Сколько можно Церкви оправдываться?

Источник: Фома.ru

Чем вызвана волна негативной информации о Церкви в СМИ? Насколько обвинения в ее адрес оправданы? Эти вопросы мы задали известному телеведущему, писателю, члену Патриаршего совета по культуре и члену редакционного совета нашего журнала Юрию Вяземскому.

— Юрий Павлович, сейчас в ряде СМИ идет информационная волна против Церкви. С чем она связана, как Вы считаете?

— Мне на этот вопрос довольно сложно ответить, потому что я не знаю, с чем связана эта волна. Происходящее меня и удивляет, и огорчает, и возмущает. Что я знаю, так это то, что, в общем, Церковь наша очень долгое время находилась в тяжелом положении, начиная еще с Петра Первого. И, соответственно, народ тоже развивался в этих тяжелых условиях, когда Церковь не могла полноценно осуществлять свое пастырское служение. В том числе поэтому в обществе всегда были люди, которые ненавидят христианство или не понимают его.

Я, однако, не ожидал, что таких атак будет все больше и больше. Причем не совсем понятно, откуда они берутся и против чего именно ведутся. Понимаете, когда вторгаются в храм, который посвящен великой войне и великим героям, и устраивают там вакханалии, а многие при этом становятся на сторону тех, кто вторгся… Честно говоря, я бы этих женщин всех отпустил, но мне страшно подумать, каких детей воспитают матери, способные на кощунственные акции у алтаря.

Мне повод для атак на Церковь не понятен. При этом иногда мне непонятно и поведение некоторых священников, которые как будто оправдываются с экранов телевизоров. А в чем оправдываться? И вообще, сколько можно дискутировать на эти темы? Почему надо приводить какие-то аргументы в пользу того, что в храмы нельзя вторгаться?

Мусульман попробуй тронь, на правительство и на президента как-то, в общем, тоже не нападешь… А на Церковь — можно. Она беззащитна, считается, что она и отвечать-то в общем не должна.

Мне кажется, что это не совсем правильно. Вот если вы попадете в пчелиный рой и вас начнут кусать, то ни в коем случае не надо делать резких движений – иначе сильнее будут кусать. И тут чем сильнее ты от бесов отмахиваешься — при этом отмахиваешься уважительно, объясняя им, что не надо гадить — тем больше они оживляются, накидываются. «Сколько их? Куда их гонят? Что так жалобно поют?» — помните у Пушкина?

— Может, нападки на Церковь связаны с тем, что она стала более активна, перестала пребывать в своем закрытом мире? Ведь за последнее время серьезно поменялось ее общественное положение.

— Естественно, коренным образом поменялось. Во-первых, надо учитывать, что в течение семидесяти лет все население нашей страны воспитывалось в условиях антицерковной идеологии. Церковь стояла особняком, в храм нельзя было попасть без угрозы стать жертвой репрессий.

Сейчас Церковь стала свободной, может говорить, что такое хорошо и что такое плохо. Естественно, это многим не нравится, когда зло называется злом, когда говорят о ценностях. Особенно не нравится людям, которые воспитаны вне ценностей.

— Но есть и другое мнение: Церковь, мол, имела кредит доверия, но растратила его и не смогла изменить общество. Наркоманов и алкоголиков меньше не стало.

— Понимаете, за 20 лет изменить то, что в течение столетия насаждалось, во-первых, очень сложно. Во-вторых, я не согласен, что Церковь не смогла изменить ничего. Сравнивая сегодняшнюю жизнь с временами, когда Церковь еще не вышла на свободу, я вижу все больше людей со светлыми глазами, с правильным подходом к жизни, к материнству, к заботе о стариках.

Не знаю, ведется ли какая-то статистика, но Церковь действует очень активно. Строятся школы, храмы. Во многие храмы по воскресеньям просто не пробиться. До перестройки вообще воскресенье было пьяным днем. Люди пили, опохмеляясь за пятницу и субботу. Сейчас если я вижу толпы, то это толпы — в церкви, а там не пьют. Поэтому этот тезис кажется мне ложным, как и вся ругань в адрес Церкви.

Не критика, не пожелание, не замечания, а именно ругань. Такая радостная, с блеском у глаз. Когда известная телеведущая радостно рассказывает, как «церковники» обижают детей, стариков… Аж светится – вот как мы не любим Русскую Православную Церковь. А Православная Церковь — это основа всей российской культуры. Негоже так.

