Православная Церковь не предписывает своим чадам определенной политической позиции; если православный человек считает, что правление нынешних властей несообразно общему благу, и считает нужным поддержать каких-то других соискателей высших должностей в государстве - это никак не омрачает его мира с Церковью. Церковь не требует поддерживать какие-то определенные политические силы - или отказывать каким-то силам в поддержке. Но бывают проблемы с другой стороны - определенные силы требуют от своих сторонников занимать совершенно конкретную позицию в отношении Церкви.
Да, у этого движения нет четкой организации и какого-нибудь центрального комитета, который бы выпустил ясную директиву: «бывшие члены Православной Церкви принимаются только после торжественного отречения». Но есть способы показать, кто может и кто не может быть членом данной тусовки, и без директив. Человек не может сидеть в зале, где аплодируют хамским нападкам на Церковь и Предстоятеля, а потом идти в храм и возносить вместе со всеми литургические молитвы о Патриархе. Это было бы ложью перед Богом и людьми.
Православные люди, которые пришли на «марш миллионов» и услышали там антицерковную ругань, потом писали у себя в блогах что-то вроде «ну перестаньте, пожалуйста, а то мы к вам больше не придем». Им и ответили - «идите вон, вы что, раньше не поняли? Вы тут в принципе не нужны». Это может показаться странным; зачем отталкивать от себя потенциальных (или даже уже присутствующих) сторонников?
Люди, которые хотят добиться своих политических целей, стремятся привлечь под свои знамена как можно больше граждан, способных те же цели разделить. При этом они смиряются с несогласиями в непринципиальных вопросах. Если Вы выступаете, к примеру, против строительства небоскреба, Вы будете рады всякому, кто придет Вас поддержать - и будете спрашивать у него про его позицию по другим вопросам. Для Вас важнее не допустить строительства небоскреба.
Если они готовы оттолкнуть от себя множество людей из-за какого-то вопроса - значит, этот вопрос для них принципиален. И вот отношение к Церкви - это такой принципиальный вопрос. Какое-то время мы могли надеяться на то, что антицерковная риторика - это просто проявление того, что в среде «либеральной» оппозиции присутствуют разные люди, в том числе и настроенные антицерковно, но не они определяют лицо движения в целом. Теперь, увы, надеяться на это не осталось никаких оснований.
Православные люди могут по-разному относиться к нынешней политической власти - в том числе, резко критически. Но для той субкультуры, которая называет себя «обществом» или «креативным классом» принципиальный враг - это не власть. Когда для вас важнее всего - победить врага, вы не отталкиваете сторонников; если все же отталкиваете - значит, у вас есть враги и поважнее.
Нам говорили (даже некоторые наши собратья), что представители этой субкультуры обратились против Церкви из-за того, что Церковь не поддержала их борьбы с режимом. Но если бы этих людей интересовала бы, в первую очередь, борьба с режимом, они бы искали в верующих союзников, а не врагов. Давайте согласимся с очевидным - конфликт Церкви и «общества» лежит гораздо глубже текущей политики. Эти люди живут на деньги, получаемые, по большей части, вовсе не из госдепа, и их отношения с режимом - и людьми, которые финансово поднялись при этом режиме - далеки от однозначности. К чему у них вполне однозначное отношение - так это к России, Церкви, и всему, к чему способны испытывать уважение большинство их сограждан. Про них невозможно сказать, что они целятся в политический режим, а попадают в Россию - нет, они целятся именно в Россию.
Почему? Зачем им это? Бывают группы, самосознание и идентичность которых сформирована какими-то положительными ценностями. Верующие поют Символ Веры; патриоты размахивают национальным флагом; политические активисты провозглашают свою программу. Но бывают и группы, собранные по принципу общей ненависти - «мы» ротив «них», и главная эмоция, которая подпитывает чувство общности и идентичности у членов этих групп - это презрение. Расисты объединены презрением к «ниггерам», воинствующие атеисты из какого-нибудь собщества ру_антирелигия - презрением к «верунам», креативный класс - презрением к «быдлу».
Уже много раз писалось и говорилось, что выказывать презрение к «быдлу», «анчоусам» и прочим жителям «гетто русского языка» чрезвычайно контрпродуктивно с точки зрения политики. Но «общество» и не является политическим движением. Оно является определенной субкультурой, для которой политика, в общем-то достаточно побочна. И в силу своей идентичности - а не в силу каких-то политических пертурбаций - оно всегда будет настроено антипатриотично, антицерковно и, я бы сказал, антинормально - то есть принципиально выступать против того, что большинство людей считает нормальным, здоровым и правильным.
