Ваше Высокопреосвященство!
Всечестные отцы!
Дорогие братья и сёстры!
Если в прошлом году с этой трибуны в это самом зале мною был зачитан доклад на тему: «Русский язык о семье как малой церкви», то сегодня содержание моего сообщения несколько иное, а именно язык, который бытует внутри самой семьи. Итак, «Сквернословие как фактор разрушения семьи».
Ещё каких-то тридцать-сорок лет назад этого выступления попросту не могло быть, но сегодня оно понятно и актуально. Потому как под членами семьи традиционно понимались родители, дети, дедушки и бабушки. Сегодня же почти в каждой семье живёт и почти полновластно распоряжается мыслями и думами членов семьи такой её член, как телевизор. И ведёт он себя, простите, довольно нагло.
Сегодня дорогой владыка Сергий сказал в своём выступлении о том, что испокон века в русском селе были три глубоко уважаемые профессии: священник, учитель и врач. Так сегодня этот самый телевизор дерзает присвоить себе эту прерогативу. И стать всем если не для всех (если вспомнить слова святого апостола), то, по крайней мере, для очень многих. И всё бы ничего, если б телевидение не развращало бы людей, и в особенности, детей и подростков, не пожирало бы их время, эту драгоценность, данную всем нам для спасения.
Недавно, если вы помните, наш президент дважды встречался с руководителями ведущих телевизионных каналов и сказал о том, что у нас в России, оказывается, «лучшее в мире телевидение». Это не могло не озадачить. Поразмыслив над словами этого весьма неглупого человека с высшим образованием, я пришёл к одному-единственному выводу: судя по всему, мы с ним смотрим разное телевидение. Наверняка у них, в Кремле, есть своё телевидение – самое лучшее в мире – и нам не остаётся ничего другого, как попросить их поделиться с нами, своим народом, вверенным им Самим Богом, поделиться этими самыми, неизвестными нам, частотами.
Но пока этого не произошло, телевидение продолжает свою страшную разрушительную работу в наших семьях, и голос его звучит всё громче, всё требовательнее. Достаточно вспомнить совершенно жуткий сериал «школа», прошедший – как разрушительный ураган – по первому каналу общественного (?!) общенационального телевидения. И никакие наши призывы прекратить эту вакханалию не возымели никакого действия. Хочу напомнить, что женщина с довольно странным именем (если это вообще имя), изготовившая всё это непотребство, призналась в одном из интервью, что до этого работала оператором в студии, где снимали, по её же словам, (тысячу раз простите, дорогие) «жёсткое порно». Как говорится, комментарии излишни.
Последовал ответ из серии «извинение хуже проступка», который заключался в том, что, оказывается, они пытались сделать несколько передач без мата и сквернословия, но потом пришлось вернуться к старой манере по той причине, что… упал рейтинг.
Поймал себя на том, что нас приучили привычно произносить само это слово «сквернословие» и многие наверняка утратили понимание его истинного смысла. А потому полюбопытствуем, для чего придётся заглянуть в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, касть, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растленье; всё богопротивное». Таким образом, немаловажное наблюдение, что матерщинники в массе своей нередко тупы и примитивны, имеет вполне научное объяснение.
Так раскрывается очередной давний зловещий умысел врага рода человеческого любой ценой добиться угасания в нас образа Создателя, оскотинивания, дебилизации, если можно так выразиться, того, кто призван стать венцом Божьего творения.
В своём интереснейшем докладе владыка Сергий сказал о том, что мы часто не пользуемся нашим драгоценным достоянием – учением святых отцов Матери Церкви. А потому хочется привести глубокие слова сказал о тяжком грехе сквернословия, сказанные святителем Иоанном Златоустом: “Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего? …Как же ты можешь научить целомудрию жену, когда бесстыдными глазами возбуждаешь её идти в распутство? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Если у тебя дурно пахнет изо рта, то ты не прикасаешься к общей трапезе; но когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступать к Тайнам Господним? Если бы кто, взяв нечистый сосуд, положил его на твоей трапезе, такого ты, избив палками, прогнал бы. Скажи теперь, ужели ты не думаешь прогневать Бога, когда на трапезу Его (а уста наши и есть трапеза Божия, когда мы приобщаемся Таинства Евхаристии) приносишь слова, гнуснейшие всякого нечистого сосуда? Да и как может быть иначе? Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь её нечувствительною”.
