Все дело в концепции нового телеканала. Но тут как раз и возникает вопрос: а как это должно выглядеть на практике? Как сделать так, чтобы программы не несли в себе мораль, а являли бы ее? Чтобы это не были какие-то длинные, неинтересные, скучные нравоучения, в которые не верит тот, кто их произносит, — и до такой степени, что это видно невооруженным глазом.
Ответ мне кажется простым и сложным одновременно: общественное телевидение должно быть в определенном смысле семейным телевидением. Я не имею в виду создание нишевого канала: тихие спокойные программы, которые бабушка смотрит с внуком, под которые он засыпает вместе с бабушкой. Речь идет о том, чтобы понятие «семейные ценности» перестало быть чем-то туманным или архаичным, а обрело бы свое нормальное позитивное содержание. И неплохим шагом в этом направлении станет появление канала, который было бы интересно смотреть людям, как говорится, разных возрастов и социальных статусов. О проблемах семьи, в том числе и о демографическом кризисе, очень много говорят, и достаточно регулярно — даже на государственном уровне. Но пока немного делают. Запустить общественное телевидение с такими акцентами — как раз было бы еще одним шагом от слов к делу.
Надпись на ограждении: «Не верь ТВ!» Фото Арсения Русака |
Подчеркну особо: принципы общественного телевидения, которые сегодня наиболее часто озвучиваются, — свобода от рекламы и независимость от власти, — это правильно и справедливо. Но это не может быть самым важным. И для базовых принципов, для ясного и четкого позиционирования канала этого недостаточно. Не хватает самого главного: провозглашения свободы от пошлости. За этим лозунгом скрывается одна вполне конкретная вещь: общественное телевидение не должно предлагать человеку ничего из того, что унижает его человеческое достоинство, то есть того, что недостойно человека.
И снова вопрос: как выполнить эту задачу, сохраняя при этом высокие рейтинги и учитывая другие интересы? Это профессиональный вызов тем, кто занимается созданием нового телеканала. В том числе это вызов и для верующих людей. Я уверен: мы можем и должны на этот вызов ответить.
.
Государственные телеканалы (по идее находящиеся под государственным(!) управлением) не удается сдерживать в рамках приличия. Откуда же возьмется сила, способная удерживать от пошлости общественный (читай - вседоступный) канал?