Истреби грех из среды себя

Истребление сынов Вениаминовых
Истребление сынов Вениаминовых
В Писании Ветхого Завета часто повторяются слова «истреби зло из среды себя», «истреби зло от среды Израиля». Эти слова касаются повелений жесткими методами, в основном смертной карой, наказывать крайние проявления зла и растления в народе, чтобы страх был на людях, и чтобы зло не умножалось безнаказанностью. Есть и примеры того, как эти заповеди исполнялись на деле. Жутковатые, надо сказать, примеры.

В последних главах книги Судей рассказывается об одном левите из Вифлеема, который с наложницей, находясь в пути, вынужден был остановиться в городе Гива, что в колене Вениамина. Некий старик, родом бывший оттуда же, что и левит, пригласил его к себе есть хлеб и ночевать. А жители того города, даром что сыны Израиля, были развратны в ту же меру, что и Содомляне. Они заметили незнакомца и приступили к дому старика с требованием вывести левита. «Мы», - говорят, - «познаем его» (Суд. 19:22) Старик был такой же пришелец там, как некогда Лот в Содоме, да и вся ситуация, как в кошмарном сне, напоминает Содом накануне сожжения. Как тогда Лот, так и ныне старик предлагает взамен гостя свою дочь (!), а левит выводит за двери наложницу, которая так же называется в тексте «женою». Это серьезная информация к размышлению о качестве отношения к женщине в те времена. Дочь и наложница стоят меньше гостя, и их готовы отдать со словами «смирите их и делайте с ними, что вам угодно» (Суд. 19:24) Итак, женщина – за дверями, старик с левитом в доме. Плачьте, люди, потому что бешеным зверем стал человек. Новые Содомляне из колена Вениаминова «познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари». Левит проснулся (!), вышел на улицу и увидел свою женщину, лежащую на пороге. «Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, потому что она умерла» (Суд. 19:28)

После этого левит берет нож и разрезает тело женщины на двенадцать кусков по числу колен и отсылает во все пределы Израиля. В народе начинается переполох, потому что никогда не бывало такого среди сынов Иакова. Собирается совет и единодушно, как один человек, народ решается наказать виновных. У Вениамина требуют их найти и выдать. Но не тут-то было. Сыны Вениамина вооружаются против остального Израиля в количестве 26-ти тысяч человек. А само гнездо разврата – Гива Вениаминова – выставляет семьсот отборных бойцов, которые метая камень из пращи в волос, не промахиваются. Начинается война, по сути - гражданская. Сначала успех на стороне виновных. Израильтяне падают, как срезанные колосья, а Вениамин превозмогает. Но, в конце концов наступает момент справедливого мщения и победа остается за Израилем. Вениамин почти полностью истреблен. Израиль из-за жестокого разврата почти что лишен одного колена! Там далее следует история восстановления численности почти истребленного Вениамина, но это уже другая история. А та, которая вкратце пересказана, есть историческая иллюстрация того, как истреблялся грех из среды Израиля.

***

Мы тут недавно беседовали с братьями…

Скоро можно будет написать небольшую книжечку, начинающуюся словами «Мы тут недавно беседовали с братьями», потому что, если есть на приходе пять – семь человек, любящих читать Писание, то возникает необходимость поделиться прочитанным и понятым. Разговор естественно переходит в обсуждение. Понятое становится выпуклым, стереоскопическим. Новые смысловые грани открываются, когда двое или трое собраны вместе и разговор у них – о Писании.

Так вот, мы тут недавно беседовали с братьями, и было одним из них замечено, что данный отрывок имеет отношение к Святому Причащению. Казалось бы как? А вот как.

