В «Крокус Сити» под хороший фортепианный аккомпанемент миру явлена новая политическая партия «Коалиция Небо». Ее создатель Иван Охлобыстин, по его словам, готов некоторое время побыть лидером новоиспеченной партии, а затем станет ее «неофициальным духовным наставником». Немного эзотерики в таком важном деле, конечно, не повредит.
Фото: http://tesey.livejournal.com |
Каково реальное будущее «Коалиции Небо», предсказать не берусь. Но гром оваций господину Охлобыстину на первых порах, думаю, обеспечен. Как общепризнанной «иконе» нового стиля – гламур-православия или православия-лайт (как кому угодно). В этом крайне сомнительном качестве он давно уже собирает сладкую дань восторгов с ортодоксов, радикалов, патриотов, либералов. Он как луидор популярен и гуляет по рукам.
Другой вопрос, так ли уж свеж этот новый охлобыстинский замысел. Ведь многочисленные попытки оптимизировать церковность, приспособить ее к какому-нибудь «полезному делу», мы наблюдали в последнее время неоднократно. Подобные намерения демонстрирует сегодня орден церковных интеллигентов. Популярным носителем и символом этой новейшей сакральности стал ароматно пахнущий гламурный столичный священник NN. С другой стороны, использовать православие в качестве арт-объекта на свой лад стремятся рубщики икон и плясуны на алтарях. Да, брутально. А что? Кощунство в контексте contemporary art – категорический императив. И вполне рукопожатно, выражаясь все тем же выдержанным языком.
Отличие священника Охлобыстина от всех этих артистов постмодерна лишь в стилистике. Если либеральные политики спят и видят политический перформанс в майданном стиле в исполнении Церкви, то кредо отца Иоанна – православный национал-патриотический Империум.
Эта громокипящая теория родилась на свет не сегодня. В общих чертах дело обстояло так. О национал-патриотизме вдруг заговорили год назад. Заговорили хором, тема стала салонной. Как раз в этот момент православный шоумен вышел в народ с новенькой идеологией. Он стоял в «Лужниках» на вершине белой пирамиды, в плаще с белым подбоем, рассекал воздух лозунгами. Имперско-национал-патриотическими, как заверяли его вольные и невольные имиджмейкеры.
Стандарт православного национал-патриотизма в его доктрине был разжеван и положен в рот слушателю. Чтобы оценить качество этого продукта, приведем пару цитат из шумно разрекламированной охлобыстинской «Доктрины 77».
«Рано или поздно нас сотрут как нацию с лица земли. Это нормально! Это по плану. Об этом нас предупреждали святые. Наша задача – победить и исчезнуть! Потому что в мирной земной жизни нам нет места!»
Или:
«Не признав, что русского народа сейчас нет, и традиций толком никаких, кроме водочного ужора, нет, не найдем мы выхода. Не откроем принципа, по которому сможем протянуть руку единомышленнику».
Если послушать Охлобыстина, то о национальных особенностях следует говорить как о наборе вредных привычек («водочный ужор»). А историческая судьба русских – это исключительно мессианство и роль прослойки между Европой и Азией («чтобы не сомкнулись»). Ну, а православие, согласно «Доктрине», стоит понимать как набор скрепляющих общество символов, но не как идейную основу общества. Впрочем, православие в «Доктрине» занимает далеко не первое место. Империум – вот это действительно предмет культа Охлобыстина и его поклонников. Какой именно Империум, с какими ценностями – если не считать ритуального заклания русского народа ради какой-нибудь великой идеи, – об этом сказано более чем туманно. В самом деле, какая разница? Главное, чтобы сакральная суть била в глаза и кружила аудитории голову.
Все эти мемы навязчиво карикатурны. А их изложение отец Иоанн сопровождает тяжкими потугами на юродство. Он позволяет себе быть откровенным: «Смотрите. Парадокс. Я не гипнотизер, я – шут гороховый предложил вам эстетическую концепцию, и вы, ну признайтесь, допустили возможность этой концепции. Это было на самых глубоких уровнях ваших чувственных реакций наравне с сексуальным, то есть в самой бездне».
Да уж, в самой бездне. Лучше не скажешь.
