Надо молиться как следует

Отец Клеопа
Отец Клеопа
Молитва значит вот что, как говорил один старец из «Патерика»: «Я повелел горе этой три дня подниматься к небу! И чтоб не спускалась оттуда три дня». Вот это молитва! Или как молился один старец из Скитской пустыни. Он, когда пришел к нему брат, спросил его:

– Чадо, а как теперь в Александрии? Что делают люди?

– Отче, там сильная засуха, – ответил брат.

– Так почему же вы не молитесь? – сказал старец.

– Да мы молимся, отче! Вышли в поле со святыми мощами и иконами, пришли священники, совершили елеосвящение с архиереями в открытом поле с большим крестным ходом. Молятся, а дождя все нет!

А старец сказал:

– Явно, что вы не молитесь!

Старец знал истинную молитву.

– Да нет, мы молимся, отче! – твердил брат.

– Чадо, если это так, тогда давай немного помолимся! – чтобы показать ему, какова истинная молитва.

Воздел старец руки, и пальцы его загорелись, как десять огненных факелов, а лицо засияло как солнце. И не опускал он рук целый час. И тогда как было ясно и сухо, набежали тучи, почернели облака, загремели громы и молнии, и полился такой обильный дождь вокруг них и во всем Египте, что брат вскрикнул:

– Отче, отче, опусти руки, а то меня потопит вода!

И тогда старец опустил руки, и лицо его снова стало таким, как прежде[1].

Ты видел, какова истинная молитва? Вот так надо молиться и нам! Молились тысячи и тысячи людей – и священники, и архиереи, но дождь не шел. А помолился один человек, но помолился как следует, и не прошло и часа, как начался и дождь, и тучи, и всё. Этой молитвой Илия разверз небо, которое пребывало заключенным три года и шесть месяцев (см.: 3 Цар. 18: 42–45). Это – молитва в экстазе, или восхищении.

Итак, когда молимся, будем знать, что мы далеки от молитвы все то время, пока ум наш обретается в нижних и нечист. Но не нужно отчаиваться, потому что Бог знает нашу немощь. И много раз бывает, что иной молится, бедняжка, удрученный каким-нибудь горем, и ему даже некогда в ту минуту почитать молитвы из «Часослова» или Псалтири. Говорит и он тоже немножко: «Господи, помилуй! Господи, прости!», – но говорит от всего сердца.

Когда ум его входит в сердце, он даже не может молиться продолжительной молитвой. Всего-то и говорит он, что: «Помилуй меня, Господи!», или «Милость моя!», или «Благосердие мое!», или «Боже мой!» Итак, когда ум сошел в сердце и вошел в клеть сердца, он всего-то и говорит, что: «Иисусе мой! Иисусе мой!» Потому что сердце тогда раскрывается и тут же закрывается. Сердце охватывает Иисуса, и Иисус – сердце!

Тогда уже нет времени для разговоров, ибо он стоит пред лицом Спасителя и боится говорить длинные речи, потому что отвлечет свое внимание. Ибо внимание есть сила молитвы пред лицом Спасителя. И тогда он говорит одно только: «Иисусе мой!» Но в этих словах столько слез изливается и столько любви Божественной, что человек весь делается как огонь во время молитвы.

Поэтому, когда молимся, будем говорить, как можем. Святой Макарий знал, что мы не умеем молиться, но дал нам совет: «Человек, я знаю, что ты не умеешь молиться! – он знал, что значит молитва, ибо он был великий столп Православия. – Но даю тебе совет: молись, как можешь, но молись часто!»[2] Ибо от частой молитвы человек начинает учиться молитве истинной.

А святой Иоанн Лествичник говорит: «Станем ли бросать молитву количественную?» Ибо молитва количественная – это та, которую мы совершаем во множестве, но умом своим не находимся в сердце и взор ума нашего не обращен к Богу. «Не станем оставлять ее! Ибо первая молитва является причиной второй»[3]. Количество рождает качество.