Мы веруем и исповедуем, что в Причастии нам преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа. Мы помним, что Тело было ломимо, а Кровь – изливаема. Тело было также бито, терзаемо и распято. Посредством мучений и Кровь потерпела излитие. И во все пределы верующего мира, всюду, где веруют и любят Господа Иисуса приходит теперь проповедь и Евхаристия. Не просто проповедь, но еще и Евхаристия. И не просто Евхаристия, но еще и проповедь. Если это двуединство рассечь, то жизнь перекосится, как она и перекосилась во многих местах. Церковь – новый Израиль. Всей полноте этого нового Израиля, всем его коленам отсылается Плоть и Кровь. Отсылается вкупе с посланием словесным: «Зло сделали люди. Люди распяли Безгрешного Единородного Сына Божия. Велика злоба человеческая и велика милость Божия. Ужаснитесь, братия, вкусите Плоти и Крови Сына Человеческого, и истребите грех из среды себя!»

Реальность Евхаристии, которую мы принимаем, должна возбудить в наших душах ревность о славе Божией и решимость бороться с грехом. Нужно объявить греху ультиматум и выйти с ним на войну. Он, кстати, не сдастся. Но нужно воевать и изгнать грех из себя, потому что именно грехами распинается Господь. Из-за греха терние стала плодить даже земля, и именно этим тернием уязвили чело Христово руки римских солдат. Из-за меня распяли Безгрешного, да и сам я, быть может, вбивал гвозди в Его запястья своими беззакониями. Неужели так будет продолжаться? Нужно восстать и повести войну! Нужно из самой сердцевины себя, из глубин своих извлечь, истребить зло, потому что оно прячется не в ком-то, а во мне, причем глубоко в середине.

***

Конечно, этот вывод и это толкование могут встретить противников, и несогласных, и думающих нечто иное. Но мы и не предлагали окончательную смысловую версию. Просто «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16)

И просто мы тут недавно беседовали с братьями…

Протоиерей Андрей Ткачев

2 августа 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
людмила28 ноября 2015, 19:29
отец Андрей прав как всегда, храни вас Господи,батюшка!
Владимир 8 августа 2012, 08:29
есть такой стих Гиппиус З.Н. "Сообщники" посвященный Брюсову:

Ты думаешь, Голгофа миновала,
При Понтии Пилате пробил час,
И жизнь уже с тех пор не повторяла
Того, что быть могло - единый раз?

Иль ты забыл? Недавно мы с тобою
По площади бежали второпях,
К судилищу, где двое пред толпою
Стояли на высоких ступенях.

И спрашивал один, и сомневался,
Другой молчал, - как и в былые дни.
Ты все вперед, к ступеням порывался...
Кричали мы: распни Его, распни!

Шел в гору Он - ты помнишь? - без сандалий...
И ждал Его народ из ближних мест.
С Молчавшего мы там одежды сняли
И на веревках подняли на крест.

Ты, помню, был на лестнице, направо...
К ладони узкой я приставил гвоздь.
Ты стукнул молотком по шляпке ржавой, -
И вникло острие, не тронув кость.

Мы о хитоне спорили с тобою,
В сторонке сидя, у костра, вдвоем...
Не на тебя ль попала кровь с водою,
Когда ударил я Его копьем?

И не с тобою ли у двери гроба
Мы тело сторожили по ночам?
. . . . . . . . . . . .
Вчера, и завтра, и до века, оба -
Мы повторяем казнь - Ему и нам
р.Б. Тамара 8 августа 2012, 04:30
О. Андрей! Очень нравятся ваши статьи, но эта аналогия мне не понравилась. Иисус искупитель наших грехов, мы вкушаем и пием кровь Его во искупление грехов и при чем тут грешная женщина-наложница? Не всякое наверное собеседование с читающими священное писание и кривотолкующее его, можно предлагать на этих страницах. Простите ради Бога, не хотела вас обидеть своими суждениями.
Любовь 6 августа 2012, 20:41
Спасибо за статью!
Лариса 4 августа 2012, 16:14
У Бога с человеком очень интимные отношения, человек поделился пережитым, значит ему и кому-то это нужно. Имеющий уши да услышит. Слава, Богу!
Виктор 4 августа 2012, 15:47
Спасибо отец Андрей за проповедь.
Родившись однажды набираем сил, знаний, богатств, власти.
В школе и других учебных заведениях мы изучали книги.
В конце сдавали экзамены, потом труды и кто, дал Бог, дожил до пенсии смог порадоваться трудам своим.
Приходит время, когда нужно оставить здоровье, близких, знания, богатства и власть.
Одну книгу должны мы изучить - Христовы Заповеди Блаженства. Евангелие от Матфея гл. 5. Подсказки от Апостолов и Святых Церковь всегда подаст.
Потом 20 экзаменов на Мытарствах.
Пока есть время потрудимся в покаянии. Скоро жатва, время близко.