Больше всего максимы отца Иоанна напоминают один известный в народе культурный феномен, так называемый «перевод Гоблина». Гоблин, известный альтернативщик, искусно делает кустарную переозвучку популярных кинохитов и продает их по второму кругу – для потехи. Сюжетные ходы и визуальный ряд те же, отдельные слова тоже. А закадровый смысл изменен кардинально. Иногда с точностью до наоборот.
Очевидно, что такой патриотизм, какой заложили в проект «Империум» его продюсеры, очень удобен и безопасен. При внешнем вольномыслии, когда каждый тезис нарочито «гуляет» и «вихляется», есть в нем и четкие установки вроде: без монархии народу не обойтись.
Возьмите вполне официальный проект «евразийской империи», проталкиваемый в одном пакете с либеральной «модернизацией». Потом сравните его с тезисами «Доктрины 77». Якобы национал-патриотическими. И найдите 10 отличий. При самом внимательном рассмотрении не найдете ни одного. У нас без Охлобыстина мало говорят об особой миссии страны? О необходимости новых жертв для очередных бюрократических проектов – неважно, модернизационных или державных? О «несходстве» с Европой, одинаково спасительном как для западника, так и для почвенника?
Очевидно и другое. Именно эта версия православного национал-патриотизма, по замыслу выпускающего лейбла «Охлобыстин и Ко», должна положить конец политическому пиратству.
Что это значит?
А то, что потенциально опасное направление мысли должно быть строго ограничено рамками канона. А канон, в частности, гласит: только инфернальное кривляние дает идее право на жизнь. Только в таком «бонтонном» (читай: маргинальном) виде идея получает допуск... нет, даже не на политическую сцену, а лишь на театральные подмостки. Иначе – никак
Почему? Вероятно, потому, что настоящее православие и производный от него гражданский патриотизм могут стать реальной силой.
Да, между прочим. Ведь проект «православный актер Охолобыстин» предназначен в общем-то для людей критически мыслящих. Но критицизм этот – тоже канонический (читай: консенсусный). Вы считаете себя православным, но ненавидите официоз? Понимаю. Вы христианин, но любите смеховую культуру? И согласны с тем, что «в наше время нельзя быть пафосным и убийственно серьезным»? Вам, батенька, сюда, к отцу Иоанну. Вот достойный образец современного священника, а равно актера, политика и шоумена. Только такое православие допустимо в эпоху гламура и твиттеризации всей страны.
В общем, банальная оферта. Принято? ОК. А дальше, как правило, начинается представление. Ваню для порядка подергают за фалды, осведомятся на всякий случай, кто такие русские, может ли империя ни с кем не воевать. Владимир Познер на Первом канале, помнится, зачем-то попросил продемонстрировать аудитории ножичек, который батюшка, как выяснилось, все время носит в кармане. Ваня словно ждал этого момента и охотно показал то, что просили. Удовлетворив свое непраздное любопытство, Владимир Познер завершил эфир наставлением аудитории. Мол, таких, как Ваня во власть не пущать. И Ваня тихо сошел с подиума. Как послушный ребенок, которого отправляют спать.
После провозглашения Доктрины в жизни отца Иоанна наступил телефонный период. В линейке «Билайна» (да не сочтет читатель это навязчивой рекламой) появился новый тариф под названием... «Доктрина 77»
Иван Охлобыстин занимает должность креативного директора компании «Евросеть». Президент «Евросети» Александр Малис тогда заявил, что неоднозначный имидж священника Охлобыстина никак не может повредить репутации компании. Кто бы сомневался. Всё, казалось, встало на свои места. Духовный сан успешно конвертировался в сценическую концепцию. Это понятно. А концепция – в телефонный актив. Ну что ж. И это не бином Ньютона. Амбиции художника наконец-то отлились в предельно конкретную форму. Маленький свечной заводик – не последняя вещь на этом свете. Охлобыстин, впрочем, настаивает на том, что его интересуют не деньги, а идеи. И что его доктрина не является попыткой выступить в качестве промоутера ведущей компании. Что тут сказать? Как говорится, гений – парадоксов друг.
