О борьбе с грехом

Слово на великом повечерии в среду Первой седмицы Великого поста

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на великом повечерии. Сретенский монастырь. Фото: М. Родионов / Православие.Ru
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла на великом повечерии. Сретенский монастырь. Фото: М. Родионов / Православие.Ru
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Грех разрушает Богом определенный порядок жизни, потому что сущностью греха является богоотступничество. Всякое деяние, которое не соответствует воле Божией и Божиему закону, является отступлением от Бога, непризнанием верховной власти Бога над творением, является грехом. По единодушному мнению святых отцов, два порока обнаруживают саму природу греха — это гордыня и ложь. Если жизнь основывать на грехе, то такая жизнь является непрочной. Грех и жизнь несовместимы. Вот почему мы имеем свидетельство о том, что грех порождает смерть — в том смысле, что жизнь по закону греха несовместима с бытием человеческим. Жить по греху — значит разрушать жизнь.

Каждый человек согрешает, и только что услышанные слова кто-то может поставить под сомнение, сказав: «Ну вот, я грешу, с каким-то грехом не могу справиться, но ведь я живу и радость имею в сердце. Я пытаюсь грех преодолеть — не удается; но каюсь в своем грехе». Если кто-то мыслит так, то это отношение к греху верующего человека, который грех не оправдывает, который сознает, что грех — это зло, и понимает, что, будучи неспособен противостоять греху, он согрешает пред Богом.

Но есть и другое отношение к греху — когда грех оправдывается, более того, когда между грехом и праведностью, правдой и ложью ставится знак равенства. Мы сейчас переживаем, впервые за всю человеческую историю, эпоху, которая стирает границу между грехом и праведностью, между правдой и ложью. Поэтому в грехе не раскаиваются, а нередко грехом еще и бравируют, сознательно полагая грех в основу жизни.

Но если грех порождает смерть, то такое мировосприятие и такое поведение означает самоубийство. Речь идет не о самоубийстве человека — это самоубийство человеческого общества. Если будут окончательно стерты границы между добром и злом, если люди, потерявшие способность отличать добро от зла, будут основывать на грехе свою жизнь, будь то личную, семейную, общественную, государственную, общечеловеческую, вселенскую, то это будет означать конец света, потому что грех и жизнь несовместимы. И тот самый конец света, о котором говорит слово Божие, это и есть господство греха, когда грех будет восприниматься как норма жизни.

А что же делать, чтобы не допустить этого? Грех возникает внутри человека. Есть такое понятие «искушение». Кто-то его правильно интерпретирует, кто-то не очень. Если перевести это понятие на современный язык, то искушение — это провокация. Мы можем сами провоцировать грех. Когда мы не уклоняемся от общения с людьми, утверждающими право жить по греху, когда мы погружаемся в псевдокультурную среду, пропагандирующую грех, когда мы делаем многое другое, что возбуждает в нашем сознании интерес и тягу к греху, мы провоцируем самих себя. Но грех могут провоцировать и жизненные обстоятельства, и люди, с которыми мы общаемся. Искушения приходят как извне, так и от самих нас, от нашего разума, проистекают из нашей внутренней жизни.

Если искушение начинает воздействовать на наш разум, то такое состояние мы называем греховным помыслом. Это означает, что грех оккупировал сознание, грех укоренился в мысли. Еще нет греха как действия, но есть грех как мысль. Помысл — это и есть греховная мысль. Если не остановить эту мысль, то мысль приводит в действие наши чувства; мы чувственным образом начинаем отождествлять себя со грехом. Иногда это доставляет человеку удовольствие, но нередко порождает опасные эмоции, такие как гнев, ярость, злобу, зависть, от которых человек страдает. Однако даже те чувства, которые как бы услаждают нашу природу, на самом деле ничем не отличаются от тех, что доставляют человеку страдания, потому что грех не может принести радость и удовлетворение.

Если человеку не удалось победить злой, греховный помысл и грех перешел в область чувств, то два рубежа обороны врагом захвачены, и бороться с греховными чувствами куда тяжелее, чем с греховными мыслями.