— Основной удар обрушился именно на Патриарха. А какова, по-Вашему, его роль в судьбе Церкви сегодня?

— Я просто хочу напомнить, что Патриарх был избран Богом. Бог нам его послал. Дай Бог многие лета Святейшему, дай Бог ему терпения. Не мое низкое дело такому человеку что-то желать, но дай Бог ему побольше невозмутимости. Потому что когда караван идет в правильном направлении, собаки, как правило, лают особенно громко.


Юрий Вяземский

Источник: Фома.ru

9 апреля 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья12 мая 2012, 12:52
Спасибо Юрию Вяземскому и всем кто не равнодушен к судьбе России, а ведь на церковь только и упование в наше не легкое время.Многая лета нашему Патриарху и спаси нас Господи!
Елена11 апреля 2012, 19:39
Ответ Юрию:
Если в храме не понятен язык службы нужно читать Евангелие на современном языке, тогда в процессе службы многое прояснится. Да, для этого необходимо потрудиться.
Александр10 апреля 2012, 19:02
Все это продолжение старого раскола между церковью и интеллигенцией. Такой раскол еще в Царской России шел.Помните, как интеллигенция тогда Церковь обличала?

Во время Советской власти и на Церковь гонения были, и на интеллигенцию тоже. Часть была выслана, часть посадили, часть инкорпорировали.

Сейчас ожили и те и другие. Наследником интеллигенции стал "креативный класс". Он себя самоосознал за прошедшие годы. Церковь тоже вышла из подполья. Столкновение этих сил неизбежно.

Проблема хоть русского интеллигента, хоть современного креативщика одна: горд очень, посему очень любит всех судить и наставлять. Хлебом его не корми. Что хлеб - икрой не корми. Хотя наоборот, сначала икрой накорми...
Вера Алексеевна10 апреля 2012, 16:32
Олегу: Вы призываете "Бей своих, чтоб чужие боялись"? Вы не правы. Церковь живет по канонам, и живет так уже 2000 лет. И священство отлично знает, как остановить внутренние неурядицы. И выносить внутренние нестроения на суд этих "желтых" изданий - кому польза? Только "желтым". Они раздуть могут по "самое немогу".

Огромное спасибо Юрию Вяземскому!
Виктор10 апреля 2012, 13:33
ответ для ВЕРЫ: Когда мне говорят что,"БОГ У МЕНЯ ВНУТРИ И ЦЕРКОВЬ МНЕ НЕ НУЖНА" у меня возникает вопрос:"А что вы сделали,что бы Бог там поселился??????????????????", а то что то у меня не получается, что бы Бог у меня в душе поселился.
Viktoria10 апреля 2012, 13:31
Сереге: 100 баллов!отличное сравнение со спортом :-)
Здесь причина нападок10 апреля 2012, 13:30
Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой,

Как вдруг из подворотни

Дворняжка тявкнула на них;

За ней другая, там еще две-три, и вмиг

Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.

Один было уже Прохожий камень взял.

"И, полно, братец! - тут другой ему сказал, -

Собак ты не уймешь от лаю,

Лишь пуще всю раздразнишь стаю;

Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю".

И подлинно, прошли шагов десятков пять,

Собаки начали помалу затихать,

И стало, наконец, совсем их не слыхать.

Завистники Враги, на что ни взглянут,

Подымут вечно лай;

А ты себе своей дорогою ступай:

Полают, да отстанут.

А.И. Крылов
из Журнала http://aa-ksantino.livejournal.com/
Здесь причина нападок10 апреля 2012, 13:30
Само собой, любой более-менее мыслящий человек понимает, что такой вал негатива и компроматов вот так полез изо всех щелей не вдруг. Тонко и умело извращая факты, осуществляя подмену фактов и понятий (например, показав в репортаже одно здание, а словесно назвав другое), враги Церкви добиваются нужного и проплаченного резонанса в обществе.
Монастырь отнял больницу у детей! (что было на самом деле)
РПЦ захватила поликлинику! (что было на самом деле)
Патриарх носит часы за 30 тысяч евро! (думаю, что здесь последнее слово еще не сказано,
Патриарх отнимает квартиру у многодетной матери! как и в истории с квартирой)

Я уверена в том, что корзинка со сплетнями еще не опустела, и нас ждет серия сенсационных разоблачений и пикантных подробностей.

