Сторонники и противники автокефалии
Попробуем очертить в общих чертах круг активных сторонников автокефалии. Прежде всего, это ряд архиереев и клириков УПЦ, имеющих непосредственное влияние на события церковной жизни. Многие из них не скрывают своих чаяний и уже сейчас активно проводят в церковную жизнь изменения, соответствующие, по их мнению, статусу Украинской Церкви и одновременно подготавливающие ее автокефалию. Среди таких нововведений особенно выделяются следующие.
Во-первых, прибавление к титулу Блаженнейшего слов «и отца нашего». В течение семи лет употребление этих слов насаждалось почти во всех епархиях в устной форме, без каких-либо письменных указаний. Когда же в результате этих усилий сформировался как бы обычай такого поминовения, эта формула в мае 2007 года была предписана решением Синода УПЦ.
Во-вторых, практикуется и оправдывается непоминовение Святейшего Патриарха за богослужением в ряде епархий. Из этой же серии нововведений, только еще более тяготеющее к каноническому нарушению – отсутствие имени Патриарха Московского на некоторых антиминсах, изготовленных в Киевской митрополии и даже уже кое-где употребляющихся в богослужении.
К активным сторонникам автокефалии можно отнести также некоторых архиереев и клириков Константинопольского Патриархата украинского происхождения, отличившихся весной 2005 года скандальными заявлениями о том, что территория Украины является канонической территорией Константинополя.
Президент Украины, чиновники разных рангов и некоторые депутаты активно лоббируют идею автокефалии. При этом на Украине, в отличие от России, нет такой проблемы, как необходимость преодоления в общественном сознании атеистических установок, унаследованных от советского прошлого. В России же эта проблема есть, и поэтому здесь уже не один год идет настоящая борьба за преподавание в школах предмета, рассказывающего о христианстве, о Православии. На Украине все было гораздо проще: президент подписал указ, парламент поддержал, и в итоге в программу начальных классов общеобразовательных школ введен обязательный предмет – «Христианская этика». Это вроде бы неплохо. Но неравнодушие политиков к церковным проблемам приводит к попыткам вмешательства во внутренние дела Церкви, что порой ставит иерархов в очень трудное положение, вынуждает принимать специальные постановления, обращенные к правительству[1]. Можно упомянуть и о совместных межконфессиональных молениях, устраиваемых на высшем государственном уровне, о создании депутатской группы «За единую Поместную Церковь» в украинском парламенте – Верховной Раде, о неоднократных контактах правительства с Константинопольской Патриархией и многое другое.
Помимо активных сторонников автокефалии в УПЦ немало и таких, кто особенно не дорожит своей принадлежностью к Московской Патриархии, и хотя и не предпринимает каких-либо активных действий, но при первой же представившейся возможности безболезненно покинет юрисдикцию Русской Церкви. Это пассивные сторонники автокефалии. Если первые – идеологи, то вторые – конъюнктурщики.
Что же питает сторонников автокефалии? Прежде всего – украинский национализм. Чтобы понять, что же такое украинский национализм, достаточно просто пожить в нынешней Украине: пообщаться с людьми, полистать школьные и вузовские учебники, посмотреть телевизор и почитать газеты. Например, однажды утром весь Донецк оказался обклеен большими цветными плакатами: в центре – профиль А.С. Пушкина, перечеркнутый красными линиями, и внизу подпись: «Сбережемо рiдну мову». Это и есть сущность украинского национализма – самоутверждение, основанное на отрицании всего русского.
Национализм – это идеология активных автокефалистов, а ее пассивным сторонникам, тем, кого мы назвали «конъюнктурщиками», более свойствен иной тип мировоззрения – космополитизм.
Ущербность национализма, в общем-то, очевидна. Самоутверждение, самопревозношение – все это ложные посылки, которые ведут в никуда. Они противоречат основным христианским нормам. Космополиты же более склонны к христианской риторике. Мол, Отец у нас один – Небесный, и отечество у нас одно – Небесное. Все остальное не имеет никакого значения. Какая разница, русская Церковь, украинская или английская? Главное, что Церковь. Один мой знакомый священник говорил о себе: «Чем дольше я служу священником, тем менее я патриот, потому что понимаю, что моя родина – всё творение Божие».
Определенная логика в подобного рода рассуждениях присутствует, но уж больно она мертвящая, сектантская, упраздняющая в человеке человеческое. Духовно мы рождаемся от Бога в таинстве крещения, но по плоти-то мы не на небе рождаемся, а в земном отечестве нашем. И то, что есть у нас Отец Небесный, не значит же, что мы должны забыть своих земных отцов! Праведный Иоанн Кронштадтский называл земное отечество образом, иконой отечества Небесного.
Церковь – это богочеловеческий организм. И через человеческий элемент Церковь неизбежно укоренена в какой-либо традиции, в какой-либо культуре. Это не значит, конечно, что бытие Церкви исчерпывается какими-то культурными явлениями, но, воплощаясь в определенной культуре, Церковь свидетельствует о Божественном, освящает и преображает человеческое.