Есть поговорка: «Упражнение – мать ученья». Молись постоянно! Апостол Павел говорит: непрестанно молитесь (1 Фес. 5: 17)! Когда мы, немощные и рассеянные, будем молиться так, как можем, то Бог, видя нашу душу, что она сколько-нибудь хочет молиться, дает ей несколько минут чистой молитвы. И тогда она тотчас начинает молиться со слезами, с великой пылкостью.

Однако молитва эта, даже если она длится всего несколько минут, то эти несколько минут молитвы умом в сердце сильнее, чем если бы ты простоял целый месяц на молитве, читая Псалтирь или «Часослов». Такой великой силой она обладает. И тогда христианин, вкусив сладость этой чистой молитвы, говорит: «О, вот это молитва!» Но это вкушение чистой молитвы, молитвы благодатной, не приходит по нашему велению, когда хотим этого мы. Оно приходит, когда Бог желает помиловать нашу душу.

Слышишь, что говорит святой Исаак Сирин? «Признак милости Божиейслёзы на молитве»[4]. Когда мы видим, что Бог посещает нас многими слезами, – это признак того, что милость Божия коснулась глаз твоих и хочет этими слезами покаяния и великой любви очистить тебя, просветить, омыть от грехов и показать тебе, какова истинная молитва.

Итак, мы должны молиться, как знаем, как можем, начиная с предначинательных молитв: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Верую» и других. Будем молиться, как можем, но будем молиться чаще.

Ибо слышишь, что говорят святые отцы? Святой Феофан Затворник с полным правом свидетельствует нам: «Кто молится часто, для того сама молитва становится великим учителем молитвы. Сама молитва может научить его восходить с самых нижних ступеней молитвы до самых высоких, и до экстаза, и до духовной молитвы». Значит, молитва научила святых молиться, потому что они молились все время.

Потому и сказано: непрестанно молитесь! То есть всегда. Дома ли ты, в пути ли, в келье или на работе — повсюду возноси ум свой к Богу. И как можешь, но твори молитву все время! Всякая молитва хороша, если ты произносишь ее со страхом Божиим и вниманием.

Архимандрит Клеопа (Илие),
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004

21 декабря 2011 г.