А сказать я хочу вот что:

Христос был и есть Тот же. Не отречемся же от Его святого имени. Мы верим в Бога, а не в людей, и как бы там ни было, отвечать мы будем за свои грехи, а не за чужие. И будем помнить о том, что никто не свят, един Бог.

из Журнала http://aa-ksantino.livejournal.com/
Здесь причина нападок10 апреля 2012, 13:28
Обратите на дату ее написания: 23.01.2012 года.

Автор о. Константин Пархоменко:

Недавно разговаривал со знакомым офицером ФСБ. Он говорит: «Знаете, о. К., сейчас у нас в ФСБ собираются создать отдел, который будет заниматься темой публикаций о Церкви в средствах массовой информации». Спрашиваю, зачем это нужно. Отвечает, что в Россию поступили большие деньги для оплаты заказных статей, дискредитирующих Русскую Православную Церковь, епископат и особенно Патриарха Кирилла. «Там, – говорит, – еще есть одно "заказанное" имя, которое нужно дискредитировать: оптинский старец Илий».

Мой собеседник назвал мне имена журналистов, которым был сделан заказ. Это известные имена людей, пишущих на церковную тему в популярных журналах и газетах. По вполне понятной причине озвучивать эти имена я не буду. «Известны даже суммы, которые каждый получил… Это большие деньги».

Спрашиваю:

– Кто проплачивает этот заказ: Европа или …

– Или.

Мой собеседник продолжил: «Православная Церковь – та сила, которая цементирует общество, делает его сильным, по сути спасает Россию. Врагам России нужно нанести удар по Церкви, подорвать уважение к ней в народе, и государство перестанет быть сильным…»

из Журнала http://aa-ksantino.livejournal.com/
Вера10 апреля 2012, 11:09
Юрию: мне не нужны представители которые говорят от имени БОГА ,я имею в виду безбородого Чаплина .у меня есть свой духовник и только ему я могу раскрыть свои секреты и получить прощение БОГ должен быть у нас с вами в себе ,в нутри ,а не в размалеванных попах на дорогих машинах . Придя в храм я не понимаю не одного выражения на их языке и по этому не когда не мог выстаять всю службу ,Надо менять церковные кононы

Уважаемый Юрий! Откуда такая гордыня: МНЕ не нужны... Я НЕ ПОНИМАЮ...
Вообще-то осуждать священников, которых, между прочим, рукополагают ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ - это немалый грех. Это во-первых. Во-вторых, когда я на занятиях воскресной школы спросила у детей, надо ли менять язык Богослужения, они были очень не согласны, причем один из мальчиков сказал: "Зачем менять? Не понятно? Пришел в храм - изволь потрудиться!" Вам не кажется, что устами младенца глаголет истина?
И как результат: Надо менять церковные каноны(вообще-то именно кАноны, а не кОноны) Может быть, не рискнем диктовать Церкви, что ей делать?
И по поводу Бог в себе. Вы же не хотите зарплату получать "в себе" или, как еще говорят "в душе"? Между прочим, сия фраза, говорят, - первый признак атеиста...
Тралков Андрей10 апреля 2012, 10:21
Вяземский сказал правильно! От первого до последнего слова всё верно. Хочется добавить, что вера наших отцов священна, менять её нельзя!
Серега10 апреля 2012, 09:47
Юрий, которому не нужны представители! Одно из двух: или Вы святой равноапостольный и вещаете нам из рая, или меняться нужно не церковным канонам, а самому Юрию.

