Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Радость тишины

Статья писателя и публициста Пико Айера в «The New York Times« об информационной перегрузке получила отклик среди читателей. Сформулированные проблемы и неожиданный вывод, к которому приходит автор, интересно обсудить и в контексте российских реалий.

Пико Айер
Пико Айер
Примерно год назад я отправился в Сингапур, чтобы вместе с писателем Малкольмом Гладуэлом, дизайнером одежды Марком Эко и графическим дизайнером Стефаном Загмайстером выступить на конференции «Маркетинг ребенку завтрашнего дня».

Вскоре после приезда меня отвел в сторону директор агентства, которое нас пригласило на мероприятие. «Прежде всего меня интересует, — начал он, и я уже приготовился услышать о какой-нибудь уловке нового поколения в рекламной кампании, – тишина».

Спустя несколько месяцев я наткнулся на интервью с неизменно современным дизайнером Филиппом Старком. Что помогает ему всегда быть на шаг впереди всех? «Я в принципе не читаю журналов и не смотрю телевизор, — рассказал он, возможно, несколько преувеличив. – И не хожу на всякие приемы и вечеринки». Он подразумевал, что живет вне традиционных, общепринятых идей, «чаще всего один и далеко от цивилизации».

Примерно в то же время я понял, что те, кто готов расстаться с $2,285 за ночь в номере на вершине скалы в отеле Post Ranch Inn в Биг Сюр (штат Калифорния), отчасти платят за привилегию провести ночь в номере БЕЗ телевизора. Знающие люди утверждают, что будущее туриндустрии – это курорты «на краю света». Они стоят так дорого именно потому, что там нет интернета.

Неужели и правда дело дошло до этого? Наше поколение умудрилось пройти путь от бурных восторгов по поводу различных устройств, которые экономят время и значительно расширяют возможности, до желания избавиться от них – зачастую, чтобы вернуть время обратно себе. Чем больше появляется возможностей оставаться на связи, тем большему числу из нас хочется оказаться «вне зоны доступа». Подобно подросткам мы сначала ничего не знали о мире, и вдруг узнали слишком много буквально за одну ночь.

«Лагеря спасения от интернета» в Южной Корее и Китае пытаются спасти детей от интернет-зависимости.

Мои пишущие друзья платят немалые деньги за программу Freedom (свобода), которая позволяет отключить (на срок до восьми часов) соединение с интернетом – а еще недавно казалось, что свободу дает именно интернет.

В 2007-м году компания Intel провела эксперимент: каждый вторник она предоставила своим 300-м инженерам и менеджерам «4 часа тишины» (по данным исследований, сегодня офисный сотрудник может спокойно работать не более трех минут, потом его что-то или кто-то отвлекает). В течение этого времени сотрудникам не разрешалось пользоваться телефоном или отправлять электронную почту, зато у них была возможность сосредоточиться и спокойно подумать. Большинство участников эксперимента рекомендовали внедрить такую политику во всей компании.

Среднестатистический американец проводит за компьютером не менее восьми с половиной часов в день, подсчитал Николас Карр в своей сенсационной книге «Мелководье». Это говорит о том, что с 2005 г. по 2009 г. количество времени, которое проводят перед экраном взрослые американцы, выросло почти вдвое (количество времени перед телевизором, зачастую одновременно с компьютером, также постоянно растет).

Среднестатистический подросток в Америке отправляет и получает 75 текстовых сообщений каждый день, хотя одна девочка в Сакраменто умудрялась отправлять и получать около 10 000 сообщений ежедневно в течение целого месяца.

И вот я обнаружил, как рассказываю маркетологам в Сингапуре, что поскольку роскошь является производной от дефицита — это подтвердит любой экономист, — ребенок будущего будет стремиться получить прежде всего свободу, хотя бы на какое-то время, от мигающих устройств, потоков видео и пролистываемых заголовков, которые заставляют чувствовать себя одновременно опустошенным и переполненным информацией.

Желание остановиться и найти время и место подумать, разумеется, не ново. Мудрые люди всегда говорили, что чем более внимательно ты относишься к текущему моменту, тем меньше времени и сил потребуется, чтобы осмыслить его в более широком контексте.

«Единственным средством, утешающим нас в наших горестях, служит развлечение, — писал еще французский философ Блез Паскаль в 17-м веке, — но в то же время в нем и величайшая беда наша, потому что оно-то, главным образом, мешает нам думать о себе». Он также знаменит своим высказыванием о том, что все беды человеческие берут свое начало исключительно в нашей неспособности тихо посидеть в комнате.

Когда с появлением телеграфной связи и железной дороги люди поняли, что удобство важнее содержания, а скорость может компенсировать не самый лучший результат, Генри Дэвид Торо напомнил, что «если у кого лошадь делает милю в минуту, это еще не значит, что он везет самые важные вести».

Еще полвека назад Маршалл Маклюэн, который ближе других подошел к пониманию, как будут развиваться события, предупредил: «Если на человека слишком быстро обрушивается поток информации, он теряет контакт с самим собой».

Томас Мертон задел чувствительные струны в душах миллионов не только, когда заметил, что «человек создан для высшей жизнедеятельности, а именно, для покоя», но и когда воплотил свою мысль в жизнь, отказавшись от суетной мышиной возни и уйдя в цистерианский монастырь.

Но сегодня их голоса тяжело услышать, ведь по CNN постоянно идут «экстренные новости», Дэбби только что выложила фотографии из летнего отпуска, и не умолкает телефон.

