"ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ИЗГОЙ" Сергей Лабанов | |||
| Предметом политики Дусинский считал учение о целях государства и о способах достижения этих целей. "Политика, - отмечал мыслитель, - это творчество народа, его великая написанная поэма, бросаемая в труде и поте, в творческих порывах и в упоении побед на страницах истории, это поэзия дел, из которых потом вырастает роскошными цветами народной поэзии и песни художественного слова". |
ЗЛОДЕЙСТВО И ГЕНИАЛЬНОСТЬ Виктор Аксючиц | |||
| Ленин был идеологическим маньяком, вполне реализовавшим свои патологические фантасмагории. Для реализации демонической одержимости необходима мощь государственной власти, сосредоточенная в одних руках и направленная на вожделенное кровопийство, то есть необходима неограниченная диктатура: "Научное понятие диктатуры означает ничто иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". |
РУССКАЯ ИДЕЯ Виктор Аксючиц | |||
| В русском религиозном сознании изначально формируется убеждение в том, что русский народ - богоносец, сохраняющий правую веру и обязанный донести ее другим народам. В этом всечеловеческая миссия русского народа. Русская идея отражает миссию русского народа в христианстве, его путь и задачу в раскрытии христианской истины - универсальной и всечеловеческой. |
РОЗАНОВСКИЙ РЕНЕССАНС Сергей Лабанов | |||
В последние десять лет в общественных кругах усилился интерес к такому оригинальному и парадоксальному русскому философу и писателю конца XIX - начала ХХ века как Василий Розанов. После того как подобное случилось с его старшим современником и другом по переписке, еще одним великим «русским оригиналом» Константином Леонтьевым, можно смело говорить о начале возрождения русской философии. Эффект оказался еще более мощным, чем в случае с Леонтьевым, ибо уже в течение последних двух лет из печати вышли три полноценных биографии русского мыслителя. | |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.А. ИЛЬИНА Сергей Лабанов | |||
| 9 апреля (28 марта по ст.ст.) многочисленная патриотическая общественность отметила 120-летие со дня рождения замечательного русского философа, правоведа, политического мыслителя Ивана Александровича Ильина. Круг его интересов весьма был широк: он занимался как религиозными, так и правовыми, социально-политическими, философскими проблемами. Но самый главный предмет философского исследования Ильина - это сама Россия и русский народ. |
ИСТИННЫЙ ХРИСТИАНИН И ПОДЛИННЫЙ УЧЕНЫЙ (к 180-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского) Зинаида Иноземцева | |||
| В 2002 году отмечается 180-летие со дня рождения великого русского мыслителя, ученого в области общественных и естественных наук Николая Яковлевича Данилевского, автора гениальных трудов "Россия и Европа" и "Дарвинизм". Только к концу XX века сбросила свое таинственное покрывало загадка столетнего умолчания имени и трудов великого сына России. |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ Виктор Аксючиц | |||
| В начале XXI века решается, чем будет увенчано столетие российских революций: либо Россия выйдет обновленной из огненных испытаний, либо перестанет существовать. Все современные дискуссии о путях страны ограничены политикой и экономикой, в лучшем случае экологией и демографией. Остаются вне внимания духовные проблемы, которые не решались в России на протяжении многих десятилетий XX века. |
ВНИМАНИЕ: ОПАСНОСТЬ! Алексей Лаушкин | |||
"Ликвидация истории", проводимая "новохронологами", в случае активной популяризации чревата ни чем иным, как деформацией общественного сознания, которое во все времена и у всех народов основывается на исторической памяти. Общество, лишенное истории, также беспомощно и податливо, как человек, потерявший память. Не случайно революционеры и завоеватели всех эпох чают уничтожить или хотя бы извратить память людей о прошлом, с полным основанием видя именно в ней источник того исторического "самостояния" народов, которое может противостоять величайшим революционным или военным замыслам. | |
ПРОБУЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА Виктор Аксючиц | |||