Сегодня герой Империума вновь с головой ушел в политические заботы. Созданная им «Коалиция Небо» нуждается в неустанной заботе. Ведь наш православный патриот вновь, уже в который раз пытается донести «свой взгляд на Предназначение русского человека и будущее России». Создать-то предстоит не что-нибудь, а «партию ледяной Логики Империума и пламенной Общей Мечты!» Дело не шуточное. И «вставляет», как говорится, не по-детски... Сопровождает рождение партии специальный тапер – некто Лука Затравкин. Цена билета, если что, от 700 до 9900 рублей. Лед и пламень сегодня недёшевы.
Главное, что все это мы от отца Иоанна уже слышали, и не раз. То есть буквально все, по списку. О национальной гордости и «водочном угаре». Об особой миссии русского народа, ведомой лишь имяреку. О вовремя брошенном приходе. И, конечно, об Империуме – главной, по мнению Охлобыстина, народной святыне. Без Империума, да без монарха и народ не народ. Знакомые истории. Что дальше? Все ходы сделаны, перекричать того, который осенью возвышался на пирамиде, вряд ли удастся. От дежа вю никуда не денешься. Для скоморошьего жанра, в котором трудится Охлобыстин, повтор смерти подобен. Уж не конец ли это «творческого пути»?
Как знать. Но куда интереснее его начало.
Чтобы одним махом стать иконой нового стиля, Ване нужно было всего ничего: получить сан. Что, к слову, не так просто, если за спиной у тебя вместо семинарии актерское отделение. Но, как мы знаем из биографии нашего героя, реинкарнация прошла успешно. Вопросов к нововоздвигшемуся пастырю не было. Говорили: Господь управил.
Духовный сан и шутовская звездность по отдельности не значили бы ровным счетом ничего. В совокупности же делали отца Иоанна неотразимым, являя миру нечто, с чем вяжется лишь одно определение – «человек-бренд». Потом, много позже, рассуждая о своем несостоявшемся президентстве, Иван скажет: «Я заставил телевидение работать на себя бесплатно».
Но, как известно, двум богам служить нельзя. И вот когда церковные приличия превратились в тяжкие вериги для актерско-политических экспериментов отца Иоанна, тот легко расстался с обузой. С саном, приходом, паствой, служением. Сняв облачение и завернувшись в белый плащ, он пошел пасти народы пафосными мессианскими сентенциями. Под самые выборы.
Конечно, добровольный отказ священника от служения в своем роде предательство. Такими вещами не разбрасываются. Ведь за право служить священники шли в застенок, а порой на смерть. Отставной отец Охлобыстин от права служить шел в обратную сторону. И в связи с этим возникает много вопросов к тому незадачливому пастырю, из рук которого отец Иоанн некогда получил сан, и к тем создателям образов, кто много лет назад сотворил «православного» Ивана Охлобыстина, вытащив его в ведущие православной программы «Канон».
До поры до времени у отца Иоанна получалось совмещать эпатаж и проповедь. В истории такой тип поведения давно получил свое название – «юродство». Вот только юроды, блаженные похабы – ругались миру Христа ради, сохраняя истину слова Божьего незапятнанной. Шли на унижения, рисковали жизнью. Тут можно вспомнить, к примеру, знаменитого Николку Псковского, который перебежав дорогу экипажу Ивана Грозного, бросил под колеса кусок сырого мяса. И на вопрос: «Что это значит?» отвечал: «Ивашка постом мяса не съест, а все человечиной питается».
Но вполне очевидно, что в охлобыстинском блюде все наоборот. Не смех укрывает хрупкую чистоту веры. Но атрибуты православности, вовремя подставленное слово из Писания, прикрывают выморочный пафос громогласных вселенских идей. Медь звонкую, кимвал бряцающий. И выглядит охолбыстинская кривляющаяся проповедь жутковато. Словно глаголет с какого-то амвона косолапый Тартюф. Подлинного, светлого юродства тут нет ни грана. Есть нечто другое. Расчётливое полубезумие.
Под громовые раскаты лозунгов энергия нации уходит в свисток. Может быть, как раз поэтому так любят лицезреть Охлобыстина? Как самого забавного фрика. Как ручную обезьянку. Любят зачастую люди совсем из других идейных сообществ, далёких от патриотических.