Простой аналог со спортом. Пришел новичек и, вместо того, чтобы тренироваться, осваивать приемы и изучать правила -- начинает заявлять: "Мне не нужны судьи и тренеры, я не буду тренироваться -- вместо этого надо менять правила, чтобы я (любимый) был везде победителем!" Не слишком ли похоже на Ваше заявление здесь? Как спорт существует не для Вашего личного самовозвышения, так и церковные каноны существуют не для Вашего комфорта, а для совсем других целей. Хотите оказаться в Царстве Божием -- одно дело, хотите переделать каноны под себя -- другое. В том, что у Вас есть свой духовник, позвольте усомниться. Хотя бы потому, что Вы говорите о непонимании ИХ языка. Народная мудрость говорит: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" А гордиться своим незнанием и нежеланием учиться: просто страшное дело -- так ничего не достигнешь даже не земле. Если Ваше заявление серьезно -- пересмотрите свой подход и найдите хорошего духовника, а если пытаетесь "троллить" -- перестаньте, вокруг и так достаточно безграмотности -- не выставляйте себя еще одним посмешищем.
елена10 апреля 2012, 09:09
Спаси Господи, Юрий.
Александр10 апреля 2012, 07:20
Спасибо Юрию Вяземскому! Радостно, что такие люди поддерживают Православие.
Марина10 апреля 2012, 07:16
Спасибо за статью!Согласна полностью.Наступает время "цивилизованной"дикости и варварства.Для людей всегда важна была история,а ее, как предмет, сейчас изгоняют из образовательных учреждений.Поэтому молодое поколение ничем не дорожит.Выход вижу в том,чтобы вернуть нам образование,которое было в советской школе.Помоги всем,Господь!
Илья10 апреля 2012, 02:04
Олег:
Чем больше критики внутри Церкви, тем меньше её будет снаружи. Основная борьба с нападками на Церковь извне должна проводиться путем внутренней работы. Невозможно представить, чтоб кто-то смог бы организовать информационную кампанию или протесты, например, против Серафима Саровского. За что критиковать святого?!

- увы, жития святых полны примеров, когда даже на самых великих подвижников возводили клевету, и люди ей верили. Враг рода человеческого по природе своей клеветник и отец лжи. И если мы у себя начнем "внутреннюю работу" по взаимному обличению, тут-то и будет ему где разгуляться - тем более, что результаты такой "работы" тут же могут быть вытащены вовне и прополосканы в бульварных СМИ на соблазн людям.