Русская Православная Церковь укоренена в тысячелетней русской культуре. И автокефалисты, отрекаясь от Русской Церкви, отрекаются, по существу, не только от русской культуры, но и от своей же истории, отрекаются от отечества и от своих отцов. Для большей части населения Украины, которая определенно осознает себя принадлежащей к русской культуре, это равносильно отречению от самих себя.
А теперь обратимся к тем, для кого такое отречение невозможно, кто осознанно или неосознанно является противником автокефалии, для кого неприемлемой является мысль об отделении от Русской Церкви.
Есть принципиальные противники автокефалии среди архиереев и клириков УПЦ. По некоторым данным, голоса архиереев УПЦ, выступающих за и против автокефалии, разделяются сегодня примерно поровну. Очевидно, что в русскоязычных областях число противников автокефалии намного превышает ее сторонников.
Конечно, среди политиков, чиновников разного ранга также есть много противников церковного разделения, но далеко не все из них открыто выражают свои взгляды.
И вот что еще характерно. Если сторонники автокефалии объединены по большей части в политические организации (различные ОУНы, та же депутатская группа «За единую Поместную Церковь» в Верховной Раде и т.п.), то сторонники единства с Русской Церковью объединяются преимущественно в братствах – традиционных для Украины организациях православных мирян.
Особый вес позиции сторонников единства Русской Церкви придает то обстоятельство, что они могут опереться на мнение людей, обладающих непререкаемым авторитетом и особой властью над сердцами и умами – людей святых. Я назову только два имени.
Имя второго подвижника – схиархимандрит Зосима (Сокур). Он почил в 2002 году и вынес на своих плечах борьбу за единство Русской Церкви в недавние 1990-е годы. Его подвиг засвидетельствован тысячами духовных чад. Вокруг него выросло два монастыря. Его память чтут Блаженнейший митрополит Владимир, многие архиереи, клирики и миряне на Украине, в России и в других странах. Отец Зосима оставил своим чадам такое духовное завещание.
И по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.
Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским.
Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.
В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.
Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала XX столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность…
Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.
Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители – братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…
Сие завещание прошу прочесть у моего гроба перед последним целованием и раздать всем.
Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, мир, любовь и благословение Божие.
Схиархимандрит Зосима».
Внешний фактор автокефального движения
Ни для кого не секрет, что в последние годы на Украине чрезвычайно обострились межконфессиональные отношения, и прежде всего отношения между православными и католиками. Кроме того, появилось множество раскольничьих объединений, именующих себя «православными церквами». Православная Церковь оказалась в очень непростых условиях.
Можно говорить об открытой экспансии униатов – католиков восточного обряда.
Так, в Украинской Католической Церкви, подчиненной Ватикану, несколько лет назад создано новое структурное подразделение – Одесский экзархат во главе с архиепископом Василем Ивасюком.
Деятельность новообразованной церковной администрации распространяется на пять областей юго-запада Украины, где в общей сложности проживает всего 70 тысяч греко-католиков.
70 тысяч прихожан-униатов – это менее 1 % населения пяти юго-западных областей Украины, где проживает более 8 миллионов 700 тысяч человек. Экзархат в Украинской Католической Церкви – это аналог митрополии в Православии, то есть для Одессы установлен очень высокий уровень представительства в иерархии Украинской Католической Церкви, что явно не соответствует числу прихожан. Например, вся Галичина, где проживает несколько миллионов униатов, своего экзархата не имеет.
Совершенно очевидно, что подлинная причина создания экзархата в Одессе – это стремление греко-католиков к экспансии на исконно православных землях Украины, где сейчас униаты лишены какого-либо влияния.
И вот теперь создан экзархат в Одессе. Идея подчинения Православия на протяжении столетий была одной из главных внешнеполитических целей Ватикана. Еще Александр Невский на льду Чудского озера остановил благословленный тогдашним папой крестовый поход, политической целью которого было установление на Руси господства Ватикана.
Ставка на Украине сейчас делается именно на униатов. Здесь их могут принять за «своих». Униатов от православных отличает только признание подчиненности Ватикану, обрядность у них такая же, как у православных. И униатские храмы, и священников невозможно по внешнему виду отличить от православных, что вполне закономерно, ибо униатскую Церковь создали отрекшиеся от Православия священники.
В XVII веке унию огнем и мечом насаждала на Украине польская шляхта. Кровавые польско-казачьи войны остановили тогда экспансию Ватикана. После распада Советского Союза греко-католики в прямом смысле слова захватили более трех тысяч храмов Русской Православной Церкви на Галичине, а спровоцированный националистами в рясах, путающих Божие и кесарево, раскол Православия на Украине создал еще более благоприятные условия для тихой экспансии Ватикана, чем он и не преминул воспользоваться[2].
