Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.

Первый на деревне.
Священник пытается пробудить сельскую жизнь

Источник: Фома.Ru

От Костромы ближе до Москвы, чем до села Поназырево Костромской области. Здесь живут три с половиной тысячи жителей, и их число постоянно уменьшается. Протоиерей Евгений Кетов строит в Поназыреве храм, в местной исправительной колонии окормляет общину заключенных, в селе создает реабилитационный центр для бывших узников. А еще колет дрова, растапливает чугунную печь и своими руками чинит автомобиль. Наш репортаж — просто зарисовка с натуры, где многие вещи говорят сами за себя.

Сельская новь

…В селе Поназырево пустынно и тихо. Может, это только сегодня — когда тридцатиградусный мороз загнал всех местных жителей по маленьким деревянным домам? Почти вся молодежь уехала в города: в самый близкий — Шарью, в Кострому или в Москву. У старушки Валентины Петровны дочка улетела в Майами. Валентина Петровна ходит в гости к подруге, которая живет на соседней улице. Подруга коротает вечера за просмотром научно-исторических фильмов BBC на DVD-плеере. В них попадаются кадры американских городов — в такие моменты подруга всегда зовет Валентину Петровну к экрану.

…Снег под ногами скрипит. Январские сугробы — по пояс. Они лежат вдоль дорог, там, где летом обочины. Напротив каждой калитки — нет, не протоптанная в снегу тропинка, а скорее, прорытый в снегах «каньон».

…Большой деревянный храм во имя св. Ксении Петербургской в Поназыреве стоит недостроенным. Он тоже густо упакован снегом: снаружи и изнутри. Строители успели возвести стены, а крышу сделали только на треть — на сколько хватило собранных летом средств. В соседних рощах, откуда бригады лесорубов обычно поставляют лес, замело все тропы — мужики физически не могут туда проехать. А значит, достраивать крышу храма не из чего. А значит, то, что уже построено, может за зиму и весну просто сгнить. Этого больше всего боятся прихожане и стараются найти деньги на покупку хотя бы чего-то, чем можно покрыть недостроенный храм сверху.

В Поназыреве была обустроенная церковь, но сгорела. И пока строится новый храм, верующие собираются на службы в обыкновенном кирпичном доме. Там оборудовано все необходимое: алтарь и чугунная печка. На улице — минус 30, а в доме — минус 10. Вода крещенская за ночь в ведре замерзла. Так и молятся прихожане, выпуская изо рта сероватые струйки пара. И хотя этот дом, предоставленный просто доброжелателем, уже выставлен на продажу, прихожане не унывают. У них есть утешение — настоятель. Отец Евгений Кетов.

Не повод для уныния?

Отец Евгений много улыбается.

Он улыбается, когда рассказывает, что старый храм сгорел вместе с его личными вещами и книгами.

Он улыбается, когда говорит, что его приход — примерно тридцать человек на три с половиной тысячи жителей, и это очень мало, но постоянной паствы еще меньше, потому что люди постоянно уезжают на заработки в города.

Он улыбается, когда констатирует, что «градообразующее предприятие» в Поназыреве — это исправительная колония № 2 Костромской области, поэтому жители села делятся на две равные категории: одни сидели, другие их охраняли.

Он улыбается, даже когда его автомобиль утром не заводится на морозе.

Вообще машина сельского священника — почти всегда красноречивый пример упования на волю Божью. Такой автомобиль работает на честном слове и развалиться может на ближайшей кочке. Но именно от возможности передвижения часто зависит сама возможность служения: сельский батюшка и в захолустные деревни на этой машине пробирается, и в Москву за сотни километров отправляется на ней же.

Старенький автомобиль отца Евгения — едва ли не единственный динамично перемещающийся объект на фоне застывшего поназыревского пейзажа. Снаружи это — Audi. А под капотом — гибрид из «Москвича» и «Жигулей». Родные детали давно списаны. Механики в автосервисах думают, что отец Евгений над ними издевается. А батюшка, наверное, просто улыбается им в ответ.

