Монах Леонид |
«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом», — любил повторять он евангельские слова. И чтобы быть верным не только в малом, но и в малейшем, разжился он не без моей помощи какими-то учебниками с таблицами, по которым учат студентов Пищевого института, и принялся штудировать и выяснять, из чего состоят иные продукты, считавшиеся доселе постными. Изучение этих составов вызвало у него немало сокрушенных вздохов. Ибо выяснилось, что отнюдь не все хлеба, которые мы вкушали постом без толики сомнения, чисты от скоромных примесей. Есть таковые и в иных макаронах и вермишелях, что уж говорить о печеньях с вафлями!
Ассортимент подлинно постной пищи катастрофически сужался. Из углеводов оставались разве что пряники да крупы…
А тут приехал к нам из Тулы дорогой гость — Митрофан Дмитриевич, бывший полковник, фронтовик, раб Божий, которого очень любил отец Серафим (Тяпочкин) за чистоту сердца. Ну, из Тулы понятно что везут, да еще Великим постом: конечно, знаменитые тульские пряники — круглые, в глазури, да еще и в праздничной коробке. Вот Митрофан Дмитриевич и привез нам сразу три таких.
Только он появился — звонит мне мой друг Андрюша — одноклассник и крестник — и говорит:
— Я тут неподалеку от твоего дома. Можно к тебе зайти?
Купил в булочной у метро гостинец, чтобы появиться не с пустыми руками, позвонил в дверь и протянул мне с порога нарядную коробку с тульским пряником. В глазури. В праздничной коробке.
Муж мой, по дороге с работы, узнав, что у нас гости, в ту же булочную у метро завернул и с таким же печатным пряником с надписью «Тульский» прямо к чаепитию пожаловал. И так сидим мы, обложенные со всех сторон этими пятью уже пряниками, и пьем себе чай, постимся постом приятным, ведем разговоры на духовные темы. Еще бы — Митрофан Дмитриевич был когда-то келейником самого старца Серафима, множество знает чудесных историй, а Андрюша — неофит, слушает его затаив дыханье, открыв рот…
И тут звонит монах Леонид:
— Я только что изучил таблицу, в которой дается состав пряников. Оказывается, все они — скоромные. Да! В них яичный порошок добавляют. Только один вид постных и существует: так называемые комсомольские. Комсомольские пряники. Темненькие такие. Вот их можно спокойно есть в пост.
Сообщил и трубку положил. А мы уже этих — сомнительных, тульских — изрядно поглотили. Другого-то ничего и нет! Ну, не стала я гостей огорчать.
Встретила я храме знакомого священника:
— Ты чего такая грустная? Никак, унываешь?
— Да ну! Постилась я постилась, а тут оскоромилась! Пост нарушила, — сокрушенно произнесла я.
Он решил меня подбодрить:
— Так, может быть, ты была в дороге? Или гостила в доме язычника?
— Нет, — твердо ответила я, — я была у себя.
— Но, может быть, ты болела?
— Нет, не была я больна, — удрученно произнесла я. — Я была вполне здорова.
— А что же тогда? Сырку захотелось? Творожку? Или … мяса?, — сочувственно спросил он.
— Я ела пряники.
— Пряники? Так они ж постные! — радостно откликнулся священник. — Это можно, это не грех!
— Так то комсомольские. Комсомольские можно, — со знаем дела пояснила я. — А я ела — некомсомольские. Некомсомольские пряники я ела, вот ведь что!.
Батюшка посмотрел на меня в изумленье:
— Как-как ты сказала? Не-комсомольские?
— Ну да, некомсомольские. Скоромные. Яичный порошок в них!
Я даже почувствовала, как глаза мои в сокрушении увлажнились.
Священник тяжело вздохнул:
— Вот как мы… Яичный порошок, говоришь?
— Яичный порошок, — сдавленным голосом повторила я.
— Ох, лукавый! — воскликнул священник. — Как же он крутит людей! Значит, комара отцеживаем? А верблюда? Верблюда фарисейства, выходит, поглощаем! Верблюда унынья так и заглатываем!
Пришла я домой, а тут звонит мне монах Леонид:
— Я только прочитал про зефир и пастилу…
— Отец Леонид, — железным голосом сказала я, — я вынуждена у вас забрать эти учебники с таблицами. Владелец срочно требует их назад.
— А я еще не все изучил… Оказывается, мармелад…
— Он сказал: срочно! Я сейчас к вам приеду и заберу.
Вот и на этот раз он склонил набок голову и произнес, принимая у меня коробки: «Спаси тебя Господи!». Впрочем, именно так и должен был поступить смиренный монах.
с Пилагеей в Донецк.Он уехал, писал нам, присылал письма, высылал открытки.Потом переписка прервалась.У меня есть его фотографии.Очень бы хотелось узнать о его жизни.Спасибо.
ЧТО-НИБУДЬ ПОЕСТЬ
Побираться в Великий пост – нудное дело.
Особенно – среди православных:
Подают то, что едят сами,
Горсть сухарей, проросшую картошку,
Уваренную до состояния асфальта
Кабачковую икру в баночке из-под майонеза,
В целлофановом пакете - квашеную некогда капусту
В пушистой плесенной шапке.
Смиренно извиняясь,
Шепчут: пища де и питие наше –
Неизреченное веселие в Царстве Духа.
Да…спаси Господи, конечно.
Невесело же ваше веселье.
Впрочем, эти – еще из лучших:
Есть и другие, продвинутые в подвиг,
Те подают скоромное, не вкушаемое самими:
Ситечко комаров, к примеру
(«Убогим и в пути сущим
Не возбраняется»), – иногда ещё, правда,
Волосатую губу, ухо, копыто,
Берцовый мосол - всё, что у них осталось
От съеденного жареного верблюда.
Жаль только, что оставшиеся три коробки пряников наша героиня привезла в качестве гостинца монаху, хотя узнала, что они оказались не постными. ..
Господь дал мне веру в 1992 г. в возрасте 46 лет.
Проявляла ревность о Боге не по разуму,- как в отношении себя, так и во взаимоотношениях с ближними.
В периоды церковных постов, как теперь понимаю, соблюдала диету; за съеденную булочку страдала на исповеди за невоздержание, а плача за грехи не было.
Прошло 20 лет. Духовные и физические немощи множатся. Стала понимать, что телесный пост только средство для улучшения качества духовной жизни. Господу нужно наше сердце, а не количество съеденных белков. Съела,- хорошо, не съела- тоже хорошо. По силам,- телесный пост. Главное: самоконтроль, самоанализ. Грустно было слушать сестру во Христе, которая за съеденный салат с маслом в пятницу сделала 12 земных поклонов. Мне бы так,- за каждый недобрый помысел в отношении своего мужа- земные поклоны. Глядишь, и очистила бы свое сердце для перехода в Отчий Дом.
Спаси Господи Олесю Александровну! Думаю, ее рассказ-
маленький этюд из нашей жизни,- полезен для осмысления наших немощей.
Спаси Господи!