Даже при поверхностном знакомстве с историей Русской Церкви от ее основания в 988 до разделения в 1458 году[3], а после – с историей Московской Церкви и Киевской митрополии до их воссоединения в 1686 году, не остается сомнений, что это разделение не принесло блага Южно-Русской Церкви. Хотя Киевская митрополия не являлась автокефальной, она пользовалась большой самостоятельностью и независимостью в управлении, находясь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Общеизвестна печальная история деградации епископата Киевской митрополии, что привело к соблазну унии, навязанной католиками в 1596 году. На протяжении двух веков разделения Русской Церкви много раз поднимался вопрос о полной автокефалии Киевской митрополии, и неизменно инициаторами и активными деятелями здесь являлись папские агенты. Сегодня в этом уже ни для кого нет никакой тайны, и их секретная переписка доступна историкам для изучения[4]. Еще тогда впервые появилась идея так называемой «универсальной унии», то есть унии между православными и униатами. Понятно, что ее удобнее было бы осуществить, если бы Православная Церковь на Украине была автокефальной. Конечно, с дозволения папы Римского был бы на Украине и свой «патриарх» Киевский, который бы возглавил объединенную такой универсальной унией Церковь. Естественно, вся эта Церковь, а вернее сказать – лже-Церковь, подчинялась бы в итоге папе Римскому.
Эта идея «универсальной унии» продолжает жить и сейчас. Более того, национализм, возведенный в ранг государственной идеологии современной независимой Украины, в религиозном плане питается именно идеей «единой Поместной Церкви» и «универсальной унии». Об этом нам говорит хотя бы содержание рекомендованных Академией наук Украины учебников для высших учебных заведений по предмету «История религии в Украине»[5].
Итак, на протяжении всей истории Киевской митрополии как в составе Константинопольского Патриархата (с 1458 года), так и потом – в составе Московского Патриархата, с разной интенсивностью и напряженностью поднимался вопрос о ее полной автокефалии. Неизменной заинтересованной стороной в этом вопросе выступал папский Рим. Именно польза Римской Католической, а не благо святой единой соборной и апостольской Православной Церкви лежит в основе автокефального движения на Украине.
Еще одним внешним для Православной Церкви фактором автокефалии является наличие и активные действие на территории Украины и за ее пределами (в США, Канаде и других странах) разного рода раскольнических сообществ, именующих себя «украинскими автокефальными православными Церквями».
Среди определенных кругов активных сторонников автокефалии весьма существенным является мотив присоединения к Православию целого ряда таких раскольнических сообществ. Тем более что сами раскольники зачастую подают повод к такого рода надеждам. Мотив этот не нов. Это был один из главных мотивов, на который ссылался, будучи митрополитом Киевским, ныне отлученный от Церкви М.А. Денисенко. Теперь Денисенко сам возглавляет наиболее многочисленное раскольническое сообщество – «Киевский патриархат». И если прочие, более мелкие раскольнические организации (идейные автокефалисты), может, и присоединятся через покаяние к вновь образованной автокефальной УПЦ, то меньше всего можно ожидать этого от Денисенко, который вряд ли уже откажется от своего лже-патриаршества.
Угрожает ли единству Русской Церкви грядущий Собор УПЦ?
14 ноября 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем очередном заседании принял решение о созыве Собора епископов УПЦ 21 декабря 2007 года и на следующий день, 22 декабря, Собора УПЦ в составе архиереев, клириков и мирян. Одновременно был назначен новый глава синодальной богословской комиссии, которая занималась подготовкой изменений в Уставе УПЦ.
Данное известие сразу же породило ряд законных вопросов.
Во-первых, чем же вызвана необходимость созыва Собора УПЦ, который не созывался в течение более чем 15 лет? Во-вторых, очень смущали сроки для такого неординарного мероприятия – всего месяц подготовки. Наконец, усугубило неясность наименование данного Собора «Поместным Собором УПЦ» на официальном сайте УПЦ, что явно противоречило действующему Уставу и невольно намекало на грядущее изменение статуса УПЦ.
Все это в совокупности мгновенно вызвало бурную противодействующую реакцию со стороны православной общественности. Уже через неделю после решения о созыве Собора – 21 ноября 2007 года – к Блаженнейшему митрополиту Владимиру обратились участники крестного хода в городе Киеве с просьбой отменить Собор.
После многочисленных обращений различных православных общественных организаций к Блаженнейшему митрополиту Владимиру глава богословской комиссии УПЦ епископ Бориспольский Антоний отметил по этому поводу: «Создается впечатление, что кто-то специально нагнетает атмосферу и сознательно политизирует чисто богословские и канонические положения Православной Церкви»[6].
Однако статус УПЦ и Устав, определяющий этот статус, трудно назвать чисто «богословскими и каноническими положениями», не имеющими отношения к политике. Тем более что определенные политические силы внутри Украины и, прежде всего, ее президент, активно пытаются изменить существующий статус УПЦ. В данном контексте заявление владыки Антония выглядело, по меньшей мере, странно. Поэтому мало кто поверил и уверениям епископа Антония относительно того, что кардинальных изменений в Уставе не будет.
