В последние дни и недели все чаще приходится видеть, как люди горячо требуют от Церкви поддержать те или иные (часто прямо противоположные) политические взгляды, и негодуют на Церковь за то, что она этого не делает. Что же, у Церкви есть веская причина этого не делать - одна из заповедей Декалога.
Ге Н. Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад. 1889 |
Теперь ситуация изменилась - и смысл заповеди становится яснее. Речь идет не только (и не столько) о божбе, сколько о попытках использовать имя Божие в своих целях. Любое общество, в котором имя Божие известно и пользуется хотя бы некоторым почтением, сталкивается с этим грехом - его могут совершать, скажем, мошенники, собирающие средства якобы на Церковь или на помощь нуждающимся.
Но грех мошенников очевиден и хорошо известен им самим - они занимаются обманом, а вот самообманом им заниматься труднее. Бывают ситуации, когда люди начинают употреблять имя Божие напрасно, будучи почти уверены, что поступают честно и справедливо. Так бывает, когда люди призывают Бога в политические союзники, когда Его имя используют для того, чтобы напасть на врагов.
Причины этого могут быть разными, как и степень греха людей, которые это делают. Циничные политтехнологи могут использовать имя Божие, пытаясь склонить людей поддержать их или возненавидеть их врагов. Например, враждебного политика могут записывать в “антихристы”, а в названии неприятельской партии расшифровывать число “666”. Такие попытки могут быть поразительно безвкусными, наивными и просто несусветно глупыми - те, кто считает других глупцами, сами склонны делать глупости. Люди могут впадать в грех и по менее циничным мотивам - они верят (ну, почти верят) в то, что Христос, происходи Его земное служение сейчас, поддержал бы их правое дело. Мысль о том, что Христос непременно выступил бы на “правой” стороне в политическом конфликте, а Церковь неверна Ему, поскольку этого не делает, в последнее время высказывалась неоднократно - и нам стоит немного рассмотреть стоящее за ней умонастроение.
Существуют разные виды обмана - и самообмана. Иногда человек лжет, прекрасно понимает, что лжет, и гордится изобретательностью, с которой он обводит “лохов” вокруг пальца. Иногда человек обманывает и самого себя, и сам оказывается в числе жертв собственной неправды. Иногда он тщательно закрывает глаза на все, что способно поколебать его взгляды, и жадно подхватывает все, что может их укрепить. Есть и еще один вид самообмана - отказ задумываться на некоторыми вопросами, которые, кажется, должны бы приходить в голову в первую очередь. Этот последний вид чаще всего и проявляется в разговорах о том, что “Христос не молчал бы”, а обличал бы наших противников.
Прежде всего, люди избегают вопроса об истине самого Евангельского возвещения - а кто такой вообще Христос, истину ли говорит о Нем Церковь? Если Евангелие - это что-то из области “мифов народов мира”, если это просто неправда, то зачем же на нее ссылаться? Если обетования вечной жизни - и предостережения о вечной погибели - ложны, то это поистине страшная ложь; если истинны - то это самая важная истина на свете. Как говорит Апостол, “а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. (1Кор.15:14-19)”
Если Христос не воскрес, то христиане - несчастные глупцы, а Апостолы, на проповеди которых стоит вся вера во Христа - лжесвидетели. Если это так, то может ли честный человек ссылаться на имя Христово, или заявлять, что Христос был бы на его стороне? Какой смысл в том, чтобы ссылаться на Христа, если Вы в Него не верите?
Как сказал английский писатель К.С.Льюис, “Вот - дверь, за которой вас ждет разгадка мироздания. Если ее там нет, христиане обманывают вас, как никто никого не обманывал за все века истории. И всякий человек (человек, не кролик) просто обязан выяснить, как обстоит дело, а потом - или всеми силами разоблачать преступный обман, или всей душой, помышлениями и сердцем предаться истине”
Евангелие ставит нас перед необходимостью определиться - если это истина, покоритесь ей; если это ложь - отвергните ее. Считать Евангелие ложью и в то же время пафосно ссылаться на него - нелепо и недостойно. Да, большинство из тех, кто ссылается, просто избегают вопроса “правда ли это?”. Но избегать этого вопроса - самообман.
Такое избегание означает практический атеизм - положение дел, когда, теоретически, человек не заявляет себя неверующим, но на практике ведет себя так, будто Бога нет. Время от времени в СМИ появляются “откровения” от лица тех или иных недавно умерших известных лиц - которыми, они, якобы, незадолго до смерти поделились с кем-то еще. Мертвые безопасны для обманщиков в том отношении, что они в ближайшее время не смогут ничего опровергнуть. Им можно приписывать что угодно.
Чтобы приписывать свои политические симпатии (и антипатии) Богу, нужно какое-то несокрушимое неверие - бесстрашная уверенность в том, что человеку никогда не придется предстать на суд Того, чье имя он беззастенчиво использовал. И вот Церковь, помня о том, что все мы предстанем на суд Христов, избегает употреблять имя Божие всуе.
У православных людей могут быть разные политические взгляды - как об этом недавно еще раз сказал Патриарх - но очень важно различать богооткровенную истину и человеческие убеждения. Не обязательно ложные - просто убеждения людей, склонных грешить и ошибаться.
Это важно в духовном отношении, важно и в политическом. Вера во Христа предполагает более трезвый взгляд на себя - я могу быть, со своими пламенными убеждениями, неправ, и более милосердный взгляд на других - они вовсе не воплощение вселенского зла, они тоже люди, которые могут грешить и заблуждаться.
То исступление, когда человек видит себя, со своими политическими взглядами, воплощением добра, а своих противников - воплощением зла, и требует, чтобы Церковь, именем Божиим, безоговорочно поддержала его, это чрезвычайно бедственное духовное состояние. Для политической жизни это тоже бедствие; поэтому лучше не поминать имя Божие напрасно.