Здесь могла бы быть элита

Источник: Радонеж

На днях в “Независимой Газете” появился текст, который довольно точно описывает странности российского либерализма. Его автор - Марк Юрьевич Урнов - доктор политических наук, научный руководитель факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ, уже довольно известен как выразитель соответствующего мировоззрения. Как же оно выглядит? Весьма запутанно.

С одной стороны, постулируется “элитарность”; автор признает крайнюю непопулярность его знамен; с другой в числе его ценностей провозглашается “честная политическая конкуренция”. Но честная политическая конкуренция означает, что выигрывать будут те политики, которые привлекают наибольшее число избирателей. Однако избиратель, в описании автора это “дикий человек”, с “промытыми мозгами” которому в “прочно въелись в сознание и подсознание” “бредовые идеи”. Так чего же автор хочет - продвижения идей либерализма или честной конкуренции (в которой у этих идей нет никаких шансов)?

С одной стороны, автор предлагает проникнуться “здоровым презрением и нелюбовью к власти”, с другой - именно власть, по его убеждению, должна осуществлять “государственную поддержку развития структур гражданского общества и любых других демократических практик общественной жизни” он призывает вести “государственную политику, направленную на повышение … социального статуса общественных групп, оказывающих наибольшее влияние на культурную трансформацию (учителя, преподаватели вузов, художественная и научная интеллигенция, журналисты), и максимально широкое привлечение представителей этих групп к сотрудничеству с властью”. Но если власть столь презренна, зачем же требовать ее поддержки в продвижении тезиса о ее презренности?

Эта самая презренная и нелюбимая власть должна заниматься “перепрограммированием культуры” по указаниям либералов; в то же время автор провозглашает либеральный “негативизм по отношению к любым формам государственного вторжения в сферу индивидуального выбора” и подчеркивает, что “прагматическим основанием этой позиции служит взгляд на культуру как на функцию экономических и социально-структурных переменных”. Как это понимать? Так должно государство лезть в культуру или не должно?

Автор цитирует немецкого мыслителя Фридриха Хайека, говоря о том, что нам “не хватает индивидуалистических достоинств: терпимости и уважения к другим людям”, но через пару абзацев заявляет, приводя слова одного из своих единомышленников, что “демократический лидер, который хочет изменить групповую атмосферу на демократическую, должен обладать властью и должен использовать ее для активного переобучения” и что “демократический принцип толерантности к окружающим имеет одно существенное ограничение: не менее необходимой является “демократическая нетерпимость к нетерпимым”. Минутку - может спросить читатель - а как же “негативизм по отношению к любым формам государственного вторжения в сферу индивидуального выбора”?

В чем вообще состоят либеральные ценности в изложении автора - в презрении к государству, в использовании государства, в неприятии государственного вторжения в личный выбор, в употреблении власти для “активного переобучения”, в терпимости и уважении к другим, в “демократической нетерпимости к нетерпимым” - понять невозможно. На каждый тезис своей программы автор приводит его отрицание, так что в итоге происходит аннигиляция.

Впрочем, аннигиляция неполная - одна из идей автора проводится вполне последовательно - это неприятие того, что он обозначает как “пафос великодержавности и антизападничества”, каковой пафос подлежит всяческому искоренению, ибо только так можно “спастись от разрушения под ударом волны национального снобизма и ксенофобии (угроза которой сегодня, судя по всему, ощущается почти всеми)”

Наши сограждане впали в безудержный великодержавный пафос? В чем же это проявляется? Они начинают каждое утро с пения национального гимна и торжественного поднятия флага? Все - независимо от политических пристрастий - уверены, что они живут в превосходнейшей стране мира? Политики состязаются в обещаниях сурово покарать врагов и укоряют друг друга в излишней уступчивости и мягкости? При известии о смерти неприятеля, виновного в смерти сограждан, ликующие толпы народа - не по команде, а по зову патриотического сердца - высыпают на улицу, с пением размахивая национальными флагами? Не замечал такого - такие проявления оглушительного патриотизма в моде в некоторых других странах, кстати, устоявшихся либеральных демократиях. Что же предполагается искоренять в качестве “великодержавного пафоса”? В самой статье это не разъясняется - но если судить по либеральной среде в целом, то невыносимо великодержавным считается любое проявление преданности своей стране, любая позитивная оценка чего-либо, относящегося к России - даже если речь идет о настолько мелких и невинных вещах, как радость по поводу выигрыша национальной сборной по футболу или победы отечественных исполнителей на международном песенном конкурсе.

Какие же черты мы можем отметить у российского либерализма? Прежде всего, сделаем необходимые уточнения относительно смысла слов. Слово “либерал” обозначает много разных вещей, и сказав что-то о “либералах” легко задеть людей по отношению к которым данное высказывание будет несправедливым. Увы, как древнеиндийский символ плодородия приобрел в ХХ веке совсем иной смысл, так и слово “либерал”, нравится нам это или нет, в современном русском языке описывает именно Марка Урнова и единомысленных ему. Что же это за явление и что его характеризует? Более всего его отмечает сочетание негативизма и паразитарности. Оно не провозглашает позитивных ценностей. Мы можем выделить то, против чего выступает либерал - против “великодержавности”, но не можем найти за что он выступает. Утверждения про “личную свободу” и “уважение к чужому мнению” звучат хорошо - но через абзац (или даже через фразу) выясняется, что “демократический принцип толерантности” имеет “существенные ограничения”. Он не распространяется на нелибералов.

