Об идентичности креативного класса

Источник: Радонеж

Известная хамская выходка «Серебрянного Дождя» произвела некоторую расстановку точек над I. Людям, которые метались между Церковью и «креативным классом», внятно объяснили, что метаться не надо. Людям, которые говорили, что Церковь должна ориентироваться на «новое просвещенное общество, которое себя так странно определило: креативный класс» это самое «общество» дало внятный ответ. Если раньше православному - да и просто верующему - человеку в этой тусовке было некомфортно находиться, то теперь это просто невозможно.

Православная Церковь не предписывает своим чадам определенной политической позиции; если православный человек считает, что правление нынешних властей несообразно общему благу, и считает нужным поддержать каких-то других соискателей высших должностей в государстве - это никак не омрачает его мира с Церковью. Церковь не требует поддерживать какие-то определенные политические силы - или отказывать каким-то силам в поддержке. Но бывают проблемы с другой стороны - определенные силы требуют от своих сторонников занимать совершенно конкретную позицию в отношении Церкви.

Да, у этого движения нет четкой организации и какого-нибудь центрального комитета, который бы выпустил ясную директиву: «бывшие члены Православной Церкви принимаются только после торжественного отречения». Но есть способы показать, кто может и кто не может быть членом данной тусовки, и без директив. Человек не может сидеть в зале, где аплодируют хамским нападкам на Церковь и Предстоятеля, а потом идти в храм и возносить вместе со всеми литургические молитвы о Патриархе. Это было бы ложью перед Богом и людьми.

Православные люди, которые пришли на «марш миллионов» и услышали там антицерковную ругань, потом писали у себя в блогах что-то вроде «ну перестаньте, пожалуйста, а то мы к вам больше не придем». Им и ответили - «идите вон, вы что, раньше не поняли? Вы тут в принципе не нужны». Это может показаться странным; зачем отталкивать от себя потенциальных (или даже уже присутствующих) сторонников?

Люди, которые хотят добиться своих политических целей, стремятся привлечь под свои знамена как можно больше граждан, способных те же цели разделить. При этом они смиряются с несогласиями в непринципиальных вопросах. Если Вы выступаете, к примеру, против строительства небоскреба, Вы будете рады всякому, кто придет Вас поддержать - и будете спрашивать у него про его позицию по другим вопросам. Для Вас важнее не допустить строительства небоскреба.

Если они готовы оттолкнуть от себя множество людей из-за какого-то вопроса - значит, этот вопрос для них принципиален. И вот отношение к Церкви - это такой принципиальный вопрос. Какое-то время мы могли надеяться на то, что антицерковная риторика - это просто проявление того, что в среде «либеральной» оппозиции присутствуют разные люди, в том числе и настроенные антицерковно, но не они определяют лицо движения в целом. Теперь, увы, надеяться на это не осталось никаких оснований.

Православные люди могут по-разному относиться к нынешней политической власти - в том числе, резко критически. Но для той субкультуры, которая называет себя «обществом» или «креативным классом» принципиальный враг - это не власть. Когда для вас важнее всего - победить врага, вы не отталкиваете сторонников; если все же отталкиваете - значит, у вас есть враги и поважнее.

Нам говорили (даже некоторые наши собратья), что представители этой субкультуры обратились против Церкви из-за того, что Церковь не поддержала их борьбы с режимом. Но если бы этих людей интересовала бы, в первую очередь, борьба с режимом, они бы искали в верующих союзников, а не врагов. Давайте согласимся с очевидным - конфликт Церкви и «общества» лежит гораздо глубже текущей политики. Эти люди живут на деньги, получаемые, по большей части, вовсе не из госдепа, и их отношения с режимом - и людьми, которые финансово поднялись при этом режиме - далеки от однозначности. К чему у них вполне однозначное отношение - так это к России, Церкви, и всему, к чему способны испытывать уважение большинство их сограждан. Про них невозможно сказать, что они целятся в политический режим, а попадают в Россию - нет, они целятся именно в Россию.

Почему? Зачем им это? Бывают группы, самосознание и идентичность которых сформирована какими-то положительными ценностями. Верующие поют Символ Веры; патриоты размахивают национальным флагом; политические активисты провозглашают свою программу. Но бывают и группы, собранные по принципу общей ненависти - «мы» ротив «них», и главная эмоция, которая подпитывает чувство общности и идентичности у членов этих групп - это презрение. Расисты объединены презрением к «ниггерам», воинствующие атеисты из какого-нибудь собщества ру_антирелигия - презрением к «верунам», креативный класс - презрением к «быдлу».

Уже много раз писалось и говорилось, что выказывать презрение к «быдлу», «анчоусам» и прочим жителям «гетто русского языка» чрезвычайно контрпродуктивно с точки зрения политики. Но «общество» и не является политическим движением. Оно является определенной субкультурой, для которой политика, в общем-то достаточно побочна. И в силу своей идентичности - а не в силу каких-то политических пертурбаций - оно всегда будет настроено антипатриотично, антицерковно и, я бы сказал, антинормально - то есть принципиально выступать против того, что большинство людей считает нормальным, здоровым и правильным.