Хорошо, удачно, безопасно – когда национальное чувство и национальная вера надежно похоронены в гламурной упаковке, в игривой жантильной беседе. Как и многое другое. Когда на устах у народного трибуна – все, что только можно себе вообразить.
Как бы Церковь. Как бы патриотизм. Как бы русские. Как бы Россия.
другие-за_то,что"запретился".___ Дай, Боже,ему _мужества_и_рассудительности,
чтобы_не_обращать_внимания_ни_на_чью_критику,кроме_архиерейской.
Ибо_пастырей_подобает_пасти_не_овцам,а_архипастырям.
Извиняюсь,у_меня_пробел_не_работает.
Ольга, не заблуждайтесь - никакое "церковное начальство" не может одобрить участие священника в политике. Об этом ясно сказано в Основах Социальной Концепции Церкви. Тот факт, что о.Иоанна не извергают из сана, не означает, что Церковь благословляет "всё, что он делает".
Для того чтобы это послание было более понятным, иногда приходится вводить какие-то элементы и в нашу внешнюю церковную культуру. Но никогда такого рода работа не называлась, не называется и не будет называться реформой, потому что все то, что происходит в Церкви, в том числе в области внешней церковной культуры, направлено на достижение только одной цели — приблизить к пониманию человека вечные и неизменные истины, которые Сам Господь через святых апостолов вручил Церкви."
«Слово пастыря». Выпуск от 29 апреля 2012 года
Может я чего-то не понимаю? Мне кажется он (Охлобыстин) трудится в этом контексте. Как ещё взор высокоумия направить к вечному?
отчего возникают такие партии, оттого,что кому-то Церкви мало, в Церкви узко, оттого,что хотя Церковь подстроить под себя.
кому-то нужна социальная роль Церкви, кому-то экзальтация и чудеса, кому-то поменьше постов и правил.. и третьеженство
ничего более и цельнее Церкви ( пусть и нездровой в наше время) нет. все остальное - игры чьего-то тщеславия.
почему господин Охлобыстин счел,что он нужен народу
едва ли...
Судя по фотографии, И.Охлобыстин решил создать свою секточку.
Я не утверждаю, могу ошибаться, но уж очень всё это похоже на секточку.
Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО:
"Что же касается отца Иоанна Охлобыстина, мне кажется, что он поступает разумно — желает воздержаться от служения, пока не поймет своего призвания.
Поступок отца Иоанна я предательством назвать не могу. Он не порывает с Матерью-Церковью, но честно сомневается, что крест, который он взял на себя при рукоположении, ему по силам. И прерывает он служение не в критический для Церкви момент, поэтому его нельзя приравнять к солдату, дезертирующему во время боя".
http://www.pravmir.ru/zapreshhen-ne-znachit-otluchen/
Ничего мы не знаем о мотивах других, а судим.
Иногда Господь попускает страшные вещи для блага. Об этом - в Житиях святых, в Отечнике можно почитать.
Осудить, домыслить, закидать камнями - это очень "по-христиански".
Это было в Доме Кино. Уже не помню точно, в каком году. То ли это было было закрытие фестиваля студенческих фильмов, то ли закрытие конкурса дебютных фильмов или ещё что-то в этом роде... Фильм Ивана Охлобыстина "Арбитр", если не ошибаюсь,получил приз, и на сцену поднялась съёмочная группа. Все люди как люди, а Иван вышел в какой-то немыслимого цвета и фасона рубахе и зелёных бархатных штанах а ля шаровары с нашитыми по лампасам бубенчиками-колокольчиками. Принимая приз и выступая с "благодарственным" словом, Иван заявил, что до его прихода в кинематограф, кино, как самостоятельный вид искусства, ещё не сложилось... Вот так. Ни больше, ни меньше... Эпатаж, эпатаж, эпатаж... Во всём.
Потом в какой-то думской избирательной кампании, когда ещё было очень много партий, движений,блоков и т.п., Иван был в тройке лидеров, возглавлявшей избирательный список (была такая практика - озвучивалась именно тройка лидеров) от некоего общественного экологического движения "Кедр"... Если кто помнит. "Кедр" в Думу не попал. Избирательную кампанию "Кедра" финансировал Б.Березовский.