У нас почти нет времени заметить, как мало у нас времени (исследователи обнаружили, что на большинстве веб-страниц люди не задерживаются дольше 10 секунд). Чем больше на нас выливается информации (реалити-шоу, реформа здравоохранения, Танцы со звездами), тем меньше мы уделяем внимания ее отдельным фрагментам. Единственное, что мы замечаем, – различия между воскресеньем и понедельником, между общественной и частной жизнью, между тем и другим, вокруг которых раньше строилась наша жизнь, исчезли.

Как верно подметил Торо, у нас становится все больше средств коммуникации, но нам все меньше есть, что сказать. Отчасти потому, что мы слишком заняты коммуникацией. И – как тоже мог бы сказать – мы торопимся так много успеть сделать в срок, что у нас не хватает времени жить.

Что же делать? Главный парадокс всех устройств, которые сделали нашу жизнь ярче, быстрей, длинней и здоровей заключается в том, что они не могут научить, как ими лучше всего пользоваться. Информационную революцию не сопроводили инструкцией по эксплуатации. Все данные в целом мире не научат вас, как работать с данными, а картинки не научат, как их обрабатывать.

Единственное, что поможет трезво оценить нашу жизнь перед экраном, — та ясность чувств и оценок, которую нельзя найти ни на одном экране.

Возможно, поэтому все больше и больше моих знакомых, даже совершенно не религиозных, начинают практиковать йогу, медитации или тайцзы. Такие увлечения – не столько причуда нынешнего времени, сколько попытка найти то, что можно назвать мудростью прошлых времен.

Двое моих друзей-журналистов соблюдают «интернет-шаббат»: каждую неделю с пятницы по утро понедельника они отключают у себя интернет, чтобы вернуться к таким забытым традициям, как семейный обед или разговор.

Несколько месяцев назад оказавшись в Оксфорде за завтраком с группой юристов, я заметил, что разговор крутился исключительно вокруг регат, поездок верхом или бриджа – всего того, что позволяло им оказаться на несколько часов вне зоны доступа.

Другие мои знакомые стараются каждое воскресенье отправляться на длинные прогулки или «забыть» свои мобильные телефоны дома. В результате серии тестов, проведенных за последние несколько лет, ученые установили, как отмечает мистер Карр, что после некоторого времени, проведенного в тиши сельской местности, у участников исследования повышалась концентрация внимания, улучшалась память и в целом познавательные способности. Их ум становился спокойней и одновременно острей.

Более того, эмпатия, равно как и глубокие раздумья, появляются в результате (как обнаружил невролог Антонио Дамасио) «медленных» мозговых процессов. Тех самых, на которые в нашей жизни на высокой скорости так часто не хватает времени.

Я сам вынужден прибегать к эксцентричным и довольно жестким мерам, чтобы сохранить здравый ум и душевное равновесие и найти время для ничегонеделания (именно тогда я в состоянии решить, чем мне стоит заниматься все оставшееся время). Я не пользуюсь мобильным телефоном, у меня нет аккаунта ни в Твиттере, ни на Фейсбуке. Я стараюсь не выходить в интернет днем, пока не закончу работать над текстом, и я переехал из Манхэттена в Японию, в сельскую местность. Там я получил возможность много ходить пешком, а каждая поездка в кино становится целым событием.

Все это я делаю не из принципа или аскетизма; это – чистой воды эгоизм. Ничто не делает меня таким довольным, спокойным, свободным и счастливым, – как возможность с головой уйти в книгу, разговор или музыку и никуда не торопиться. Это больше, чем просто счастье: это радость, которую монах Дэвид Штайндл Раст называет «счастьем, не зависящим от внешних событий».

Разумеется, я остаюсь на связи с внешним миром и знаю, что происходит. В прошлом году я побывал в Иерусалиме, Хайдарабаде, Омане и Санкт-Петербурге, в сельском Арканзасе и Таиланде, на пострадавшей атомной электростанции Фукусима и в Дубаи. Но увидеть мир в целом и понять, что с ним делать, можно только на некотором расстоянии.

Вот зачем я уже больше двадцати лет несколько раз в год приезжаю в один Бенедиктинский монастырь в сорока минутах езды от дома – зачастую всего на два-три дня. Я не хожу на службы, я никогда не молился ни там, ни где-либо еще. Я просто гуляю, читаю, слушаю тишину и напоминаю себе, что только уехав на время от жены, начальства и друзей, я обретаю сам и могу дать им что-то ценное.

В мой прошлый приезд в монастырь три месяца назад я встретил на горной дороге моложавого мужчину с трехлетним карапузом на плечах.

- Ведь Вы Пико, да? – спросил меня мужчина, представившийся Ларри. Я вспомнил, что мы с ним встречались 19 лет назад, когда он жил при монастыре и помогал одному из монахов.

- Чем Вы сейчас занимаетесь? – спросил я.

- Я работаю на MTV. В Лос-Анджелесе.

Мы улыбнулись. И поняли друг друга без слов.

- Я стараюсь привозить сюда детей как можно чаще, — продолжал он, окинув взглядом расстилавшийся голубой океан с одной стороны и коричневые горы Центрального побережья – с другой. – Мой старший сын, — он показал на семилетнего ребенка, бегущего по залитой солнцем пустынной горной дороге впереди мамы. – Он здесь в третий раз.

Я вдруг понял, что ребенок завтрашнего дня, скорее всего, будет гораздо лучше нас видеть не новое, но самое важное в этой жизни.

Перевод с английского Ольги Антоновой специально для «Православие и мир».

Пико Айер

Источник: Православие и мир

11 января 2012 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×