Не случайно еще одним предметом нападок был Виталий Милонов - за законодательные инициативы, направленные против пропаганды гомосексуализма. Вы можете быть уверены, что гомосексуализм - извращение. Если бы он не был извращением, эта среда его бы не поддерживала. Извращенность является вопросом принципа, идеологии, а не физиологии.

Что же делать нам? Ну, сначала, конечно, не злиться, а холодно оценить обстановку. Мы не можем привлечь симпатии креативного класса, и нам незачем пытаться это делать. Отдельные люди могут, конечно, менять свои жизненные ориентиры, покидать «креативный класс» и приходить в Церковь. Но креативный класс как таковой, как субкультуру, воцерковить нельзя. Это как можно воцерковить гопника - отчего он перестанет быть гопником - но нельзя воцерковить гопничество. Не надо и пытаться. Глупо искать расположения группы, сама идентичность которой строится на презрении - и именно к России и к Церкви. Потом надо признать, что «креативный класс» никоим образом не совпадает с множеством «образованных, творческих столичных жителей». Это совсем разные множества, первое никак не может говорить от имени второго. Вы можете быть человеком интеллектуального труда, художником, поэтом - и не иметь никакого отношения к «креативному классу». В него отбирают по другим критериям.

И - поскольку «Серебрянный дождь» это предприятие, у которого есть владельцы, рекламодатели, другие люди, имеющие с ним дело - нам стоит поставить вопрос о том, насколько сотрудничество с этим предприятием совместимо с верностью Церкви. Что тусование на креативных тусовках с этой верностью несовместимо - нам уже показали.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

