Москва, 23 января 2012 г.
«Подобно тому, как госпожа Простакова из бессмертной
комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить
географию, если извозчики итак знают, куда везти,
современные юноши и девушки не считают нужным
по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся
информация в полном объеме добывается простым нажатием
кнопки "Enter"», – сказал Патриарх
Кирилл на торжественном открытии XX Международных
Рождественских образовательных Чтений.
«Такой подход к знаниям и информации надмевает
человека и ставит в опасное положение с точки зрения
нравственной и с точки зрения бытовой информации. Ведь
Интернет-то всегда под рукой, даже если эффективное
формулирование запросов в поисковой строке требует
определенных фоновых знаний и сообразительности»,
– добавил он.
Предстоятель Русской Церкви отметил, что в условиях быстро
растущих технических возможностей и увеличения объема
получаемой информации юношество оказывается перед лицом
большой опасности, поскольку из мощного информационного
потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для
культурного, духовного и интеллектуального развития
личности.
«Все большую популярность получает убеждение, что
для юного человека обладание технологиями и последними
данными важнее систематического глубинного изучения науки
и культуры. Воспитательный же компонент в образовании и
вовсе оказывается сокращенным с целью экономии времени для
новых дисциплин. Доступ к интернету и различным базам
данных создают иллюзию некоего информационного всевластия,
возможности в любой момент ответить на любой
вопрос», – сказал патриарх.
«В этих условиях постоянно обновляющейся повестки
дня в особый список риска попадают науки и знания,
отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его
корням. "Зачем знать, что было три-четыре века назад,
если в эти дремучие времена не было iPad’ов и не
было придумано ни одной дельной игрушки?" Так или
приблизительно так может думать современный
подросток», – заметил он.
По словам Патриарха Кирилла, история, культура, фольклор,
классическая литература окутаны туманом давно прошедшего
времени, но, между тем, за счет приобщения к
литературному, художественному и религиозному наследию
формируется личность человека и развивается цивилизация,
народные песни, сказки, пословицы, поговорки приобщают
человека к ценностям его народа и региона, классическая
литература содержит примеры нравственного поведения и
формирует навык умозрительного прогнозирования, а
религиозное образование и святоотеческое наследие приводит
человека к достижению божественного замысла о нем.
«Вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так и государства и Церкви», – заключил Патриарх Кирилл.