[1] См.: Древний патерик. Гл. 12. § 17. С. 240–241; Достопамятные сказания. Об авве Ксое. § 2. С. 259–260.
[2] Ср.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 40. § 6. М., 2007. С. 403–404.
[3] Ср.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 28. § 21. С. 236.
[4] Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 56. С. 438.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Надежда17 августа 2018, 12:16
Господи,в покаянии прими мя.
16 января 2017, 14:13
БОЖЕ МИЛОСТИВЫЙ, СПАСИ НАС!Благодарю за душеполезную статью.
Денис16 июня 2014, 21:17
Спасибо. Оч. своевременная и полезная инфа.
Светлана Симонова11 декабря 2013, 17:41
.... СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ !!!
Ангелина18 августа 2013, 20:56
Спаси Вас Господь!Для меня эта статья полезна и практична. Наставления столь высокого качества, мне видятся полезными.
Благодарю за Ваш труд.
Елена 8 апреля 2013, 13:03
Полностью согласна с мнением Галины и Ирины по поводу произошедшего с Евгенией. Знали бы те, кто ходит в храм на экскурсию и приводит туда детей, не приученных скромно вести себя, сколько боли вы доставляете людям верующим своим невежеством, не понимая того, как свято место, куда вы пришли!
зоя26 февраля 2013, 10:42
Хочу рассказать о чудодействие молитвы. С мужем зашла в костел на службу,стоя на коленях просила Господа,чтобы дочь позвонила.Она с внуками уехала за границу(мы с ней нехорошо расстались)номера телефона я не знала.Не знала о них ничего 3месяца,слезы сами полились,а вечером звонок с Португалии,скажите,что не чудо? Жаль.что я поздно начала верить Господу в 48 лет,так мало от нас надо,попросить и помощь прийдет.Не важно где ты молишься, главное исренне. Слава Господу,что он привел меня к вере!Храни вас БОГ!
зоя15 февраля 2013, 11:07
Я сегодня молилась в виртуальной часовне(молюсь каждый день)все будто не отпускает душу, потом слова закончились начала плакать слова куда то делись, но на душе стало так легко. Спасибо Господи-это Ты меня услышал!А молиться не умею читаю молитвы за внуков, детей, родных вот понемногу учусь. Прочитала статью так и у меня получилось, как пишут. Спасибо за то, что учите нас. Храни вас Бог!
ЛЮДМИЛА 8 декабря 2012, 13:22
ДА,ЭТО ИСТИНА! СПАСИБО ЗА ПОЛЕЗНУЮ,ЧУДЕСНУЮ И ПОУЧАЮЩУЮ СТАТЬЮ! ДЕЙСТВИТЕЛЬНО Я ПОНЯЛА,ЧТО В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ НАДО ВСЕ ВРЕМЯ ПОМНИТЬ О БОГЕ НА ВСЯКОМ МЕСТЕ, ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ И БЛАГОДАРИТЬ ЗА ВСЕ! ВРАГ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО НА МОЛИТВЕ БУДЕТ СТАРАТЬСЯ ОТВЛЕЧЬ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ,НО НАДО СЕБЯ ПОНУЖДАТЬ И НЕ ОСТАВЛЯТЬ МОЛИТВУ,ТРУДИТЬСЯ НАД СОБОЙ И ПРОСИТЬ ГОСПОДА,ЧТОБЫ УКРЕПИЛ! ХРАНИ ВАС ВСЕХ ГОСПОДЬ!
Ирина11 октября 2012, 18:31
Спасибо за статью.Надо учиться не терять молитвы.
Валерий30 июля 2012, 21:21
С.ЛаринУ."Когда ум его входит в сердце..."Это ощущение приходит со временем,с опытом молитвы.Необходимо только отвлечься от всего внешнего.Запереться на время молитвы в своей внутренней клетке,где горит твой огонёк сердца-лампадка.
Лариса12 января 2012, 15:39
Прекрасная публикация о молитве, особенно согласна с тем что количество молитв рождает их качество ( если не просто читать молитвы а работать над концентрацией на слове, чтобы каждое проходило через ум а затем и сердце! пусть не все вычитаете перед причастием но с осознанием что читали- нпр.)
Очень горько было читать комент. Евгении- бабушки 2-х внуков которых попросили уйти с богослужения по причине того что дети ходят и плачут по храму. Дети есть дети, где как не с ними нам нужно быть и терпеливей и смиренней, а священству тем более- сам Господь говорил- не мешайте детям приходить ко мне!- но вспомнив самих апостолов которым это наверняка докучало как и тому батюшке на службе- простим его и в случае Евгении я бы поговорила с этим священником после службы- походите по другим церквам- все не только терпят но и очень любят детей ходящих по храму- они учатся сильно не бегать и не шуметь, если часто их водить и причащать, а когда с рождения молитесь с ними ( в их присутствии когда младенцы) дома, то и в самый первый осознанный поход на службу в храм они будут спокойнее и терпеливее. Желаю вам продолжать ходить с внуками в храм несмотря ни на что! В доме Божием хорошо и молится и чувствовать себя ближе ко Господу!
marat27 декабря 2011, 03:19
Господи, в покаянии приими мя.
Дмитрий26 декабря 2011, 01:33
Так и есть)
Владимир26 декабря 2011, 00:15
1.Любовь и Слезы.
Единственно неподвластны внешнему человеку – это слезы, краткая слеза или в океане море слез, с молитвой, или без молитвы, это уже внутреннее состояние. Если не так, то это ложные слезы, а внимание – это мысль, мысль имеет скорость света, ибо и внутренний человек - свет от света. Потому и «горы передвигаются». Но если око (ум) нечист, то каково тело, тогда таковы и мысли. Нечистая мысль бумерангом от огня отразится, и будешь терять уже сегодня моментально, что имеешь, а завтра отяжелев, отнимется и то, что имеешь, и остатка не останется, сегодня в немощах, а завтра в бессилии, тогда и хромой, в ненасытимости, идет на грабеж. И невозможно вместить духовное, когда глаз невидно. Из за толстой пелены слезу не выдавишь. Дутые лица вмещают в себя плоть, но любовь вмещает в себя все, но и «ее с дипломом не выдают», и не знаем до срока, что любим Его, как и от печати ангела писца не укроешься, тогда Дух, но Дух без мудрости, что тело без души (ума).