20 июня 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Света 4 января 2014, 22:34
К сожалению, совпадает. Но я надеюсь, что "имеющий уши да услышит". Но общество наше жалко: метущееся и раздробленное.
Поправка20 апреля 2013, 23:04
Пора переименовать "серебрянный Дождь" серебрянный Лождь".
Вениамин17 апреля 2013, 17:30
Статья - очень хорошая и правильная!
Опечатка, видимо, в конце 5го абзаца: "вы НЕ будете спрашивать у них мнение по другим вопросам".
Ольга - молодец, в комментарии очень хорошо написала! Согласен полностью!
Ирина22 июня 2012, 06:12
Из доктрины директора ЦРУ Аллена Даллеса 1945 г.: "...И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества..." - народ России ДОЛЖЕН ВНЯТНО и самому себе, в первую очередь, и всем остальным сказать о том, что своего Патриарха не позволит отобрать у себя никому так, как когда-то ПОЗВОЛИЛ ОТОБРАТЬ У СЕБЯ СВОЕГО ЦАРЯ,Императора Николая II.
Ольга22 июня 2012, 02:30
Вот среди моих многочисленных подруг и знакомых про эту "калошу" и знать не собирается. Ну слышали, ну все. Мало ли глупостей, клеветы сейчас. У всех работа, семья, дачи, пр. заботы. Хоть бы в Храм выбраться, найти время, помолиться. Наш Патриарх за нас молится, а мы за него.
Сергей21 июня 2012, 18:23
Погрязшие в мерзостях, считающие себя умнее и лучше всех и от этого слепые - вот из кого состоит это сборище серебренного дождя. Если бы дождь был настоящий, то смыл бы с них всю пену, а так одна фикция. Рабы, пытающиеся походить на свободных. Но внутреннее их рабство не дает им увидеть, того что делает свободных и благородных людей, таковыми. От того у них не ирония, а злая насмешка. Не лицо, а рожа. Не мысль, а оскорбление. Истинные наследники коммунистов, называющие себя либералами. Бесы наших дней. Порядочные люди не должны с ними общаться - это аморально.
Руслан21 июня 2012, 17:58
Написано-то хорошо, во всём с автором согласен. Но интересно, мне одному глубоко параллельно, кто, где, какую премию кому выписал? Сейчас этих коммерческих премий хоть лопатой грузи. Премии компаний, премии журналов, премии радиостанций и телеканалов, премии каких-то сообществ и кружков по интересам т.д. и т.п. тысячи их! У меня вопрос: стОит ли тогда вообще реагировать на всякую ерунду?
Собралась тусовка на очередной тусовке, раздала кагбэ премии... Обязательно на это надо реагировать? Я бы вот и не узнал об этом, если бы православные СМИ опять не подняли шум.
Но по сути статьи, повторюсь, я с автором согласен. Добавлю только, что после этого случая "Серебряный дождь" однозначно стал "золотым". Если вы, конечно, понимаете, о чём я :)))
Гость21 июня 2012, 14:43
Редактору: опечатка в 9-м абз.: «мы» ротив «них» (добавьте "п")
Спасибо Сергею!
Серега21 июня 2012, 11:54
Геннадий, верно говорите про "надо стоять "в наставленном" и по силам звать мытарей", автор собственно об этом и говорит. Единственное, что Вы это ставите в самый конец, а в статье об этом сказано на самом видном месте. Смысл статьи в том, что прийти к Богу может отдельный человек, но с людскими общностями это не всегда возможно. Можно воцерковить отдельно взятого коммуниста или даже нескольких (а хоть даже и многих), но тогда эти люди перестанут быть коммунистами; а само учение марксизма-ленинизма и общность его приверженцев воцерковить не получится -- это непримиримые борцы против всего церковного. В данной статье как раз об этом и говорится, что этот самый "Креативный класс" проявил себя как непримиримая антицерковная общность, и "звать мытарей" можно лишь имея ввиду отдельных представителей этой общности, но не всю общность в целом (за бесперспективностью такой попытки).
протоиерей Александр21 июня 2012, 09:07
Хорошая статья !
валерий21 июня 2012, 07:43
Геннадий, спасибо вам.
Разумно вы написали, тем более что "выходка" на грани провокации.
Спасибо и автору за статью - события подобные тем, что описанны выше, к сожалению, сейчас нельзя оставлять без внимания
Илена21 июня 2012, 03:10
А я бы поблагодарила и взяла эту калошу. А пусть стоит у меня на столе и меня смиряет, от вредного тщеславия и человекоугодия пользует: Господь терпел и нам велел. И думаю, что инцидент был бы таким образом исчерпан во мгновение ока: что они бы на это могли сказать?.. - а ничего. А то сейчас православные возмущаются, пишут, выступают - и дают все новые поводы и зацепки этим медийным врагам ... а враги злорадно потирают ручки: вот, вот, именно этого мы от них и ожидали... именно это нам от них и было надо...
Наталия20 июня 2012, 23:09
Спасибо за статью, полностью согласна с автором.
Геннадий20 июня 2012, 21:44
Сергей, надеюсь, что утверждение: "хамская выходка «Серебрянного Дождя» произвела некоторую расстановку точек над I" - не самом деле авторский прием жанра и не более. Как бы Вы не называли сообщества наших неверующих сограждан, от этого не будет меняться их настоящая общедуховная сущность, однако не следует забывать:
-прежде всего слова Господа Иисуса Христа: "Я пришел не к праведным, а грешникам";
-во-вторых, эти грешники в один прекрасный день, могут оказаться с Вами в одном окопе - на войне, где как известно неверующих нет; ну и что же тогда будут значить наши теперешние счеты?
-в-третьих, и апостол Иуда раскаялся, Святые Отцы толкуют, что если бы покаялся, то прошел был бы, что же Вы хотите от людей, которые не способны отличить православного христианина от католика, а может быть и от свидетелей Иеговы?
-в четвертых, разве Иисус Христос прошел мимо мытаря Левия Алфеева и не сказал ему: "следуй за мной", а ведь мытарь в Евангелии уравнен к язычнику?
Итак, нам просто надо стоять "в наставленном" и по силам звать мытарей.
Ольга20 июня 2012, 21:03
С хамством Серебряного дождя (точнее Серебряной лужи, переходить которую лучше в самых обычных галошах) все понятно.
С их заботой об извращенцах - тоже понятно, не секрет, откуда ноги растут.
Так что же делать нам?
Согласна со всем, что предлагает автор, только каким-нибудь 10-м 15-м пунктом поставьте большую просьбу от мирян к священнослужителям:
пожалуйста, умоляем вас - не давайте легких поводов для нападок на вас. Для этого совсем не требуется ходить в рубище, носить в кармане песочные часы и заставлять родственников жить в землянках.
Мы верим вам, мы любим вас, мы, может быть, и жизнь за вас положим - только откажитесь от цацек, от того, что не нужно ни для нормальной жизни, ни для Великого служения.
Пусть у врагов церкви будут исключительно тяжелые поводы для нападок: ваша честность, ваше бессребренничество, ваша преданность и верность Господу до смерти.
А мы пойдем за вами, не потупив глаза.
виктор 20 июня 2012, 19:37
кто кем побеждён тот тому и служит есть правда БОЖИЯ и есть кривда которую выдают за правду это (правда) рогатого который с копытами и вот эта (правда)от рогатого она поощряет все страсти и одна из них сребролюбие человек порабощённый этой страстью готов на всё иуда ГОСПОДА нашего предал так и эти а кто оплачивает всё это халявы не любит он отработку требует вот они и стараются только им конец иуды надо помнить
Денис20 июня 2012, 18:56
У Гумилева, как мне помниться, есть понятие антисистемы.
Антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением. По-моему, это как раза про нашу внесистемную оппозицию.
кирилл20 июня 2012, 17:14
полностью согласен
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×