| Именно русский народ является мобилизующей общностью, возрождение которой является необходимым и достаточным условием российского возрождения и которая по природе своей в нормальном состоянии не способна к ксенофобии и подавлению других национальностей. Отсюда понятны беспочвенность и спекулятивность обвинений русских в шовинизме, боязнь "русского империализма", националистических войн и развала страны при национальном русском пробуждении. Раскрепощение жизненного интереса русского народа является условием возрождения всех народов России. |
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СЛАВЯНОФИЛЬСТВО Владимир Катасонов | |||
| Книга Николая Яковлевича Данилевского "Россия и Европа", 130-летие выхода в свет которой мы отмечаем в этом году, находится на острие самых современных дискуссий. Данилевский рассматривает историю России и сопредельных славянских народов, как воплощение особого славянского культурно-исторического типа. Теория Данилевского как факт русской культурной истории представляет собой, одновременно, и важнейший момент самоопределения отечественной культуры перед лицом европейской и мировой. |
РЕСУРСЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ Виктор Аксючиц | |||
| Универсальное русское мировоззрение, выраженное в гениальных достижениях русской культуры, философии, литературы и искусства, науки, а также независимость от инерции ограниченно рационалистического, технологического, алгоритмизированного подхода к бытию, - предоставляют возможности для русского духовного прорыва, раскрывающего новые, спасительные формы жизни человечества. В этом и будет проявление всечеловечности русского характера, способного не потерять мужества перед грядущими мировыми катастрофами и не потеряться в возрастающем информационном потоке, отделяя зерна от плевел и формируя мировые духовные приоритеты. |
КНИГА В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ: НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ. "РОССИЯ И РУССКИЕ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ" Олег Беляков | |||
| Как человек, имеющий некоторый опыт дипломатической работы в советское время, выскажусь за настоятельную необходимость изучения данной книги российскими дипломатами. В совокупности с глубиной собственно историософского и теоретико-философского исследования тематики, а также профессиональным владением геополитическим понятийным и концептуальным аппаратом, возникает устойчивое ощущение, что имеешь дело с мировоззренческим трудом, дающим не только логичное толкование тем или иным фактам и событиям прошлого и настоящего, но и в высшей степени эффективный научно-религиозный метод оценки тенденций современности. |
КАКИХ ДРУЗЕЙ ЗАВОЮЕТ КАРНЕГИ В РОССИИ? Диакон Владимир Соколов | |||
| Протестантская этика на русской почве принесет печальные плоды, потому что здесь не воспринимается ее религиозное содержание. Безрелигиозность избавляет от соблюдения заповедей, в том числе заповеди "не убий". Малоизвестный России вид преступления - заказное убийство, явившийся в таком обилии в последнее время, говорит о том, что мы усваиваем не протестантскую этику и этикет, а стяжательскую цель этого этикета: богатство, положение в обществе, власть. |
АПОЛЛОН ГРИГОРЬЕВ: ЗАЩИТИТЬ "МЫСЛЬ СЕРДЕЧНУЮ" Сергей Лабанов | |||
| В июле нынешнего года исполнилось 180 лет со дня рождения одного из самых оригинальных русских критиков, Аполлона Григорьева. В духе своего "почвенничества" критик любил подчеркивать "органичность" народной жизни и вообще всячески выдвигал идею "органической целостности". Но эта целостность имела для него скорее высший духовный, чем биологический смысл. Даже русский быт Аполлон Григорьев ценил именно за эту "органичность". |
ВЛАДИМИР ЭРН: "МЫСЛИТЕЛЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ БОЙЦА" Сергей Лабанов | |||
| Имя замечательного русского философа, историка русской философии и оригинального публициста, каким был Владимир Францевич Эрн, до сих пор несправедливо остается в тени других деятелей русского религиозного Ренессанса. Это был человек разнообразных дарований, натура которого органически сочетала волевое начало, созерцательность и интеллектуализм. В августе 2002 года исполнилось 120 лет со дня рождения этого замечательного русского патриота. |
ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XIX ВЕКА Виктор Аксючиц | |||
