Православный календарьПравославный календарь
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.

Сталкер и его спутники

Работа экскурсовода трудная. Зная одну из тем мировой истории, или искусства, или литературы до донышка, до генетического уровня, он вынужден день за днем рассказывать по верхам одну и ту же тему пестрым толпам туристов и посетителей. Паркет скрипит под ногами. Воздух, насильно погруженный в тишину, кажется застывшим.

«Пожалуйста, не шумите», «Сфотографироваться вы сможете позже», «Не трогайте руками экспонаты», «Если у вас будут вопросы, вы сможете задать их в конце».

Вопросы люди задают редко, экспонаты трогают постоянно, слушают невнимательно и у многих вид такой, словно их из школы централизованно привели и они отбывают повинность.

«Весьма не сложно сделаться капризным

По ведомству акцизному служа», – говорил поэт.

«Весьма не сложно сделаться мизантропом», – говорю я, – «работая экскурсоводом»

Некоторые, всю жизнь проведшие в тишине экспозиций, и сами становятся похожи на экспонаты и на живые приложения к стендам и артефактам. Другие, только что вышедшие из университетов, восторженны и любят свое дело, как первую любовь. Им обыкновенно к концу рабочего дня шикают старшие, утратившие творческий пыл: «Наденька, не увлекайтесь. Скоро закрываемся» И есть третьи, те, что похожи на мизантропов. Это молодые люди (чаще – женщины), хорошо знающие свое дело, но с горечью осознающие себя мечущими бисер перед, сами знаете кем.

Они презрительно-сдержаны и дежурно тарабанят заученный текст так, как если бы жарили глазунью нелюбимому мужу. А ведь могли бы (в случае любви) развернуться всей душой на встречу людям и пропеть такую песню, что ожили бы даггеротипы на стенах, и разразились бы боем давно не ходившие часы.

Но кому петь? Соловей тоже может утратить голос в рабстве, и тем быстрее, чем чаще будет подходить к его клетке отобедавший хозяин и, масляно улыбаясь, просить: «Спой, птичка»

«А ведь он наш друг», – говорю я. «Он» это – экскурсовод, а «мы», это – пастыри, учителя, педагоги, родители. Христиане, в конце концов. Дай Бог, чтоб отшумели навеки те времена, когда человек гордился тем, что он «университетов не заканчивал», и с удовольствием при этом крутил на пальце наган перед оробевшим гражданином в пенсне и галстуке. Дай Бог, чтоб человек не выпячивал грудь колесом при словах «я этого не знаю», дескать «и знать я этого не хочу», а чтобы учился человек с любовью и без стыда. И в деле этом экскурсовод – не последний помощник.

***

В одном музее, имя которого слишком громко, чтобы поминать его лишний раз, очередной экскурсовод в летах стоял перед очередной группой местных жителей и гостей города, заполнявших брешь в образовании посещением всемирно известного места. В двух словах познакомив граждан с той жемчужиной, внутри которой они находились, сказав немного о количество экспонатов и о времени, которое нужно затратить, чтобы увидеть хотя бы половину из них, экскурсовод наконец задал вопрос. Дело было в годы Советские, незадолго до смертных конвульсий рабоче-крестьянского государства, поэтому лексика была соответствующей.   

«Товарищи, кто из вас знает что-нибудь о Жертвоприношении Авраама?» Несколько человек робко подняли руки.

«Кто из вас слышал, хотя бы краем уха, об истории Иудифь и об Олоферне?» Опять несколько рук.

«Поднимите руку те, кто в общих чертах знает историю Прекрасного Иосифа?»

Она спросила еще про самарянку, про медного змея, кажется, про дочь Иаира. А затем сказала, обращаясь к тем, которые робко поднимали руки: «Вы, пожалуйста, идите за мной. В следующих залах все картины, так или иначе, связаны с библейской тематикой»

«Ну, а вы, (она хотела сказать «господа», но сдержалась) товарищи, дальше осматривайте экспозицию по личному плану. У меня, простите, нет времени отвлекаться на объяснение хрестоматийных библейских сюжетов»

Как вам история? Тот, кто рассказывал ее мне, оказался в группе «посвященных», поскольку слышал что-то о чем-то и рискнул поднять руку. «Я не простил бы себе», - говорил он, - «если бы не увидел и не услышал того, что было предложено в последующей экскурсии. И острый стыд, рожденный нашим общим невежеством, стал с тех пор движущим мотивом моего чтения и самообразования».

Мир интересен. Мир красив, как звездное небо, где каждая видимая звезда – известный интересный человек, а бесчисленные невидимые для глаза звезды – люди вообще, интересные, хоть и неизвестные. И память сшивает распадающийся мир воедино, память историческая, память культурная. Беспамятство же это – смерть и распад, рожденный не тем, что «мамка в детстве уронила», а тем, что «мне это – без надобности».

