, в том, что власть отказалась на этот раз удовлетворить иск раскольников, типологически сходный с прошлогодним, можно увидеть желание нового правительства Македонской республики изменить курс, взятый предыдущим правительством в 2004 году, и прекратить гонения против канонической Православной Церкви.
Несколько дней назад в монастыре во имя святых царственных страстотерпцев на Ганиной яме Верхне-Пышминским РУВД были проведены «профилактические мероприятия» в рамках «антитеррористической деятельности». Без какого-либо согласования этих «мероприятий» с руководством епархии сотрудники милиции ворвались в обитель и в грубой форме, без объяснения причин задержали нескольких послушников.
Это происшествие вызвало большой резонанс в православной среде, и вот 13 апреля после всенощного бдения в Успенский храм Верхней Пышмы прибыло руководство Верхне-Пышминского РУВД, которое принесло архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию извинения за действия своих сотрудников.
В настоящее время все задержанные в монастыре отпущены, дальнейшее внутреннее расследование действий сотрудников Верхне-Пышминского РУВД на территории монастыря взял под свой контроль начальник ГУВД области Михаил Никитин (2).
Довольно странно было услышать, что уральская милиция решила поискать террористов в православном монастыре. Возможно, они просто ошиблись или же, по известному анекдоту, решили поискать не там, где потеряно, а там, где светлее. Но как бы то ни было, этот печальный инцидент разрешился благополучно, и теперь не только сотрудникам Верхне-Пышминского РУВД, но и их коллегам по всей России, надеемся, стало ясно, что православные не намерены терпеть хамские выходки ни от кого, в том числе и от людей с погонами, какие бы они ни были.
Некоторое время назад приют «Никита», существующий уже тринадцатый год при православном храме Павлово-Посадского района Подмосковья, оказался под угрозой закрытия. В начале февраля представители санитарной службы обнаружили, что в нем недостаточное количество унитазов и моечных ванн для посуды, были найдены и другие мелкие нарушения. На этом основании прокуратурой Московской области деятельность приюта была приостановлена.
Все мы прекрасно понимаем, что обычно означает подобное давление «нехваткой унитазов» в переводе на денежно-взяточные отношения. Не секрет, о чем в подобных ситуациях главам пострадавших организаций приходиться «договариваться» с санитарной службой и другими ведомствами. Несговорчивых обычно закрывают.
Но – не в этот раз.
Дело получило огласку. За сохранение детского приюта выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Руководство партии «Справедливая Россия» попросило Генпрокурора РФ проверить обоснованность действий Московской областной прокуратуры в отношении приюта.
И вот на днях в приюте «Никита» побывал и.о. губернатора Московской области Алексей Пантелеев и сам убедился в том, что для воспитанников приюта созданы нормальные условия. Он отметил, что людям, которые делают большое и благородное дело, необходимо ставить памятник, а условия для проживания воспитанников в приюте «Никита» лучше, чем в некоторых муниципальных учреждениях подобного типа.
Позднее его пресс-секретарь объявил, что все претензии со стороны областных властей к православному приюту «Никита» сняты. Он также сообщил, что А. Пантелеев и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий договорились держать ситуацию с детским приютом под контролем (3).
Будем надеяться, что и эта маленькая победа послужит уроком для всех любителей использовать свои полномочия не по назначению: Церковь вам этого не позволит.
15 апреля в московский аэропорт Домодедово прибыл самолет из Керкиры (о. Корфу), на котором в Россию привезена чудотворная десница святителя Спиридона Тримифунтского. Греческую делегацию возглавляет митрополит Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарий. От Русской Православной Церкви святыню в аэропорту встретили епископ Красногорский Савва, викарий Московской епархии, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) и представители московского духовенства.
Вечером того же дня в 18:00 мощи святителя были доставлены в храм Христа Спасителя, где их встретил предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и где они будут доступны для паломников (4).
Вепсы принадлежат к числу прибалтийско-финских народов. Они обособились в I тысячелетии, расселившись в Приладожье. Сейчас в Карелии проживает около 8 тыс вепсов. Изучение вепсского языка ведется в четырех школах республики и в Петрозаводском университете.
Книга вышла в издательстве «Карелия» тиражом 2,5 тыс экземпляров. Новый Завет на вепсском языке будет распространяться в районах компактного проживания народности – в Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях. Ранее на вепсском языке были напечатаны «Детская Библия» и Евангелие (5).
Карл Христиан Фельми |
Последняя его книга «Введение в современное православное богословие» издана и на русском языке. Именно во время работы над ней богослов принял окончательное решение принять Православие, к которому тянулся с детства.
