Православный календарьПравославный календарь
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.

Слово о «Татьяне»

Источник: Татьянин День

Стены Московского университета, дом Татьяны - остался в Москве, на Моховой, быть может даже и не Моховой теперь... а св. Татьяна, -сорвана, вырвана, выдрана, и ниша ее пуста. Души ее там уже давно нет,она еще раньше ушла куда-то и где-то живет - до времени.

Улица Моховая, Татианинская церковь при Университете
Улица Моховая, Татианинская церковь при Университете
Думали ли когда-нибудь питомцы Московского и прочих университетов, что придет пора, когда они в мировом городе, в Париже, будут править как бы поминки по русскому просвещению?!

Вряд ли думали.

И еще меньше могли думать, что будут править эти поминки - тризну в стенах российского посольства![1]

Русские студенты, профессора... и такие аристократические, такие высокопоставленные стены, еще таящие на своих зеркалах отражения государей, князей, министров, послов, - всех тех, кого русское общество обычно противополагало свободному просвещению, против кого бунтовало, кого критиковало, винило и... даже убивало!.. И вот роковые пути привели многих и многих представителей этого образованного общества из родной страны на чужбину и трагично поставили их с глазу на глаз с осколками из России и от России, на чем как бы лежат ее ответы, где хранятся еще воспоминания о ее величавом прошлом. Крутит русский водоворот около русской церкви, и здесь, на Гренель, и всюду, где осталась хотя бы только русская вывеска. Знаменательные пути, внушительные итоги!

Над этим очень и очень подумать следует. <...>

Стены Московского университета, дом Татьяны - остался в Москве, на Моховой, быть может даже и не Моховой теперь... а св. Татьяна, - сорвана, вырвана, выдрана, и ниша ее пуста. Души ее там уже давно нет, она еще раньше ушла куда-то и где-то живет - до времени. А помните - на круглом фронтоне, на угловом, золотые слова, выложенные русской вязью; «Свет Христов просвещает всех»?! Их тоже нет. Сбиты золотые слова, замазаны их гнезда, но можно еще читать о «свете» - по их следкам. Погас Свет - и уже нет просвещения!

Да почему же так вышло?! <...>

Русская мысль и русская наука всегда устремлялись в дали. И часто не замечали, не ценили ближайшего. А ближайшее было - сама Россия, увязанная жилами всего народа, чудесной его историей. Мы слишком всегда хотели... Европы! в Европу - поверх России. В Европу далей. Мы слишком были нетерпеливы. Мы проглядели многое. Мы знали Европу больше, чем Россию, чем сама знает себя Европа. Мы пробежали мимо Кремля, мы наскоро проглядели национальное, не ухватив с корнями, легкодушно отдали прошлому и... докатились до интернационала. И потеряли свою «Татьяну».

Вспомните вы университеты... Кто захватывал молодежь? Тот, кто уводил ее к далям, и чуждым, и неизвестным; кто иногда обрывал молодые корни, углублявшиеся в родную почву. Кто легко завоевывал родные души? Те, кто был предельный и запредельный. Вспомните молодые годы. Я не назову их имена, - пусть носители их почивают или пребывают с миром. Но многие из них могут сказать, что они учили любить Россию, не народ - Россию, не трудовую, классовую Россию, а Родину - Россию, ее прошлое, настоящее и будущее, огромное и таинственное, нечто мистическое, Россию, как выразительницу наш его, общерусского, - Душу нашу? Я таких не помню. Разве Ключевский только... Да, он умел выпукло показать наше, душу России нашей, и его талант, его крепкое чувство русского освежали молодые сердца, быть может уже предчувствовавшие, что она скоро утратится. Россия наша. <...>

К. Леонтьев
К. Леонтьев
Многие ли профессора звали прислушаться к дыханию России? прощать уклоны и нестроение, любовно-чутко подходить к ней в болях ее, в ее болезненных родах чудного будущего, своего, своего содержания, своей окраски. Многие ли учили ценить и любить родное? Много ли внимания уделялось творческой национальной мысли? Не смеялись ли над опасениями «потрясения основ»? Объявлялись ли курсы по изучению Достоевского, политика-публициста-философа? а - К. Леонтьева? а - Данилевского?[2] а - философии национального какое уделялось место? Как подносились и трактовались молодежи Аксаков[3], Лесков, Гоголь, самый Пушкин?! Многое важное хранилось под спудом.[4] <...> Молодежи выкалывали глаз правый, а на левый надевали очки, большей частью розовые. Стряпали по облюбованному лекалу. <...>

Манеж... Надо было только умело-чутко идти к нему, обойти его, - открывался чудесный Кремль и чудесные за ним дали. Не догадались? Не сумели? Хотели через него пройти, снести этот исторический «экцергауз», глаза мозоливший, этот дом трудного искуса, упражнения и узды, - и прошли насквозь - и за ним увидали... стены, плесень. И уперлись, головы о них разбили, и многие полегли под ними.

И вот мы - здесь... А там... там еще стоят стены нашей св. Татьяны, и гнезда золотых букв, мало кем замечавшиеся тогда, все же потом замеченные, кому это было нужно, и сорванные, растоптанные во прах! Но... остались следы.