Я вспоминаю слова Чехова: «Люди, которые давно носят в себе горе и привыкли к нему, только посвистывают и задумываются часто». Но тут же понимаю, что это — совсем не про отца Евгения. Казалось бы, сгоревший храм и отсутствие ясных перспектив по постройке нового — чем не повод для уныния? Но священник улыбается. У него много трудностей, но горя нет…

— …У меня есть испытания, — будто подхватывает мою мысль отец Евгений, когда мы с ним стоим внутри недостроенного храма. — А в испытаниях Господь посылает утешения…

И тут же рассказывает историю, как удалось возвести стены нового храма. Когда старого храма не стало, а спонсоров пока не нашлось, отец Евгений поехал в Санкт-Петербург — помолиться блаженной Ксении Петербургской, ведь церковь в Поназыреве должна быть освящена в ее честь. Рядом с часовней с мощами святой люди всегда просят милостыню, священник подал каждому, и только одна старушка вдруг сказала ему:

— Мне денег не нужно. Вы скажите, с какой бедой приехали?

Как она узнала, что именно с бедой? Отец Евгений ответил:

— Храм сгорел.

А старушка вдруг говорит:

— Я постараюсь вам помочь.

Через несколько дней в Поназырево приехал грузовик со стройматериалами. Так началось строительство новой церкви. У бабушки оказались добрые знакомые.

Кормчие

Отец Евгений окормляет общину заключенных в исправительной колонии № 2 села Поназырево. Мне показалось, что в этом — тоже его утешение. Потому что здесь — на зоне — многое уже получилось: с нуля построен храм. Его торжественно освятили в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в 2009 году. До этого в колонии была только молельная комната.

Тюремный храм расписывал один из заключенных, иконописец по профессии. Сейчас он уже освободился — и отец Евгений рассказывает об этом не улыбаясь. Дело в том, что, выйдя из колонии, вчерашний прихожанин тюремного храма совершенно пропал из виду и — по доходящим до батюшки отрывочным сведениям — запил.

— Как я ни уговаривал, он не захотел остаться со мной в селе, — вспоминает отец Евгений.

Не секрет, что самое сложное для только что освободившегося узника — сделать первые шаги на воле и не сорваться обратно в прежнюю среду. Чтобы вчерашних осужденных хотя бы минимально обезопасить, отец Евгений формирует в Поназыреве своего рода реабилитационный центр. «Своего рода» — потому что формально никакой организации не существует. «Надо дело делать, вывески потом повесим», — считает священник. Но в реальности освободившимся из поназыревской колонии есть куда идти: в старый деревянный дом с огромной белой печью, где отец Евгений настоятельно предлагает приют бывшим прихожанам тюремного храма.

— Я убедился на собственном опыте: если человек сразу после освобождения хотя бы две-три недели у меня живет — потом к преступлениям не возвращается, — рассказывает Евгений.

Побывав в таком «доме милосердия», понимаешь почему. В нем живут совершенно обычной жизнью, но от такой «обычности» в заключении быстрее всего и отвыкают. В каком-то смысле именно она и есть норма: жить мирно с соседом и быть с ним вежливым, работать, чтобы обедать, заниматься хозяйством, отдыхать, читать книги и смотреть фильмы и так далее.

По узкому «каньону», проторенному в метровых сугробах, бывший осужденный Дмитрий идет к колодцу за водой. На улице по-прежнему минус тридцать, и я с ужасом наблюдаю, как он без перчаток переливает воду из ведра в узкое горлышко канистры, плеская себе на руки. Я только глубже прячу руки в карманы, а голову — в плечи.

В доме Дмитрий растапливает большую белую печь. Он увлеченно объясняет мне — городскому жителю — принцип ее устроения. Огонь разгорается, и я, страшно благодарный, прижимаюсь к теплой печи окоченевшими руками. А Дмитрий берет железную кружку, разбивает ею ледяную корку и зачерпывает из ведра ледяной крещенской воды.

— Я собираюсь уйти в монастырь, — говорит Дмитрий. — Если Господь призовет…

Бывший осужденный говорит об этом серьезно и без пафоса. Это не красивая поза, не лихая удаль неофита и не попытка убежать от реальности. Это просто обдуманное решение.

