До знакомства с подопечными Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А.С.Хомякова я была уверена, что те, кто попал в нетрадиционные культы или секты - это экзальтированные люди в странных одеяниях, которые с горящими глазами молятся на какого-нибудь гуру и чуть ли не силком затаскивают прохожих в свой культ. Однако все, кого я увидела на встрече с бывшими сектантами в Центре реабилитации мало походят на безумных фанатиков. Обычные мужчины и женщины – так сразу и не скажешь, что кто-то из них молился на квартирах портретам и разговаривал с духами, кто-то занимался магией, а кто-то поклонялся черным силам и приносил жертвы... И это лишь единицы среди сотен жертв нетрадиционных культов, кому помог руководитель Центра реабилитации священник Евгений Тремаскин.
«Душа ищет веры, но часто ошибается в направлении поиска»
–
Отец Евгений, кто чаще всего становится адептом
сект?
Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий и помощи наркозависимым имени А.С. Хомякова был образован в 1994 г. при храме «Всех Скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве. В настоящее время руководителем программы реабилитации является священник Евгений Тремаскин.
– В секты приходят люди совершенно разного возраста и социального статуса. Как правило, у сектантов выявляется состояние внутренней ущербности, нереализованности. Человек уходит в секту, чтобы ощутить свою значимость. Этим многие секты и подкупают — обещают «развитие» и «личностный рост» – то, чего ищут люди, желающие выделиться. В секту приводят комплексы, тщеславие и какие-то неразрешенные проблемы.
– Привлекая людей, деструктивные культы просто грамотно используют человеческие слабости?
Как правило, каждая секта ориентирована на свою целевую аудиторию. Склонные к мистике идут в теософию, склонные к внутренней экзальтации идут в восточные культы. Люди зависимые, ищущие объект для поклонения уходят в харизматические секты. Те, кто хочет понять веру прагматически и чувственно — в протестантские школы. Туда также идут люди с конкретными проблемами — алкоголизмом, наркоманией, безработицей, отсутствием семьи, так как там обещают помочь именно в конкретных вопросах. И уже внутри подобных организаций человека начинают прорабатывать, ломая его психику и делая его зависимым.
– Приходят каждый со своим, а результат на всех один?
Практически у всех возникают проблемы в семье, так как любой сектант требует от близких полного принятия его мировоззрения. У многих возникают психические расстройства. Сектанты становятся асоциальными – уходят из своего круга общения, теряют работу, не участвуют в общественной жизни. Одним словом, погружают себя в состояние внутренней самоизоляции. И это только на руку секте. Например, есть крайнее направление свидетелей Иеговы, которые запрещают читать, смотреть и слушать что-либо кроме иеговистских информационных источников. В итоге, адепты секты не представляют себе иной жизни. А все так хорошо начиналось — с поисков Бога и поддержки в тяжелой ситуации. Душа-то ищет веры, но часто ошибается в направлении поиска.
– И как человеку понять, что приятные посиделки за разговорами о вере могут закончиться психиатрической клиникой?
– Во-первых, вам пообещают решение конкретных проблем и обнадежат, что через поклонение, медитации, жертвы, заговоры или еще что-нибудь вы обязательно получите желаемое. Кроме того, секты спекулируют на страхе смерти. Никто не знает, что ждет нас по ту сторону. А в сектах вам пообещают, что угодно — от свежих овощей, последней модели iPhone до тысячи прекрасных нимф и золотых замков.
Во-вторых, везде, где мы видим некую пирамиду, это, как правило, культ служения. Ученики, ступени, мастера — такие статусы внутри какого-нибудь общества или организации или должны сразу насторожить.
Ничего личного — просто бизнес
– Но ведь некоторые шифруются так, что даже люди воцерковленные не сразу понимают, что перед ними секта.
– Да. Например, те же саентологи могут прикрываться общественными организациями. Трудно распознать коммерческие культы типа Гербалайфа, где люди становятся рабами идеологии.
–
Гербалайф — секта? Интересная трактовка...
Чин присоединения к Православной Церкви временно отпавших от нее людей
– А как еще назвать организацию, у членов которой на лицо все признаки сектантского мировоззрения — безоговорочная вера в идеалы «корпорации», желание втянуть туда как можно больше людей, навязывание близким и знакомым ценностей организации? Мы называем такие секты коммерческими культами. Они ловят людей на желании легко обогатиться. И, погнавшись за быстрыми деньгами, люди отдают последнее. Есть у меня знакомая семья, которая вложила все средства в подобную пирамиду, влезли в долги и свято верят, что скоро разбогатеют. Чем не секта, где поклоняются золотому тельцу?
