Из книги Старец Паисий Святогорец. Письма; Руководство к молитве; Духовное завещание, выпущенной издательство Сретенского монастыря
***
Дорогой брат Дионисий, радуйся.
На новом лете да будет благословение Пресвятого Вифлеемского Младенца.
Из их числа есть некоторые, имевшие связь после вступления в брак и обретшие одни — одного, другие — двух, иные — трех детей и в дальнейшем жившие девственно. Иные имеют отношения один раз в году ради чадородия и затем вновь живут опять как брат с сестрой. Иные воздерживаются в периоды постов и затем имеют отношения. Иные не могут достичь и этого. Иные — один раз в середине недели[1], дабы было три дня до причастия и три дня по причастии. Иные претыкаются и здесь, посему и Христос по воскресении, явившись святым апостолам, первым делом сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20,21-23).
Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и честью, сообразно своим духовным силам. Вначале, естественно, препятствует возраст. Однако по прошествии лет и по мере того как плоть ослабевает, дух может возобладать, при том что тогда и женатые начинают понемногу вкушать от Божественных услад; и это еще более помогает тому, чтобы они естественным образом отвлекались от плотских утех, которые и видятся им тогда весьма ничтожными. Итак, и состоящие в браке некоторым образом освящаются и попадают в рай этой тропой, не так круто идущей в ropy. В то время как иноки устремляются прямо к вершине, карабкаясь по скалам, и поднимаются в рай.
Ты должен иметь в виду, что вопрос этих отношений касается не одного тебя и ты не имеешь права решать его сам, но только по взаимному согласию, как говорит апостол Павел (1 Кор 7,5). Когда и это будет достигнуто, то по взаимному согласию требует опять-таки осторожности: сильный должен вставать на сторону слабого. Во многих случаях одна сторона, дабы не огорчить другую, говорит, что согласна, но внутренне терзается. Главным образом это жены, так как они имеют мало страха Божия и обладают живостью плоти. Нередко по недостатку рассуждения некоторые благочестивые мужья, слыша из уст жены, что она согласна, сразу без разбору переходят к большому периоду воздержания, и тогда жены терзаются, срываются в раздражительность и т. д. Мужья думают, что жены продвинулись в доблести и желают жить еще более целомудренно, в течение еще большего времени, и тогда у женщин появляется соблазн узнать приятелей и т. д. Когда и это произойдет, тогда у них начинаются угрызения совести (по поводу падения), а мужья пытаются жить еще более целомудренно, видя жен не имеющими расположения, поскольку считают, что те больше их продвинулись духовно и не имеют желания плотских вещей. Причиною, естественно, является женский эгоизм и ревность, так как они чувствуют себя отстающими. Когда жена видит мужа желающим жить духовною жизнью, она принуждает себя превзойти его.
Прости меня за вторжение в чуждую мне область, ведь дело монаха — не эти темы, а четки. Но, чтобы не огорчить тебя, я вынужден был написать тебе по этим вопросам (о них мне известно со стороны), которые многим братиям в миру досаждают и дают поле деятельности диаволу.
Имеет большое значение, сходный ли темперамент у супругов. Когда у одного темперамент умеренный, а у другой — живой или у одного — живой, а у другой — умеренный, должно жертвовать сильному в пользу слабейшего, и тогда постепенно получит помощь и восстановит свое здоровье и второй, и тогда, будучи здравы, оба будут подвизаться.
Я уже говорил вначале и возвращаюсь к этому: требуется честная и с рассуждением борьба за освящение и женатого. Если мы посмотрим на это несколько духовно, мы поймем, что и женатые должны сколько-нибудь подвизаться (полагаю, это тоже неправильно, если бы они, будучи женаты, имели бы своей целью только еду, сон и плотские утехи; человек не только плоть, но и дух). Плоть должна помочь освящению души, а не погребать душу[2]. Не говорю, что тот, кто живет после одного-двух детей в девстве, или имеют отношения только раз в год для чадородия, или тот, кто воздерживается в периоды постов, и т. д., должен первым получить оценку 10, вторые — 8, третьи — 6 и четвертые — 4. Бог видит усилия каждого и силы, данные Им каждому, и воздаст каждому соответственно. Я всех их равно люблю и восхищаюсь честно подвизающимися. Только бы они не совершали преступлений аборта и т. п.