***

Вандалы мочились в александрийские вазы из куража, и разбивали мраморные статуи из-за утилитарной бесполезности. Смерть же христианской цивилизации придет, как внутренне варварство. И творцом этой смерти, ее Хароном-перевозчиком будет сытый, но вечно недовольный бездельник, скрыто и люто ненавидящий все то, что не может или не хочет постичь. Он лучше придумает себе новое искусство, в котором экспонатом станет разрубленная свиная голова, чем решится на терпеливый труд знакомства с шедеврами.

***

Между тем высокая культура это не «цацки», и изучение ее не есть способ убийства времени. Она может быть преддверием к катехизации, как мы, надеюсь, показали на примере. Но она же есть и способ выживания.

Доктор Бруно Беттельгейм в книге об опыте выживания в концлагере говорит, что выживали и оставались людьми в лагерном аду те, кто имел, о чем думать, кроме еды и собственно выживания. Культура же, в подлинном смысле, и есть умение думать о чем-то еще кроме еды и собственно выживания.

Человек, которому не о чем думать жуток.

И Оливье Мессиан, классик современной французской музыки, органист и орнитолог, прошедший через нацистскую фабрику перевоспитания, свидетельствует о том же. Возвращаясь с работы в барак, он читал по ночам для узников лекции по истории мировой музыки. Живые скелеты, люди, доведенные до отчаяния, сползались к его нарам, чтобы послушать о дорийском ладе, о григорианском хорале, о поисках Пифагора и новаторстве Баха. Сползались не все. Многие сворачивались в клубок на нарах и проваливались в сон, чтобы наутро опять брести на работу. Так вот, что стоит отметить: выжили не те, кто отдыхал, а те, кто жертвовал сном ради, казалось бы, бесполезных музыкальных лекций.

***

У Тарковского в «Сталкере» в опасную, но вожделенную «зону» отправляются писатель и ученый. Физик и лирик, иными словами, если пользоваться лексикой шестидесятников. И пусть они не дошли, вернее, дошли, но дрогнули и не вошли во Святое Святых. Но шли именно они, физики и лирики, искатели смысла и умственные труженики.

Наука без благодати – гордое чванство и мать катастроф.

Искусство без благодати – сильнодействующий наркотик.

И пусть они – наука и искусство – по слову Григория Нисского, «вечно беременны, но вечно не могут родить», все же сам факт беременности отрицать нельзя. Они озабочены Истиной и небезразличны к Ней. И, право, абсолютное бесплодие совсем не лучше такой специфической беременности.

Они – наши друзья, эти сержанты и рядовые огромной армии учителей и экскурсоводов. В то время как на христианский мир тяжелой кулисой опускается ночь нового варварства, они идут, как встарь по улицам с лестницей и горелкой, и зажигают газовые фонари. Это фонарики смысла и благодарной памяти.

Чтобы они не становились мизантропами, чтобы они не разуверились в надобности своей профессии и полученных ими знаний, мы должны вспоминать о них чаще. Должны сделать эти знания востребованными и любимыми. Мы, это пастыри, родители, педагоги. Христиане, наконец.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья 6 февраля 2013, 21:30
Человек на своем месте!
Татьяна 9 апреля 2012, 15:12
Это как роса на розе!
Роман Беляков10 марта 2012, 22:25
Спасибо, отец Андрей! Кроме Ваших глубоких, метких, трогающих душу статей, в интернете и почитать нечего. Важно, то, что Ваши статьи да и весь сайт предельно современен и существует сейчас - в 2012 году, а не в прошлые века, когда жили и творили выдающиеся святые отцы и литературные классики, которых мы до сих пор, за неимением лучшего (не создали за последние десятилетия), вынуждены читать и ссылаться.
Татьяна 2 февраля 2012, 00:50
Первый порыв после прочтения Вашей статьи - чтение Акафиста.
..."Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя Света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, его любящая десница всюду хранит меня"...
Храни Вас Господь.
Ко29 января 2012, 10:40
т.е. те кто не тратит свое время на изучение всемирной макулатуры - неудачники, и это им мешает жить и причиняет страданья?