Но есть и третья линия обороны — если не остановить воздействие греха на наши чувства, то грех захватывает и подчиняет себе нашу волю, и тогда человек совершает греховные поступки.

Святые отцы обращают особое внимание на эту последовательность усвоения греха человеком и подчеркивают важность преодоления греховных мыслей, тем более греховных чувств. И почти единомысленно отцы свидетельствуют о том, что человек, вставший на путь греха, совершающий греховные деяния, потерпел поражение.

Есть, конечно, возможность через покаяние смыть с себя греховную скверну. Но ведь каждый на своем опыте знает: если греховные деяния совершаются регулярно, постоянно, то возникает некая привычка ко греху, от которой невозможно избавиться ни исповедью, ни покаянием, ни долгими молитвами. С греховными помыслами следует бороться молитвой, и если помысл входит в наше сознание, нужно предать себя Господу, осенить крестным знамением, читать молитву Иисусову, не услаждая себя посторонними мыслями.

Если мы научимся бороться с грехом в нашей личной жизни, в глубине нашей души, если мы будем давать отпор и злым, греховным помыслам, и греховным чувствам, и даже бороться с греховными навыками, с греховными поступками, то это будет великой битвой за жизнь, за собственную жизнь. А если подобного рода действия будут предприниматься людьми сообща, то это будет не что иное, как преодоление тяготения человеческого общества к распаду и уничтожению.

Борьба с грехом — трудная борьба, и грех дело небезобидное, особенно тогда, когда огромные силы работают на то, чтобы представить грех как одну из моделей человеческого поведения, как одну из возможностей законного свободного выбора человека. Именно с таким выбором чаще всего и связывается неверное, искаженное представление о человеческой свободе. Только когда выбор в пользу греха оборачивается кровавыми преступлениями, общество содрогается от ужаса, но и тогда не видит подлинных причин тех страшных явлений, которые грех привносит в человеческую жизнь.

Святая Четыредесятница представляет нам особую возможность углубиться в самосозерцание. Нужно научиться видеть самого себя, видеть свою внутреннюю жизнь, выработать навык духовного анализа мыслей, чувств, деяний. В борьбе с грехом нет мелочей, как нет мелочей вообще в человеческой борьбе. И дай Бог, чтобы эти благодатные и святые дни Четыредесятницы помогли нам, немощным и грешным, одержать хотя бы одну победу — пусть небольшую, незначительную, но реальную победу — над грехом. И тогда, обретая навык победы над грехом, мы становимся сильнее, у нас возникает уверенность в том, что Богу содействующу мы сможем жить по закону Божиему, по закону жизни.

Храни вас всех Господь.


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 14:32 мин. Размер 7 Mb)

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Екатерина 9 февраля 2018, 23:41
Патриарх Кирилл, большое спасибо за проповедь. Она очень важна , содержит полезную информацию и помогает людям бороться с грехом. Дай Вам бог здоровья и долгих лет жизни!
Сергей 31 декабря 2015, 14:46
Николай! Ты не одинок в этой беде.Мы все пытаемся боремся как можем.Нужно не прекращать борьбу и не отчаиваться а главное молить Господа о помощи и видя твоё желание и упорство он не оставит никогда..
Николай28 апреля 2015, 01:33
Есть, конечно, возможность через покаяние смыть с себя греховную скверну. Но ведь каждый на своем опыте знает: если греховные деяния совершаются регулярно, постоянно, то возникает некая привычка ко греху, от которой невозможно избавиться ни исповедью, ни покаянием, ни долгими молитвами.

