Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой. Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».
-
Какова цель жизни монаха?
Иеромонах Лука Григориатский
- Цель жизни не только монаха но и любого человека – это обожение. Об этом свидетельствует святитель Афанасий Великий: «Бог стал человеком – чтобы человек стал Богом». Об этом же в Священном Писании говорит Сам Господь: «Будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть»[1]. «Будьте святы, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш»[2]. Множество мест в Евангелии, Апостольских Деяниях и Посланиях говорят нам, что цель жизни человека – это обожение. Именно для того чтобы эта цель стала достижимой воплотился Спаситель.
Через Таинство Святого Крещения человек становится частью Тела Христова, а через Евхаристию может достигнуть обожения.
Монашество в наибольшей степени благоприятствует достижению цели человеческой жизни. Это связано с тем, что жизнь инока – это жизнь в покаянии. Это таинство покаяния.
С того момента, как мы приносим монашеские обеты, наша жизнь становится непрестанной жертвой Богу. Мы призваны посвятить Господу все свои силы, отдать всего себя без остатка. Единственное желание и стремление монаха – быть всегда вместе со Христом.
- Что может помешать в достижении этой цели?
- Главная причина, отталкивающая молодых людей от подвижнической жизни, – это дух обмирщения. Этот дух не даёт полюбить Господа всеми силами своей души, захотеть быть вместе с Богом, во чтобы то ни стало.
Раньше, когда дух «мира сего» не проник ещё так глубоко, христиане растили своих детей в обстановке благочестия. Дети видели, как их родители посещают богослужения, молятся, творят земные поклоны, исповедуются… Воспитывающимся в такой духовной атмосфере детям было гораздо проще встать на путь христианской жизни.
Посмотрим на жития святых: большинство подвижников воспитывалось благочестивыми родителями. На меня особенное впечатление произвело житие преподобного Серафима Саровского. В детстве, когда святой Серафим болел, его мать Агафия вынесла больного мальчика на двор, приложила к чудотворной иконе Знамения Божией Матери и поднесла под её осенение. У людей была искренняя и чистая вера!
- Может ли монах пользоваться современными технологическими достижениями (мобильными телефонами и интернетом)?
- Единственная и непременная предпосылка для этого – благословение его духовника. Без этого благословения использование интернета, мобильных телефонов и других современных технических средств – опасно.
Из древних Патериков и Отечников ясно видно, что может быть вредным и опасным использование монахом без благословения даже, казалось бы, самых невинных и безобидных предметов.
Корень зла – даже не сама вещь или техническое средство, а отсутствие послушания. Можно привести великое множество примеров иноков, которые самочинно использовали те или иные предметы и из-за этого потерпели настоящую духовную катастрофу.
Мобильные телефоны и интернет не случайно особенно опасны для монахов. Именно эти технические достижения часто приводят к рассеянности ума. А подобное состояние совершенно несовместимо с целями иноческой жизни. Ведь согласно учению Святых отцов монах через молитву и подвижническую жизнь призван стяжать свой ум в сердце.
Про интернет я не могу сказать ничего конкретного, так как у нас в монастыре его нет. Но очевидно, что погружение во «всемирную паутину» приводит к рассеянности ума. Прежде всего опасно многочасовое путешествие по пространствам интернета без какой-то конкретной цели.
Но если есть благословение игумена и осторожность самого монаха, которому поручено послушание что-то найти или сделать в интернете, работа в сети возможна.
|
||
Архимандрит Георгий (Капсанис) |
Но в нашем монастыре интернета нет. Наш игумен [архимандрит Георгий (Капсанис)] не благословил его использование. Слишком велика опасность, которой подвергается каждый пользователь сети. Много монахов не смогли противостоять этому искушению.
Что касается мирян, то и для них вредно многочасовое праздное бесцельное блуждание по просторам интернета. Прежде, чем начать работу в сети, надо поставить себе конкретные задачи, которые необходимо решить, и не отклоняться от них в ту или иную сторону.
- Насколько целесообразна для монастырей благотворительная деятельность?
- Из истории Церкви мы знаем примеры монахов, которые занимались филантропией. Например, преподобный Сампсон Странноприимец[3]. Или святитель Василий Великий. Ведя монашескую жизнь, он сочетал подвижничество с огромным социальным служением.
Но эти примеры не отменяют сути православного монашества, которое в отличие от западного является исихастским, а не активистским (общественническим).
Задача монаха – контролировать свои помыслы, стремится очиститься от страстей и стать сосудом Благодати. Если какое бы то ни было социальное служение мешает в осуществление этой главной цели – оно не принесёт монаху пользы (в итоге его постигнет духовная неудача). Нас спасут не внешние (пусть и благие) дела, а наша любовь ко Христу, которая проявляется в стремлении к чистоте и главной цели нашей жизни – достижению обожения.
Социальное служение, сочетаемое с забвением главной цели монашеской жизни, не приличествуют Православному Востоку. Иноки, вставшие на путь активного служения людям, спаслись не благодаря своей благотворительности, а благодаря тому, что своё служение ближнему сделали частью своего приношения Господу. Основой их жизни было трезвение, очищение сердца, стремление к достижению к обожения. По словам преподобного Исаака Сирина, «если ты накормил тысячи людей, но не очистил от страстей своей души, ты ничего не добился». Какой смысл расточать себя на множество попечений, оставляя при этом свою душу духовно бедной?
Православное монашество – это монашество исихастское. Обществиннического монашество в нашей Церкви не бывает.