Мы помним эти слова о Христовом Свете, и мы найдем мужество сохранить их и донести до места. А не хватит жизни - свято передадим их новому поколению, крепче нас, закалившемуся в невзгодах, глаза которого не блуждают в далях, глаза которого устремлены в одно - в далекую Россию! Пусть из наших нетвердых и ошибавшихся часто рук примет он эти сорванные слова - слова завета - о широком Христовом Свете, всех просвещающем, писанные российской вязью, и водрузит на место, и позолотит, чтобы всем видно было! Пусть добудет и прекрасную Великомученицу Татьяну и поставит ее на высокое, Ее, место, всем видное! И пусть просвещение станет через новое поколение не узко и сухо-человечьим, а человеческим, вытекая из недр духа живого, пусть несет на себе благодать Пути Русской! <...>

Мы празднуем-поминаем свою Татьяну? Нет, мы не празднуем... Наши праздники впереди, вдалеке. Они придут... <...>

Весна... Она проснется, новая весна наша. Татьяна наша. Снегурка наша, потянется голубым паром в небо, озолотится в солнце... разбудит сладостную тоску по счастью. Шумят подземные ключи, роют, роют... Мы обретем ее, ускользающую Снегурку нашу, мечту нашу! Мы ее вспомним-встретим и обовьем желаньем... И снова, снова - откроются пред нами дали, туманные, пусть обманные, наши дали!

12/25 января 1924 г. Париж (впервые опубликовано в «Русской газете», 1924, 4 февраля).



[1] На улице Гренель в Париже находилось посольство Российской империи. С установлением дипломатических отношений Франции и СССР в августе 1924 г. в Париже некоторое время существовало два посольства одной страны.

[2] Перечень трех имен Достоевского, Леонтьева и Данилевского говорит о единстве этих трех мыслителей (для русского общества первых лет эмиграции было очевидно, о каком Данилевском идет речь, почему Шмелев даже инициала не поставил), Достоевский и Леонтьев высоко ценили работу Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», а Леонтьев высказал важные замечания к этому фундаментальному труду. Но к концу советского периода нашей истории работы и имя Н. Я. Данилевского были изъяты из нашей памяти, что проявилось в характерном казусе. В комментариях к данной статье Шмелева в цитируемой книге было указано имя Г. П. Данилевского, автора исторических романов, однако имя романиста Г. Данилевского не ложится в ряд с именами Достоевского и Леонтьева, - в 1996 г. имя мыслителя Н. Данилевского еще не вышло из забвения. Сейчас изданы книги о трудах Н. Данилевского, в 2001 г. в Москве прошла научная конференция по трудам мыслителя, в 2002 г. пройдет несколько конференций в разных городах в связи со 180-летием со дня рождения Н. Данилевского, в Москве создан институт славянских исследований имени Н. Я. Данилевского.

[3] Здесь, судя по контексту, имеется в виду С. Т. Аксаков, уже в конце XIX века произведения Аксакова трактовались как обличающие крепостное право, это всем известно. Но взглянем на описание поездки маленького Сережи Аксакова (в книге - Багрова) в поместье своего деда. Отец писателя озабоченно спрашивает, почему крестьяне работают в праздник. То есть это было нарушение порядка, о чем без озлобления и говорят крестьяне. Мальчика крепостные крестьяне называют по имени и отчеству и смотрят на самого маленького барчука с искренней любовью. «...Я, весь в движении и в волнении, принялся расспрашивать: отчего эти люди знают как нас зовут? Отчего они нам рады и за что нас любят? Что такое барщина?» - и это обличение крепостничества? В советские годы классическим местом обличения крепостного права у Аксакова было описание гнева Степана Михайловича (деда писателя), а отношение крестьян в такому помещику было опубликовано лишь в собрании сочинений Аксакова и умело спрятано в примечания: все «любили его без ума <...> и никогда без слез не вспоминали», однако мог ли Шмелев думать, что через 9 лет его книгу «Лето Господне» будут ценить наравне именно с трилогией Аксакова и ставить выше трилогии Толстого? - об этом со смущением писатель пишет мыслителю Русского зарубежья И. А. Ильину в письме от 12 февраля 1933 г.

[4] О сокрытии важных мыслей наших классиков Шмелев написал сразу после упоминания имени Пушкина. Здесь можно привести одну фразу Пушкина, неизвестную ныне даже некоторым пушкинистам, хотя в любом томе писем поэта она есть, - Пушкин говорит о деятельности Петра I, Николая I, демократии вообще, в Америке, в будущем - в России, читатель оценит это высказывание Пушкина. «Вот уже 140 лет как Табель о рангах сметает дворянство; и нынешний император первый воздвиг плотину (очень слабую еще) против наводнения демократией, худшей, чем в Америке...» (Из черновика письма Пушкина Чаадаеву от 19 окт. 1836 г.)

Иван Шмелев

Источник: Татьянин День

25 января 2012 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
иоанна26 ноября 2013, 00:41
Обращаюсь к нашим режиссерам. Неужели нельзя снять хороший фильм по мотивам произведений єтого чудного писателя? Было бы здорово!
Людмила27 января 2012, 00:17
Я не могу спокойно читать произведения И. Шмелева.Моя кровь превращается в вино.Она то бурлит,то разливается сладким,щемящим чувством любви, светлой радости,когда читаешь,кажется, про простые,даже бытовые повествования,про простых людей,про ту,далекую Россию,когда жизнь(даже тяжкая) вмещала в себя любовь к Родине,ко Христу,к людям,ко всему,что живет и дышит на родной земле,к ней самой,земле-матушке.Не могу поверить,что все безвозвратно утрачено.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Иван Шмелев

Новые материалы

Выбор читателей

×