Непокоренный Савкин

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 444 px. Размер файла 179143 b.
Привычно казенно стучит машинка, взвизгивает лентой, отбивая строку за строкой. Новое, аккуратное «с иголочки» дело: «Начальнику Пермского Оперсектора ОГПУ. РАП ОРТ: По имеющимся в Секретном Отделении материалам священник села Дуброва, Оханского района СЕМЕН ФЕДОРОВИЧ САВКИН является ярым противником Соввласти и ее мероприятий, систематически ведет анти-советскую агитацию среди граждан данной местности, против колхозного движения, хлебозаготовок и т.д.»…И вот сидит он перед камерой фотографа, сельский батюшка, «бунтарь» и «злоумышленник», не умевший должным образом скрыть своего нелояльного настроя. Как сложилась его судьба, чем закончились его мытарства, мы не знаем. Это – середина пути, конец которого затерялся где-то в хрониках 30-х.

           Из протокола допроса

           Почти «чеховский» случай. Не совершал он ничего противозаконного, и с политической линией ознакомлен достаточно: «Никаких антиколхозных разговоров я не вел, тем более что нас предупредили, что нельзя ничего говорить, например, в начале коллективизации вызывали в город Оханск в милицию и продержали двое суток под арестом, предупредив, что если будем говорить что-либо против коллективизации, то пойдем под суд»[1].

           На вопросы отвечает кратко, по существу:

Род занятий: священник Дубровской церкви Оханского района Уралобласти. С 1916 г.

Семейное положение: женат, на иждивении 5 человек.

Пользуется ли избирательным правом: лишен.

Имущественное положение: пчел 17 семей, имел 1 корову до нынешнего года, 1 коза.

Образование: Пермское Пастырское училище.

Происхождение: из крестьян.

Партийность: беспартийный, ни в каких обществах не состоял.

Политические убеждения: не имею.

           Из комментария к анкете следует, что батюшка этот начинал когда-то на Белой Горе и лишь по счастливому стечению обстоятельств уцелел. В монастырь поступил в двенадцатилетнем возрасте и шесть лет находился под руководством игумена Варлаама (Коноплева) до тех пор, пока его однажды не присмотрел в помощники Епископ Палладий. Так он и оказался в Перми. В 1913-м году определили для него первую ступень послушания – псаломщика при архиерейском доме, а затем и диакона. Священником он стал уже при Владыке Андронике (Никольском), и в 1917-м, во время смуты, отправлен на дальний приход в с. Дуброво, возможно, с тем расчетом, чтобы был подальше от губернского центра, где политические события ощущались довольно остро.

           А дальше, как и в других делах 1932-го года, подследственный излагает самую суть, старается все-все объяснить, чтобы не быть неправильно понятым: «Мои обиды и недовольства Соввластью вызывались исключительно потому, что на меня как на священника со стороны местных властей налагались непосильные налоги, как например я с июля по январь заплатил 527 рублей разных обложений, сдал меду около 7 пудов, налагали на меня кудели 15 пудов и, наконец, вновь поднесли налог на 1009 рублей. Ясно, что я считал такую налоговую политику несправедливой, да и вы тоже скажете, что это правильно.»[2]

           …Слушают, не возражают, и он ободренный общим вниманием, продолжает: «Кроме того, само положение Церкви теперь совершенно в иных условиях, чем это было раньше (раньше со священнослужителей налогов не брали), теперь на священников смотрят как на врагов, не понимая сути дела. Естественно, что такие факты иногда вызывали во мне горячность и на почве нервности я отзывался нехорошо о Соввласти. Будучи же с тем или иным лицом, находящемся со мной в аналогичном положении, я безусловно обменивался мнениями о житье-бытье, о налогах и прочее. Но все эти разговоры никакой злономеренной цели, цели агитации против Соввласти и ее мероприятий не носили, а были просто как обмен мнениями.»[3]

           Каждый раз, когда в следственных делах встречаются подобные показания, поневоле ставишь себя на место этих несчастных. Да, они не были готовы к тому, что террор возобновится с новой силой и не предполагали, что в вину им будет вменяться не действие, а «мыслепреступление». И, все же, судя по тому, как откровенно они ведут себя на следствии, можно предположить, что это люди, не пережившие травмы гражданской войны до разделения на «своих» и «чужих» в обыденной жизни. Они до последнего не теряют надежды на то, что те, от кого зависит определение их участи, соотечественники, русские люди, вникнут, разберутся, поймут, наконец, где справедливость.