| В первой половине XIX века начался новый духовный этап в русской культуре. На исторической арене проявились новые силы, борьба которых изменила судьбу народа. Духовной революции противостоит духовная контрреволюция: с одной стороны, возрождалась традиционная русская духовность, с другой - восставали темные стихии. Их столкновение и определило последующую историю России. |
ПЯТАЯ КОЛОННА ИМПЕРИИ: XIX ВЕК Виктор Аксючиц | |||
Генетическое тяготение русского человека к религиозному осмыслению жизни, с одной стороны, но отрыв от Православия – с другой расшатывали нравственно-волевой стержень национальной души, ослабляя ее перед идеологическими соблазнами Запада. Европеизированные сословия в течение двух предреволюционных столетий утрачивали остатки связей с почвенной культурой. Разлагалась органичная культурная атмосфера, где всякая нарождающаяся идея в контексте духовной традиции получает естественное раскрытие и соотносится с высшими ценностями. | |
НОВЫЙ РЕНЕССАНС ИЛИ УСКОРЕННЫЙ АПОКАЛИПСИС? ЧАСТЬ 3 Борис Тарасов | |||
| "Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам", - призывает Иисус Христос в Нагорной проповеди. В истории же наблюдается обратная картина, перевернутая логика, в которой на передний план выдвигается не просветление души и любовное благоустроение, от чего и зависят подлинные сдвиги в преодолении всяческих несовершенств, а именно "все остальное" - государственные и партийные интересы, интеллектуальные и научные успехи, увеличение и утончение материального производства и техники. И тот натуралистический монизм и те навыки имманентного сознания, которые возобладали в эпоху Возрождения, сыграли в таком перемещении целей и средств принципиальную роль. |
СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Виктор Аксючиц | |||
| Русское мировосприятие - это всегда поиск целостности, синтетического единства во всем - в конкретном явлении или в универсальных проблемах бытия. Киреевский, определяя различие западноевропейского и русского менталитета, писал, что у европейского человека в душе есть перегородки. Одной частью души европеец познает рациональные проблемы, другой частью он занимается нравственными вопросами, третьей частью он решает практические проблемы. Русская душа лишена подобных перегородок, поэтому стремится каждую проблему осознать и пережить целостно, экзистенциально, стремится распознать, прежде всего, сущность явления. |
НОВЫЙ РЕНЕССАНС ИЛИ УСКОРЕННЫЙ АПОКАЛИПСИС? ЧАСТЬ 2 Борис Тарасов | |||
| Как бы дополняя Фромма, Освальд Шпенглер указывает на то, что опошлилось само время, стали привычными и даже привлекательными дурные манеры парламентов, нечистоплотные сделки для легкой наживы, примитивные вкусы в культуре: "Само строение общества должно быть выровнено до уровня черни. И да воцарится всеобщее равенство: всему надлежит быть одинаково пошлым. Одинаково делать деньги и транжирить их на одинаковые удовольствия... большего и не надо, большее и не лезет в голову". |
НЕОКОНЧЕННАЯ ПАРТИЯ ГРОССМЕЙСТЕРА БЖЕЗИНСКОГО Ирина Медведева, Татьяна Шишова | |||
| Наверное, такой неукротимый восторг гулял бы по лицу Геринга, если бы фашисты в 1945 году победили и он приехал бы в Москву с инспекцией. Даже поклонники таланта старого политгроссмейстера не посмеют утверждать, что Збигнев Бжезинский преисполнен дружеских чувств к нашей стране. А если сказать напрямик, мало кто так ненавидит Россию, как этот человек. Хотите знать, о чем он говорил, как о самом страшном для России? От чего навязчиво предостерегал в своем выступлении? |
НОВЫЙ РЕНЕССАНС ИЛИ УСКОРЕННЫЙ АПОКАЛИПСИС? ЧАСТЬ 1 Борис Тарасов | |||
| Умиравший от чахотки Виссарион Григорьевич Белинский совершал ежедневные прогулки к вокзалу строившейся Николаевской железной дороги и с нетерпением ожидал завершения работ, надеясь на капиталистическое развитие страны в деле созидания гражданского общества и нравственного совершенствования его членов. Критик думал, что железные дороги победят тройку, просвещение одолеет невежество, а "лучшая, то есть образованная часть общества", следящая "за успехами наук и искусств в Европе", выведет Россию на передовые позиции социальных отношений. |
ПРОПАГАНДА БЕРТРАНА РАССЕЛА Павел Рузанкин |