«Убеждение, что православное богословие является богословием церковного опыта, которое я получил, изучая его, и которое я выразил в своей книге, не изменилось, – рассказывает Фельми. – Конечно, написав книгу, я продолжал заниматься своими исследованиями. Важнее другое: то, что моя внутренняя связь с предметом моих исследований укрепилась, и я недавно сам принял Православие».
Как отметил сам Фельми, он не знает ни одного лютеранского богослова, который бы, начав серьезное изучение Православия, не изменился бы при этом сам под его благотворным влиянием (6).
Восемь фильмов объединены в цикл под общим названием «Святыни христианского мира».
В первой серии рассказывается о Ноевом ковчеге. Главными героями стали голландский предприниматель Йохан Хьюберс, построивший своими руками копию Ноева ковчега, и Рафаэль Наварра – сын Фернана Наварра, знаменитого французского альпиниста, обнаружившего летом 1955 года на западном склоне Арарата части ковчега.
Во втором фильме цикла рассказано о камне Иакова, на котором семь веков коронуются все короли и королевы Великобритании. В 1296 году его похитил у шотландцев Эдвард I. Еще раньше шотландцы привезли его из Ирландии в свою столицу Скун. В Ирландию в свое время его доставили испанские кельты. Перед Испанией он был в Египте, перед Египтом – на Святой Земле. По древнему преданию, это тот самый камень, который Иаков использовал как подушку, когда спал и видел знаменитую лестницу на небо.
Третий фильм посвящен жертвеннику Авраама. Это камень, на котором праотец готов был принести в жертву своего сына Исаака. Сейчас над ним возвышается мечеть Омара – золотой «Купол Скалы», а когда-то стоял храм царя Соломона.
В четвертой серии речь идет о главе Иоанна Крестителя. Часть святыни до сих пор хранится в главной мечети Сирии – мечети Омейядов. Лицевая часть главы Иоанна Предтечи была в свое время перенесена в Константинополь. Оттуда при разграблении Царьграда в 1204 году ее выкрали крестоносцы и перевезли в специально построенный для этой реликвии Амьенский собор. Там глава хранится и по сей день.
В пятой серии цикла рассказано о месте крещения Господа нашего Иисуса Христа, которое находится на восточном берегу реки Иордан, в Иордании, а также о чуде поворота Иордана вспять, которое происходит ежегодно в канун праздника Богоявления по юлианскому календарю, то есть 5 января (18 января н. ст.).
Шестая серия посвящена Туринской плащанице.
В седьмой серии рассказывается о сударе – плате, которым была обернута глава умершего на кресте Господа. В VII веке, спасаемый от персидского нашествия, он был перевезен христианами в Испанию, где и хранится с тех пор.
Завершающий фильм цикла рассказывает о Гробе Господнем, его двухтысячелетней истории и о Благодатном огне (7).
Приятно видеть, что с каждым годом пространство православной кинокультуры все больше увеличивается.
С благословения Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в Медицинском центре им. Мананы Шарашидзе начал функционировать Дом милосердия для заблудших женщин. Цель этого учреждения – помочь молодым женщинам в трудных ситуациях, а также будущим матерям, намеревающимся сделать аборт. Чтобы не допустить совершения женщинами чудовищного греха детоубийства, им будут предлагать родить ребенка с тем, чтобы оставить его в Доме милосердия, где младенец будет жить под опекой и присмотром, мать же в любое время сможет забрать его оттуда по собственному желанию.
Опекать Дом милосердия будет архиепископ Батумский и Кобулетский Димитрий (Шиолашвили). Некоторое время назад его усилиями в Батуми был открыт пансионат-гимназия для детей, обделенных заботой родителей (8).
Замечательный пример церковного попечения о заблудших и реального труда по спасению детских жизней и душ их матерей от греха детоубийства. Ранее в нашей рубрике уже освещались подобные инициативы, совершаемые в нашей Церкви, отрадно видеть их и в братских Церквях.
По материалам информ-агенств:
(1) «Интерфакс»-Религия (http://www.interfax-religion.ru)
(2) Информагентство Екатеринбургской епархии (http://orthodox.etel.ru)
(3) «Интерфакс»-Религия (http://www.interfax-religion.ru)
(4) Пресс-служба Московской Патриархии (http://www.patriarchia.ru)
(5) ИТАР-ТАСС (http://www.tass.ru)
(6) «Православие.Бг» (pravoslavie.bg)
(7) «Православие и мир» (http://news.pravmir.ru)
(8) «Благовест-инфо» (http://www.blagovest-info.ru)