Виктор 4 августа 2012, 15:42
Спасибо отец Андрей за проповедь.
Родившись однажды набираем сил, знаний, богатств, власти.
В школе и других учебных заведениях мы изучали книги.
В конце сдавали экзамены, потом труды и кто, дал Бог, дожил до пенсии смог порадоваться трудам своим.
Приходит время, когда нужно оставить здоровье, близких, знания, богатства и власть.
Одну книгу должны мы изучить - Христовы Заповеди Блаженства. Евангелие от Матфея гл. 5. Подсказки от Апостолов и Святых Церковь всегда подаст.
Потом 20 экзаменов на Мытарствах.
Пока есть время потрудимся в покаянии. Скоро жатва, время близко.

Александр 4 августа 2012, 13:52
Все различия толкований в православной церкви-как многочисленные, сверкающие грани , которые не противоречат целому, а лишь больше раскрывают его красоту , могущество, и главное любовь...
Арсений 4 августа 2012, 11:55
Важнейшими в статье представляются следующие слова автора, протоиерея, - "Из-за меня распяли Безгрешного, да и сам я, быть может, вбивал гвозди в Его запястья своими беззакониями. Неужели так будет продолжаться?".

Как тут не вспомнить, что в условиях народного безначалия именно левит, человек из священнического рода, ставит перед собранием представителей двенадцати израильских колен проблему морального хаоса в народе. По сути дела он здесь является судьей Израиля. Именно это невероятно бессердечное и лицемерное существо (Суд. XIX, 27-28), представив в искаженном виде (ср. XX, 5 с XIX, 25) фактическую сторону происшедшего и скрыв свое соучастие, поднимает народ на гражданскую войну. Насилие над наложницей левита привело к войне против вениаминова колена, а угроза его полного истребления - к войне против Иависа Галаадского, и в завершение круга - к насилию над дочерьми Силома! Тем не менее, Божьей милостью, а не благодаря действию начальников и старейшин, Израиль спасен.

Честный автор пишет: "Нужно восстать и повести войну! Нужно из самой сердцевины себя, из глубин своих извлечь, истребить зло, потому что оно прячется не в ком-то, а во мне, причем глубоко в середине". Все это нужно, только нужно памятовать и о том, что чудо нашего спасения в этой "гражданской" войне возможно только всемогуществом Божьим и силою Крови Христа Иисуса, изливающейся от... гвоздей наших беззаконий в Его запястьях.