Не случайно еще одним предметом нападок был Виталий Милонов - за законодательные инициативы, направленные против пропаганды гомосексуализма. Вы можете быть уверены, что гомосексуализм - извращение. Если бы он не был извращением, эта среда его бы не поддерживала. Извращенность является вопросом принципа, идеологии, а не физиологии.
Что же делать нам? Ну, сначала, конечно, не злиться, а холодно оценить обстановку. Мы не можем привлечь симпатии креативного класса, и нам незачем пытаться это делать. Отдельные люди могут, конечно, менять свои жизненные ориентиры, покидать «креативный класс» и приходить в Церковь. Но креативный класс как таковой, как субкультуру, воцерковить нельзя. Это как можно воцерковить гопника - отчего он перестанет быть гопником - но нельзя воцерковить гопничество. Не надо и пытаться. Глупо искать расположения группы, сама идентичность которой строится на презрении - и именно к России и к Церкви. Потом надо признать, что «креативный класс» никоим образом не совпадает с множеством «образованных, творческих столичных жителей». Это совсем разные множества, первое никак не может говорить от имени второго. Вы можете быть человеком интеллектуального труда, художником, поэтом - и не иметь никакого отношения к «креативному классу». В него отбирают по другим критериям.
И - поскольку «Серебрянный дождь» это
предприятие, у которого есть владельцы, рекламодатели,
другие люди, имеющие с ним дело - нам стоит поставить
вопрос о том, насколько сотрудничество с этим предприятием
совместимо с верностью Церкви. Что тусование на креативных
тусовках с этой верностью несовместимо - нам уже
показали.
Опечатка, видимо, в конце 5го абзаца: "вы НЕ будете спрашивать у них мнение по другим вопросам".
Ольга - молодец, в комментарии очень хорошо написала! Согласен полностью!
Собралась тусовка на очередной тусовке, раздала кагбэ премии... Обязательно на это надо реагировать? Я бы вот и не узнал об этом, если бы православные СМИ опять не подняли шум.
Но по сути статьи, повторюсь, я с автором согласен. Добавлю только, что после этого случая "Серебряный дождь" однозначно стал "золотым". Если вы, конечно, понимаете, о чём я :)))
Спасибо Сергею!
Разумно вы написали, тем более что "выходка" на грани провокации.
Спасибо и автору за статью - события подобные тем, что описанны выше, к сожалению, сейчас нельзя оставлять без внимания
-прежде всего слова Господа Иисуса Христа: "Я пришел не к праведным, а грешникам";
-во-вторых, эти грешники в один прекрасный день, могут оказаться с Вами в одном окопе - на войне, где как известно неверующих нет; ну и что же тогда будут значить наши теперешние счеты?
-в-третьих, и апостол Иуда раскаялся, Святые Отцы толкуют, что если бы покаялся, то прошел был бы, что же Вы хотите от людей, которые не способны отличить православного христианина от католика, а может быть и от свидетелей Иеговы?
-в четвертых, разве Иисус Христос прошел мимо мытаря Левия Алфеева и не сказал ему: "следуй за мной", а ведь мытарь в Евангелии уравнен к язычнику?
Итак, нам просто надо стоять "в наставленном" и по силам звать мытарей.
С их заботой об извращенцах - тоже понятно, не секрет, откуда ноги растут.
Так что же делать нам?
Согласна со всем, что предлагает автор, только каким-нибудь 10-м 15-м пунктом поставьте большую просьбу от мирян к священнослужителям:
пожалуйста, умоляем вас - не давайте легких поводов для нападок на вас. Для этого совсем не требуется ходить в рубище, носить в кармане песочные часы и заставлять родственников жить в землянках.
Мы верим вам, мы любим вас, мы, может быть, и жизнь за вас положим - только откажитесь от цацек, от того, что не нужно ни для нормальной жизни, ни для Великого служения.
Пусть у врагов церкви будут исключительно тяжелые поводы для нападок: ваша честность, ваше бессребренничество, ваша преданность и верность Господу до смерти.
А мы пойдем за вами, не потупив глаза.
Антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением. По-моему, это как раза про нашу внесистемную оппозицию.