Преподобные Иоанн и Евфимий, основатели Иверского монастыря на Святой горе Афон, и третий игумен Иверский Георгий I

Память 13 / 26 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Преподобные Иоанн и Евфимий Иверские
Преподобные Иоанн и Евфимий Иверские
Святой Иоанн (Авулкерит)[1]был высокопоставленным вельможей при дворе Давида Куропалата, князя Тао-Кларджети[2], и снискал особое благоволение правителя мужеством и мудростью. Однако он отказался от мирской славы ради монашества, горя любовью ко Христу. Сначала Иоанн жил в грузинском монастыре, затем на горе Олимп в Вифинии. Там он брал на себя самые низкие послушания, например погонщика мулов.

Когда Иоанн узнал, что его сын Евфимий был взят в заложники в Константинополе, он покинул уединение. Благодаря поддержке родственников при дворе святой сумел забрать сына и вернулся вместе с ним в монастырь. Там Иоанн обучил его греческой и грузинской словесности.

Вскоре отец с сыном отказались от плотских семейных уз в пользу более высоких уз духовного отцовства. Стремясь убежать от известности, они ушли вместе с учениками на Святую гору Афон. Там за несколько лет до этого святой Афанасий (память 5 июля) предпринял строительство Великой Лавры. Придя в Лавру, святой Иоанн ничего не сказал о своем благородном происхождении и два года работал на кухне. Святой Афанасий тем не менее увидел добродетели этих благородных учеников и впоследствии способствовал рукоположению Евфимия во священника.

Через несколько лет близкий родственник Иоанна Торник, славнейший полководец князя Давида, удостоенный византийского звания патрикия, тоже стал монахом, приняв имя Иоанн[3]. Он стал искать своего родственника на Олимпе, затем дошел до Афона. Святой Афанасий принял его с честью. Грузины стали самыми преданными учениками святого и, пользуясь его полным доверием, помогали насаждать на Афоне общежительное монашество, а также необходимым образом ходатайствовали перед императором. К ним скоро присоединились и другие соотечественники. Они построили недалеко от монастыря церковь, посвященную святому Иоанну Богослову, а также кельи, подчиняющиеся монастырю. Десять лет они вели ангельскую безмолвную жизнь и перевели на грузинский язык греческие церковные книги, что было крайне необходимо для просвещения народа.

Но вскоре после того как Василий II и Константин VIII взошли на престол (976), полководец Восточной армии Барда Склир объявил себя императором при поддержке своих войск. Регентствующая императрица Феофания вызвала Торника и попросила его ходатайствовать о помощи перед грузинским князем Давидом, армия которого одна могла спасти законных правителей. Торник по необходимости, без желания временно сменил монашескую одежду на доспехи. В Сарвенисни (979) он одержал блестящую победу над Вардой. Получив звание синкелла, военачальник вернулся на Афон с богатыми трофеями, которые все отдал Иоанну. Торник вновь предал себя ему в послушание и повел святую, благоугодную Богу жизнь в отречении от всего до самого своего блаженного упокоения.

Святой Иоанн истратил богатство Торника на постройку монастыря для грузин, множество которых пришло на Афон за полководцем (980–983). На месте бывшего древнего монастыря Климента, где находилась часовня святого Иоанна Предтечи, он возвел большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, и другие многочисленные постройки. Скоро община насчитывала уже 300 монахов, грузин и греков. Ей принадлежали огромные угодья в Македонии, пожалованные императорами.

Когда Иоанн-Торник умер (985), святой Иоанн, давно желая убежать от шума и суеты толпы, решил покинуть Афон и отправиться в Испанию[4]. Но в Константинополе монархи умолили его остаться управлять монастырем. Однако вскоре Иоанн заболел подагрой и слег. Святой поручил управление монастырем своему сыну Евфимию и дал в помощники племянника Георгия. Тем не менее, он сохранил звание игумена (995). Перед смертью он передал всю власть Евфимию, а покровителем и защитником основанного им монастыря стал император. Святой Иоанн наставил монахов в послушании и странноприимстве и 14 июня 1005 года в мире отошел ко Господу[5].

Евфимий был с детства подготовлен отцом к великому делу перевода церковных и святоотеческих книг на грузинский язык. Он обладал великим литературным дарованием. Еще до своего прибытия на Афон Евфимий создал группу писарей и переплетчиков, которые распространяли по Грузии рукописи с его переводами. Работая день и ночь, не давая глазам отдыха, он сумел передать своему народу все богатство византийского наследия. Князь Давид почитал его как второго Златоуста.

Когда отец доверил ему руководство не только Иверским монастырем, но и Великой Лаврой – дело, порученное Иоанну святым Афанасием[6], – он не сократил подвижнических трудов и духовного восхождения. Всю жизнь Евфимий носил власяницу и цепи, был полон смирения, внутреннего мира и усердия в божественных трудах. Во всем он брал в свидетели Священное Писание. Он присутствовал на всех службах, стоя неподвижно и глядя в пол, как будто ангел, предстоящий Богу.

Следуя афонской традиции, Евфимий в праздник Преображения Господня отправился на вершину горы. Когда он служил литургию, в момент анафоры вдруг брызнул яркий свет и произошло землетрясение, так что все присутствующие пали на землю. Один только святой продолжал стоять перед алтарем, как огненный столп, окруженный светом. В другой раз он прекратил жестокую засуху, служа литургию в часовне, посвященной пророку Илии.