Владимир26 декабря 2011, 00:14
2. Но кто возлюбит мудрость, ибо с нею и печать, печать слез. Но отрется всякая слеза, ибо ухо не слышало, и глаз не видел, что уготовил Бог любящим Его. А мудрость проповедуем между совершенными, т.е готовыми услышать. Потому и проповедь Его, Им, в основе была между своими, но свои, Его, не приняли, но что говорит Писание, того, или что Бог очистил, не почитай за нечистое. И это слово Его было обращено к Петру, который вначале поступал не по правде и сторонился язычников, но ап. Павел самый малый из них проповедовал среди малых, и там где была совесть, там было и освещение познания Его, а там где Его знания, там и слезы. Ибо и скорбь не о тлении, а о Глаголах Будущего Века. Как и странник в далекой стране, или острова, не прольет ли слезы о доме отечества своего. Но эта книга уже написана, но ищем на краю света, а она внутрь нас, и имя ей – Слово Божие.

Татиана25 декабря 2011, 19:01
Храни Вас Боже Старчик Святый. Прошу Ваших святых молитв.
Наталия25 декабря 2011, 02:03
Статья не понравилась. Многие вещи,затронутые здесь,можно найти у Святых отцев,и при том не в таком эйфорическом духе. Какой смысл в передвижении гор? Неужели обязательны слезы на молитве? Много других наивных моментов,о которых рассуждать нет ни времени,ни желания.
Владимир24 декабря 2011, 21:04
Экстаз - первоначальный смысл духовного состояния (Платон, он же впервые и употребил это понятие), сегодня, кто какой экстаз знает, так и воспринимает его смысл, и это вполне естественно по природе человеческой. Но, совершенный экстаз имеет духовное понимание, когда тело становится причастником Духа Святаго, причем после причастия в уединении и без технологий, это уже благодать Божия, но благодать Божия во всем, и в черном и в белом, и в слезах и в радости. Но для того, чтобы не путать белое с черным, необходим опыт и не один, и белого, и черного, но через все это пройти не поле вспаханное перейти. Ибо и апостол Павел говорит: "вы еще недосмерти сражались", а каждое слово в Святом Писании не имеет двойственного толкования. А там, где одна сторона медали экстаза, восторга гордости и непревзойденности ума, там нет истины, там ложь,там оковы сковывания, как и экстаз в понимании плоти.
Лина П.24 декабря 2011, 15:34
Замечательная статья, на многие мои вопросы получила ответ.
Наталия23 декабря 2011, 17:22
Евгения!
Здесь же на сайте, прочите толкование Евангелия, (Мф., 76 зач., 18, 18–22; 19, 1–2, 13–15), протоирея А.Шаргунова: http://www.pravoslavie.ru/put/3478.htm возможно это придаст вам силы.
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».
Да разве упомнишь эти слова, когда такой порыв, был одернут неосторожным словом... Возможно стоит, еще раз, прийти с малышами непосредственно к причастию, тогда они увидят сколько детишек кругом и не будут чувствовать себя чужими... Я только с мая начала свои попытки осознанного воцерквления, и то же сталкиваюсь с различными отрицательными нюансами... Своего малыша, после крещения привели, с мамой, в 2,5 года... Сначала плакал 3 воскресенья, не хотел причащаться. А теперь радуется и идет приговаривая, "я к Батюшке, он мне хлебушек и сок даст"...
Было и кричал и бегал, и другие дети по разному ведут, максимум, что говорили, "потише", без злобы.... Видно это от прихода зависит, от внутреннего настрояния в данном Храме..