Кажется удивительным, что стратегии и приемы современной нам психологической войны были хорошо известны еще первым монахам. Для граждан небесного града изучение "стратегии и тактики" войны, приводящей в наше время к разрушению и гибели крупнейших цивилизаций, было суровой необходимостью. Из сказанного ясно, почему плоды психологическая война начала приносить тогда, когда христианство стало удаляться из этого мира и на месте христианской аскетики образовалась "мерзость запустения". |
"ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ" РУССКОГО ДВОРЯНСТВА Виктор Аксючиц | |||
| Интеллигентный человек в современной России, как правило, с благоговением относится к русскому дворянству. Это - заслуженная дань историческим заслугам сословия русского всеевропейского человечества, создавшего уникальную культуру. Но тот непреложный факт, что цветущая и непревзойденная русская дворянская культура XVIII и XIX веков привела Россию к катастрофе XX века, заставляет критически переосмыслить содержание и сущность этого феномена. |
САМОСТОЯНЬЕ ЛИЧНОСТИ Виктор Аксючиц | |||
| Мы начинаем строить на пепелище, протравленном за девяностые годы новыми ядами, но наше достояние - сохранившийся духовный фундамент Родины, достижения трагической истории России. В апофеозе развала можно различить признаки созидательных процессов. Обретение Родины может начаться с очищения своей души, духовного самосовершенствования, которое и будет созидать по крупицам душу России. Николай Васильевич Гоголь работу "Нужно любить Россию" начал со слов: "Без любви к Богу никому не спастись". Безответственному и бездумному современному человеку жизненно важно вспомнить о своем небесном происхождении и вселенской миссии. |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИКТАТУРА ПО ИВАНУ ИЛЬИНУ Виктор Аксючиц | |||
Многое из происходящего сегодня объясняется защитной реакцией на десятилетнее попрание либерал-радикалами национального достоинства русского народа-государствообразователя и разрушение российской государственности. Доведенный до грани уничтожения российский национально-государственный организм закономерно стремится к самосохранению через консолидацию власти, укрепление государства, усиление национального самосознания русского большинства страны. | |
ПАТРИОТИЗМ ЭЛИТЫ Виктор Аксючиц | |||
| Без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма - любви к Родине - человек по существу аморален. Ведь если в душе нет земной Родины, через которую открывается Отечество Небесное, то не существует инстанции ответственности, долга и совести. Беспочвенное космополитическое сознание порождает разнообразные фантомы - от мировой революции большевиков до нового мирового порядка либералов. |
ФИЛОСОФИЯ АНТИГЛОБАЛИЗМА РОССИЙСКИХ НЕОЕВРАЗИЙЦЕВ Наталия Нарочницкая |
Сегодня, наряду с "арийской" и "гиперборейской" теориями русского призвания, усиленно проповедуется теория о "евразийской цивилизации" - наследнице Чингисхана вместо России. Подобная бурно расцветающая на страницах псевдо-патриотической печати глубоко антихристианская философия своим ярко выраженным и воинственным языческо-натуралистическим толкованием истории умышленно игнорирует тысячелетнюю православную традицию России и русскую цивилизацию. |
РУССКИЙ НАРОД - РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ Виктор Аксючиц | |||
Российские народы трагической историей сплавлены в единую нацию, ибо живут единой духовной традицией и единством исторической судьбы. Российская нация - это духовно-политический собор народов России, основой которого является русский многонациональный народ. Полноценная нация - это сообщество свободных и ответственных граждан, которое основано на духовно-нравственных принципах, на обеспечении безопасности, защите жизненных интересов и собственности всех граждан страны, вне зависимости от национальных, религиозных, политических различий. | |
ЯВЛЕНИЕ РУССКОГО ДУХА Виктор Аксючиц | |||
Русская история, культура и цивилизация - это уникальное явление духа, преодолевающего и преобразующего невиданное сопротивление... Нигде и никогда в истории не создавалась цивилизация в подобных экстремальных природно-климатических и геополитических условиях жизни на огромных пространствах. "Тот, кто посмотрит на историю России с высоких идейных позиций, увидит картину предельного драматического напряжения: напряжения внешнего - военнополитического, и внутреннего - социального, духовного, нравственного, религиозного... Россия во все эпохи должна была выдерживать своеобразный, только ей свойственный груз жизненных проблем, который требовал от народа сил и способностей, развитие и упрочение которых в высшей степени осложнялось самой историей..." | |