Возможно, поможет кому-то разобраться в происходящем..., если можно.
Пока еще священник Иван Охлобыстин, вполне возможно, искренен в своих стремлениях принести пользу России. Сама история с его отстранением от службы не только о его недостатках говорит, но и о наших, и о внутрицерковных проблемах. Поэтому не совсем хорошо его обвинять в "отречении", думается, но поскорбеть о себе и о нашей церковной жизни было бы вернее.
А в его политических экспериментах вполне можно увидеть пусть рискованную, но все же смелую попытку использовать политическую арену страны для проповеди христианского взгляда на жизнь, попытку воцерковить современную и будущую российскую политику.
Случай беспрецедентный, а потому имеющий право на некую погрешность. Все же человек делает, а не просто наблюдает. Критиковать деятельность Охлобыстина нужно и полезно, но все же я не вижу повода для полного противопоставления церковным интересам.
И еще, хотелось бы видеть реакцию самого Охлобыстина на критику, думаю, это важно.
Иван Охлобыстин- чего уж там городить и ерничать- артист, лицедей.
Не надо называть мирянина как священника.
Какой он отец, какой священник?
За каждое действо свое и слово все мы будем отвечать Там.
Помилуй его Господь и вразуми - пока не поздно...
А вы?
А я?
Хватит сидеть по норам. Нужно что-то делать.
В течении 20лет зародилось суррогатное поколение, взрощенное на насилии, разврате, и ценностях всемирного потребительства.
Сегодня в среднем 4-5 детей в день гибнут от суицида. Огромное число преступлений на почве педофилии. Просматривая новостную ленту, постоянно натыкаюсь на преступления подростков против родителей(то шестнадцатилетняя дочь мать киллеру заказала, за то что та её с друзьями мешает; то четырнадцатилетняя дочь по пьяни мать ножом в живот пырнула и т.д.) И это только цветочки. Но когда они подрастут начнутся ягодки. Боюсь даже предположить что именно будет.
А вы знаете сколько людей после общения с Охлобыстиным в интернете потянулось к православию. Через твитер каждый может спросить у него совета, как у батюшки, в жизненной ситуации. И вы можете пересмотреть всю его ленту(в твитере), худово он не кому не советовал.
Может всё таки не надо его обливать грязью, а надо ему помогать и наставлять.
Что плохого в том, что появится православная партия ?
Вот моё мнение по поводу этой статьи.
P.S. На православных форумах сидит столько злых и жестоких людей. А по сему демонов нам не надо, сами справляемся...
Добрее надо быть к людям! ДОБРЕЕ!!!
Создать серьёзное политическое крыло сознательных православных, со своей внятной програмой, думаю, этот перфоманс не помешает. Эффект может быть прямо противоположным, «вот, наконец-то дождались серьёзной программы, утомил этот клоун».
С ним сидим, вдвоем, за столом, я говорю: "Ванечка, а вот так.." Смотрю - он плачет. Вот этот, который! Плачет! Вот это да.. Он Иван Иванович, он умеет правда жить и действовать, вот он так. А как там что сплетни, какой он был священник, а стал не священник - да это его личное дело, какое нам дело? Я его очень люблю. Понимаете, нас же интересует чужая жизнь. Почему? Потому что нету своей.
Люди, лучше о себе позаботьтесь! Работайте над собой.
Ибо "Всё есть Бог, а Бог - это в первое очередь Любовь".
Хватит судить других.
"Не суди, да судимым не будешь."
[quote]Наконец то я прочла мнение о И.Охлобыстине, совпадающее с моим.[/quote]
- и я.
Давайте помолимся за вразумление.
Опять же, знакомы ли в людьми, которые за ним готовы идти? Почему они сделали для себя такой выбор? Что они увидели в его посыле и чего возможно, пока не видите вы?
Есть вещи, которыми не играют. Ивану надо просто открыто сказать: "Простите, братья и сёстры! Я не священник. Не могу им быть и не понимаю зачем я им стал. Да простит меня, Всемилостивый Господь! Помолитесь за меня!"
Ну, что-то в этом роде.
И это будет, по крайней мере, честно.
Пусть становится мирянином и занимается бизнесом, политикой и всем остальным непредосудительно.