К вере Дмитрий пришел в колонии. Был старостой тюремного храма. За отца Евгения держится, как за спасательный круг. Оно и понятно: кроме дома и порядочной жизни, батюшка готов предложить своим подопечным еще и конкретное дело — построить в Поназыреве церковь. Для некоторых это становится почти что миссией.

— Я строю корабль, — говорит бывший осужденный Владимир.

По специальности он — художник по дереву. Речь у него образная. Слово «корабль» он повторяет много раз — оно точно передает, что значит для него строительство храма:

— Я строю корабль… Да, это мой корабль, который понесет нас к новой жизни. На этом пути будут бури, но на нашем корабле мы через них пройдем. В нем есть где укрыться. Но чтобы на нем плыть, нужны силы. У нас на корабле есть кормчий. И с ним мы будем идти вперед и вперед…

В каком-то смысле этот кормчий — отец Евгений: община бывших осужденных держится исключительно на его авторитете и уверенном энтузиазме. Но попутно с ресоциализацией священник вводит своих подопечных и в мир подлинной церковной жизни. А значит, рядом с этими людьми всегда и другой — главный — Кормчий.

Невысокая мораль

В тюремном храме святого праведного Иоанна Крон­штадтского отец Евгений с осужденными служит молебен, на котором также присутствуют: начальник колонии подполковник внутренней службы Олег Николаевич Бачериков, замначальника колонии подполковник внутренней службы Алексей Николаевич Глущенко и пресс-секретарь УФСИН по Костромской области Ольга Юрьевна Юдина. Тяжеловесное перечисление должностей, званий и имен-отчеств выглядит в тексте неуместным. Столь же неуместным мне показалось видеть в этих офицерах, как это часто бывает, «элементы механизма исполнения наказания», а не живых людей.

— Когда человек заходит в храм, участвует в богослужении — кроме сознания, включается еще и подсознание, — говорит Алексей Николаевич Глущенко. — А на уровне подсознания нет разделения на осужденных и надзирателей, на обычные для зоны «враждующие лагеря».

Алексей Николаевич — статный, открытый и обаятельный офицер. Никогда раньше такого в колониях не встречал. Отец Евгений о нем говорит: «хороший человек, настоящий мужик, осужденные его уважают». Я тоже зауважал этого офицера, когда он в тридцатиградусный мороз рассказывал, что на каждое Крещение погружается в прорубь…

— Когда осужденный и сотрудник колонии причащаются из одной Чаши, понимаешь, что рядом с тобой — да, преступник, который отбывает наказание, но ты не смеешь его осуждать, — говорит один из офицеров. — Преступник —человек, который оступился, но это не значит, что на нем можно поставить крест: мол, все — пропащий. У него есть шанс исправиться. Ему нужно помочь и сделать так, чтобы он не вернулся сюда после освобождения…

Осужденные, которые ходят в храм, как раз полны решимости не возвращаться. В общине тюремной романтики типа «не в последний раз на зоне» нет и в помине. И для многих осужденных мысль о начале новой жизни напрямую связана с тем, что они приобретают в церкви.

— Мы сидим в тюрьме, чтобы каяться, — говорит осужденный Игорь. — А покаяние нужно, чтобы выйти на свободу и не совершать старых грехов.

В иной ситуации такие слова можно было счесть всего лишь высокой моралью, но сейчас они звучат из уст заключенного — просто и взвешенно. И им веришь.

— А можно, теперь я у Вас спрошу, — неожиданно говорит Игорь.

— Конечно…

— Мне кажется, очень полезно в вашем журнале печатать статьи богослова Алексея Осипова. Нам здесь это нужно, важное чтение такое…

Книги и бревна

До Поназырева отец Евгений служил в монастыре: его пригласили, потому что очень нужен был семейный священник — некоторым паломникам найти контакт с таким батюшкой проще, чем с монахами. До монастыря он построил храм в большом районном центре в Курганской епархии, с нуля организовал приходскую жизнь.

Я спросил отца Евгения:

— Вам не обидно, что теперь Вы в деревне, где постоянной паствы — человек пятнадцать-двадцать?

