Память 19 апреля / 2 мая
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Позднее несчастный решил бежать. Он вновь надел христианские одежды и после возвращения на родину отправился на Святую Гору Афон. Агафангел желал найти духовного отца, который указал бы ему, на каком пути он сможет заслужить прощение отступничества. В монастыре Эсфигмен игумен принял его по-отечески и определил на послушание в трапезную. Святой предался суровому подвижничеству, непрестанно проливая покаянные слезы и доблестно сопротивляясь помыслам, которые внушал лукавый, чтобы выманить раскаявшегося грешника из убежища спасения.
Ревнуя о покаянии, он усердно умерщвлял плоть, и эти подвиги породили в нем желание претерпеть мученическую смерть за Христа. Однако диавол внушал ему сомнения в том, что у него хватит сил на эту жертву. Тогда Сама Пресвятая Богородица, явившись, вдохновила Агафангела и повелела осуществить его замысел в Смирне. Святой патриарх Григорий V, бывший в то время в изгнании на Афоне, удостоверившись в истинности этого видения, посоветовал пламенному послушнику подготовиться к мученичеству и испытать себя подвигом во время Великого поста.
Приняв монашеский постриг, святой провел весь Великий пост, затворившись в одной из монастырских башен, питаясь лишь хлебом и водой и постоянно пребывая в невидимой брани. Агафангел возложил на себя тяжелые вериги, надел вретище, ежедневно совершал по три тысячи земных и по восемь тысяч поясных поклонов, повторяя Иисусову молитву. В часы молитвы, чтения Евангелия и «страданий» новомучеников в его сердце вспыхивало неудержимое стремление к мученической славе. По мере возрастания в покаянии он все более и более исполнялся благодатью Божией, так что даже его тело начинало озаряться сверхъестественным сиянием.
Когда игумену обители явился свт. Николай, настоятель удостоверился, что на мученичество есть воля Божия, и дал Агафангелу благословение на этот подвиг. Святой отправился в скит Иверского монастыря, чтобы поклониться святым мощам новомучеников Евфимия, Игнатия, Акакия и Онуфрия. Затем, в понедельник Светлой седмицы, он сел на корабль, идущий в Смирну.
В четверг второй седмицы по Пасхе Агафангел предстал перед местным судом в мусульманских одеждах, требуя справедливости, поскольку он был обманут своим хозяином и насильно обращен в ислам. Торжественно потрясая деревянным крестом и иконой Воскресения, он заявил, что вернулся к вере своих отцов. Турки, полагая, что он сошел с ума, попытались успокоить его и заставить изменить намерение, обещая всевозможные плотские удовольствия. Но святой остался безразличен ко всем их доводам, сосредоточенно внимая лишь молитве, совершаемой в его сердце. Когда вызвали его господина, тот обвинил Агафангела в том, что он, убегая, якобы украл у него какие-то ценные вещи. Тем не менее, судья не обратил внимания на этот вымысел и снова предпринял попытку с доброжелательностью переубедить Агафангела. Однако, поняв, что трудится напрасно, он прибег к угрозам, а затем приказал бросить святого в темницу.
Через некоторое время Агафангела привели к правителю. Тот оказал святому великое почтение и призвал поклониться Богу по мусульманскому обычаю. Вместо ответа Агафангел перекрестился и произнес Иисусову молитву. Его вновь отвели в темницу, откуда он написал письмо к христианам Смирны — подобно тому, как в древности сщмч. Игнатий написал римлянам, — умоляя их не предпринимать каких-либо действий по его освобождению.
Утром в субботу, 19 апреля 1819 года, он мирно спал в ожидании часа казни, который был ему возвещен Богом. Проснувшись в великой радости, он простился с товарищами по заключению, попросил их молиться о нем, а затем предстал перед судом. Как только был вынесен приговор, мученик под громкие крики был отведен на место казни, где уже собралась огромная толпа. Сосредоточенный на молитве, безразличный к крикам и последним попыткам турок переубедить его, Агафангел склонил шею под меч и воскликнул: «Рубите!» Святому мученику было девятнадцать лет.
Несмотря на угрозы и удары стражников, присутствовавшие там христиане тотчас же поспешили смочить ткани в крови мученика. Все заявляли, что готовы тут же умереть за истинную веру. Это место в течение нескольких дней стало настоящим центром паломничества. Таким образом, казнь св. Агафангела больше, чем любая проповедь, способствовала возрождению благочестия и покаяния среди христиан всех исповеданий.
На вторую ночь после казни стражники-турки с ужасом видели, как тело святого несколько раз поднималось на ноги, словно он был жив. С этого момента в воздухе разлилось небесное благоухание. Голову святого бросили в смрадное место, но вместо того чтобы подвергнуться гниению, святые мощи сообщили нечистотам свой аромат. Наконец, покорившись всеобщему воодушевлению, турки отдали тело христианам. Оно было погребено со всем возможным выражением благочестивого почитания в церкви cвятого Георгия, в той же гробнице, где был похоронен святой новомученик Дим.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря