Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Это ваша лепта

Церковь и деньги, храм и деньги, приход и деньги… Дискуссия на эту тему не теперь возникла, нет, она не прекращается с апостольских времен. Это действительно важный вопрос, как с практической, так и с вероучительной точки зрения. Церковь воинствующая стоит на земле, она включена в земную жизнь, она не может обходиться без денег, но каким образом они должны у нее появляться? Как относиться к «прейскуранту» — листочку с перечнем треб и суммами пожертвований, висящему на стене или лежащему в свечной лавке под стеклом в большинстве наших храмов? Реально ли отказаться от фиксированной суммы пожертвования, написав на том же листочке «на ваше усмотрение»? Как быть, если денег у пришедшего в храм человека мало или вообще нет?

А много ли денег у Церкви? Совсем немного? А на какие же средства тогда строятся храмы?

Торговля свечками и прочим плюс пожертвования за требы — это непременно единственный источник существования храма? Может ли приходская община сама, общими усилиями содержать свою церковь — как это делается за границей? Есть ли рациональное зерно в периодически возникающих разговорах о церковной десятине? Должен ли прихожанин жертвовать хотя бы какую-то часть своих доходов Церкви?

Деньги — это постоянный повод для нападок на Церковь; однако не только противников Церкви волнуют вопросы, связанные с деньгами, но и ее прихожан. Тем более что многие прихожане и сами вынуждены отбиваться от нападок и провокационных вопросов — в частном уже порядке. Или — не отбиваться, а просто отвечать на вопросы невоцерковленных ближних. Исходя из этого, мы решили подготовить материал на «денежную» тему.

Попутчица в купе увидела в моих руках книгу православного содержания — и тут же, как говорится, напряглась:

— Книжка у вас, я смотрю… Вы верующая? В смысле — в церковь ходите? А я вот не хочу туда ходить. Мне не нравится, что там все за деньги. Да нет, мне этих денег не жалко, просто когда я вижу прейскурант на стене: крещение — столько-то, отпевание — столько-то, венчание без хора, с хором… Это религиозное чувство мое оскорбляет, понимаете? И всякое доверие отбивает к этой церкви.

Что ж, не она первая. Помню, как стояли пикетом напротив «Утоли моя печали» так называемые богородичники: «Мы — настоящая православная церковь, мы не торгуем благодатью, мы помним, как Христос изгнал из храма торгующих, а вон там, в той красивой церковке, об этом эпизоде почему-то забыли…»

Возразить, казалось бы, нетрудно, довод на поверхности:

— Вы входите в храм — в нем горит свет? В нем тепло — если вы пришли зимой? Вы думаете, все это для Церкви бесплатно? А люди, которые трудятся в храме — от уборщицы до настоятеля,— они должны какое-то содержание получать, как по-вашему?

Но оппоненты не сдаются. Коль скоро вопросы заданы — попробуем ответить, и заодно — помочь тем нашим читателям, которых этими вопросами периодически атакуют.

Итак, вопрос первый: почему Спаситель наш изгнал из храма торгующих (см.: Мф. 21, 12–13; Мк. 11, 15–17; Лк. 19, 45–46; Ин. 2, 14–16), а у нас, православных, нет ни одного храма без церковной лавки?

Как ни скупо сообщают евангелисты о происходившем в иерусалимском храме, мы не можем не видеть, насколько отражаемая ситуация отличается от нашей. Иерусалимский храм был — не одним из многочисленных, но единственным для евреев храмом, и содержали этот храм всем народом: существовала храмовая подать. Евреи приходили в храм, чтобы молиться и приносить жертвы согласно Закону, им нужны были жертвенные животные — козы, овцы, голуби,— и именно потому торговцы этим живым товаром плотно оккупировали храм и пространство вокруг него. Образовался восточный базар, шумный, многолюдный, особенно по праздникам. На нем торговали ради собственной прибыли, а не ради храма. А доход от нашей свечной лавки, от продажи отнюдь не овец, как вы понимаете, а свечек и книжек, остается в церкви. В храме, который, заметьте, содержит себя сам. Точнее, его содержат те, кто в нем нуждается.