А вот что пишет о сквернословии епископ Варнава (Беляев): «Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (см. Еф. 5, 4–5). От него стонет Земля Русская, им растлены души… Скверные чудовищные предложения суть на самом деле «священные», «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не просто грубую шутку допускаешь, но ты произносишь страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву!.. Ты делаешься, не зная и не желая этого, колдуном, магом, чародеем».
Возможно, что кто-то и упрекнёт нас в том, что, мол, излишне сгущаем краски. Ну, что страшного в том, что люди нет-нет, да и… Для таковых хочу привести слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого), сказанные им ещё в далёком теперь 1945 году:
«Задача обуздания языка настолько трудна, что многие подвижники совсем отказывались говорить и становились молчальниками. А преподобный авва Агафон для того, чтобы победить свой язык, отучить его болтать праздно, говорить слова нечистые, три года носил под языком камешек и тем сдерживал его». И далее любимый святой и великий учёный продолжает свою мысль: «Часто при чтении паремий слышите вы такие слова: “Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается” (Притч. 11, 11). Что это значит? Как это может быть, что устами нечестивых разрушается целый город? Что же это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которую вам надо знать. Надо вам знать, что сила слова человеческого огромна. Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла. А энергия никогда не пропадает. Это знают все физики относительно энергии материальной, которая во всех видах своих не теряется. Энергия духовная тоже никогда не исчезает бесследно, она распространяется повсюду, она действует на всех. Устами нечестивых разрушается град потому, что злая энергия безудержного языка их, нечестивого и богохульного, проникает в сердца окружающих людей, заражает воздух духовный так, как воздух материальный заражается всякими миазмами. Если миазмы порождают в нас болезни телесные, то миазмы злой энергии духовной отравляют наши сердца, наши умы, всю нашу духовную жизнь... А материальное благосостояние народа всегда тесно связано со здоровым и чистым состоянием души и сердца народа. Если благосостояние праведных распространяется над градом, если в сердца людей проникают их святые слова, то град возвышается, благосостояние духовное, следовательно, и материальное, также углубляется и возвышается. Если же царит в душе народа духовная зараза, исходящая из уст неправедных, то злая энергия пустых, гнилых слов разрушает град не только в духовном, но и в физическом отношении…»
Надеюсь, что слова нашего любимого святого прозвучали куда как убедительно. Завершая же своё сообщение, хотел бы призвать родителей – невзирая на сложные условия нашего нынешнего бытования – уделять всё же больше внимания свои чадам. Как приятно, когда вечером семья собирается не вокруг телевизора, а вокруг отца, который вслух читает своим домочадцам «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина или, скажем, «Тараса Бульбу» Н.В. Гоголя. Как-то в одном письме женщин написала мне, что один и тот же текст, произнесённый женщиной и мужчиной оказывает различное воздействие на душу слушателя. А потому хотел бы быть услышанным, в первую голову, отцами семейств, коим, по слову святых отцов, в семье, этой малой церкви, определена Господом роль настоятеля.
Мне, русской, перед вами стыдно, что эта мерзость заполонила Россию. Заполонила! И ни публичного рупора, ни трибуны какой-нибудь мы, обыватели, не имеем. Слава Богу, хоть здесь можно высказаться самой и найти созвучные себе высказывания .
Может быть услышат вас? Вы много выступаете, пишете, у вас необыкновенный дар русского слова, пожалуйста, пишите больше, особенно детям, подросткам, молодежи. Как больно, как больно, что русская речь пропадает...