           Так же просто, неискусно этот деревенский священник пытается объяснить и свое участие в событиях гражданской, не ведая, что показаний против него собрано уже достаточно и допрос ведется лишь для проформы.   

           «С крестом на супостаты»

           Судя по материалам дела, жизнь отца Симеона после революции протекала захватывающе, бурно. В 1918-м, летом, в разгар красного террора, приключилась ему пренеприятная оказия. Батюшка обычным порядком совершал службу, когда из соседнего села поступили известия: из города к ним направляется отряд красноармейцев «со сбором». В нескольких местах уже побывали и везде одно: берут церковные кассы, грабят, чинят насилие, не щадят ни малого, ни старого. И вот тут-то отец Симеон проявил несмирение – взлетел на колокольню, и, что было сил, ударил в набат, созывая народ. Людей собралось до тысячи из Дуброво и окрестных деревень.

Картина той героической обороны сохранилась, благодаря воспоминаниям свидетелей. Собрались всем сходом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Господи, благослови! Пресвятая Богородице спаси нас!» За Церковь, за веру, за жен, за невест.... Навстречу красногвардейцам выступил из села отряд крестьян числом 25 человек, вооруженных обрезами, да вилами, впереди на лошади с крестом в руках – священник.

Что заставило их вернуться? Опасение, что красные зайдут с другой стороны, а, может быть, осторожность и страх перед невинным пролитием крови, но на середине пути «разведывательный рейд» повернул назад. «Гости» же не заставили себя долго ждать, и вскоре появились у здания управы, где их уже поджидал народ. Вели себя по-хозяйски, уверенно, не убеждали, а требовали денег, продуктов, зерна.

То, что вошло в потом хронику гражданской войны как Дубровское восстание кулаков, может быть оценено как таковое лишь с большой натяжкой. По сути это было неподчинение крестьянского схода бесчинствующему продотряду. И, если бы не увещания священника не превысить меру, красноармейцы, вероятно, полегли бы в тот день все до одного. На площади перед управой произошла стычка, один из отряда, вероятно, командир, был убит, и еще один ранен. Отряд бесславно удалился, а мужики, окрыленные победой, пораскинув, решили установить в селе самоуправление до полного восстановления законного порядка. «Порядок» и был восстановлен через несколько дней другим – карательным отрядом, и восемь наиболее активных участников «восстания» были тут же расстреляны. Отца Симеона, допросив, и установив, что в избиении «героев» он не участвовал, отпустили.

Все эти печальные факты фиксирует протокол. А батюшка и не думает отрицать: «Действительно, в то время народ созывался на восстание набатом. <…> Я помню, как на площади около помещения волостного правления была толпа народа и били красногвардейцев, я это видел лично, но в побоях я никакого участия не принимал. Наоборот, я заступался, чтобы не били»[4].

Невольный участник «уральской Вандеи», он не видит преступления в том, что для него и для его паствы было в тот момент справедливым выступлением против явного беззакония и грабежа. Да и где «законный порядок», а где произвол, кто мог дать ответ до окончания гражданской войны?

Как трудно сопрягались тогда в хаосе 1918-го – 19-го годов естественное чувство справедливости и заповедь о смирении и о подчинении власти! Не успев придти в себя от пережитого, отец Симеон уже на ходу поправлял лямку, едва поспевая за строем …товарищей красноармейцев. Принудительная мобилизация 1919-го года не предполагала исключения для лиц духовного звания. Опасаясь своим отказом навлечь на деревню новую расправу властей, он поневоле почти полгода числился бойцом 30 Красной дивизии 17-го Уральского полка. Благо, проку от него не было никакого, и вскоре его перебросили в отдел снабжения.