Известный миссионер и православный публицист диакон Андрей Кураев заявил, что он ничего хорошего от грядущего Собора не ждет. Еще ранее отец Андрей так высказывался публично на тему автокефалии: «Нельзя не заметить, что годы нашего раздельного существования приносят свои печальные плоды. По моим наблюдениям, в епископате Украинской Православной Церкви настроения скорее в пользу отделения»[7].
Тем временем с разницей в две недели в адрес грядущего Собора УПЦ принимаются два близких по смыслу обращения двух наиболее многочисленных раскольнических объединений – УАПЦ и УПЦ КП. В обоих обращениях содержится призыв принять автокефалию и обещание присоединиться к вновь образованной автокефальной УПЦ.
И когда до Собора оставалось уже меньше двух недель, по-прежнему никто не видел проекта будущего Устава. Самое же удивительное, что в епархиях не были проведены епархиальные собрания, на которых по Уставу должны были избрать делегатов из клириков и мирян на будущий Собор!
Наконец за неделю до запланированного открытия Собора на очередном заседании Священного Синода 14 декабря 2007 года было принято решение перенести Собор УПЦ на 2008 год. В оправдание данного решения приводятся вполне резонные доводы: нужно хорошо подготовить Собор, провести собрания в епархиях, изучить предложения по изменениям в Уставе, да и вообще логично проведение такого Собора в рамках празднования 1020-летия Крещения Руси. Это все, безусловно, правильно. Но чем же было вызвано предыдущее решение Синода о созыве Собора 22 декабря – некомпетентностью секретариата или чем-то другим?
Между тем в Киево-Печерской лавре 21 декабря прошел Архиерейский Собор УПЦ МП. Самым важным его решением, пожалуй, является принятие новой редакции Устава об управлении УПЦ. При этом члены Собора специально подчеркнули, что внесенные в Устав поправки «не касаются статуса Украинской Православной Церкви как автономной составляющей исторической Русской Православной Церкви». Новая редакция Устава опубликована на официальном сайте Украинской Православной Церкви[8].
Что же, все разговоры о скорой автокефалии лишь «напрасные страхи», как поспешил обобщить ситуацию один из авторов интернет-публикаций?[9]
Собор епископов УПЦ ознакомился с вышеупомянутыми обращениями схизматических групп УПЦ КП и УАПЦ. Обращения были переданы для изучения в богословскую комиссию.
Данный факт, а также то, что раскольнические объединения и их лидеры на официальном сайте УПЦ[10] последнее время именуются соответственно Церквами и епископами без обозначения их раскольнической принадлежности и без кавычек, так что, порой и не отличишь раскольника от канонического епископа, заставляет задуматься о перспективах скорейшего «воссоединения».
Непременным условием такого «воссоединения» остается автокефалия.
«Какой способ получения канонической автокефалии вы поддерживаете?» – проводят опрос администраторы сайта «Православие в Украине».
Для большинства же противников автокефалии неприемлема даже сама мысль об отделении от Русской Церкви, поэтому все поползновения к отделению от Московского Патриархата, которых было немало за последнее время, воспринимаются ими очень болезненно и с горечью. А поползновения эти заходят очень далеко и касаются ныне уже и литургической жизни Церкви. Например, в календаре, издаваемом Киевской митрополией, не печатают имена русских новомучеников.
Особенно контрастируют автокефалистские настроения украинских националистов на фоне возвращения под омофор Святейшего Патриарха Московского русского рассеяния – Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).
Так хочется верить, что и на Украине здравый смысл и действительная забота о благе Церкви восторжествуют в конце концов над личными и политическими амбициями и что Украинская Церковь останется до скончания века под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в составе единой Поместной Русской Православной Церкви[11].
Человеческое, слишком человеческое!..
Господи, вразуми нас,избави нас от врага рода человеческого.
Но только вот что хочеться знать: чувствует ли народ, православные Украины, какую-то потребность в отделении и автокефалии этой? Неужели нет на Украине больше понимание нашего кровного, а главное, духовного единства? Единому народу - единая Церковь. Конечно, в русской, белорусской и украинской службе, вероятно, есть свои различия, и есть они, видимо, уже давно, и ничего в этом страшного нет. Никто ведь не требует в украинских или белорусских приходах не молиться об отечестве, о "властех и воинстве", наоборот! Под "Богохранимой российской страной" на ектении подразумевается все три Руси - и Белая, и Малая и Великая, не знаю этого точно, но уверен в этом. Так что русский человек молиться в храме сперва о себе и всех своих братьях кровных,т.е. о всей Святой Руси, а потом уже и о всех братьях во Христе. Не могу поверить, что братья-украинцы так желают отречения от родной Матери-Церкви, ради трех сынов своих из века в век претерпевающей муки и гонения. Нет, не вериться... Впрочем, пусть все и всегда свершается по воле Божьей, которая и есть единственная правда.