Хорошо, конечно, если в стенах храма — только богослужение, а свечная лавка — где-то за этими стенами, снаружи. В некоторых вновь построенных храмах так и есть: здание для свечной лавки, трапезной, воскресной школы, бухгалтерии и т.д.— отдельно. Ну а если нет такой возможности? Если разрушены давным-давно все пристройки — одно только храмовое здание удалось Церкви вернуть, и все пространство вокруг него плотно застроено? Волей-неволей приходится продавать свечки в храме. Кстати: один мой знакомый настоятель (не в нашей епархии) попытался было запретить торговлю на время Литургии верных — от «Изыдите, оглашеннии» и до причащения мирян. Постоянные прихожане это вполне приняли. А вот те, кто заходит в храм по настроению — поставить свечку — и не обращает внимания на происходящее в нем,— те были страшно недовольны, и в конечном итоге пришлось этот запрет снять.

Вопрос второй: ну хорошо, это про свечки, а зачем прейскурант на частные требы? Как быть, если денег на крещение ребенка, или на отпевание, или даже на молебен о здравии болящего — не хватает?

Во-первых, нет никакого прейскуранта, есть — в большинстве храмов — рекомендуемые суммы пожертвований. Эту ситуацию тоже надо воспринимать реально. Процитирую Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, его доклад на последнем епархиальном собрании: «Мне постоянно приходится отвечать на вопросы по поводу цен и «ценников» в храмах. Я всегда говорю о том, что если у человека нет денег или даже желания платить за требы, в храме их обязаны совершить для него бесплатно. Но в то же время я не могу силой заставлять духовенство убирать эти так называемые «ценники» — предлагаемый размер пожертвования, зная, насколько сложным является финансовое положение многих наших приходов. Конечно, это не касается того, что распространяется в наших церковных лавках: книг, икон и т.д. Но фиксированные «цены» на таинства и на обряды — вещь принципиально неправильная: даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8), говорится в Евангелии. Тем более, я должен подчеркнуть, совершение требы на дому или в храме не может быть поводом для вымогательства. В таких случаях я буду принимать самые жесткие меры вплоть до запрещения в священнослужении».

Иными словами, отнесемся к цифре рекомендуемого пожертвования как к просьбе помочь храму вот такой именно суммой — если эта сумма вам по силам. Зачастую листок с «рекомендуемыми суммами» на стенке иконной лавки — это необходимый минимум или предел возможностей храма: если цифры будут меньше, концов с концами уже не свести.

За жалобами на «ценники» в храмах зачастую стоит потребительское отношение к Церкви — как к некоей «конторе», которая стоит отдельно от нас и обязана оказывать нам услуги, причем даже бесплатно. Но Церковь — это собрание людей, это все мы, и значит, каждый из нас должен быть готов подставить плечо, понести хотя бы какую-то часть этого груза, помочь хоть немного. Кто, если не мы?

Вопрос третий. Как быть, если сталкиваешься с неправомерными действиями священника (иногда даже не священника, а свечницы или иного работника в церкви), с категорическим требованием платы, причем непомерно высокой?

Я бы сфальшивила, если бы сказала: «Так никогда не бывает». Так бывает. Среди наших священников есть разные люди. Хотя большинство, уверяю вас, соответствует своему предназначению. Столкнулись с «пастырем недобрым» — постарайтесь постоять за себя, дайте понять, что вы «в теме», что вас не обманешь, а найдет коса на камень — жалуйтесь благочинному того округа, в котором этот храм, или Правящему архиерею,— Владыка не оставит вашу жалобу без внимания, вы только что прочитали его слова.

Некоторые, правда, предпочитают другой вариант: заплатить и смириться, и не осуждать, просто помолиться, чтоб этого батюшку Господь вразумил. В таком выборе своя правда; но это не значит, что все должны так поступать.