Как должна быть устроена церковная "критика", известно из Евангелия - если согрешает брат, скажи ему наедине, потом - при двух или трех свидетелях. А если не помогает - обращаться ко всей Церкви - в лице настоятеля, или благочинного, или архиерея, или церковного суда и Патриарха, в конце концов. Нам нет смысла "судиться перед внешними".
Юрий 9 апреля 2012, 22:37
мне не нужны представители которые говорят от имени БОГА ,я имею в виду безбородого Чаплина .у меня есть свой духовник и только ему я могу раскрыть свои секреты и получить прощение БОГ должен быть у нас с вами в себе ,в нутри ,а не в размалеванных попах на дорогих машинах . Придя в храм я не понимаю не одного выражения на их языке и по этому не когда не мог выстаять всю службу ,Надо менять церковные кононы
Александр 9 апреля 2012, 21:15
На Руси всегда мало было иудушек,но всё же они находятся. Я считаю что это больные психически люди, плясать в храме нормальный человек не будет. Надо наказать их по закону, как можно строже, чтобы другим не повадно было, и пускай радуються любому законному наказанию, полезли бы в мечеть , уверен живыми бы они оттуда не вышли!!!! Не лишнее вспомнить притчу о Сеятеле, не каждый всё же может воспринять Христово учение, только четвёртое семя дало плод, и то неравномерно, в 30 крат, в 50 крат, в 100 крат. Здесь тайна Божия, наверное кому он захочет тому и даёт. Может они когда то покаются и им даст!!!
Алишер 9 апреля 2012, 21:14
Полностью согласен.
Целое поколение становится жертвой потребления:
"Бери от жизни всё!",
"Без компромиссов",
"Лучшее или ничего"
можно продолжать ещё...
К сожалению, эти слоганы стали смыслом жизни сегодняшней молодежи.
Сергей 9 апреля 2012, 20:53
Если быть точным, то Батюшке Серафиму Саровскому тоже достался горб от "доброхотов". А благодать - она может умилять только человека просящего ее получить у Господа, а как ее получишь, если ты вне Храма? А для тех, кто вне Храма благодать порой кажется фальшью, озлобляет этих людей до невменяемости и неспособности объяснить, что с ними происходит. Божье Слово и милует и обличает. как никакое человеческое. Поэтому некоторые и беснуются. Всех со Страстной седмицей.
гоша 9 апреля 2012, 19:40
Надо же,а мне Вяземский не нравился,казался заносчивым,чванливым.Прошу прощения.
Игорь 9 апреля 2012, 15:58
Очень хорощо! Спасибо!
Последнее время прямо озадачивает поведение некоторых "критиков" христианства и церкви, которому само напрашивается одно название: беснование.
Некоторые еще посмеиваются, вспоминая заповедь про щеку.
Таким хочется сказать публично: ваше поверхностное знакомство с предметом может когда-нибудь дорого обернуться, когда, получив от христанина эээ... чёткий и осязаемый ответ, будете мучиться в поисках ответа: "что же это я пропустил в этом их Евангелии?"
Павел 9 апреля 2012, 14:02
С удивлением узнаю, что кого-то удивляют нападки на Церковь. Людям некоторым кажется, что если у нас "цивилизованное общество", то Церковь будут любить и уважать. Некоторые говорят, что кончилась советская власть и поэтому гонений больше нет. А они были, есть и будут, и не прекратятся до самого конца. Ученик не более Учителя. Если Христа изгнали - и нас изгонят. Мало того - убивающие христиан будут думать этим "службу приносити Богу". Церковь - не социальное лишь служение и не книжное миссионерство - а Тело Христово, а Оно - на Кресте распинаемо. Внешние гонят верующих, отступники, называющие себя верующими - гонят верующих, отступники в священном сане гонят праведных - так осуществляется восхождение на Небо людей, несущих свой крест. "Не бойся, малое стадо" - вот утешительные слова для нас. Не нужно криков, адресованных всему миру, о том, какие мы на самом деле хорошие, не нужно манифестаций по этому поводу. Этого, как я понимаю, не было у святых. Не должно быть и у нас.
Олег 9 апреля 2012, 13:41
Чем больше критики внутри Церкви, тем меньше её будет снаружи. Основная борьба с нападками на Церковь извне должна проводиться путем внутренней работы. Невозможно представить, чтоб кто-то смог бы организовать информационную кампанию или протесты, например, против Серафима Саровского. За что критиковать святого?! А вот когда внутренних грешков накопилось не мало, тогда и внешняя критика будет липнуть как грязь к ногам!
Татьяна 9 апреля 2012, 12:44
Интервью понравилось. Но, жаль, что его не прочтут в центральных СМИ. Будем молиться за нашу православную церковь.
Марина 9 апреля 2012, 11:55
С каждым словом согласна.
И еще сказано "не мечите бисер перед свиньями, иначе они обернутся и пожрут вас"
Сколько можно церковным людям ходить на передачи, в которых их поливают грязью, и пытаться что-то доказать этим "свиньям". Кстати у свиней позвоночник устроен так что они никогда не смогут посмотреть на небо, что им говорить о небесном.
Просто нужно создавать свои православне каналы иинформационные агентства и только туда давать информацию

Господи, помилуй нашу страну православную!
Мой папа покойный (не тем будет помянут) выпивал, но я не ходила и не кричала на каждом углу - у меня папа пьет! ..таков закон любви, я скорб
ела и молилась и в любую минуту поддержала бы его.
Что же мы православные своего отца-патриарха (да каким бы он не был) бьем и кусаем. давайте же встанем защитим его наконец. Как устоит там , если он внутри недружный и дети там злые?
Надо что-то делать, надо защитить нашу Церковь и нашего патриарха.
р.Б. Антоний 9 апреля 2012, 11:34
Прекрасное интервью,согласен с каждой его буквой! Нам всем надо выйти на защиту Русской Православной Церкви,иначе - гибель,смута!Многая лета нашему Патриарху!
Вера 9 апреля 2012, 11:33
Юрий Вы правильно сказали " когда караван идет в правильном направлении, собаки, как правило, лают особенно громко.




Владислав 9 апреля 2012, 11:29
Провал в воспитании. Нарушена преемственность в передаче ценностей! Раньше это были идеоологические ценности, которые нам прививали в том числе и культуру поведения, а сейчас эта пропасть показала себя во всей силе! Церковь восполнила пустоту душ только для людей старше 30 лет, и то под вопросом... А у молодёжи эта пустота заполняется экстремизмом музыки, агрессии, выражающейся в праве на "свободу всего!", и они правы по-своему, потому что нас с ними ничего не связывает!!! Мы не понимаем что они слушают, а им не интересно что для нас ценно. Исправить можно только общими усилиями - дом, родители, школа, ну и конечно же Церковь! Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×