", немного замкнулся в себе,стал меньше с кем-то общатся,а так как выход эмоциям должен быть,почитал немного Иоанна Златоуста,пробежался по толкования Евангелие авторами 4-5 веков,да и так другово по немногу....Отважился ,выдержал около4-5 дней пост,и пошел до церквы каятысь.Первый раз за 32 года жизни.Надо заметить ,пожалуй,реветь только сильно хотелось,прям неудобно сопли прилюдно взрослому человеку по лицу размазывать.Ну я потом прочел,что рев мой "неправильный",потому-что это от жалости к себе,а не от искреннего раскаяния.Я протоиерею изложил по списку много всяких гадостей своих,а вот про то ,что грешен злостью на "братьев" не сказал.Забылось как-то.....Хотя ,впрочем,с высоты мной прочтенного ,могу смело вышеуказанных три категории людей назвать слугами падшего ангела.И еще,замечу,радикальное (ортодоксальное)православие больно смахивает на исламский фундаментализм и идеологию шулхан-аруха.Я не против твердости в вере и убеждениях,но как-то побаиваюсь богоизбранности,крестовых походов,обьявления врагами отдельных народов ,сословий,религий.Ведь было все это,история, она ведь по спирали крутится. Все у вас на бумаге мудро,а житейская реалия немного другая.Вот вы мудрость вековую и примените ,что-бы таких трех категорий поменьше стало,хотя этим людям нет ни какого дела ни до Христа,ни до Магомада,ни до Будды.(и вразумлять их трудно)Всетаки сложное понятие,вера человеческая Историографически на вашем сайте стройно все изложено:тут тебе и изменники вряд,и темные силы определены,и враг почти ясен......Но есть такой юмор:абсолютная ясность,-это разновидность полной туманности.Неосторожным словом людей легко разсорить.Проповедь занятие не простое,ответственное точнее. А в храм я ни как не наберусь отваги пойти,ну стесьняюсь я реветь при людях!(городок то не большой)Певчие как затянут,-Господи помилуй,я и в слезы............
Сам я прихожанин церкви Московского Патриархата, УПЦ КП не признаю, но ведь меня туда никто и не тянет. Главный принцип "принцип доброй воли" в выборе своего пути человеком соблюден.
И если будет попущение Господа на автокефалию УПЦ, то не кажется ли Вам, что это будет очередное испытание верных.
И еще. Раньше, при Союзе, у меня было достаточно информации о событиях происходящих в других республиках СССР и я мог как-то о них судить, сегодня я не пытаюсь оценивать события происходящие, например, в России, потому что мало знаю о них. Я не говорю хорошо это или плохо, но меня позиция этого сайта немного обескуражила.
Простите меня за дерзновение мое спорить с Вами.
С почтением, раб Божий Димитрий.
С почтением, раб Божий Димитрий.
Думаю,что в Церкви не будет нового раскола,а там как Бог даст!
Ющенко, Тимошенко опираются на другой "электорат" : западные области, украиномовни, большинство - "адепты" УАПЦ, УПЦ КП.
Такое мнение сложилось лично у меня. Конечно, не все так однозначно, но общая тенденция просматривается и иеромонах Тихон в своей статье прав.
Обидно за наших политиков, которые превратили дело государственного строительства в трагикомическое шоу. Обидно за народ, которому это дают хавать. Свобода слова пока что нам не идет на пользу.
Шустера из России выгнали не зря. Зато у нас он приобрел популярность и имеет большой вес. Перед ним начинают лебезить государственные мужи, чтоб он им дал слово в передаче. А он и рад скандалам, рейтинг-то растет. Сами виноваты, смотрим же раскрыв рты! Народ заслуживает своих правителей? Или мы растем на пути к гражданскому обществу?:)
Еще одна тенденция: молодежь больше поддерживает европейский выбор. Который предлагает БЮТ и НУНС. В Европе не ждут православных христиан с предстоятелем патриархом Алексием.
Еще осмелюсь заметить, что история Украины сложней , чем России. В плане самоопределения. Быть патриотом России проще, чем патриотом Украины. Более определеннее. Быть русским, православным Истинной Церкви, в которой спасение. У русских единство. И в Церкви, и в государстве. Возрадуйтесь, братья!
А у нас раскол. И соблазн его преодоления путем единения с униатами очень велик.
Лично я считаю,что единение не должно быть только молитвенным,но также и территориальным.Тем более,что в Церкви Христовой не должно быть ни рассовой,ни национальной принадлежности.На пример я по национальности еврей,а по крещению и исповеданию стараюсь быть православным христианином -- разве я не такой же христианин,как грек,румын или грузин?
Русь должна быть единой!От разделения и происходят все напасти на Церковь нашу.
С уважением житель Израиля,Валентин-Давид.