С учетом этого факта его участие в стычке 1919 г., вероятно, осталось бы погребенным под слоем праха, если бы последующие события не потребовали от него четкого нравственного выбора.

«Быть агентом отказываюсь»

При каких обстоятельствах его заполучили в «агенты», мы, вероятно, никогда не узнаем, но материалы следствия содержат еще один любопытный документ – характеристику из секретного Оперсектора ОГПУ. Из нее явствует, что «священник Савкин Семен Федорович был завербован 12 апреля 1925 года и направлен для использования в группе церковников»[5].

Очередная «принудительная мобилизация», однако так и не достигшая цели. Текст проливает свет на историю этого вынужденного «сотрудничества»: «Савкин ни одному районному уполномоченному никаких материалов не давал, а наоборот категорически отказывался являться в указанный срок и место. В феврале 1929 года Савкин по почте в адрес Окротдела ОГПУ прислал заявление в 3-х экземплярах следующего содержания: “быть агентом тайным или явным я как православный священник категорически отказываюсь” <…> и так до момента ареста Савкин упорно от работы отказывался хотя и давал несколько сведений, но они никакой ценности абсолютно не представляли. Например в одной из сводок о степени религиозности в массах он написал: “главная причина падения народной религиозности это потому, что в школах прекратили закон божий”» (с сохранением орфографии источника)[6]. И вот этого-то ему простить никак не могли.

То, что так и осталось для него тайной неразгаданной – огромный и казалось не имевший пределов подоходный налог, вызвавший его искреннее возмущение, – по-видимому, было следствием сделанного им выбора. В стопке документов сохранилось красноречивое свидетельство неравного «поединка» между священником и местными властями – один из многочисленных листов с начислением выплат[7].

                              

                           Извещение.                                         С. Дубровка

Савкину С.

Дубровский с/c (сельсовет) предлагает в 2-х дневный срок внести в кассу с/c следующие суммы:

Единовременный культ-налог   504 р. 75

Самообложения                             504 р. 75

Итого -                                           1009 р. 80 к.

В случае неуплаты 2-хдневного срока будут приняты меры принудительного взыскания.

25/ I. 30                                         Финотдел с/с                                     И.Колчанов

                                                      Председатель с/с                               С. Понамарь

           Небольшой, примерно в половину листа, пожелтевший от времени документ с твердым росчерком – автографом адресата, выполненным красным карандашом поперек текста распоряжения: «ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. НА ПАМЯТЬ. СВЯЩЕННИК СИМЕОН САВКИН» (с сохранением орфографии источника).

           …Несколько отчаянных попыток воззвания к совести членов сельсовета, несколько случаев сопротивления хищническим поборам, и дело на «ярого противника колхозного строительства» было принято к производству. А дальше обычным чередом – томительные допросы по кругу, наскоро собранные и подшитые к делу свидетельские показания, и через два месяца с момента ареста о. Симеона, 2-го апреля 1932 года, подоспел приговор тройки ОГПУ с обвинением по статье 58-10-13 УК и определением меры пресечения – пять лет концлагеря[viii].

           Сугубо «политическое» дело, из тех, что едва ли когда-нибудь попадут в поле зрение Комиссии по канонизации. Один из тысяч священников с переломанной судьбой, не раз униженный, лишенный прав и голоса в новой системе общественно-государственных отношений. Простой, не имевший ни образования, ни каких-то особых пастырских дарований, но все же со своим, внутренним человеческим достоинством и укорененным представлением о том, что можно и чего нельзя, где правда, и в чем беззаконие. Близкий своей пастве, смиренно принявший ту же «крестьянскую долю», объявленный врагом, задавленный налогами, но так и не покоренный.