Паразитарность либерализма ведет к тому, что он ищет опереться на то самое государственное принуждение - против которого, теоретически, выступает. Почему? Потому что никакой другой опоры у него нет. Либералы не могут выиграть в условиях той самой честной политической конкуренции, которую, на словах, поддерживают. Им нечего предложить людям; чтобы привлечь избирателей и активных сторонников, нужны положительные ценности, на одном ужасе перед “великодержавностью” массового движения не соберешь. Значит ли это, что мы можем просто не обращать на либералов внимания, как на людей, которые не способны принести добра, но и зла причинить не в состоянии?

Это было бы ошибкой. Потому что принципиальная неспособность либералов добиться влияния на избирателей не означает их неспособности проникать в коридоры власти. Увы, в качестве “экспертов” намечающих пути “модернизации” они могут получить влияние - тем более, что они его активно ищут.

Другая проблема - это то, что либеральный негативизм может служить соблазном для какой-то части нашего образованного слоя - и превращать людей, которые могли бы принести немалую пользу стране и народу, в сочинителей, например, прожектов выходе из “гетто русского языка”. Общество нуждается в интеллектуальной элите - в тех, кто берет на себя миссию принимать ценности и определять цели. Либералы, при всех претензиях на элитарность, таковой не являются - они являются пустым местом, на котором написано “здесь могла бы быть интеллектуальная элита, патриотическая и ответственная”.

Но и для них, конечно, еще не все потеряно. Человек может перестать быть либералом - и принести немалую пользу своей стране.

Алексей Харитонов

Источник: Радонеж

8 июня 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина18 июля 2012, 16:07
Спасибо за статью.
На мой взгляд никакой аннигиляции нет. На ум пришла фраза одного героя из бульварной театральной комедии с московских подмостков, один герой говорит другому:" Ты подлец, я не позволю тебе больше морочить голову этой девочки, теперь это буду делать я сам!" Мне кажется что вопрос стоит не что можно, а кому можно!
Если, не дай Бог, "болотные" либералы придут к власти, то они устоят такую диктатуру демократии, что мало не покажется.
Иллюстрацией может быть обсуждение в соц сетях разных болезненных актуальных тем, если с ними не соглашаешься, то в ответ получаешь не только площадную брань, но и угрозы разделаться с тобой и тебе подобными!

Геннадий 10 июня 2012, 14:14
Алексей, вы все смешали в кучу в том числе и собственную репутацию. Если человек видит какое-то явление, которое по его мнению требует исправления, то наверное, необходимо после поставки диагноза (тем более публичным образом) предложить метод лечения. Вы ругаете и явите статью доктора Урнова (вероятно зная, что ее никто кроме вас и не читал), при том обстоятельстве, что полный контекст статьи остается для нас тайной,поэтому мы вправе считать, что ваша трактовка может быть неверной, так как очевидна предвзятость вашей критики. Приведу аналогию: тактика "свидетелей Иеговы" строится на обосновании своей точки зрения терминами и цитатами из Библии вне контекста, причем перед людьми, которые не знают Писания.
Ваш очерк воспринимался бы с интересом, если бы Вы, приведя тезис доктора Урнова, показали противоречие или порочность суждения(например, тексту Евангелия), а затем предложили свое суждение, в свою очередь прокомментировав истинность последнего. В таком варианте Ваша статья приобрела конструктивный и творческий характер. А ругаться на ближнего мы научились еще в Раю.
P.S. Не понимаю, чем плох либерал? Кем должен стать человек, перестав быть либералом, - демократом, коммунистом...?
иван 9 июня 2012, 14:26
Люди добрые. Да у нас вся власть - Урновы.
Лариса 9 июня 2012, 09:10
Полностью с вами согласна, уважаемый Алексей! Спасибо, что помогаете разобраться в этой "демократической" шелухе, в либералах. А то порой чувствуешь себя ущербной, "темной" на фоне "просветленных" любовью к западным ценностям либералов. И седрце болит от мысли, что именно эти либералы, заняв прочные места в Минздравах и Минобразовании, и т.д. вкручивают в нашу жизнь реформы, от которых тошно жить и люди действительно глядят на Болотную площадь, как на решение своих проблем. Но на Болотную площадь вряд ли ходят медсестры с окладом 4 тыс.руб в месяц, санитарки с окладом 3, 5 тыс.руб. Они в это время ищут подработку, а господа либералы проверяют, лукаво заглядывая в объективы камер, "могут ли они в Москве просто прогуливаться по улице?!". Почуму бы им не проверить другое - смогут ли они прожить с семьей, не в Лондоне, Нью-Йорке, а в российской глубинке? Честно служа своим талантом ближнему?
Нина 9 июня 2012, 01:26
Спасибо, очень важная тема.Православным нужно очень точно разбираться в явлении российского либерализма, а не отсиживаться в нише аполитичности, оправдывая свое невежество, леность тем, что "мир во зле лежит" и нам не копаться в этом зле. Мы обязаны победить. Это наш долг и наша ответственность. Недостаточно просто не принимать, не соглашаться, удаляться. Мы обязаны преодолевать зло так наз. либерализма в себе и способствовать победе над ним нашей Родины. Как во внутренней борьбе со страстями, нужно иметь установку на победу и во внешнем противостоянии со врагом. А для этого просто необходимо знать врага, его козни, коварство и методику действий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×