славных сайтов России я пришёл к выводу,что хохлы это такие парнокопытные,которые разбежались из стойла и при этом притендуют на самооприделение как личности.А когда речь идёт об своей церкви, то тут же мы любимые словянские братья.э
Нациолизм в современной России это конечно православный патриотизм,а украинский национализм это примитивное движение итд. Таких примеров братской любви можно привести десятки. И каким же надо обладать смирением, чтобы оставаться сторонником Единой Церкви с россиянами. Как вы сами пишете его уже не хватает и у многих священников в Украине.
А отец А Кураев стал больше похож на кремлёвского ПР менеджера по церковным вопросам.Много ещё есть чего написать,но не буду давать разгуляться своей гордыни.Простите и спаси вас Господи
В существуюшем в настоящее время образце украинского паспорта нет графы о национальности, но , если бы она была, то в моем паспорте там было бы зафиксировано - русская. Я - русская по истории своей семьи, русская по духу, и ассоциирую себя исключительно с русской культурой и русским этносом. А мой муж - уроженец Черниговской области - украинец. Но, как это не звучит странно, он, как и многие другие украинцы, также ассоциирует себя исключительно с русской культурой. Это же относится и к нашим уже взрослым детям.Причина этого понятна любому здравомыслящему человеку, хорошо знающему историю.Колыбель у русских и украинцев одна - Киевская Русь, и культура одна, и делить ее нет никакого смысла.Тем более, дележка Церкви вообще неуместна и даже кощунственна.Недавно один мой знакомый батюшка в аудитории уверял, опустив при этом глаза, что никогда на западе украины не признают "москальскую" церковь, что никогда молодой киевлянин, разговаривающий на украинском, не согласится с засильем русского языка и русских "попов". А мы, думающие иначе, должны смириться с их мнением ради какого-то совершенно непонятного нам единства.Дай нам, Бог, выстоять в этих сложных условиях, остаться в единстве русского православия.Будьте с нами, наши дорогие братья и сестры.
Когда наконец-то Московская Патриархия назовет правильно себя -Российской Церковью?
И очень прескорбно от таких перспектив.
Мне кажется поместая церьков в украине это не избено,и дело не в политиках и националестических группах,а в народе украины,в его самсознании себя как нации.Ведь большенство украинцев за помесную церьковь.
Я думаю, что в любых обстоятельствах у
наших народов сохранится взаимная любовь и сопереживание.
Спаси Господи.
В случае получения автокефалии УПЦ, будете ли Вы повиноваться решениям архипастырей?
Мертвящей и сектансткой называет автор логику людей, которые говорят "моя родина – всё творение Божие» и отказываются от патриотизма. Автор пишет: "Духовно мы рождаемся от Бога в таинстве крещения, но по плоти-то мы не на небе рождаемся, а в земном отечестве нашем". Охотно согласимся. Но автор не допускает в статье мысли, что земное отечество для жителя Украины может быть собственно Украина, а не Россия. Странно? Но факт. С термином "Русь" и другими смежными вопросами можно долго провозится, здесь пропустим.
По факту для многих существует более-менее четкая оппозиция Россия - Украина. Это реальная оппозиция - терминологическая, и далее - национальная, государственная, для мнногих - этническая. И именно этим, а не происками Ватикана, следует объяснять в первую очередь стремление к автокефалии. И далеко не всегда эта любовь к украинскому отечеству носит, как утверждает автор, антирусский характер.
В Украине очень устали от постоянного противостояния все ветви разделённого православья, поэтому не удивительно что часть священнослужителей УПЦ хотят статус автокефалии. На мой взгляд эта часть с каждым годом будет увеличиваться и руководство РПЦ не остановит этот процес.
На мой взгляд проще всё же даровать Украинской Православной Церкви статус автокефальной. По крайней мере это сбережёт молитвенное единение и хорошие отношения между РПЦ и УПЦ.
"…на Украине, в отличие от России, нет такой проблемы, как необходимость преодоления в общественном сознании атеистических установок, унаследованных от советского прошлого."
Ничего себе «нет проблемы»! 70 лет насаждения атеизма, руссификации пошли бесследно ?
"…профиль А.С. Пушкина, перечеркнутый красными линиями, и внизу подпись: «Сбережемо рiдну мову»."
Вот Вам первая проблема.
"Один мой знакомый священник говорил о себе: «Чем дольше я служу священником, тем менее я патриот, потому что понимаю, что моя родина – всё творение Божие».
Определенная логика в подобного рода рассуждениях присутствует, но уж больно она мертвящая, сектантская, упраздняющая в человеке человеческое."
Да логика присутствует, но заклеймённая автором как нечеловеческая, мертвящая и преданна анафеме как сектантская. А как с аргументацией ?
"Духовно мы рождаемся от Бога в таинстве крещения, но по плоти-то мы не на небе рождаемся, а в земном отечестве нашем. И то, что есть у нас Отец Небесный, не значит же, что мы должны забыть своих земных отцов! Праведный Иоанн Кронштадтский называл земное отечество образом, иконой отечества Небесного."