Вопрос, а вернее, контрдовод четвертый. Да ладно вам (в смысле — Церкви) прибедняться, вы такая богатая организация, вон, храм за храмом строите, куда ни глянь — золотые купола. Да еще и недвижимость себе отвоевываете — ту, что у вас после революции забрали…

Вот это «Церковь — страшно богатая организация» засело во многих головах с советских еще времен и никак почему-то не уходит: все мерещатся какие-то сундуки с золотом. К сведению: Церковь как хозяйствующий субъект стоит на ногах, но никакой «богатой организацией» она не является. Все наши храмы строятся на средства жертвователей. А жертвователи бывают разные. Таких, для которых построить храм — счастье, не так много. Один мой знакомый настоятель (в нашей уже епархии) говорит, что за годы строительства храма, в котором сейчас служит, стал профессиональным нищим: «Хожу и выпрашиваю. И выслушиваю, что мне при этом говорят». Такой вот богач — с протянутой рукой и бесконечной кротостью.

Возвращаемая недвижимость не приносит Церкви денег, напротив, она ставит перед нею все новые материальные проблемы. Мы, сотрудники информационно-издательского отдела мит­рополии, очень хорошо это видим, поскольку сами работаем в возвращенном здании, требующем капитального ремонта.

Вопрос пятый, самый сложный. Неужели только за счет торговли и платы за требы можно содержать храм? Разве не должна его содержать община — на свои средства? Вот, неслучайно же заговорили о церковной десятине…

О церковной десятине говорят периодически. Ничего удивительного в том, что эта тема возникает, нет. Мы давно привыкли к тому, что о храме, в том числе и о его материальном состоянии, должен заботиться настоятель, община же — даже если она есть, сложилась, активна и сознательна — играет роль в лучшем случае вспомогательную, не идет дальше предпасхальной уборки и разбивки клумб. Меж тем на Западе у православных общин ситуация иная: можете солидарно содержать храм и священника — значит, будет у вас и храм, и священник; не можете, не хватает сил — не будет, только и всего. Нашим прихожанам, за редким исключением, такая ответственность и не снилась: за них отвечает клир. И это действительно перекос. Но выправить его с помощью вводимой десятины, конечно, нереально. В Православной Церкви сегодня нет жесткого членства, как в партии; степень принадлежности к Церкви — это дело христианской совести каждого из нас. Так же, как и помощь храму. Представьте, что будет, если мы попытаемся навязать людям такое членство с целью организации налогообложения: «Ты регулярно бываешь в храме, исповедуешься и причащаешься? Плати десятину. Ты зашел только поставить свечку? Можешь не платить. А ты уже два раза замечен в очереди на исповедь — не пора ли тебе поделиться доходом?». Дискуссия, возникшая в православном Интернете, показывает: большинство священников считает, что помощь храму должна быть исключительно добровольным делом, делом любви. Один из упомянутых выше настоятелей говорил мне, что знает людей, которые регулярно приносят и опускают в церковный ящик для пожертвований именно десятину — десятую часть своего дохода. Но это их свободный выбор, и об этом, как правило, не известно никому, кроме них самих и их духовника.

А требовать, чтобы кто-то другой платил десятину и содержал таким образом Церковь, а тебе в этой Церкви предоставляли бы все бесплатно… Это уж совсем странно.

Думается, однако, что все эти разговоры про деньги — только одно из бесчисленных самооправданий человека, подсознательно чувствующего Божий упрек: вот он, храм Мой, рядом с домом твоим, почему не приходишь?