– Выгодный бизнес...
– Да. Деньги на этом делаются огромные. Во-первых, практически любая секта требует минимум десятину на нужды общины, во-вторых, как правило, секта годами строит какой-нибудь храм, на который адепты должны жертвовать немалые суммы. И размер дани увеличивается прямо пропорционально времени, проведенному в секте. В итоге, уходя в секту, человек отдает им все свои накопления и переписывает имущество. Ко мне приходили люди, которые из обеспеченных граждан превращались в нищих.
– И делают это добровольно?
Лидер секты Аум Сенрикё Асахара |
– Где большие деньги, там и криминал. «Наезды» со стороны сект на вас были?
– Конечно. Особенно жестко действовала та же Аум Сенрике. Они даже газ в наш Центр реабилитации пускали, как в подземку. Но были и курьезные случаи. Моим предшественником и основателем Центра был отец Олег — человек очень крупного телосложения. И вот однажды они решили его украсть. И когда отец Олег выходил вечером из Храма, подъехала красная тойота, из нее выскочили несколько японцев, принялись запихивать отца Олега в машину, но тщетно. Отец Олег так рассказывал об этом инциденте, немного даже смущаясь, что доставил неудобства своим похитителям: «Понимаете, я человек полный и для меня большая проблема втиснуться в машину — это процесс долгий и трудоемкий, а тут эти ребята меня пытались наскоро запихнуть в свою маленькую машинку. Мучились, мучились, но так ничего у них не получилось». На следующий день отец Олег сам поехал в Аум Сенрикё, узнать, может у них разговор какой к нему есть, раз хотели украсть. Оказалось, это была смежная организация, которая таким образом хотела навредить основной. Но, если серьезно, бывает много далеко небезопасных ситуаций, но как-то с Божьей помощью пока обходится.
Борьба за души: от маразма до садизма
– Наверное, и внутри самого рынка сект царит жесткая конкуренция? Нужно ведь предложить что-то совсем необычное, чтоб если уж выделиться, то выделиться...
– Экзотических сект, доходящих до маразма, пруд пруди. Например, «Анастасия». Люди бегают нагишом по лесам и полям, исповедуя слияние с природой. Правда, заканчивается это тем, что они сливаются не с природой, а друг с другом. В человеке всегда есть доброе начало, но все это мешается с глупостью, превращая хорошее в смешное. Или кришнаиты тоже забавные ребята — поют, танцуют, босиком гуляют, в барабаны бьют. Недавно приходил человек из секты «Змея Горыныча». Там всего несколько человек, но они серьезно поклонялись этому сказочному чудищу. Еще мой предшественник отец Олег, рассказывал про то, как один его знакомый, долго слушая разговоры о вере и Боге, под впечатлением от услышанного сказал:
– А я тоже верю. – Во что? – В молнию.
Все так и упали: - Почему?
На что последовал гениальный ответ: – А она как вдарит!
– Но есть другая крайность, где уже не смешно, а опасно.
– Как правило, деструктивные культы связаны с сатанизмом. Туда изначально идут люди с задатками садистов. Сатанисты и прокалывают себя, и режут, и жертвы приносят. Причинение боли — это потребность их психики. Вот недавно приходил ко мне вурдалак, который стаканами пил кровь.
– Чью?
– Ну не кошачью же. Человеческую.
– И где он ее брал?
– Он никого не убивал. Он рассказывал, что они как-то договариваются с людьми и за деньги или «бартером» берут свою порцию кровушки. Приходил человек, который несколько раз подписывал договор с дьяволом кровью.
– А есть своеобразная мода на культы?
– Очень модное веяние — язычество. Вроде как возвращаются к истокам. Ходят в народной одежде, исповедуют исконные традиции. Если мужчина не может дома и на работе проявить себя как мужчина, он в косоворотке в лесу будет дубинкой с такими же как он махать. Это, по-моему, печально. Так человек пытается уйти от реальности. Надел лапти, косоворотку, двинул по рылу, кваску попил, матерком выразился и на все ответ: «А у нас на Руси всегда так было!». Но любые новомодные верования, школы, секты, культы — называйте, как хотите – имеют под собой одно основание: искажение мировоззрения. У нас есть даже такое понятие «сектантское мировоззрение».