Ну и ?.. Украина украинцу может быть «земным отечеством - иконой отечества Небесного»?
"Русская Православная Церковь укоренена в тысячелетней русской культуре. И автокефалисты, отрекаясь от Русской Церкви, отрекаются, по существу, не только от русской культуры, но и от своей же истории, отрекаются от отечества и от своих отцов."
Подлинную историю (как и культуру) своего отечества мы все знаем плохо. А из того, что знаем, не всё достойно восхищения. И от плохого надо отрекаться без сожаления.
"Для большей части населения Украины, которая определенно осознает себя принадлежащей к русской культуре, это равносильно отречению от самих себя."
Не надо говорить за большинство.
«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю."
Слышал, что «своя воля» для монаха – это объект личной борьбы. Но чтобы навязывать её остальным…
"Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским."
А законной автокефалии (без кавычек) «своя воля» не допускает ?
"Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление…"
А Патриарху, Синоду, Собору хоть что-то можно признать каноничным и решить ? Или «своя воля» сама всё решает ?
Православные! Давайте, почитая заповеди святых, не будем забывать о заповедях Божиих.
Ну образовалось независимое государство Украина 16 лет назад. А кто даст гарантию, что через 20, 30, 100 лет не будет каких -либо новых государственных образований, учитывая социально-политический раскол современной Украины после "оранжевых событий"? Думаю никто. так что Церковь должна приспосабливаться каждый раз под новые условия? Думаю что нет, должно быть хоть что-то постоянное.
На мой вопрос к сторонникам автокефалии на сайте "Православие в Украине": а что нам принесет автокефалия УПЦ для нашего спасения, или таинства РПЦ недостаточно благоданы, так и не получил ответа. Я его и нет. Потому что не стоит путать грешное с праведным. Убежден, что только в Единстве с РПЦ украинское православие имеет перспективу, иначе - путь к фактической унии.
Прошу всех молиться о единстве нашей Православной Церкви. Аминь
Все так перемешано и запутано.
Только непонятно, что плохого в том, что Украинская Православная Церковь стремится к канонической автокефалии?
Это происходило в истории Православия и раньше - получала автокефалию какая-то часть Православной Церкви, имя ее предстоятеля просто добвляли в диптих и все. Она ведь остается ПРАВОСЛАВНОЙ, а не становиться еретической.
При чтении данной работы создается впечатление, что автор воспринимает известное высказывание "Вне Церкви нет спасения", как "Вне Московского Патриархата нет спасения".
Печально.
Лавру и Софию основали греки. Первые метрополиты киевские были греки. Когда не было Московского Патриархата, какой был патриархат на теретори современной Украины и Белоруси? Почему МП сам провозгласил автокефалию и отошел от Константинополя?
---------------------------------------------------------------
Украина, Луганская епархия.
Спасибо за статью.
Д-а-а... Стыдно было читать. И это на официальном сайте!..
Как же нам потом жить в Украине?.. Как же нам потом утверждать, что Церковь не занимается политком?..
На мой взгляд, здесь, чистая политика. Возможно, вызванная слепотой или непониманием, или не желанием...
Как можно быть таким косным? Как можно загонять дело спасительной миссии Церкви, в мертвящие рамки прошлого и светского?!?
Прошу убрать это с офицального сайта!
Не губите братские и равные отношение между Россией и Украиной. Дайте Украине и её епископам самим опредилиться, кому им лучше и полезнее для их миссионерского служения подчиняться...
Да восторжествует здравый смысл! Да восторжествует дело и польза Церкви Хртстовой!
Священник Артемий Бондаренко. РПЦ.
Легко Вам, батюшка, рассуждать о вещах далеко происходящих. Видать Вы и вправду на бывали у нас на Украине. Тяжело нам сейчас, ох как тяжело - пресса вовсю вымывает здравый смысл в людях. И если раньше все были мысли о возвращении раскольников в Церковь, то теперь - о том чтобы Церковь нашу не начали физически уничтожать.
Вот вы красиво так и гневно обрисовали мнимый "уклон" УПЦ от Патриарха... а вот расскажите как вы, духовенство в России (будучи не притесняемыми властями, и даже наоборот) боретесь с означенным "уклоном"? Не слышно слов в защиту Православия на Украине от вас, только одна критика да осуждения, как будто граница Церкви совпадает с границей между странами. А ведь ваши решительные выступления в прессе (и не только) о нарушении прав верующих у нас звучали бы совсем по иному, а придание им международного звучания вообще отбило бы охоту некоторым политиканам ломать Тело Христово. Но, будучи, одной церковью с одним Патриархом, фактически ваше плечо мы не чувствуем, а слышим лишь (прости Господи) ворчание о сползании в раскол. Обидно и больно смотреть на наших иереев и архиереев, как они страдают от того неимоверного прессинга властей (о котором Вы наверное уже и забыли), который вдвойне страшней советского, так как исходит от властей именующих себя "православными"... Кто не одурманен глупыми и лживими идеями западников, тот, конечно, о раское и думать не будет, но ведь к расколу толкаете и Вы, статьями подобного рода. Ведь как на нее (статью) отреагирует не в меру политизированный прихожанин нашей Церкви? Его ведь годами уже натравливают на все русское, а тут - раз! русский священник (да еще монах!) осуждает почти уход в раскол всей православной Украины. Знаете что он сделает когда его спросят об отношении к автокефалии? И таких - много.