Фёдор28 января 2012, 08:53
Высококачественный и глубокий язык. Редкость.Спаси Вас Бог, отец Андрей!
р. Б. Тамара28 января 2012, 07:42
Я очень сожалею, что ваши статьи не доступны по незнанию о существовании такого сайта,по непросвященности многим людям.Ваши статьи не просто полезны, но заставляют думать, найти в душе отголосок тому, о чем вы пишите. Спаси Вас, Господи!
helen.ka26 января 2012, 22:24
Очень жаль отец Андрей, что Ваши статьи доступны малому количеству людей. Елена
Ангелина25 января 2012, 19:26
Спасибо за "узнавание" Бруно Беттельгейма и Оливье Мессиана, как много мы еще не знаем о войне и ее героях.
Что касается музеев - весь прошлый год мы были в каких-то разъездах и походах по этим самым музеям. Отношение экскурсоводов разное. Кто-то, причем независимо от возраста, увлеченно и с любовью не то чтобы рассказывает, а проповедует даже. А кто-то очень высокомерно проводит по залам, обращая особое внимание только на то, чтобы не трогали экспонаты и не заходили за отведенные ограждения. Я лично за то, чтобы человек просто честно делал свою работу не зависимо от того, кто перед ним - умный или глупый, знающий Ветхий Завет или только начинающий его читать. Ведь порой одно слово может круто повернуть нашу жизнь в нужную сторону, изменить что-то внутри. И как много мы упускаем из-за невнимания друг к другу, нелюбви какой-то.
Статья мне очень понравилась, она живая, думающая, статья настоящего пастыря.
И дай Бог нам всем не стать идеальными заключенными.
Гость25 января 2012, 15:04
Мне было лет восемь, когда приехав к отцу в село на летние каникулы, среди книг нашла два путеводителя по Эрмитажу. Я читала их и перечитывала все лето. Только через несколько дней после начала чтения, не найдя в книгах ответа, спросила отца: "Ну, вот тут - этот маленький - это Леонардо, а та, что держит его на руках это - Винчи, т.е понятно: Леонардо и Винчи. Но на этом портрете - только один человек. Почему подписано точно так же: Леонардо да Винчи?".

С тех пор я знала имя Юдифь, знала, что отец (имени его я не запомнила) почему-то очень не хотел, но должен был убить своего сына, и как все хорошо закончилось. Помнила эти черно-белые иллюстрации в путеводителе.

Спустя лет десятка три с удивлением находила знакомые с детства сюжеты, читая Ветхий Завет.

После смерти отца спрашивала, не остались ли эти книги-путеводители. В доме их не помнили и не нашли.
Людмила25 января 2012, 08:39
р.б. Людмила:
Огромное спасибо, отец Андрей, за все Ваши статьи. Каждая статья, как глоток свежего воздуха. Заставляют думать и верить.Спаси Вас Господи, отец Андрей.
Людмила24 января 2012, 23:11
Когда-то художники и литераторы видели в своих современниках,простых людях, "Божию искру".Они изображали их на своих полотнах,в своих стихах,романах.О современных литературе и искусстве и теперещних героях нашего времени по понятным причинам говорить не стоит.Но как и какими глазами смотрим мы на наших современников?Я не знаю,или мы слишком критичны,или народ так сильно "измельчал",но чем дальше,тем меньше слыцшишь что-то хорошее.Или сытые,самодовольные лица,или хмурые,угрюмые с потухшими глазами,бывают вовсе без всякого выражения.Нет того,что выделяло бы человека из толпы,нет "Божией искры",или может я невнимательна.
Маргарита24 января 2012, 21:20
Какая хорошая статья, какие глубокие мысли! Просто христианство, живое и везде.
Татьяна24 января 2012, 18:59
Вы, как всегда, правы, отец Андрей! Одно только меня мучает,или смущает - не в Вашей статье, конечно: я музыкант, преподаватель, и, когда пришла к Богу, "накал" моего горения, увлеченности музыкой заметно ослаб. Вроде как "разрешилась" от бремени? Но ведь это моя профессия, и пока я не уверовала, музыка и совершенствование в ней были главной страстью моей жизни, - наряду с напряженными поисками Истины. И сейчас, наряду со счастьем обретения Бога, я почти потерялась в этой земной жизни...
Андрей и Галина24 января 2012, 15:49
Сердечно благодарим Вас, отец Андрей: замечательная и нужная статья в наш век псевдокультуры! Одно сравнение с препарированием свиной головы чего стоит! Ещё хочется поблагодарить Вас, отче, за то, что Ваши статьи (из тех, что удалось прочесть),всегда заставляют задуматься всерьёз и надолго.
Елена24 января 2012, 15:40
Спаси вас Господи, отец Андрей!
Р.Б.Светлана24 января 2012, 14:24
Большое Спасибо о.Андрей за статью. Как всегда очень поучительно.Спаси Господи всех нас не разумных.
р.б. Ольга24 января 2012, 14:18
Спаси Вас Бог, о. Андрей! Очень интересные и полезные для меня размышления...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×