«Чтоб пошептал и сбылось»
– Но признаки сектантского мировоззрения, наверное, могут встречаться не только у поклонников нетрадиционных культов?
– Не так давно я причащал одну бабулю, которая не принимает ИНН, боится цифры «6», отказалась от паспорта и других документов. При этом считает себя глубоко православным человеком. Родственники не знали, что с ней делать — врачи не принимают, потому что нет ни полиса, мало ли что, если она умрет, как ее хоронить? Как бомжа? Я начал с ней беседовать, и, оказалось, что какие-то якобы старцы сказали, что паспорт — это бесовщина, от ИНН все зло, и она в эту чушь поверила, да еще и всех в своей правоте убеждала. Хорошо, что старушка осознала свои заблуждения. Но не она первая, не она последняя.
– Таких людей с сектантским мышлением и в Церкви много?
– Очень много. Как ни странно, в церковной ограде можно встретить массу фанатизма, сектантства, магизма, колдовства суеверия. Ведь в храм люди часто идут не за Богом, а за чудом и решением проблем. Проявляется это в, казалось бы, обычных вещах. Например, часто прихожане спрашивают, какую бы молитву еще прочесть, какой обет дать, чтобы проблема, наконец, разрешилась. Это мышление не христианское. Сектантское мировоззрение говорит: сделай то-то и получишь, чего хотел, христианское же мышление говорит: изменись сам, и изменится мир вокруг тебя. А это гораздо сложнее, чем читать заговоры. Поэтому многие готовы на все, чтобы пошептал — и сбылось, только бы не бороться со страстями и не менять себя.
А эти граждане не ленятся и не стесняются сами вести активную, по своему тоже "мессионерскую", деятельность.
В секты почти всегда попадают от незнания. Еще хуже, когда человек точно знает, что спастись можно только в Православной Церкви, и ведет с этой Церковью борьбу. Книги иеромонаха Серафима Роуза содержат ответы на многие вопросы, затронутые в этой статье. Если кто-нибудь из православных еще не читал, стоит обязательно прочитать, если возможность такая есть.
Есть многое, что написать по поводу Вашего комментария, но не хочу полемики, напишу лишь одно, относительно Вашего утверждения о «благодатных дарах» и, «безблагодатных организациях». Думаю, что если бы благодатью заведовали Вы, то, скорее всего все остальные действительно остались бы без этой великой милости от Бога. Но благодарение Богу, что БЛАГОДАТЬ находится в Его власти и, Он дает ее по Своему произволению. Как я понял, Вам не очень нравится, когда в ком-то «просыпается пастор» и начинаются цитаты из Библии, поэтому приведу простую иллюстрацию из жизни. За годы моего следования за Христом, мне посчастливилось увидеть сотни кающихся грешников – людей, обратившихся от своего греховного образа жизни и полностью посвятивших свою жизнь Иисусу Христу. Тех, которые порою с самого дна общества, из страшных зависимостей, за короткое время возвращались не просто к нормальной человеческой жизни, но жизни ХРИСТИАНСКОГО БЛАГОЧЕСТИЯ – украшенной драгоценными плодами Духа. Как Вы наверное догадались, происходило это ВНЕ рамок православной церкви. Не знаю, как Вы сможете объяснить столь удивительные перемены в людях, но я объясняю это очень просто, это не что иное, КАК ДЕЙСТВИЕ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ. Благословений Вам, и всего самого наилучшего. От лица всех Konstantinov.
Добрый день, уважаемый Валентин, как Вы точно подметили, Konstantinы, как впрочем, и Анжелики (не маркизы), на своем месте, и жизнь наша весьма многообразна. Удивляет, что Вы совершенно не поняли написанного мною. То, что в православии «масса невежества, глупости и алчности» это констатация горького факта, отражающего объективную действительность и не более того. Если Вы являетесь православным, Вы и сами это прекрасно знаете. Это абсолютно не показывает моего «истинного отношения к православию» и ни в коем случае не уничижает то доброе, что в православной церкви есть. Кстати, один из самых близких моих друзей – православный священник, по возрасту годящийся мне в отцы, с которым мы провели много времени в рассуждениях о Слове Божием и молитвах. В его доме я впервые держал в своих руках мироточивую икону. Мне жаль, что сегодня нас с ним разделяет океан и, мне очень не хватает общения с этим замечательным человеком. Даже ради одного этого батюшки мое отношение к православию будет хорошим.