Если уж не можете помогать хоть словом, лучше не пишите подобного - мы и сами все это видим да как следует оцениваем, а рассказывая о "новом расколе" как о почти состоявшемся вы, сами того не желая, очень многих наших соотечественников подталкиваете согласиться с придуманной вами химерой (пусть и вполне возможной).
Возможно высказался и резко, но, будучи читателем ресурса pravoslavie.ru много лет, было больно услышать здесь что мы (украинцы) уже одной ногой в расколе, чего на самом деле нет (и даст Бог - не будет).
Спаси Вас Господи!
Я украинка, живу в Москве уже давно, с 1981 года. Мой муж русский. Никогда между нами не возникало никаких противоречий по национальному признаку.
Аксиома, высказанная прп. Лаврентием Черниговским, о том, что Белоруссия, Украина и Россия неразделимы как Святая Троица, давно живут в моей душе. Считаю, что те кто допустил это разделение и сейчас усугубляет его - преступники.
Сердце обливается кровью, когда слышишь в адрес России всевозможные гадости от украинского руководства. Невозможно смотреть как Украину и Россию разделяет все большая пропасть непонимания, обид. Нестроения в церковной жизни также не приносят хоть какого-то примирения. Не понимаю, куда делась та доброта, ласка, милосердие замечательного украинского народа, которые я помню с детства.
Нельзя допустить отделения Украинской православной церкви. Плохо прийдется, прежде всего, украинцам. Нужно помнить историю и черпать из нее уроки. С уважением, Наталия.
Ya so Lvovskoy Oblasti.ya poshol v shkolu posle raspada Soveckoho Souza i do 11 klasa ne ychil sovsem ruskiy yasik toka is sa televidenuya i pravoslavnih knig nemnoshka viychil ruskiy yasik! ya prosto hochu roskasat vam realnuu istoriu shto proishodit sdes na sapadnoy ykraine.Esli ya poydu v cekrov Ykra.P.cerkvi Mosko,patriarhata to menya nasivaut ludi "moskalyom" ili predatelem v pryamom smisle! Pochemu ? potomushto i sa bohoslushebnoho yasika.Vse prochie roskolnicheskie grupi slushat na ponyatnom ykrainskom yasike a mi toka slushim na cerkovno-slovyanskom( no v ruskoy versii) no sdes sdavna slushilos na cerkovno-slovyanskoy ykrainskoy versii( eto proisnoshenie po rasnomu slov,Ne Gospodi a Hospodi!) i sa etoho mnogie hovoryat shto ona ne est ykrainskaya cerkov potomushot ne posvolyaet slushit na ykrainskom yasike!!
Sdes Moskovskiy patriarhat ne moshet privesti realnih faktov shtobi pokasat shto eta cerkov est nacionalnaya kak ne slushaet naroda kotoriy hoshet vse na ykrainskom.Eto toka vladiki hotyat po slovyanski a narod net i vot paradoks! I vse vidyat edistveniy vihod eto viyti s Moskovskoho patriarhata shtobi slushit na ih ponyatnom yasike a ne slushat Moskvi kotoraya ne ponimaet ih.Esli bi Patriarh posvolil slushit na ykrainskom cheres mass media shtob vse slishali i snali tohda moshet narod esho dershalsya Moskovskoho patriarhata.A to snakomie raskasivali shto Bili na sobraniya v Vladiki i on raskasal im shto oni slushili na hrecheskom yasike Liturgiu..Vse podumali ras na hrecheskom (nikomu ne ponyatnom yasike) slushili nachat i na ykraiskom moshna budet slushit a vladika hovorit net! i vse.Vot realniy istoriya..moshete sami proverit ili poehat na Zapadnuu Ykrainu i pogovorit ne toka s Vladikami ili svyashenikami a snarodom! tohda dumau budete bolee efectivno deystvovat a ne toka pisat shto esli aftokefaliya budet to vse.net..Esli narod shochet to Episkopi dolshni podershat.Sdes nikaoy politiki.Hotya moshet imeet mesto.No eto ne hreh imet svou cerkov kak ruskaya stala aftokefalnoy ot konstaninoposkoho ,,sama sosvala sobor i vibrala kandidata i kostantinopol ne mog soprotivlyatsya! eto bil narodniy vibor a ne toka episkopov ili carya hotya podershka ot nih nushnaa!
Nu pishite!!esli est viprosi!