[1] Дело Савкина С.Ф. // ПермГАНИ, Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 29101. Л. № 20

[2] Дело Савкина С.Ф. // ПермГАНИ, Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 29101. Л. № 20

[3] Дело Савкина С.Ф. // ПермГАНИ, Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 29101. Л. № 20

[4] Дело Савкина С.Ф. // ПермГАНИ, Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 29101. Л. № 19 об.

[5] Дело Савкина С.Ф. // ПермГАНИ, Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 29101. Л. № 36

[6] Дело Савкина С.Ф. // ПермГАНИ, Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 29101. Л. № 36

[7] Дело Савкина С.Ф. // ПермГАНИ, Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 29101. Л. № 3

[8] Дело Савкина С.Ф. // ПермГАНИ, Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 29101. Л. № 42

Мария Дегтярева

20 января 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Татьяна 8 февраля 2013, 07:40
Что значит наука без Бога и религии - какое извращение истины - сплошная ложь! Что в науке и образовании, что в обвинениях на судах! Хотя коммунистический режим пытался построить строй ориентированный на справедливое и социальное распределение, а что получилось? Это мы видели, и последствия видим сейчас, а безбожная ложь с различных кафедр продолжается? Ньютон и др. хоть и со скальпелем к природе (а сейчас объектом науки стало общество-социум и человек и его мозг и нейроны), но с именем Бога? Спаси Бог.
Елена 9 июня 2012, 22:21
Марии. Спасибо за адрес сайта с базой репрессированных. Много лет ищу своего деда, о котором почти ничего не знаю,Брак деда с бабушкой не был зарегистрированным, бабушка умерла в 1937 году, оставив 7-летнего сына, моего отца. И папа ничего не знал об отце, так только, отдельные эпизоды. В списке нашла двух человек, ФИО, год рождения и место жительства совпадают с данными моего деда. Не знаю, как поискать подробнее, не деда, конечно, может его детей или внуков?
Максим 9 марта 2012, 19:36
Спаси Господи и помилуй нас грешных...Церкви открываются и потихоньку идет восстановление с Божьей помощью...А мы не идем в храмы...Дети рвутся в аквапарки и на компьютерные игрища ...И прав Святой мученик батюшка Семен... “главная причина падения народной религиозности это потому, что в школах прекратили закон божий”» Нас приучили ТВ смотреть...
александр автономов 6 марта 2012, 23:57
Уважаемый студент,благодарю Вас за труды понесенные во Славу Божию и в прославление Святых Новомучеников как правнук из семьи репресированных,дай Бог вам сил к прославлению всех страдальцев за ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО ЖИВОТ СВОЙ ПОЛОЖИВШИХ,а всем противникам вашим дай Бог вразумление.СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!!!
александр автономов 6 марта 2012, 23:57
Уважаемый студент,благодарю Вас за труды понесенные во Славу Божию и в прославление Святых Новомучеников как правнук из семьи репресированных,дай Бог вам сил к прославлению всех страдальцев за ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО ЖИВОТ СВОЙ ПОЛОЖИВШИХ,а всем противникам вашим дай Бог вразумление.СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!!!
НАДЕЖДА 1 февраля 2012, 17:26
Марии. Спаси Господи,Мария,за информацию о батюшке.Дай Бог здоровья! Поминаю его всегда,с тех пор,как ко мне попала его фотография,она у меня в святом уголке стоит,вместе с другими,еще не причисленными к лику святых батюшками.Удивительно,как Господь управляет.Часто брала в руки фотографию и так хотелось узнать о нем откуда он.А то,что расстрелян чувствовала и поминала,как священника Феодора.Царствие Небесное рабу Твоему убиенному священнику Феодору.Царствие Небесное ВСЕМ расстреляным и замученным БАТЮШКАМ в годы гонений.Упокой Господи их души.
Мария29 января 2012, 00:39
to student: это о каких временах речь? конкретнее, плиз! Не припомню, чтоб в СССР народ жировал! Окромя Москвы и Питера, конечно. По книжкам, поди, историю изучаете? Мой дед-крестьянин донашивал единственные штаны еще со времен революции (умер в 1967-м), других не мог купить, хотя не пьяница и работал всю жизнь. У бабушки было две юбки - одна парадная, одна повседневная. Пенсию за погибших сыновей они получили при Хрущеве 12 рублей. За колхозный труд пенсия им не полагалась. У мамы в 11 лет от голода в уральской деревне отнимались ноги и был фурункулез. Вы б, "знаток истории", подождали, когда вымрут те, кто видел своими глазами то "народное счастье", а после уже морочили б головы людям. "Наркомы.. с генералами..." Так врут только коммунисты с демократами.
Мария27 января 2012, 21:52
Надежде. Вот то, что нашлось:

