Псково-Печерский патерик
Лазарь Прозорливый (1733-1824)
Для всегдашнего памятования о смерти о. Лазарь имел гроб. Ложе его составляла дощатая кровать, покрытая рогожей, а изголовьем служил камень.
Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна Единому Богу. По крайней мере, скажем о некоторых обнаpyжeнияx ее. Например, в продолжение Страстной седмицы о. Лазарь только однажды вкушал пищу — в Великий Четверток и то очень мало — одну просфору с водой.
Для живой молитвенной беседы с Богом каждую ночь удалялся он в Успенский собор; к утреннему же богослужению всегда являлся первый и каждодневно служил раннюю обедню.
С внутренними подвигами бдения, поста и молитвы он соединил внешний: возложил он на себя железные вериги в 25 фунтов и носил всегда власяницу.
С богомыcлиeм о. Лазарь соединял и полезный труд — шил ризы и вырученные за работу деньги, вместе с приношениями от различных лиц, раздавал нищим и посетителям, приходившим к нему за благословением и наставлением, отделяя часть денег на содержание устроенной им богадельни. Также за свой счет украсил ризами многие монастырские иконы.
Однажды настоятель монастыря архимандрит о. Венедикт впал в искушение касательно употребления о. Лазарем приносимых ему денег. Тайно обыскав его келью, он ничего не нашел в ней. Да и что можно было в ней найти у того, кто помнил заповедь Спасителя: Не скрывайте себе сокровищ на земли... Скрывайте же... сокровище на небеси... Идеже... сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф 6, 19-21).