Антон, большое Вам спасибо за прекрасную цитату Иоанна Шаховского, если Вас не затруднит, напишите, пожалуйста, название статьи, из которой эта цитата взята, хотел бы найти и прочитать эту работу полностью.
Относительно ДУХА СЕКТАНТСТВА, о котором пишет Иоанн Шаховский, и который может проявить себя в православии, как и в любой другой христианской конфессии, «надо вооружаться молитвою и трезвлением», это совершенно верно, и поверьте, мы ревностно стараемся это делать в нашей общине.
По поводу непонимания «общения с небесной Церковью», каюсь, лично для меня, как и для многих других – читающих Библию, этот вопрос совершенно непонятен. Общение, оно или есть, или его нет. Если общение есть, бессмысленно отвергать его и доказывать, что его нет. Я очень ХОЧУ, ХОЧУ, и еще раз ХОЧУ пообщаться с небесною церковью, в частности с Апостолом Павлом, у меня есть целый ряд вопросов по сложным текстам в его посланиях, которые я хотел бы ему задать. Поделитесь, пожалуйста, опытом, как лично у Вас происходит это общение.
Konsтантины - на своем месте: вначале выдали нам свое истинное отношение к православию ("масса невежества, глупости и алчности"), затем в них проснулся пастор, прекрасно помнящий Писания, но для которого знамения Божие всего лишь "действительно факты любопытные". И их встреча с "особым Божием действием" и возможность "переживать явные Божии чудеса" легко может оказаться прелестью (о которой достаточно написано в святоотеческой литературе). Православная Церковь это - труд тысяч и тысяч святых, мучеников, старцев, патриархов, это - Вселенские соборы с сотнями делегатов со всего мира (да и просто - возможность для верующего и смиренного сердца получить Благодатные дары). А что же безблагодатные организации, секты, кружки и пр. клубы по интересам ? Они были, есть и будут, поскольку в людях всегда присутствуют гордыня и празднословие, а в нашем мире - сети лукавого.
(И лично Анжелике (не маркизе): просто познакомтесь с историей Вселенской Православной Церкви, с историей Византии, с тем же 4-м крестовым походом и с католическим прозелитизмом в новейшей истории).
Я только приведу цитату из статьи архиепископа Иоанна (Шаховского): "Но в чем практически состоит дух сектантства, против которого надо вооружаться молитвою и трезвением? Дух этот есть дух душевной (не духовной) ревности. Это — рационализация веры, блюдение чистоты веры и потеря глубины. Это ущерб любви. Некоторые православные по-сектантски защищают свое православие ... И наоборот, в некоторых сектантах проявляется православный дух в отношении того или иного вопроса. Например, в отношении непонимания общения с небесною Церковью (святыми) все сектанты будут «не признавать» этого общения, и не желая приобщаться к его опыту духа, горделиво отвергать это общение, но один сектант будет обличать православных за их «идолопоклонство», другой — «отдаст суд Богу», и лишь кротко помолится о просвещении братьев православных светом истины."
Большинство религий учат тому, что нельзя лгать, красть и так далее. Но достаточно ли этого? Если бы кто-то предложил вам выпить стакан отравленной воды, уверяя при этом, что большая часть содержимого — вода, стали бы вы пить эту воду?
2 Кор. 11:14, 15: «Сам Сатана принимает вид ангела света. А потому нет ничего необычного, если и служители его принимают вид служителей праведности». (Как видно из этих слов, многое из того, что предлагает Сатана, может казаться привлекательным. Чтобы вводить людей в заблуждение, Сатана часто пользуется разными формами ложной религии, окружая некоторые из них ореолом праведности.)
2 Тим. 3:2, 5: «Люди будут... имеющими вид преданности Богу, но отвергающими ее силу. От таких удаляйся». (Члены вашей религии могут говорить, что они любят Бога, но если они не живут по библейским заповедям, то, согласно Библии, нужно прекратить общение с ними.)
Относительно сонма святых, как плода православия, можно говорить много. Скажу одно – в сонме святых, о котором само Писание говорит следующее: «…торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах…» Евреям 12/23, будут не только православные, НО И НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГИХ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ. Благословений вам.