1. Алексинский Федор Николаевич

Родился в 1875 г., Московская обл., Угличский р-н, с. Каменка; русский; образование высшее; б/п; священник Ивакинской церкви. Проживал: Московская обл., Уваровский р-н, д. Потапково.
Арестован 1 декабря 1937 г.
Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 5 декабря 1937 г., обв.: антисоветской агитации.
Расстрелян 15 декабря 1937 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован в июне 1989 г.

Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон

2. Алексинский Федор Николаевич

Родился в 1875 г., Ярославская обл., с. Каменки; служитель религиозного культа. Проживал: Московская обл., д. Потапково.

Источник: Книга памяти Московской обл.

А, вообще, есть хорошая база по репрессированным:
http://www.lists.memo.ru/index1.htm

Автор.
НАДЕЖДА25 января 2012, 12:13
Марии Вы могли бы помочь узнать,что за батюшка Алексинский Федор Николаевич № 707 15/IY 31 г. Эти данные стоят на его фото,судя по номеру и дате,он был арестован.С обратной стороны штамп радио "Радонеж". Может он уже причислен к Лику Святых?Могу выслать фотографию.
Мария 24 января 2012, 21:41
Денис, я постараюсь развеять Ваши сомнения. Новомучениками я занимаюсь не первый год, эта тема мне близка, и, надеюсь, буду продолжать писать и о тех, кто уже прославлен, и о таких вот священниках, как отец Симеон, пока доступны базы и архивные фонды. В этом году мы с нетерпением ждем открытия фондов за 1937 год. С уважением, автор статьи.
Наталья23 января 2012, 21:29
Здравствуйте! Господин студент! А Вы соберете за 2 дня половину зарплаты генерала?
Лидия23 января 2012, 15:24
Слава Богу за все! Спасибо автору статьи. Нам,не пережившим такое, трудно судить .Даже в наше время мы не всегда можем найти понимания со стороны власть имущих, а тогда это был подвиг со стороны батюшки.
marija21 января 2012, 19:48
Ответ студенту.
Может и был налог 12%, но какие были семьи, многодетные, И кормилец был мужчина. И дело не в налогах даже, а в бес пределе, а он был везде. Сов власть просто уничтожала людей.
Что замечается и сейчас. Как вожаки партий ведут людей на бойню.ВЕДУТ не бедные, а олигархи... Большая разница.
И страшное гонение на ВЕРУ, Вот, что принесли революционеры. ХАМСТВО, БЕЗБОЖИЕ и РАЗВРАТ и ТЕРРОР.
И с вашей стороны страшная безнравственность, сравнивать зарплаты того времени с настоящим.
А, ПОВЕСТЬ БЕСПОДОБНАЯ о судьбе нашего народа и ДОСТОЙНОЙ ЛИЧНОСТИ, который не побоялся быть расстрелянным, помогает простым людям.
Вот настоящая нравственность ПОРЯДОЧНОГО ЧЕЛОВЕКА.
И ваш низменный поступок расчетливого человека и приземлённого.
Жаль, что революция уничтожила целые слои ЗДРАВОМЫСЛЯЩИХ,УМНЫХ и ПОРЯДОЧНЫХ.
И очень жалко студента, который и не уловил суть ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ.
Тоже в голове одни налоги и недомогание, что министры получают больше нас. Увы, таковы законы. Надо знать жизнь и не придётся задавать глупых вопросов.
Денис21 января 2012, 18:19
Заметил одну вещь. Как только какие-то выборы на носу, количество публикаций о зверствах коммунистов и тяжелой жизни народа при советской власти увеличивается в разы. К сожалению и православная печать не исключение. Нас вообще очень просто настроить должным образом, вспомнив примеры репрессий в отношении духовенства. Конечно все это было, и люди раздавленные террором тогда, 80 лет назад, безусловно безвинные мученики... но уж как "своевременно" нам всегда об этом напоминают!
