Торпедная атака в стакане

Источник: Радонеж

Демонстрация 6 мая - кончившаяся, как известно, массовой дракой с ОМОНом - несколько отвлекла внимание некоторых завсегдатаев социальных сетей и либеральных журналистов от их эпической борьбы с Русской Православной Церковью; воспользовавшись передышкой, мы можем осмотреть поле боя.

Как сообщает фонд «Общественное мнение», «Две трети –– 64% россиян — заявляют о доверии Русской православной церкви, более половины –– 56% — патриарху Кириллу. Не доверяют Церкви и патриарху по 8% респондентов, еще по 14% –– "отчасти доверяют, отчасти нет". При этом 73% граждан уверены, что сейчас РПЦ играет положительную роль в общественной жизни страны, с ними не согласны всего 2%».

Как видим, заявления о том, что «РПЦ утратила авторитет в обществе», «общество отвернулось» и тому подобные, не находят никаких эмпирических подтверждений. После яростного обстрела, который, как нас уверяли, сровнял наши укрепления с землей, дым рассеялся - и мы увидели нашу крепость на прежнем месте. После разговоров - у кого-то воодушевленных, у кого-то испуганных - про неслыханный рост антиклерикальных настроений социологи не зафиксировали такого роста. Как сказал античный поэт, «Тужились горы рожать, а жалкий родился мышонок».

Это, конечно, радостно - но давайте проанализируем происшедшее. У людей, постоянно пользующихся социальными сетями могло возникнуть впечатление, что чуть не большинство пользователей рунета открывали браузер только затем, чтобы выдать очередную порцию ругани в адрес Церкви; православные входили в сеть как во враждебные воды - какие там новые гадости про нас понаписали. Воинствующие церквоборцы сочетали пылающую ненависть с бурным энтузиазмом - с Церковью если не покончено совершенно, то будет покончено вот-вот.

Почему это оказалось не так? Почему перепад между виртуальной и реальной картиной оказался таким резким? Этому может быть несколько причин.

Скандалист - как в реальном, так и в виртуальном пространстве - привлекает к себе все взоры; но у скандальничанья в сети есть важная особенность - относительная безопасность. На улице, в магазине или в учреждении можно нарваться на других, не менее нервных граждан, а также на охрану или полицию. В сети это исключено; более того, там легко найти себе со-скандалистов, и создать ситуацию, о которой другой поэт сказал «сорок душ посменно воют, раскалились до бела - вот как сильно беспокоят Патриаршии дела». Вой сорока душ создает впечатление какого-то массового движения, марширующих колонн, всесокрушающей силы - но феномен это чисто сетевой. В реальность он не конвертируется. Видеть в этих людях реальную силу - это все равно, что воспринимать любителей сетевых стрелялок в качестве реальных боевых подразделений. Это уже проявлялось, когда сетевые антиклерикалы пытались организовать демонстрации против закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. В интернете был Девятый Вал - а в реале демонстрации по всей стране собрали от трех до, в лучшем случае, двух десятков участников (включая журналистов). Другая особенность сети - то, что людям легче привлечь внимание яростно нападая и критикуя; слоны для облаивания могут избираться разные, но особенность именно лая - в том, что его легче услышать, чем спокойный разговор.

Еще одна особенность интернета - это избирательность; выходя на улицу, идя на работу, заходя в магазин, Вы оказываетесь среди людей, общества которых Вы не выбирали. Пользователи сети сами выбирают «электронных друзей» - тех, чьи сообщения они будут читать. Оказавшись среди людей, разделяющих их вкусы и предпочтения, они обычно забывают, что сами же их и отбирали - и начинают верить в то, что все кругом, все «общество» разделяет их неприязнь к «РПЦ МП»- и бурно транслируют эту свою уверенность. Потом вдруг неожиданно оказывается, что «общество» в целом далеко не сводится к этому тщательно подобранному кругу.

Православные пользователи интернета заходят в этот круг - и видят девятый вал ненависти, забывая о том, что это вал в стакане. Должно ли это вызывать у нас триумфализм - мол, наши противники ничтожны и нам нечего опасаться? Нет; мы не должны оценивать ситуацию чрезмерно оптимистично - но не стоит и пугаться призраков. Стоит смотреть на вещи реалистично. Готовность приходить в страх и уныние ничуть не лучше беспечного самодовольства.

«Общество» которое «отвернулось от Церкви» - это довольно своеобразная, и, по большей части, сетевая субкультура. Думая о том, как нам жить дальше, что нам следует менять, а что хранить, нам стоит оглядываться на Господа - но не на «общество».

Алексей Харитонов

Источник: Радонеж

14 мая 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Екатерина15 мая 2012, 21:24
Спасибо автору!
Sergey15 мая 2012, 10:03
После всем известного ареста девиц богохульниц, РПЦ вроде подменили. Кругом враги, симфония с государством становиться все отчетливей: крестные ходы, моления над могилами солдат (многие из которых были яростными атеистами), восстановление патриотически настроенных кружков и организаций. Все это конечно хорошо. Но это не Еванглие!!!! Посмотрите в Новый Завет много ли Христос заигрывал с Зелотами, Фарисеями, Есеями, Садукеями и наконец с Синедрионом? Нет Он всем им мешал Он проповедовал Царство Божие, а они хотели чтобы Он проповедовал национализм, патриотизм, любовь к родине, хорошую жизнь и т.д. Опомнитесь священники и проповедуйте Христа!!!
Дмитрий15 мая 2012, 09:17
Не в бровь, а в глаз! Спаси Господи!
Дмитрий15 мая 2012, 09:11
Отличная статья, Алексей, спасибо! Действительно, иногда в последнее время возникает чувство, что в Интернет сообществах много людей против РПЦ и Патриарха Кирилла. Но унывать, как Вы сказали, конечно же не стоит, как и думать, что возможно убедить ярых противников в том, что их мнение ошибочно. Лучше наверное вообще не встревать в эти дрязги. Я не так давно пытался убеждать своих коллег, но нарвался на оскорбления в отношении Православия, нашего Патриаха. Меня обвинили в русском фашизме. Так что после это я стараюсь эту тему не поднимать, а после того, как я отказался заходить в чат, где поливали грязью Православие, чат через некоторое время угас и был удалён. Теперь мы вроде бы общаемся обычно, стараясь избегать этой темы. Как сказал Наш Господь Иисус Христос: "Не мечите бисер перед свиньями..." Спаси Вас Господи Алексей!
Екатерина15 мая 2012, 02:24
Полностью согласна с автором статьи в том, что Церкви в данное время, слава Богу, никто и ничто серьезно не угрожает. Однако вызывает недоумение тот факт, что на эти действительно единичные выступления против нее, Церковь ответила масштабным мероприятием, чем как раз и привлекла лишний раз внимание общественности к данным неприглядным фактам.
Думаю, что истинное Православие - вера Святых, пережившая века гонений, никогда не содрогнется от "лая" кого бы то ни было.

С уважением,
Екатерина
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×