ПАСХАЛИЯ ЗАПАДНЫХ ХРИСТИАН И КАНОНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Александр Чхартишвили | ||
Православная Церковь не может принять пасхалию, не соответствующую канонам и постановлению Никейского Вселенского Собора. По справедливому замечанию протоиерея Ливерия Воронова, "попытка установить единую новую практику ценой пожертвования никейскими решениями, по всей вероятности, не столько помогла бы устранить "внешний" соблазн видимой христианской разделенности, сколько способствовала бы возникновению гораздо худшего"внутреннего" соблазна, связанного с появлением новых церковных разделений". |
АНТИРУССКАЯ ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Виктор Аксючиц | |||
| "Европа в отношении России, всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна", - писал Пушкин. Действия России на международной арене нередко мотивировались моральными, а не только утилитарными соображениями, что на Западе выглядело юродством. Русские зачастую вели себя с чужими корректнее, чем со своими. Европейцы же блюли порядочность среди своих - "цивилизованных", а по отношению к "варварам" они выказывали верх беспринципности, вероломства, жестокости. В результате поведение России нередко служило нравственным укором для европейцев. Источник же нравственного дискомфорта вызывает агрессивное к себе отношение. |
НЕО-ЕВРАЗИЙСТВО И ВЕРА ОТЦОВ Эдуард Зибницкий | |||
Эта статья не имела бы смысла, если бы Дугин не взялся "пасти народ", взывая к его исторической и священной памяти, к вере отцов. Если бы он ограничился геополитикой и историческим анализом, научным исследованием традиций, то и наши обвинения были бы неуместны. Но Дугин вторгается в область мистических понятий и очень смело, как Учитель, распределяет "правоту" и "неправоту" в прошлом и указывает "правые" пути в будущем. Именно поэтому, прежде чем "пасти" Святую Русь, Дугин сам должен предстать перед судом веры отцов. | |
ТАЙНА ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА И СЛАВЯНСКОГО ВСЕЧЕЛОВЕКА Преподобный Иустин (Попович) | |||
| "Ясно почти до очевидности, - думает Достоевский, - что зло томится в человечестве глубже, чем предполагают лекари социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой, и что, наконец, законы духа человеческого столь еще неизвестны, столь неведомы науке, столь неопределенны и столь таинственны, что нет и не может быть еще ни лекарей, ни даже судей окончательных, а есть Тот, Который говорит: "Мне отмщение и Аз воздам". Ему одному лишь известна вся тайна мира сего и окончательная судьба человека..." |
УТОПИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ Федор Достоевский | |||
| 11 ноября исполняется 180 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Но многие его идеи начинают совершенно по-новому звучать в современном мире. Например, те, которые изложены в публикуемой ниже статье из "Дневника писателя", вошедшей в книгу "Избранное" Достоевского, подготовленную в издательстве Сретенского монастыря. |
ДЕПРЕССИЯ. ИСПЫТАНИЕ УНЫНИЕМ Ольга Курова | |||
А если станет совсем невмоготу - позовите в гости других страждущих от депрессии, приготовьте вкусные антидепрессивные блюда (на столе рекомендуются соленые сорта сыра, красное вино, мясо со специями и инжир) и спойте вместе печальную русскую народную песню о несчастной любви. Пусть она даст выход негативным эмоциям - именно для таких случаев народ эти песни и сложил. У вас есть надежда. Противостаньте депрессии, и убежит она от вас, вместе со своим лукавым хозяином. | |
ПРИШЛО ВРЕМЯ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ Алексей Лаушкин | |||
| Не нужно беспрестанно горевать о всей стране, не нужно увлекаться бесплодными мечтаниями и благими замыслами вселенского размаха. Делай то, к чему приставлен, но делай так, как будто от этого зависит спасение твоей души. Эту древнюю заповедь мы крепко позабыли. И потому среди нас столько милых людей и так мало мастеров. Дворники метут грязно, врачи лечат смертно, повара варят жидко, ученые пишут, абы заметили. И такому халтурному отношению к делу некоторые находят даже православное оправдание: чего уж о мирском радеть, когда конец света у дверей! |