и что мне теперь делать если я постоянно совершаю греховные поступки и они усиливаются
раб Божий евгений 5 июля 2013, 13:07
с грехом надо бороться ,необходимо, треба, надо надо надо...
Alemayehu Ali16 сентября 2012, 11:56
Спаси Господи Вас Святейший Патриарх Кирилл.
Iz Efiopi
варя юрова 4 марта 2012, 01:31
спасибо большое
Сергей Рычагов 3 марта 2012, 01:28
Святейший всегда говорит просто и проникновенно.Слово Божие для нас!
Михаил 3 марта 2012, 00:22
Спаси Вас Господи! Всем огромного терпения и ВОЛИ в борьбе с грехами нашими!!!
Дарья 2 марта 2012, 16:30
Всем людям земли здоровья и любви!
олег 2 марта 2012, 11:34
вот истинно слова Патриарха Всея Руси
очень признателен Патриарху Кириллу за нужрые наставления
буду следовать и молится Богу всем Вашим полезным Назиданиям
Хранит Вас Бог
Леван 2 марта 2012, 00:04
Спаси Господи за душеспасителные наставления!

Спасибо Святейшему Патриарху Кириллу за назидательную и благодатную проповедь.
Вот бы такие выступления показывали по телевизору, для воодушевления и укрепления народа. И слова простые, доступные для любого человека. И сколько переживания и боли чувствуется в этих наставлениях.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.

Ирина Попова 1 марта 2012, 23:55
Спаси Господи Вас,Патриарх Кирилл и Спасибо!!!
Наталья 1 марта 2012, 18:03
Спасибо за ваши слова.Они меня пронзили и укрепили.
Спаси Господи Вас Святейший Патриарх Кирилл.
игорь 1 марта 2012, 17:08
Cказано то ,что давно бередит мою грешную душу- мы живём в эпоху ,когда каждый сам определяет для себя где есть грех,а где его нет.Всюду слышны ссылки на современность,как-будто Бог давал свои заповеди только первым христианам-Он дал их всем людям до второго пришествия,и они одинаково звучат даже для нас непутёвых детей 21-го столетия .Тогда почему,по какому праву мы взяли на себя право оправдания именно ссылаясь на на безумную современность? Находятся даже такие которые говорят,что сам текст Священного Писания был неправильно переведён,и что теперь сделав современный перевод многие грехи и не грехи вовсе.Куда приведёт эта наша гордыня?Становится страшно от одной только этой мысли.Ведь из-за этой гордыни человек уже не только бравирует своим аморальным поведением,он уже сам берётся определять-что грешно,а что УЖЕ нет.
Елена 1 марта 2012, 16:46
Спаси Господи Вас, Патриарх Кирилл.
Спасибо, что Ваши слова помогают нам учиться жить.
Прошу Вас помолиться о жителях г.Тольятти,
у нас 4 марта очень важный день в городе.

Владимир 1 марта 2012, 10:33
"С греховными помыслами следует бороться молитвой, и если помысл входит в наше сознание, нужно предать себя Господу, осенить крестным знамением, читать молитву Иисусову, не услаждая себя посторонними мыслями"
Но если вновь и вновь возвращаются, с еще большей и большей силой и не в состоянии справиться, то только исповедь и стать причастником Святому Духу, а не тому злу которое нас постепенно одолевает вначале из вне,и это не один день, но если навязчиво и в открытую явно, значит уже и внутри. Когда дракон одолеет всем телом вместе с головой, а голова - это и есть ум, мысли, тогда будет поздно, но если есть борьба, значит Бог с нами, но непременно голову дракона, еще в зародыше нужно раздавить, одолеет всем телом - не сможешь ни устоять , не победить, ибо будешь одно - зло, прах развеваемый ветром помыслов злых демонов.
валентина 1 марта 2012, 04:44
Спасибо Милостивому ГОСПОДУ за то что дал слово Патриарху КИРИЛЛУ.Меня ваше слово укрепило, пронзило,сказано истено.УКРЕПИ ГОСПОДИ твоего раба Кирила дай Господи ему Божественую мудрость,силу духа,силу слова> мир душевный> и дела любви.
Галина29 февраля 2012, 23:04
Спаси Господи Вас,Патриарх Кирилл.Терпения Вам и радости в вашем нелегком послушании.Пресвятая Богородица,Спаси нас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×