Николенко Дмитрий23 декабря 2011, 11:58
Спаси Вас Господи: за добрую, очень интересную и поучительную статью, кое-что законспектирую :)
Единственное, по-моему, очень не подходящее слово для православных - экстаз. Возможно не правильно сделан перевод этого слова?
По рассказу о детка в храме: если наши дети начинают
капризничать или бегать во время службы, мы сами их выводим из храма, чтобы не навлечь на себя наказание от Бога. Но водить детей в храм - Святое дело и единственная надежда на их правильное и доброе воспитание.Спаси и Вас Господи!


С.Ларин23 декабря 2011, 11:17
Спасибо, замечательная статья.

Только немного озадачила фраза "Когда ум его входит в сердце...". Видимо в аскетической практике она имеет некий смысл, которого я не знаю (
Тимур23 декабря 2011, 05:11
Евгения: Прекрасно Вас понимаю.Примерно так же отсекли в церкви моей сестре первые шаги к Богу.
Пусть это не будет припятствием вашим внукам на пути.
Ведь если местный батюшка был тысячу раз не прав и поступил не по христиански,не отступайте ,не преумножайте его ошибки.

Галина23 декабря 2011, 02:51
Хочу сказать Евгении,что-то вы поздно внуков привели в храм.Детки с рождения в храме причащаются,а если уж привели,то нужно помнить ,что храм -это не музей.А на службе стоять молча полагается.Гордыня в вас играет.Даже если вам сделали замечание,обижаться не надо.Вы находитесь в доме Господа!И в нем везде хорошо,даже там где темно.Явно вы сами не понимаете,зачем в храм нужно ходить.А ходить надо в храм за помощью и благословением Господа.И батюшка тут не при чем.Батюшка и служащая женщина сами ответят за все перед Господом.Кому много дается,с того и многое взыщится.А вы за себя отвечайте и не нарушайте традиций христианских.Сказано молчать,-молчите ,послушание с вашей стороны должно быть!!!)))
Ирина23 декабря 2011, 01:55
Евгении:
Батюшка прав, таким маленьким детям Церковь надо показывать в период между богослужениями. Зачем мешать другим людям молиться. Ведь молитва - это сосредоточенность и внимание. Ну нельзя же думать только о себе и своих внуках.А путь детей к Богу и их шумное поведение в Церкви во время службы это абсолютно разные вещи.Все надо делать с рассуждением и заботой об окружающих. Ведь должна быть элементарная этика и уважение к другим людям. А Ваша обида на священника - это проявление гордыни и эгоизма, поэтому Вам обязательно надо посещать эту Церковь.
православный22 декабря 2011, 20:25
Спаси,Господи!
Владимир22 декабря 2011, 15:34
Спасибо батюшка! Такие рассказы укрепляют нас немощных и направляют на путь истинный.

Евгении: Не печальтесь, жаль конечно, что Вас так приняли, но ведь сказал Господь о детях, что таковых есть Царство Небесное и преграждать им путь к Богу нельзя. Попробуйте в другой храм.

Спаси Господи!
Георгий22 декабря 2011, 15:22
В Святом Писании есть простая и точная инструкция как нужно молиться Христианину, как раньше говорили "из первоисточника", а именно слова Христа в его Нагорной Проповеди, где он рассказывает "И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
........................................................
Как нужно молиться

