Генерал Деникин |
Я не дерзну говорить о славном усопшем нашем — ни исторически, ни политически, ни в государственно-стратегическом размахе. Это дело людей, знающих историческое дело. Я могу говорить лишь о человеке. А это тоже важно: История судит дела и, судя дела, обязана исходить от человека: только тогда дела получат правильную оценку.
А. И. Деникин и И.С.Шмелев летом на отдыхе |
Генерал Деникин остался в моей душе как подлинно русский человек-солдат: верующий, честный и волевой, целомудренно-чистый, «ответственный»; человек любви «во Христе», человек долга и — это такая редкость! — непреклонный. Во что поверил — тому служу. До конца.
Генерал Деникин был православный, глубоко религиозный человек. Эта «православность» вела его — вождя, солдата, государственника, политика. Это великая сила: совесть, несение Креста и — непреклонность: как на посту, до смены разводящим. Его никто не сменил, до смерти. И после смерти — никто не сменит. Он так и пребудет — «на часах» — примером чести, долга и стойкости.
Как православный человек, генерал Деникин был — чистый в жизни и в деле — в борьбе с врагами России, веры, чести, правды. Как «бедный рыцарь», он принял российский щит, на коем начертал все в трех знаках: Б. Р. С. — Бог, Россия, Свобода. Эту «троицу», этот свой символ веры. И остался им верен до конца.
Антон Иванович Деникин |
Из православия в нем вытекает важнейшее: генерал Деникин был истинно лучший демократ, то есть черпающий исторически государственные акты из свободной народной воли, из свободного духа всероссийского. Генерал Деникин был непреклонен в свободе, достойной человека. И потому он — непреклонный борец против насилия.
Этих высоких качеств души и духа довольно с преизбытком для устроения России на вере, свободе, праве, братстве и равенстве. Генерал Деникин был — и был бы! — лучшим примером Правителя-Демократа. Да. Но — при условии, что его близкие сотрудники были бы по плечу ему. Сего не оказалось — в годы его служения. Это «не оказалось» явилось в его деле тяжким ядром, мешавшим его плану — плану служения. Придет время — и наша правдивая История признает это. Возможно, что и при удаче дела освобождения России не нашлось бы достойных его сподвижников… но тогда сама Россия дала бы ему, а после него задуманному и намеченному им делу достойных продолжателей: нашла бы в огромном своем запасе духовных сил. Война родит героев. Мир — не меньше рождает их. Особенно — после катаклизмов.
Вот эта православность, эта непреклонность, эта верность, эта свобода во Христе — всех… — такое сочетание — великая историческая редкость. И потому все это, оставшееся незамещенным… это, ныне, зияние… — отзывается болью сожаления в русской душе и сердце. Незаменимый. «Бедный рыцарь»!., кто примет от тебя щит? кто поведет за тебя, за тобой?!.. Нет ответа. Пока — ответа нет. Но это не значит, что его не будет. Ответ будет. Верной ему порукой — великий народ всерусского исторического пути: силы его неисчерпаемы. А примеров в нашей Истории — довольно. В этом ряду примеров по праву занял достойнейшее место генерал Деникин.