Прошу у тебя прощения за свой плохой почерк. Поскольку у меня было одно духовное делание и затем сразу же множество писем, я пишу тебе в спешке, чтобы скорее приступить к своим занятиям.
Христос и Пречистая да будут с Вами.
Мое почтение отцу вашему, иерею.
С любовью о Господе монах Паисий
Келлия Честного Креста 1 января 1974 г.
[1] Мнение старца по этому вопросу не могло быть отличным от наставления апостола Павла (см.: 1 Кор 7,29) и апостола Петра (см.: 1 Пет 2,1).
[2] 1 Пет 2,11; 1 Кор 7,29.
Очень хорошо написал батюшка, и не удивительно - ведь святой. И Апостол Павел к Коринфянам писал как святой, а не как обычный строгий поп, возлагающий на мирян бремена неудобоносимые... Мы с мужем вступили в брак по любви (это возможно и в сознательном возрасте), я не могу иметь детей (перенесла сложную операцию), но мы живем супружеской жизнью, и нас священники за это не ругают. Конечно, мы воцерковленные люди, в особо постные дни воздерживаемся, и наша любовь в первую очередь духовная. И я думаю, что Господь больше оправдывает именно брак по любви, чем по расчету, "залету" или только чтобы родить детей, не важно от кого и как. Хотя, конечно, я не осуждаю никого - ведь всем дано по-разному.
http://radioblago.ru/arc/Duhovnoeprosveschenie/Podvizhniki/
Спаси Господи!
p.s. Кстати, я читаю сейчас житие Паисия Святогорца. Так вот я сделал для себя вывод в том, что этот монах стоит на уровне Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а также Николая Чудотворца. Он или Святитель или Преподобный. Но это только мое личное мнение. Я надеюсь, что этот монах (умерший в 1994 году) будет причислен к лику святых в ближайшее время (по крайней мере я так молюсь). Аминь.
Кстати, Житие старца Паисия Святогорца написал иеромонах Исаак (издательство Святая гора)
Официально это звучит так:
Исаак, иеромонах
Житие Старца Паисия Святогорца / иером. Исаак; пер. с греческого (иером.Доримедонтом (Сухининым)). изд. 2-е - М.: Изд.Дом "Святая гора",2006. - 736 с.: ил., порт. - Доп. тит. л. греч.
Этим ВСЕ сказано.
Во всем полностью согласен со старцем Паисием. (Женат, двое детей).
Каждый из нас услышал и понял по своему!
Вряд ли нужно его поправлять.
Спаси Вас Господь.
Однажды в Серафиму Саровскому пришла некая дама с вопросом по поводу изучения иностранного языка. Подойдя к старцу, она подумала, да что собственно может знать этот не образованный мужик? А Серафим Саровский, прочитав ее мысли ответил ей, чтобы она пошла и спросила у кого по умнее, чем он, где ему необразованному судить об этом.
Монах, получивший откровение от Господа, не нуждается в сексуальных отношениях, чтобы ответить на вопрос супружеских отношений, ибо его устами говорит Дух святой.
Да и в самом письме нет уничижения брака, но говориться о мере в отношениях.
А мера всегда и во всем полезна - это и есть Царский путь.
Да, брачное ложе свято. Но у кого сейчас оно чисто? Кто вообще не предохраняется? Единицы. Кто согласен рожать по 10 и более детей? Единицы. Кто в этом регулярно кается? Мало кто. У кого в самих супружеских отношениях кристальная чистота, не зараженная мирским духом, грязью века сего? Знает только Бог, от которого ничего не утаишь.
Почему он написал старцу вообще? О чём он мыслил? За что он так переживал? Ко нибудь знает ответ? я нет...
Не подерживаю и не согласен с теми православными, кто нашёл в этом письме старца какое то послабление для...или оттенок компромиса с...От глубокой веры и очень трудного для простого человека аскетизма,монах имел большую любовь,а кто больше любит,тот и больше прощает, равно и больше щадит.
Если же отложить это чуство, которое, конечно, происходит и зависти и гордости, то главную мысль статьи о. Паисия усматриваю в предупреждении об опаснасти духовно надорваться, взяв на себя подвиг не по силам.