Возвращаясь к статье. Не хотелось бы оставаться инкогнито, я евангельский христианин баптист. Как вы наверное знаете, еще с советских времен само слово БАПТИСТ, было ругательно-нарицательным, им детишек пугали, мы, как сор для этого мира. В последнее время, читая периодику и наблюдая за телевизионными дискуссиями, приятно наблюдать, как безбожный мир на вас – православных ополчился, и, порочит вас, верный признак, что православие возрождается (в самом лучшем смысле этого слова). Безусловно, нас что-то разделяет, иначе мы были бы одной церковью, но, я глубоко убежден, ЧТО ОБЩЕГО У НАС ГОРАЗДО БОЛЬШЕ. Как больно, что порою, мы похожи на Апостола Иоанна, который когда-то сказал Христу: «…Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами» Марка 9/38, прочитайте удивительный ответ Господа. Как у вас, так и у нас есть не мнимые, НО ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ВРАГИ, которые по роду своему являются врагами Самому нашему Господу, ИИСУСУ ХРИСТУ, а мы с вами милые православные братья и сестры находимся по одну сторону. Так давайте же, будем настолько рассудительными, чтобы хотя бы в основных, традиционных христианских конфессиях не порочить друг друга на глазах у этого мира. Благослови вас Господь.
Критерии истинности и ложности, данные самим Иисусом Христом и изложенные на страницах Священного Писания, находятся в несколько иной плоскости. Приведу лишь один пример. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Иоанна 8/31-32. Истинным учеником Иисуса Христа человека делает не принадлежность к определенной конфессии (хотя это и важно само по себе), НО ПРЕБЫВАНИЕ В СЛОВЕ ГОСПОДНЕМ, в учении Нового Завета. Само Слово Божие является написанной человеческим языком Истиной (Иоанна 17/17), поэтому, чем больше в своей практической жизни мы сможем приблизиться к этому образцу, тем ближе мы и будем к истине. Несколько раз, мне приходилось переживать явные Божии чудеса как ответы на молитву, всякий раз после того, как чудо происходило, я ловил себя на мысли, что это практически ни как не повлияло на мой внутренний мир. Да, безусловно, мне было приятно пережить особое Божие действие, но в вопросе моей веры, это ни чего не добавляло, и не убавляло. Я буду верить вне зависимости от того будут чудеса в моей жизни, или нет.
Наталья добрый вам день, приятно видеть человека рассуждающего и думающего, готового аргументированно отстаивать свои убеждения. Я, как вы наверное догадались из моего комментария, не являюсь православным человеком, но, будучи русским, к православной церкви отношусь с определенной симпатией. Православие для меня, это, прежде всего отцы церкви, которых читаю постоянно, и с великим наслаждением и пользой для себя. Целью моего комментария к данной статья, ни в коем случае не было огорчить, или тем более уничижить вас, если невольно это сделал, прошу прощения. Благодатный огонь, как впрочем, и мироточивые, или слезоточивые иконы, это действительно факты любопытные. Но давайте зададимся вопросом, можно ли, опираясь на эти факты, как и на любое другое чудо, утверждать, или отвергать истинность православия, или, любой другой христианской конфессии? Ведь сам ход подобных рассуждений противоречит даже данной статье, в последнем абзаце которой написано: «…в храм люди часто идут не за Богом, а за чудом…».
Да, Православие это истинная вера, т.к. истина может быть только одна. Истин не может быть несколько. Нужны доказательства? Самое простое- Благодатный огонь сходит по молитвам Православного Патриарха. Бог сам показал, где истинная вера.
Плоды Православия - сонм святых,
а плоды сект..?
Что значит "какие-то"? Что лукавить то? Все прекрасно знают какие.
После 70 лет безбожия в стране нам не хватает религиозного образования. Нас крестят в младенчестве (хорошо если вообще крестят) и на этом всё заканчивается... Потом только на Пасху яйца красим да куличи печем. А спроси кого, что действительно означает этот Великий праздник - ответят далеко не многие...
А вот другие заблуждения и поиски истины вне православия, не менее опасны, а по массовости своей - и более. Вселенская католическая секта и ее унии, и ее же порождения - протестанты, всевозможные независимые и сугубо "национальные" кефалии. И, как результат, звучат слова "И чего вы не поделите ? Бог-то один. Пойду-ка к магометанам..."