РУССКИЙ ХАРАКТЕР Виктор Аксючиц |
К концу XX века после беспрецедентных явлений геноцида, особенно после немецкого нацизма, утвердилась неявная норма, по которой о народах не следует судить слишком определенно. Люди, государство, экономика, общественное устройство - могут быть плохими или хорошими, а говорить плохо о каком-либо народе - это шовинизм, национализм, расизм. Однако и возвеличивать свой народ - тоже дурной тон. Но народы, как и люди, весьма своеобычны и разнятся индивидуальными качествами. |
ИЛИЯ МИНЯТИЙ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И БОГОСЛОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Евгения Жукова |
В этом и заключается неоценимое приношение Минятия своей Родине: получив образование в Венеции, будучи воспитан в традициях венецианского гуманизма, он в душе все-таки православный грек, желающий Греции былого величества. Всю свою жизнь он проводит, неустанно преподавая в греческих школах и проповедуя с амвона, чтобы просветить народ, приобщить его к европейской культуре, но вместе с тем утвердить в вере как основной добродетели. Идеал Минятия - в первых веках христианства, о которых он тоскует и возвращения которых желает: "Удивительное дело! Нынешние христиане столько язычникам в пороках уподобляются, сколько древние христиане самих богов языческих в добродетели превосходили!" |
РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ О РУССКОМ ХАРАКТЕРЕ Виктор Аксючиц |
Русская интеллигенция со времени своего зарождения в конце XVIII века ощущала собственную беспочвенность, но относилась к этому с некоторой долей кокетства. Беспочвенностью своей образованные люди могли даже гордиться, не сознавая трагического значения этого рокового факта. Свободолюбие беспочвенной культуры характеризовалось отсутствием осознания национальных обязанностей. |
В ОЖИДАНИИ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Юрий Максимов | ||
В ближайшее время можно ожидать, что на рассмотрение Президенту и Госдуме будет представлен проект "Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации". Известно, что проекты подобного документа разрабатываются и в Российской Академии Госслужбы, и в Минюсте, а также в ряде общественно-политических организаций. |
РОЖДЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА ИЗ ДУХА БУДДИЙСКОЙ МЕТАФИЗИКИ Виктор Аксючиц | |||
| Постмодернизм - это трансляция позитивистской модальности в культуру. В свою очередь, и то, и другое - своего рода нирванизация бытия на западной почве, с замещением восточного космического пессимизма западным небытийным оптимизмом. Диктат подобного новомнения допускает крайне утрированные проявления: истина имеет право представляться только в карикатурном виде, а бессмысленность - в апофеозе самоутверждения. |
СОБЛАЗН ЕВРАЗИЙСТВА Виктор Аксючиц | |||
В последние годы становятся популярными идеи евразийцев, что понятно: российская общественность ищет возможности третьего пути после трагического опыта советского коммунизма и десятилетия демократии абсурда. Евразийцы тоже пытались в противовес сталинизму, с одной стороны, и западным демократиям, с другой, обрести органичный российский путь. Но в праведном порыве они поддались основным заблуждениям эпохи и породили новые соблазны. | |
ПО ПОВОДУ СОЗЫВА "ВЕЛИКОГО СОБОРА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ" Преподобный Иустин (Попович) | |||
| Вопрос подготовки и созыва нового "Вселенского Собора" Православной Церкви не нов и не из последних в нашем веке истории Церкви. Этот вопрос был уже поставлен при жизни несчастного патриарха Константинопольского Мелетия Метаксакиса, известного тщеславного модерниста и реформатора, создателя раскола в Православии на его так называемом "Всеправославном Конгрессе" в Константинополе в 1923 году. |
СВЯТЫЕ ОТЦЫ И "ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ". ЧАСТЬ 2 Юрий Максимов | |||
| "Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения", - писал преподобный Силуан Афонский, и тут же добавлял: "Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их". Преподобный Силуан вслед за Святыми Отцами повторял: "Жалко тех людей, которые не знают Бога. Они не видят вечного света и по смерти идут в вечный мрак". |
