История вопроса
31 января 2012 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пятью голосами против двух вынес решение по делу Sindicatul Pastorul cel bun против Румынии (дело №2330/09), признав, что отказ румынских властей регистрировать профсоюзную организацию священнослужителей Румынской Православной Церкви противоречит свободе собраний и создания ассоциаций, гарантированной статьей 11 Европейской Конвенции по правам человека. Кроме того, румынское государство должно выплатить «профсоюзу» священников 10 тысяч евро.
4 апреля2008 года группа из 35 православных священнослужителей и мирян («группа 35-ти»),работающих в митрополии Олтении (юго-западный регион Румынии), предприняла попытку создать профсоюз «Добрый пастырь». Согласно проекту устава его цель состоит «в представлении и защите профессиональных, экономических, социальных и культурных прав и интересов клириков и мирян, членов профсоюза, в их отношениях с церковной иерархией и Министерством культуры и культов Румынии». 22 мая 2008 суд первой инстанции города Крайова разрешил юридическую регистрацию профсоюза. Суд принял во внимание тот факт, что священнослужители и светский персонал Церкви исполняют свои обязанности в рамках трудового договора, что позволяет им воспользоваться правом на создание профсоюза, в соответсвии с трудовым законодательством для всех наемных работников.
Архиепископия Крайова обжаловала принятое решение в суде, ссылаясь на то, что создание данного профсоюза не было благославлено епископом, а потому противоречит уставу Румынской Православной Церкви, зарегистрированному в органах власти. Окончательное решение суда департамента Долж (Dolj) было вынесено 11 июля 2008 в пользу истца- архиепископии, а юридическая регистрация профсоюза была аннулирована. После этого инициативная группа по созданию профсоюза подала жалобу в Европейский суд по правам человека 30 декабря 2008 года, которая была зарегистрирована за №2330/09.
Мероприятие, проводившееся во Дворце Европы, было посвящено обсуждению соблюдения религиозной свободы в вопросах, касающихся внутрицерковных установлений, регулирующих отношения внутри иерархии религиозной организации.
Семинар собрал юристов и дипломатов из различных европейских стран. По инициативе Представительства Русской Православной Церкви при Совете Европы в обсуждении основной темы дискуссии принял участие доктор юридических наукИ.В.Понкин, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права. Его выступление было посвящено теме «Осуществление специфики иерархических отношений в религиозных организациях как проявление религиозной свободы».В нем содержалось предоставление правовых оснований для направления дела «Профсоюз “Добрый пастырь” против Румынии» (жалоба № 2330/09) на рассмотрение Большой Палаты Европейского суда по правам человека.
В своем выступлении российский юрист, в частности, подчеркнул: «Прежде всего Европейский суд по правам человека дает интерпретацию принципу разделения религиозных организаций и государства, которую трудно принять. В своем постановлении Суд игнорирует принцип автономности церквей, вытекающую из этго принципа, то есть полную самостоятельность религиозных объединений в определении и закреплении посредством саморегулирования – канонических регламентирующих норм (lex canonica, церковное право) – собственного организационного устройства, включая основы иерархических взаимоотношений соподчиненности внутри организации, а также внутренних правил деятельности лиц, находящихся в трудовых (служебных) отношениях с этой религиозной организацией».
По словам представителя Русской Православной Церкви при Совете Европы игумена Филиппа (Рябых) в Страсбургском Суде регулярно принимаются решения, касающиеся защиты религиозной свободы, соотношения ценностей верующих людей и представителей безрелигиозных взглядов, а также современной системы религиозно-государственных отношений.
По его словам, данное решение касается специфического вопроса – отношений между религиозными служителями. В частности, комментируя его, игумен Филипп подчеркнул: «Кто-то посчитает, что создание профсоюза священников может защитить их интересы перед «всесильными» начальниками, и наконец-то разрушить отжившую систему строго иерархического подчинения внутри церквей. Предположим, что мы пойдем таким путем, но в результате мы неизбежно привнесем в церковь понимание священника как наемного служащего, который приходит трудиться ради достижения некоторого уровня благ. Напротив, Евангелие воспитывает образ бескорыстного пастыря, полагающего душу свою за паству. Более того, вся литература о священстве проникнута духом служения, полной самоотдачи Христу и ближним. Очевидно, что отношения между пастырями и архипастырями должны строиться не на правовой, а на нравственной основе. Если вдруг это переменить и раскрепостить дух жажды комфорта среди пастырей, то такое беспрепятственное проникновение мирского духа ощутят на себе и верующие. Вот тогда церкви в самом деле превратяться в пункты по оказанию духовных услуг населению. Нужно ли нам это? Хотим ли мы видеть такую Церковь? Конечно, нет. Поэтому данное дело касается не только корпорации клира, но и мирян Православной Церкви, а значит фундаментальных норм нашей национальной жизни».
Далее священник отметил: «Кроме того, существующие проблемы в Церкви, которые были, есть и будут, а для их разрешения и существует каноническое право, надо решать церковным путем. В последние годы при непосредственном участии Патриарха Кирилла вновь после периода атеистических запретов в нашей Церкви развивается система судов как на епархиальном, так и на общецерковном уровнях. Большую пользу в развитии обсуждений различных вопросов внутри Церкви играет Межсоборное присуствие, включающее и мирян, и духовенство. Учитывая тот факт, что решения ЕСПЧ могут применяться при рассмотрении похожих дел из любой европейской страны, то можно сказать, что данное решение против Румынии, если оно не будет пересмотрено, может угражать религиозной свободе и православных, и католиков, а также представителей других традиционных религий Европы в различных странах. В связи с этим особую важность для работы здесь в Страсбурге приобретают слова Патриарха Кирилла, содержащиеся в послании по случаю пятилетия подписания Акта о каноническом общении: «Будем противостоять любым попыткам внести смуту и разделение в жизнь Церкви, поколебать ее канонические основы».