Дмитрий21 января 2012, 17:43
Отче Симеоне моли Бога о нас...
Статья очень полезная, нравоучительная... Как то мы себя повели бы (а всегда ли в малом верны?) при столь страшных испытаниях...
Статья очень полезная... Но не могу написать "нравится". Не тот критерий... "Нравится" читать, как мучили и уничтожали русских людей?
Господи, спаси и помилуй! И не дай нам, Господи, пережить и талику этих страшных испытаний!
Владимир21 января 2012, 02:38
В продолжение только о правде Божией, для слышащих ничего нового. Но если не будем свидетельствовать, то и из камней будет литься вода, так не потечет ли она из расплавленного сердца, пусть и недостойного из самых недостойных.
1.«Не сможет приблизиться мыслью к Сыну тот, кто прежде не был просвещен Духом, исходящего от Отца, один единородно просияв из Нерожденного Света; после Сына и с ним узнается и от Отца; в Сыне мы нераздельно созерцаем Духа Святого; » (Василий Великий) Духом Святым мы нераздельно созерцаем и Сына и Отца, но признаки Сына или как говорит Григорий Богослов свойства с Отцом разные, растворяясь в свете Отца. «Каждое (Лицо) познается по собственным признакам. Бог же, надо всеми Сущий, имеет некий особый признак своей ипостаси: Он есть Отец, и один не имеет причины своего бытия и сам особо узнается по этому признаку». Это и есть «чистый лист или книга жизни вечной, в которую и вписаны имена, кто познал имя Его», от Света Которого исходят нераздельно Лучи Славы Сына Его Духом Его видимо, растворяясь в Свете Отца, одинаково видя славу трех ипостасей Отца и Сына и Святого Духа. Но как через Сына этот мир, потому и узнаем Бога, через Сидящего одесную Отца Сына и Святого Духа. 2. Но просвещенные Духом Отца, через Сына , не увидят ли и Отца?!
Владимир21 января 2012, 02:37
2.Также как человеческая сущность одна, но имеет и тело, и душу, и имя. Но познав бога , не познает ли и себя? Через Святого Духа плоть осязает и слышит Сына Его, а мыслью через Святого Духа видим и три ипостаси, и между ними нет тьмы, но От Отца Сын и Дух Святой, Духом и видение растворение Сына в Отце, и как Василий Великий говорит: « одинаково видя славу ( Их), нераздельно; через Духа обретаем и Сына и Отца, и невозможно отсечь от Отца всегда в Отце Сущего, и никогда не отлучится от своего Духа Тот, Кто все в Нем производит.
НАДЕЖДА20 января 2012, 21:33
Царствие Небесное рабу Божьему иерею Семеону!
Александр20 января 2012, 15:36
2 student: К чему такой перечень зарплат, статья то не о деньгах! Даже если вы студент финансового вуза, нельзя любую тему сводить к разговору о доходах-расходах.
student20 января 2012, 14:24
Подоходный налог в СССР был, как известно 12 %.
А какими были цены ?
В те годы нарком внутренних дел получал 3500 рублей в месяц, генерал, командир дивизии Красной Армии -2200; командир полка - 1800; командир батальона - 850; учитель от 250 до 750; стипендия студента - 170; библиотекарь - 150; завсклада - 120. Хлеб стоил 90 коп.; мясо - 7 руб.; сахар - 4,50; водка 6 руб.; мужской костюм - 75.

А сейчас сколько получает министр внутренних дел ?
Екатерина20 января 2012, 14:16
Господи, помоги, укрепи и нас в вере!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×