Святой Евфимий остался верен заповеди отца о странноприимстве. Он дружелюбно принимал всех, кому нужна была духовная помощь, щедро раздавал часть своего имущества другим афонским жителям и помог обосноваться на Афоне общине, пришедшей из Италии[7].

Слава Евфимия росла. Император предложил ему престол архиепископа Кипрского. Но святой не хотел даже слышать о таких предложениях, предпочитая оставаться в подчинении, чем самому править.

Поскольку труды по управлению монастырем не оставляли ему достаточно времени для молитвы и переводов, святой Евфимий, пробыв игуменом 14 лет, поручил руководство обителью своему двоюродному брату Георгию, как этого желал Иоанн, и с великим усердием предался безмолвию. Сначала он занимал келью в высокой башне, затем поселился вне монастыря, чтобы, не отвлекаясь, день и ночь благодарить Бога.

Тем не менее, ему пришлось сохранить общее руководство Лаврой. Хотя он не вмешивался в повседневную жизнь обители, монахи Лавры, в которых иссякла любовь, взбунтовались против Евфимия и попросили императора рассудить их. Святого вызвали в Константинополь. Здесь он был сброшен наземь мулом в тот момент, когда подавал милостыню нищему. Евфимия спешно отвезли в монастырь. 13 мая 1028 года в возрасте 75 лет он отошел ко Господу. Его оплакивали император и все благочестивые люди столицы. Потом святого Евфимия перенесли обратно в Иверскую обитель и похоронили рядом с отцом.

Святой Георгий был прозван Георгием Великим и Строителем. Он был племянником Иоанна и Торника и стал третьим игуменом Иверского монастыря. Святой Георгий много заботился о строительстве зданий и устройстве Иверской обители, хорошо управлял монастырем. Игумен дружил с императором Романом III Аргиром. Тем не менее, его несправедливо обвинили в 1029 году в заговоре в пользу Константина Диогена, тогда дуки Солунского. Обвиняемых привели в Константинополь, подвергли бичеванию и отправили в ссылку. Георгия сослали в далекий монастырь Моноваты, где он умер в 1029 году. После этого Иверский монастырь переживал тяжелые времена до того, как игуменом стал святой Георгий III (1042–1056; память 30 июня).

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

26 мая 2012 г.

[1] Здесь мы следуем грузинскому житию (Martin-Hisard В. La Vie de Jean et Euthyme et le statut du monastere des Iberes sur l'Athos // Revue des Etudes Byzantines. 49 (1991). P. 67–142), а также греческому житию.
[2] Область на юго-западе исторической Грузии, ныне на территории Турции.
[3] Грузинская Церковь поминает его 12 июня.
[4] Начиная со Страбона считалось, что иберы из Испании колонизировали Понт и Грузию. Поэтому грузин называли восточными иберами.
[5] Грузинская Церковь также поминает его 12 июля.
[6] Поэтому оба монастыря до сих пор поддерживают тесные отношения: игумен одного монастыря возглавляет престольные праздники другого.
[7] Так называемый Амальфитанский монастырь, где монахи, скорее всего бенедиктинцы, говорили и служили на латинском языке. Обитель существовала до XIII в.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Елена Смирнова 3 июля 2016, 15:25
Благодарю авторов статьи за интересную информацию. Спаси Господи!
Дарья26 мая 2016, 22:21
Спасибо.было интересно почитать. Храни и помоги нам грешным Господь!
Лариса26 мая 2016, 19:28
Преподобные Иоанн и Евфимий Иверские, прошу Вас в своей молитве умолите Господа Нашего Иисуса Христа, Сына Божия, чтобы Он простил меня, грешную Ларису, о даровании мне успехов в работе, чтобы завтра благополучно для меня разрешилось дело в суде. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Благодарю.
римма26 мая 2016, 13:35
Святые Иоанн и Евфимий, помолитесмь обо мне грешной и недостойной, даруйте здравие душевное и телесное мне и моим родным, направьте моих детей и внучку идти путем истинным, помогите в учебе моей внучке, чтобы она легко и с удовольствием училась, помогите нам в работе.
david30 марта 2015, 15:46
Касательно фамилии Эристави, в грузии оно кроме фамилии в переводе означает главой нации и употребляется в отношении к знатным воеводам и князьям также, так что не вводите читателей в заблуждение.
david30 марта 2015, 15:41
Николай, Торникий был из рода Чордванели и был выходцем из Самцхе (Месхетии) аланом или осетином не являлся однозначно.
р25 июля 2014, 14:17
Святые преподобные Иоанн и Евфимий, помолитесь Господу Богу о даровании мне и моим детям успеха на работе. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Николай25 июля 2013, 11:51
Торникий (Сидамон) был по происхожднию Алан т.е осетин. и вообще происхождение многих аланских святых,грузины приписывают себе.как факт ...Как видно, в историографии явно доминирует точка зрения о происхождении эриставов от осетинского (аланского) знатного рода Сидамонта. Здесь же отметим, что эта же идея проходит в ряде памятников устной традиции северных осетин. Согласно преданию об Ос-Багатаре, "колено Сидамонта", продвигаясь по Ардонскому ущелью и создавая здесь поселения, "все время находило в этих местах уже жившее здесь население". Вскоре трое представителей рода Сидамонта - Ростом, Бибила и Цитлосан - покинули Уаллагир и перебрались в Южную Осетию, "где, добившись сперва эриставства, сделались затем родоначальниками грузинской княжеской фамилии Сидамоновых Эристовых"(с)Архив СОИГСИ.
Леван27 мая 2012, 15:58
Спаси Господи за познавательную статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×