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него."
Евгения22 декабря 2011, 11:48
Поделюсь с Вами о чем сердце болит. О молитве.
Пришла я с внуками в субботу вечером в храм. Показать им как красиво место, где Бог есть. Старшему три года, младшей 2,5. Ясно, что долго дети без движения стоять не будут. Смотрю, что ноги их несут. Взяла за руку, пошли иконы смотреть. Потихоньку рассказываю. Потом опять встали. Вышел священник молитву читать, внук спрашивает:
- Это кто
- Батюшка- говорю.
- Бабушка?- на расслышал видно, громко же не говорим. Священник услышал, как сверканул на нас глазами. А во время каждения возле нас остановился, да выговор нам устроил. Что-де нечего с детьми ходить в храм. Стоять они не могут тихо,молится не дают,отвлекают только,идите в низ, там дожидайтесь помазания. А по времени уже к нему близко. Не повела детей вниз, там люди стояли на исповедь. Полутемно. Что там детям смотреть?
Осталась. И подходит к нам служащая женщина, говорит то же, что и священник. Собрала внуков, да и пошла совсем из храма. Там все видно молитвенники великие.
Показала внукам православных, называется.
Зинаида22 декабря 2011, 11:40
Юлии.
Спасибо Вам, дорогая, за эти теплые слова! Статьи будут, если Бог даст, будут и книги - написанные как самим старцем Клеопой, так и о нем самом. Он ведь написал очень много и обладал огромной духовной силой, совершал чудеса, да и теперь не перестает совершать их в изобилии. Монастырь Сихастрия, где он похоронен, собирает свидетельства об этих чудесах и уже издал три книги таких свидетельств. Поминайте старца Клеопу как усопшего. И поминайте его обязательно, он Вам будет помогать. Он отошел ко Господу 2 декабря 1998 г.
и.Игорь В.22 декабря 2011, 10:44
Рассказывать можно много и о многом,а сами так молиться можете ????Вы обладаете этим Божественным даром-МОЛИТВЫ!!!!или как обычно только учите,и учите тому чего сами не имеете,а если бы имели то и мир был во круг вас иным!!!!!Имеющий дар не учит ,а делиться с нуждающимся своим даром!!!!
Наталья22 декабря 2011, 10:12
Каждое слово нашло отзвук в моей душе. Спасибо. Только недавно поняла, что когда человек молится, обращается к Богу, то тем самым определяет свою дальнейшую судьбу. Только молитва и есть "ключ" нашей судьбы, и никто другой не определяет нашу судьбу, кроме нас самих и Господа. Ответ нашла у таких православных старцев, как автор этой статьи. Какое счастье - обрести, наконец, Истину.
Мария22 декабря 2011, 09:03
У меня нет слез, не внимания молитве: мысль гонит,торопится; успеть, успеть свои суетные дела мирские- итак все время,как я приникла к Господу; -это я думаю,что , "приникла".А сама далека от Него всю жизнь сознательную с Ним. Прости меня ,Господи, за мою бесшабашность и каменное сердце.Как мне трудно растопить его без Твоей помощи! Помоги мне!
Спасибо отче за проповедь немощным! За всю жизнь своей мнительности: "Я с Богом!"
Наталья22 декабря 2011, 07:47
Спаси Госпоби!Спасибо за стаью.
Вячеслав22 декабря 2011, 00:58
Спаси вас Господи за статью!
Роман21 декабря 2011, 23:48
Слава Богу! Господи помоги нам!
р.Б.Зоя21 декабря 2011, 23:08
Присоединяюсь ко всем комментариям...Очень своевременная статья для меня!Какие люди были! Действительно,великие столпы православия!Спаси Господи Вас,батюшка за уроки!
Макеенкова Юлия21 декабря 2011, 22:08
Замечательные слова о силе молитвы! Какой замечательный человек отец Клеопа (Илие)! Эти наставления как глоток чистой воды. Огромная благодарность тем, кто поместил их на сайт!
Леван21 декабря 2011, 20:25
Спаси Господи за душеполезные наставления!
Огромнейшее спасибо за данную публикацию. Как всегда - очень вовремя...
Ирина21 декабря 2011, 19:51
Спасибо вам Храни Господь Вас
Юлия21 декабря 2011, 19:37
Спасибо батюшка родной!Храни Вас Господи!Ждем от Вас еще
статей!
Вячеслав21 декабря 2011, 17:16
Спасибо Вам! Этими наставлениями я еще больше понял, что молиться надо всегда и везде, что и стараюсь.
Храни Господь Вас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×