Рейтинг: 9.3 Голосов: 47 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Сергий23 декабря 2024, 13:50
Есть и другое мнение по этому поводу со всеми выкладками из постановлений вселенских соборов, святоотеческого предания, и выписок из заседаний патриарха Алексия II, нашелся священник который взял на себя труд все это собрать и обобщить, так-же нашлись и священники которые смогли на своих приходах отказаться от ценников, и ничего страшного с ними не случилось, а даже наоборот. Там так-же обьясняется почему десятина это не вариант решения проблемы. Кому интересно, ознакомиться со всеми выкладками и примерами можно здесь - https://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitnickij
Лилия 15 марта 2024, 16:56
Здравствуйте,я считаю что финансирование храма прихожанами это возможность для человека совершить добро,это наоборот шанс,это же хорошо! Это шанс на добрые перемены в душе,в моральном плане.Здесь такой тонкий момент. А когда оплачивает государство за счёт налогов,это не то совсем,человек должен осознавать на что он даёт,кому.
Светлана16 октября 2012, 08:04
Мне тоже раньше было очень трудно отдать десятую часть своего дохода. Но Бог меня вразумил и может этот метод кому-то также поможет. Я взяла баночку с крышкой (подойдет любая тара) и в день зарплаты (или чуть позже) кладу туда деньги. При этом возникает чувство, что это уже не мои, а чужие деньги. Говорю себе, что это деньги Господа и тратить на себя я не имею права. Таким способом гораздо мне легче отдать их. Может я себя обманываю, не знаю. Спаси Господи.
р.Б.Роман17 мая 2012, 10:33
Знакомый священник сказал мне, что в Белоруссии батька Лукашенко платит священникам зарплату из гос.бюджета.
Также из госбюджкта оплачиваются священники в Греции, где эта оплата установлена в обмен на переданные государству церковные земли.
Но ведь у нас в России после революции государство тоже забрало у церкви ее земли и имущество.
Поскольку у нас в России 85 % православных и они же являются основными налогоплательщиками, то предлагаю Вашему уважаемому сайту организовать подписку под обращением Проезиденту и Правительству РФ с предложением оплачивать содержание клира из бюджета, куда большинство из нас вносит куда как больше, чем десятину.
Мария16 мая 2012, 22:07
Знаете, я поняла, что здесь не надо долго рассуждать (будет ли мне хватать денег, если я отдам десятину, или нет, на что израсходуют мои деньги, входят ли в десятину другие мои расходы и покупки для храма и т.д.).
Всё просто: вот ящик для пожертвований, вот деньги в руках, ровно десятая часть: "Вот, Господи, это - Тебе"
и опускаете туда.
Так потом хорошо на душе.
И удивительно, что денег-то начало хватать, а раньше - еле-еле...
Валерия16 мая 2012, 15:40
Мне кажется, что ты столько денег отдашь на Храм, сколько любви в твоём сердце: к Богу, к тем кто служит в этом храме, к тем кто приходит в него. Если мало любви, то и денег всегда жалко.
Галина16 мая 2012, 14:23
Я люблю точность. По мне, нусть везде ценники будут, а то потом замучаешься вопросом, много, а может быть мало?
Andrey16 мая 2012, 08:32
Точно. Никак лепту не плачу. Стыдно за свои пожертвования. И куча оправданий есть - кредиты, всякие расходы... Но всё-равно понимаешь, что за отмазку не сойдёт. Мне было бы проще, если бы кто-то чётко сказал - плати столько-то. Может, сделать так, чтобы духовники, посмотрев на расходы и доходы, на размер семьи и проч., определяли, сколько в месяц нужно платить? В виде рекомендаций. Только вот духовника у меня нет - батюшки так перегружены, что заставлять их ещё наши взносы рассчитывать сложно. Хотя, оно того стоит. Уверен, что денег у церкви больше будет.
Ирина Р15 мая 2012, 23:30
Если наша семья начнет выплачивать десятину, то точно будем сводить концы с концами: детей 4 и полностью белая зарплата у мужа. После налогов остается меньше половины, с нее взять 10 процентов и совсем весело станет. Пока не будет нормализовано по-цивилизованному налогообложение в стране - об этом будет трудно говорить без закаливания эмоций.
Марина15 мая 2012, 16:34
Жертва на храм, конечно дело добровольное, но совесть не дает покоя! Стыдно, что выходит меньше десятины! А вот отдать эту десятину нет решимости, как и в борьбе с грехами! Вот и выходит , какие мы христиане? Одно только название!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×