Интервью с митрополитом Калужским и Боровским
Климентом, председателем Издательского Совета Русской
Православной Церкви
— Не принесет ли борьба с контрафактной православной литературой вред общему делу распространения Слова Божия, проповеди Евангелия?
— Не может проповедь Евангелия начаться с дурного
поступка! Нарушение авторских прав, по сути, преступление
против Заповеди Божией «не укради».
Понравилась книга, хочешь донести ее до большого
количества людей - обратись к автору. Если за текстом не
закреплено авторское право, то всегда есть право
издательства на оригинал-макет, авторское право
художников-оформителей, иллюстраторов. Поэтому бездумным
поступком будет репринтное переиздание книги без
соответствующих согласований с правообладателем.
В России уже второе десятилетие свободно можно
переиздавать Священное Писание , святоотеческую и иную
душеполезную литературу, в связи с этим усилия по борьбе с
контрафактной продукцией не повлекут за собой вред
распространению Евангельской проповеди. Наоборот,
отсутствие контрафактных изданий позволит православным
издательствам иметь возможность для своего развития, т.к.
их продукция будет востребована, а не будет ждать на
складах пока разойдется весь тираж дешевой подделки неких
дельцов.
Не способствует миссионерской деятельности Церкви распространение в храмах литературы низкого качества, какой и является контрафакт. Ради излечения максимальной прибыли недобросовестный издатель может пойти не только на низкокачественную полиграфию, но и на вольное сокращение авторского текста, урезание аппарата ссылок. В сфере духовного образования и науки подобного рода издания даже вредны. Книга, пусть и содержащая в себе вероучительные истины, но напечатанная из рук вон плохо лишь дискредитирует Церковную проповедь.
— Как будет действовать Издательский Совет в том случае, если автор произведения лично предложит распространять свой труд бесплатно и свободно?
— Будем приветствовать начинания подобных доброхотов. Автор, коллектив авторов или юридическое лицо имеют право тиражировать принадлежащий им труд безвозмездно, и мы для таких изданий присваиваем гриф Издательского Совета без оплаты.
— Как конкретно будет определяться контрафактность литературы? Какая продукция в нее войдет?
— Возьмем для примера книгу. Если на форзаце мы не обнаружим внятного библиографического описания, и, что самое главное, значка авторского права и иных исходных данных, то можно говорить о контрафактности данного издания. Косвенным свидетельством недобросовестности издателей может служить уменьшение себестоимости издания путём понижения полиграфии. Так, если выпускаемый Издательством Московской Патриархии официальный церковный календарь воспроизведён иным издательством, не обладающим авторскими правами с нарушением полиграфических параметров, то его следует признать контрафактным.
— Какие действия предпримет непосредственно Издательский Совет в деле определения и изымания контрафакта из распространения?
— Издательский Совет проводит постоянный мониторинг печатной продукции, и при выявлении того или иного контрафактного издания соответствующим циркулярным письмом мы оповестим все епархии.
— Что будет предпринято на уровне епархий и
конкретных приходов?
— На основании решения Священного Синода от 6-7 июня 2012 года будет подготовлено информационное письмо для правящих архиереев с призывом «обратить пристальное внимание на данную проблему и при выявлении соответствующих фактов принимать подобающие меры». То есть ответственность по борьбе с контрафактом в церковно-издательской сфере внутри каждой епархии возложена на епархиальные власти. Кроме того, по благословению Святейшего Патриарха планируются регулярные выездные проверки в регионы.
— Форма взаимодействия Издательского Совета
с издателями и издательствами, выпускающими такую
продукцию: запрет, лицензирование или что-то
другое?
— Никаких отношений мы с подобными издательствами не
имеет. Если кто-то и подает нам для получения грифа не
свою продукцию, выпущенную другим издательством, которое
является правообладателем, мы просим, чтобы было
предоставлено письмо, выражающее согласие на издание.
Вообще в этом вопросе, мы призываем к совести издателей, и
говорим им, что такие действия, издание и распространение
контрафактной литературы, являются греховными, и
недопустимо, с позиции Евангелия, извлечение прибыли
подобным образом.
Право на издательство под грифом "благослоение такого-то" Должно очень серёзно испытываться в плодь до получения как бы сказать лицензии на печать даного текста. И печаталось в издательствах Церковных, обладающих на то правом, лицензиею. И право на публкацию давалось не просто каким то священиком или даже епископом, а специальною комисиею которая предвительно проверит текст. Да! Возможно изобилие разнообрзия книг уменьшится, увиличатся трудности в публикациях. Но зато люди покупая книгу и видя гриф "По благословению ..." будут знать что эта книга точно проверена и можно довериться её содержанию. И не будет вот таких проблем с молитвенными щитами, которые стали причиной суеверной практики многих верующих...
Очень жаль бабушек, которые всю жизнь проходили в церковь , а поддаются даному влиянию такой литературы.
А еще на сельских приходах мало занимаются с прихожанами, нет у людей истинного знания. как с Этим то быть? Куда идут? Может ли слепой водить слепых?