КАЛЕНДАРЬ КАК ОБРАЗ ВРЕМЕНИ Архимандрит Рафаил (Карелин) | |||
| Календарь - не только продукт науки, не только таблица математических исчислений, но также и религиозное и философское осмысление времени, переданное языком математики. Через юлианский календарь, его математико-символическую знаковую систему, время воцерковляется в ритмах богослужения, особенно в пасхалии. Воцерковленное время становится символом и образом вечности. |
СВЯТЫЕ ОТЦЫ И "ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ" ВОПРОС О ВЕЧНОСТИ АДСКИХ МУК В РАБОТАХ ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛОВОВ XX ВЕКА Юрий Максимов | |||
| Вовсе не Бог готовит вечность ада. Ад, по мысли преподобного Макария Египетского, лежит "в глубине сердца человеческого". Да, Бог есть любовь и любовь эта будет всё во всём, но для тех, кто стал воплощением ненависти, она станет адским огнем. Именно об этом говорят знаменитые слова преподобного Исаака Сирина: "Мучимые в геенне поражаются бичем любви". Провозглашая же неизбежное "восстановление всяческих" в Боге, "богословы-оптимисты", сами того не замечая, впадают в фашистское безумие "принудительного рая". Так Небесный Иерусалим медленно превращается в концлагерь. |
КАЛЕНДАРЬ ВЕЧНОСТИ Интервью с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) | ||
Недавно в одной из телепрограмм долго сетовали, что Русская Церковь все никак не перейдет на новый календарь, не празднует Рождество и Пасху вместе со всем остальным миром. Неужели нам так и оставаться навсегда отсталыми, со своим устаревшим календарем? |
РУССКИЙ НАРОД СЛИШКОМ ДОРОС ДО ЗДРАВОГО ПОНЯТИЯ О ВОСТОЧНОМ ВОПРОСЕ Федор Достоевский | |||
| С самого покорения Константинополя весь огромный христианский Восток невольно и вдруг обратил свой молящий взгляд на далекую Россию, только что вышедшую тогда из своего татарского рабства, и как бы предугадал в ней будущее ее могущество, свой будущий всеединящий центр себе во спасение. Россия же немедленно и не колеблясь приняла знамя Востока и поставила царьградского двуглавого орла выше своего древнего герба и тем как бы приняла обязательство перед всем Православием: хранить его и все народы, его исповедующие, от конечной гибели. |
POST SCRIPTUM. СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ. Федор Достоевский | |||
| Романы Достоевского давно стали классикой не только русской, но и мировой литературы. К сожалению, несравненно менее известны публицистические работы Федора Михайловича, публиковавшиеся им в "Дневнике писателя". Между тем, злободневные для своего времени, они на удивление актуально звучат и сейчас. Можно с уверенностью сказать, что это - классика мировой публицистики. В качестве примера приведем небольшой отрывок из "Дневника писателя", вошедший в новую книгу Сретенского издательства - "Избранное" Ф.М. Достоевского. |
НАШИ КАЛЕНДАРИ ПОЧЕМУ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЖИВЕТ ПО СТАРОМУ СТИЛЮ Александр Чхартишвили |
Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство вместе с большинством стран с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль. Данная статья из сборника "Календарный вопрос", вышедшего в издательстве Сретенского монастыря, представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. далее... |
РЕЧЬ АПОСТОЛА ПАВЛА В АФИНАХ КАК ОБРАЗЕЦ ПРОПОВЕДИ НЕЦЕРКОВНОМУ МИРУ Владислав Томачинский |
Настоящая проповедь языческому миру всегда лежит в поле напряжения между двумя полюсами: максимальной доходчивостью и бескомпромиссным свидетельством; опорой на признанные слушателями авторитеты и возведением к принципиально новому пониманию вещей; похвалой слушателям и ненавязчивым обличением их нравов. И в этом случае, как и в любом искусстве, отличие таланта от бездарности измеряется миллиметрами... далее... |
ХРИСТИАНСТВО И ИСТОРИЯ Сергей Говорун |
Marc Bloch некогда заметил: "Христианство является религией историков". Эти слова не являются преувеличением. Историческое знание или, лучше сказать, чувство истории глубоко укоренено в христианском опыте. Обращение к истории является потребностью христианина. В этом им движет нечто значительно более глубокое, чем просто самоценный научный интерес, каким обыкновенно руководствуются ученые историки. далее... |
