Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.

Об одной заповеди Божией

Источник: Радонеж

В последние дни и недели все чаще приходится видеть, как люди горячо требуют от Церкви поддержать те или иные (часто прямо противоположные) политические взгляды, и негодуют на Церковь за то, что она этого не делает. Что же, у Церкви есть веская причина этого не делать - одна из заповедей Декалога.

Ге Н. Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад. 1889
Ге Н. Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад. 1889
Еще недавно казалось, что заповедь “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно”. (Исх.20:7) относится только к случаям так называемой “божбы” - когда имя Божие произносится без благоговения, легкомысленно и непочтительно. Суровость предостережения, связанного с этой заповедью, могла казаться непонятной. Бог не просто требует - “не делайте этого” - но и торжественно обещает, что “не оставит без наказания” тех, кто нарушает эту заповедь. Это - единственная из заповедей Декалога, которая содержит прямое обещание кары нарушителям.

Теперь ситуация изменилась - и смысл заповеди становится яснее. Речь идет не только (и не столько) о божбе, сколько о попытках использовать имя Божие в своих целях. Любое общество, в котором имя Божие известно и пользуется хотя бы некоторым почтением, сталкивается с этим грехом - его могут совершать, скажем, мошенники, собирающие средства якобы на Церковь или на помощь нуждающимся.

Но грех мошенников очевиден и хорошо известен им самим - они занимаются обманом, а вот самообманом им заниматься труднее. Бывают ситуации, когда люди начинают употреблять имя Божие напрасно, будучи почти уверены, что поступают честно и справедливо. Так бывает, когда люди призывают Бога в политические союзники, когда Его имя используют для того, чтобы напасть на врагов.

Причины этого могут быть разными, как и степень греха людей, которые это делают. Циничные политтехнологи могут использовать имя Божие, пытаясь склонить людей поддержать их или возненавидеть их врагов. Например, враждебного политика могут записывать в “антихристы”, а в названии неприятельской партии расшифровывать число “666”. Такие попытки могут быть поразительно безвкусными, наивными и просто несусветно глупыми - те, кто считает других глупцами, сами склонны делать глупости. Люди могут впадать в грех и по менее циничным мотивам - они верят (ну, почти верят) в то, что Христос, происходи Его земное служение сейчас, поддержал бы их правое дело. Мысль о том, что Христос непременно выступил бы на “правой” стороне в политическом конфликте, а Церковь неверна Ему, поскольку этого не делает, в последнее время высказывалась неоднократно - и нам стоит немного рассмотреть стоящее за ней умонастроение.

Существуют разные виды обмана - и самообмана. Иногда человек лжет, прекрасно понимает, что лжет, и гордится изобретательностью, с которой он обводит “лохов” вокруг пальца. Иногда человек обманывает и самого себя, и сам оказывается в числе жертв собственной неправды. Иногда он тщательно закрывает глаза на все, что способно поколебать его взгляды, и жадно подхватывает все, что может их укрепить. Есть и еще один вид самообмана - отказ задумываться на некоторыми вопросами, которые, кажется, должны бы приходить в голову в первую очередь. Этот последний вид чаще всего и проявляется в разговорах о том, что “Христос не молчал бы”, а обличал бы наших противников.

Прежде всего, люди избегают вопроса об истине самого Евангельского возвещения - а кто такой вообще Христос, истину ли говорит о Нем Церковь? Если Евангелие - это что-то из области “мифов народов мира”, если это просто неправда, то зачем же на нее ссылаться? Если обетования вечной жизни - и предостережения о вечной погибели - ложны, то это поистине страшная ложь; если истинны - то это самая важная истина на свете. Как говорит Апостол, “а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. (1Кор.15:14-19)”

Если Христос не воскрес, то христиане - несчастные глупцы, а Апостолы, на проповеди которых стоит вся вера во Христа - лжесвидетели. Если это так, то может ли честный человек ссылаться на имя Христово, или заявлять, что Христос был бы на его стороне? Какой смысл в том, чтобы ссылаться на Христа, если Вы в Него не верите?

Как сказал английский писатель К.С.Льюис, “Вот - дверь, за которой вас ждет разгадка мироздания. Если ее там нет, христиане обманывают вас, как никто никого не обманывал за все века истории. И всякий человек (человек, не кролик) просто обязан выяснить, как обстоит дело, а потом - или всеми силами разоблачать преступный обман, или всей душой, помышлениями и сердцем предаться истине”

Евангелие ставит нас перед необходимостью определиться - если это истина, покоритесь ей; если это ложь - отвергните ее. Считать Евангелие ложью и в то же время пафосно ссылаться на него - нелепо и недостойно. Да, большинство из тех, кто ссылается, просто избегают вопроса “правда ли это?”. Но избегать этого вопроса - самообман.

Такое избегание означает практический атеизм - положение дел, когда, теоретически, человек не заявляет себя неверующим, но на практике ведет себя так, будто Бога нет. Время от времени в СМИ появляются “откровения” от лица тех или иных недавно умерших известных лиц - которыми, они, якобы, незадолго до смерти поделились с кем-то еще. Мертвые безопасны для обманщиков в том отношении, что они в ближайшее время не смогут ничего опровергнуть. Им можно приписывать что угодно.

Чтобы приписывать свои политические симпатии (и антипатии) Богу, нужно какое-то несокрушимое неверие - бесстрашная уверенность в том, что человеку никогда не придется предстать на суд Того, чье имя он беззастенчиво использовал. И вот Церковь, помня о том, что все мы предстанем на суд Христов, избегает употреблять имя Божие всуе.

У православных людей могут быть разные политические взгляды - как об этом недавно еще раз сказал Патриарх - но очень важно различать богооткровенную истину и человеческие убеждения. Не обязательно ложные - просто убеждения людей, склонных грешить и ошибаться.

Это важно в духовном отношении, важно и в политическом. Вера во Христа предполагает более трезвый взгляд на себя - я могу быть, со своими пламенными убеждениями, неправ, и более милосердный взгляд на других - они вовсе не воплощение вселенского зла, они тоже люди, которые могут грешить и заблуждаться.

То исступление, когда человек видит себя, со своими политическими взглядами, воплощением добра, а своих противников - воплощением зла, и требует, чтобы Церковь, именем Божиим, безоговорочно поддержала его, это чрезвычайно бедственное духовное состояние. Для политической жизни это тоже бедствие; поэтому лучше не поминать имя Божие напрасно.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

18 января 2012 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ВАЛЕНТИНА 22 января 2012, 11:07
А КАК ЖЕ С ПРАВОСЛАВНОЙ ПАРТИЕЙ? КАК В ДРУГИХ СТРАНАХ, ГДЕ ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО ЕДИНЫ? В ПИСАНИИ МНОГО МЕСТ ОПИСАНО, О ВРЕМЕНАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ДР.,И КАК ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ УЧАВСТВОВАЛИ В ПОЛИТЕКЕ ( ВОЙНЫ. ПРОПОВЕДЬ И ДР)? И ВООБЩЕ,- КАКИЕ ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ? БОГ ЗНАЕТ.
Елена19 января 2012, 11:57
Совершенно согласна.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×