Как доказывал невинно убиенный о. Даниил Сысоев, единствнное каноническое предписание супругам состоит в том, чтобы воздерживаться накануне причастия; а св. Иоанн Кронштадский показал, что можно жить с женой, как с сестрой, и через это, вкупе с другими добродетелями, достичь большой святости. Полагаю, что телесные отношения православных христиан могут находиться где угодно в этом диапазоне -- конечно, хорошо бы достичь меры св. Иоанна, но это не всем дано; поддержание мира в семье уже немалый подвиг.
Спаси Господи.
Отец Паисий рекомендовал, как надо жить по-христиански. Он исходил из опыта своих близких людей и монахов, с которыми общался. Сразу видно, что вы не вчитывались в слова. Но, простите и меня: "Не суди и не судим будешь". К сожалению почти у всех нас так жить не получается. Но, надо стремиться. Идти рука об руку со своей второй половинкой и никогда не забывать, что жена твоя должна равняться на тебя. Это значит надо быть лучше во всем и быть примером для подражания детям. Тем более, что это письмо предназначено Дионисию, а не нам с вами. Не надо нападать еще и потому что мы с вами не безгрешны и мы уходим в защиту парируя собеседника.
Отец Паисий, благодарю, что вы указали путь. Молитесь о нас, отче. Да услышит Господь все наши молитвы. С наступающим всех Рождеством Христовым! Возсияй мирови свет разума..
С уважением,
Александр
Помимо высоких материй христианская любовь в браке должна иметь и отношение к быту, в частности к сосуществованию с другим человеком, с иной моделью поведения, психикой и т. д. - т. е. с человеком противоположного пола. Все-таки легче говорить об этом, находясь вдали от мелких бытовых проблем, будучи монахом. И риск "наломать дров" выше. Расстояние больше - многого не видно.
Мы часто бросаемся в крайности некритически усваивая монашескую практику. Зачем же нам сразу обвинять женатых в сладострастии и лечить их принудительным целомудрием? Возможно, живя в монастыре может показаться, что живущие в миру, в браке, погрязли в блуде, но, признаемся себе, это далеко не так. Я не имею в виду тех, кто предпочел христанскому браку распутство. 99,99% занимают дела земные и духовные. Когда же здесь предаваться сладострастию? В письме о. Паисия нет такий крайностей: "Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и честью, сообразно своим духовным силам." Это золотые слова. Да, там описываются практики духовной жизни, практики регулирования половых отношений в семье, но это, скорее, для справки (как бывает в индивидуальных случаях), а не в качестве инструкции к действию для всех.
Не очень понятно сопоставление отца Паисия - одного из великих подвижников Церкви и отцов Сергия Булгакова и Антония Сурожского.
Если кого обидел - простите.
Что хорошо в письме - нет жесткой категоричности, высокомерия и ригоризма, встречающейся у современных монахов (игумен Феогност Пушков, презрительно именующий своих противников "брачниками"), больше любви к ближним и признание того факта, что единого мнения у Церкви на сей счет нет.
Что плохо - почему-то все советы сводятся исключительно к воздержанию в интимной сфере.
Какой бы ни был авторитет у о. Паисия, у ап. Павла он выше. "Брак честен и ложе нескверно". "Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию". Нет у ап. Павла воздержания как непременного условия "христианизации" семьи.
Хочешь воздерживаться или оставаться вдовым - твое право. Хочешь жить семейной жизнью - точно такое же право.
Мы можем смотреть на вопрос с другой стороны и привести метафору: "Не нужно врачу болеть, чтобы лечить других" (в этом случае болезнь не брак и супружеское ложе, а сладострастие).
Мир и премудрость Вам!
"Борьба с плотью - это борьба за тело".
Антоний Сурожский:
"...утверждение, будто целью брака является деторождение, не только спорна, но для православного богословия просто неприемлема. Цель брака есть брак. Рождение детей - его составная часть, но в брак вступают, чтобы осуществить жизнь взаимной любви..."
"Целомудрие не есть что-то несовместимое с деторождением. Целомудрие - это внутреннее состояние, определяющееся не физическими категориями, а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением тела".
"И когда человек вступат в телесное общение в браке, это не осквернение, это момент, когда один человек другому ... отдаёт свою чистоту, чтобы своей чистотой поделиться с тем, кто в чистоте сердца, в духовном целомудрии его воспринимает".
"Воздержание - другое дело. Человек может воздерживаться от всего плотского и гореть всеми страстями, которые оскверняют его ум и его сердце. Целомудрие - в другом: целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть святость и поделиться этой святыней с другим человеком".