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II |
Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства - это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. И священник, педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен. далее... |
СОБОР ИЛИ ПАРЛАМЕНТ? Архимандрит Тихон (Шевкунов) |
Парламентаризм уже давно и активно проникает в церковное сознание. С большой долей уверенности можно сказать, что Поместный Собор, созванный в наше время, в той обновленной форме, которая была задана в 1917 году, будет выглядеть ненамного лучше теперешних заседаний Государственной Думы. |
ОБРАЗ РАЯ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ Юрий Максимов |
О том, что верующие самых разных конфессий будто бы молятся одному Богу, приходится слышать настолько часто, что это уже стало общим местом. В качестве опровержения этого мнения мы предлагаем посетителям нашего сайта статью, в которой на основании священных текстов описывается два настолько разных рая, что становится ясно - "Один бог" это создать не мог. далее... |
ПОХИЩЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Владимир Невярович |
В последние годы активно развивается и внедряется во все сферы жизни наука, именующей себя психологией. Ставки психологов введены в штатное расписание школ, предприятий, управленческих структур. Теперь есть психологи и в правительстве, и в Госдуме, и в банках, и в командах политиков, и в милиции, и в театрах. С одной стороны, можно приветствовать появление многочисленной армии специалистов, призванных формировать, здоровые отношения среди людей. Проблема видится в ином. Кто и чему научил этих специалистов... далее... |
ПРАВОСЛАВИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ Валерий Ильин |
Понятие психотерапии нередко отождествляется многими верующими и священнослужителями с оккультизмом или, во всяком случае, с делом заведомо безбожным - порождением чисто атеистического ума. Единственным источником и причиной душевной болезни нередко называется грех. Часто упоминаются в этой связи также "духовная пустота", недостаточная воцерковленность и т.п. Эти представления заслуживают очень серьезного внимания, поскольку они симптоматичны для нашего времени, времени "разброда умов". далее... |
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ Наталия Нарочницкая |
Латинский Запад и Православный Восток: Два пути апостасии - один драматический итог на пороге Третьего Тысячелетия. далее... |
НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ БОЛЕЗНИ Ирина Силуянова |
Ценность явлений окружающего нас вещественно-предметного мира всегда связана с их ценой, которая формируется отношениями "спроса и предложения". Нравственная ценность - феномен, не зависящий от отношений "купли-продажи". Подлинную любовь - нельзя купить, а свою боль и болезнь - нельзя продать. Тем не менее, утверждение о нравственной ценности болезни многими людьми может быть охарактеризовано как вид безумного суждения. далее... |
ИСТИННА ЛИ ПРАВДА? Владислав Томачинский |
"У всякого Павла своя правда", - говорит русская пословица. Однако в научном мире порой малоубедительные теории претендуют на статус универсального закона, то есть правды всеобщей. Причем порой это теории признанных мэтров, оспаривать которых не очень-то удобно. далее... |
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ АВИАКОНСТРУКТОРА СИКОРСКОГО Геннадий Катышев |
Игорь Иванович Сикорский - выдающийся русский авиаконструктор. В 1913 году он построил четырехмоторный гигант "Русский Витязь", первенец мировой тяжелой авиации. Преемник "Витязя", "Илья Муромец", ошеломил современников мировыми рекордами продолжительности полета и грузоподъемности. После революции Сикорский уехал с начала во Францию, а потом в США, где создал первые трансокеанские пассажирские лайнеры, основал вертолетостроение. Но есть еще одна область приложения его ума, которая до времени была сокрыта, - это философия. далее... |
АПОФАТИКА - ОСНОВНОЙ МЕТОД НАУКИ XXI ВЕКА Виктор Тростников |
Принято думать, что апофатика есть гносеология специально богословская, и к научному познанию она неприменима. Это большое заблуждение. далее... |