Тем не менее, прощать трудно - вот если бы злодеи вели бы
меня на расстрел, я бы конечно, всех их простил; а мелкие
гадости, сказанные невзначай, никак нельзя оставить без
ответа. Но нам нужно именно научиться прощать мелкие
обиды. Именно мелкие обиды и мелкая мстительность вернее
всего разрушают нашу духовную жизнь. Но почему мы все так
склонны к саморазрушению? Непрощение, лелеяние своих обид,
пережевывание обидных слов или ситуаций ничего не дает,
кроме повышенного давления и язвы желудка. Почему же люди
занимаются этим с таким странным упоением?
Более того, когда людям не хватает личных обид, они охотно заимствуют обиды других людей - и клянутся “не забыть и не простить” преступления, о которых знают исключительно с чужих слов. Почему? Понятно, когда служители закона преследуют злодеев - они исполняют свой долг, а не следуют страсти. Но почему все остальные так рады упиваться страстным непрощением и незабыванием?
Этому есть объяснение - поза негодующего истца есть, на
самом деле, поза защитная. “Меня нельзя задержать
как неблагонамеренного! Я сам всех задержу, как
неблагонамеренных!”. Яростные обвинения в адрес
других, настойчивые поиски чужих безобразий - попытки
заглушить тревожащий голос совести. Простить - значит
лишиться должности прокурора (в своих глазах, и, возможно,
в глазах других), и оказаться перед тем фактом, что не
только другие, но и мы сами подлежим суду.
Поэтому чтобы прощать, надо принять прощение - “как Христос простил вас, так и вы. (Кол.3:13)”. Благая весть говорит о том, что наши грехи не будут поставлены нам в осуждение, потому что за них умер Невиновный. Как говорит Псалмопевец, (а святой Апостол Павел его цитирует) “Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха. (Рим.4:7,8)”. Бог больше не вменяет грехи тем, кто пришел ко Христу с покаянием и верой. Обвинительное заключение против нас уничтожено: “истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; (Кол.2:14)”. Нам надо поверить словам, которые мы услышали на исповеди - “Господь и Бог наш Иисус Христос да простит тебе, чадо, все грехи твои” и жить этим прощением, не вменяя другим их грехи - как Судия не вменяет нам наши.