— Никогда об этом не думал… — ответил отец Евгений и улыбнулся. — Нет, служить здесь — закаляет силы. Я многому учусь. Правда, чувствую, что коснею. Когда меня в своем время перевели из города в монастырь, я был страшно рад: Литургию служил четыре раза в неделю и святоотеческую литературу читал каждый день по три-четыре часа минимум. Семья разрослась до семи человек. А здесь, в Поназыреве, заботы хозяйственные — строительство, доски, деньги, отопление… Читать времени нет. А от этого и проповеди труднее идут, даже речь более сбивчивой стала, как я чувствую… Раньше проповедь как будто сама лилась… Да нет, это все восстанавливается. Надо просто несколько месяцев много читать — и голова на место встанет…

— Вот храм достроите — полегче будет… — попытался утешить я.

Отец Евгений в ответ улыбнулся. А потом как будто спохватился:

— Ну, я поеду. Нам бревна привезли…

Фото Владимира ЕШТОКИНА

Константин Мацан

Источник: Фома.Ru

26 марта 2012 г.

Рейтинг: 8 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

P. S.: Желающие помочь отцу Евгению Кетову могут обратиться к нему по телефону: 8 (909) 253-99-97

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
александр15 декабря 2016, 21:39
С Отцом Евгением знаком со времени его служения в храме св. Вонифатия в с. Белозерское Курганской области. Необыкновенный Человек - Отец Евгений. Как магнит притягивает к себе людей, как луч света указывает верное направление, как посох дает надежную опору. Беседа с ним на какую либо тему оставляет впечатление беседы с самим святым духом. Я не религиозный фанатик. Но за Батюшкой Евгением можно не только в студеную крещенскую воду, а хоть на самый край пойти. Все местные жители знающие и помнящие Отца Евгения отзываются о нем самыми теплыми словами. Храни Господи Отца Евгения!
отец Олег 1 декабря 2015, 00:36
Слава Богу! 3000 жителей - это не 30, как в моей почти вымершей деревне. Если священник любит свою паству, забоится о ней, как отец родной, то все у него будет, и храм построит и село возродит с Божией помощью!
l.toll 2 февраля 2014, 08:10
Спаси Господи люди ТВОЯ
молюсь о ребятах из колонии
спаси их Господи
Низко кланяюсь святому отцу Евгению
а машина ему как средство передвижения
просто необходима тут не о марках авто речь
а о прочной рабочей технике подсобите люди добрые
и вам БОГ поможет.
Марина27 марта 2012, 17:33
Сколько таких святых батюшек (и матушек) со времен крещения Руси?!! Просмотрела, почитала и поняла, что это подвиг! Даже страшно представить себя в таких условиях! Да ещё общаться с заключенными! Ужас!! Но Господь бесконечно милостив, Он знает какой крест может нести человек и каждому дает по силам. Там где один сломается и погибнет, другой с улыбкой понесёт! Поэтому и обителей у Бога много, каждому по заслугам! От всего сердца хочу пожелать, батюшке Евгению, сил в его шествии к Небу!!!!
Наталья27 марта 2012, 14:53
Так же присоединяюсь к словам Евгения. Народ-то наш российский отзывчивый. Были бы такие репортажи, люди видели бы, что реальным людям нужна помощь в хорошем деле и отозвались бы. И потратили бы деньги не на "канары", а на помощь ближнему и благое строительство.
Светлана27 марта 2012, 00:05
Жаль, что многие мои знакомые зациклились на том, КАКИЕ у некоторых священников есть машины, часы и т.д.(мне пока такие не попадались)), а про ТАКИХ священников и читать не захотят, и, возможно, если и поверят, то скажут, что это исключение((...
Помощи Божией о.Евгению!
Рустик26 марта 2012, 19:07
Присоединяюсь.
Евгений26 марта 2012, 16:23
Очень хорошая статья! Легкая для прочтения, рассказывающая о совершенно простых людях... И если бы телевидение и СМИ побольше печатали таких статей и показывали в хрониках репортера именно эти сюжеты, думаю, все равно меньше было бы нечостоты в наших душах, огрубевших и бездумных...
Спсибо автору!
Храни вас Бог!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Константин Мацан

Новые материалы

Выбор читателей

×