Елена М 3 августа 2012, 19:52
Статья вообще-то называется "Истреби грех из среды себя", т.е. речь идет , по крайней мере. в данной статье не о грехе в себе самом, а "из СРЕДЫ себя", т.е. из общества в котором ты находишься и существуешь. Лично я именно так поняла протоиерея Андрея.То бишь борись не только со своими грехами, но и с грехами ближнего своего по мере возможности, не будь безучастным ко всем творящимся вокруг тебя нарушениям Заповедей Божиих.
Виталий 3 августа 2012, 15:04
Под аллегорию с евхаристией больше подходит притча о впавшем в руки разбойников и милосердном самарянине (см. Феофилакта Болгарского).
Данное толкование, по-моему, несколько в духе Оригена, о котором (толковании Оригена) есть замечание в житии прп. Симеона, Христа ради юродивого, сего дня.
esma 3 августа 2012, 12:22
spasibo o.Andrei,ochen interesno...
Ирина 3 августа 2012, 10:34
Уважаемый отец Андрей! Прежде, чем беседовать с братией, неплохо было бы Вам перечитать "Лествицу" Иоанна Лествичника, тогда бы поменьше появлялось у Вас таких страшных и не содержащих любви статей. С уважением.
Александр 3 августа 2012, 10:06
Спаси, Господи!
Анастасия 3 августа 2012, 08:08
Геннадий, а что высказывание Христа про сучок в чужом глазу и бревно в своем из Евангелия убрали?Дайте почитать новую редакцию, пожалуйста!:)
Саша 2 августа 2012, 23:02
Дай вам Бог написать ещё много подобных, вызывающих желание бороться проповедей!
Людмила 2 августа 2012, 22:36
А меня давно терзает вопрос" в тему".Как-то на проповеди священник сказал:"Все мы тело Христово и если один член заболевает,то болеет все тело."Но к чаше приходят разные люди по своему духовному развитию и состоянию.Да и я сама не та,что была 10 лет назад.Как именно на нас влияет духовное состояние(" упадочное" или, наоборот, "возвышенное",ведущее человека к улучшению,исправлению) всех прихожан,ну скажем,одного храма.Влияет ли мой грех на остальных и в какой степени?Если кто может объясните,может я что-то недопоняла.
Александр 2 августа 2012, 18:15
(прод.2 )Мы говорим себе , мы взрослые, но чувствуем себя как то дитя которое тайком, таскает конфеты , которые ему запрещают родители (говоря, что много нельзя, возьми одну, а завтра ещё). Так и мы , ждём – играючи, а сами попадаем на крючок, точнее в сети, а из них выпутаться ой как сложно. Это как алкоголик или курильщик, который бросил пить или курить, и вот случай который как бы заставляет тебя выпить или закурить, и после этого, ты уже себя не неконтролируеш, а попросту отдаешься , ты уже не видишь смысла тормозить, а только наслаждаешься. Ты уже забыл сколько тебе стоило трудов удержаться от соблазна.
Александр 2 августа 2012, 18:14
(прод. )Мы забываем, сказать спасибо жене , что она приготовила тебе ужин, забываем её поцеловать, обнять, подбодрить и выразить глубочайшее признание и любовь. Забываем , а бывает и попросту нет времени, да и уставшие - поговорить с ребёнком, забываем ему рассказать, какие главные ценности , а потом когда мы уже стаём старые не можем понять почему дети так далеко от нас, и чуть ли во всём не виним их, и даже немного завидуем соседям, у которых добрые и порядочные дети. Мы ищем смысл жизни, и не находим – а когда, по пришествию много лет, мы открываем Евангелие (Библию) – мы видим, что весь смысл был на поверхности, и его не надо так сильно искать, его попросту нужно сохранить , в своём сердце , в своей душе. Мы ищем счастья где то далеко, мы видим в фильмах как люди находят друг друга, спустя много лет – и у них любовь, казалось чистая и неповторимая, при том что у них давно есть дети и они уже взрослые, мы жаждем это испытать - и забываем, о простоте, о жизни, о душе.
Александр 2 августа 2012, 18:13
В действительности я попросту забыл тот эпизод, где почти было истреблено одно из колен Израиля - и страшно стаёт, то что тогда так думал народ (об утехах, плотских - за счёт странствующего) Сразу же вспомнился Рим со своими страстями (мальчики, гладиаторские бои, рабы и как высшая каста Римлянин) А ещё страшнее, что эта мораль, хоть и завуалирована, приходит в настоящее, и мы как те люди которые ждали утеху (кричали отдай нам странствующего, а потом согласились на дочь и жену) подталкиваем её всеми силами и всеми силами кричим о морали, о демократии, о правах человека, мы пытаемся казаться умнее, пытаемся развить в себе и в отношения себя чувство гордости - и в этой среде, забываем о главном - о душе. (прод. след)
Геннадий 2 августа 2012, 18:04
Отец Андрей.
Не пишите такие страшные статьи, а то распугаете всю свою паству. Пишите лучше, что по телевизору хороших фильмов не показывают или кому какие люди нравятся или не нравятся и т.п.
Мы же все умные:
-знаем, что можно оправдать свое нерадение доводом - "у каждого свое толкование";
-знаем, что нужно тихонечко бороться со своими маленькими грехами и не дай Бог кого обличить или вразумить - нельзя грех, гордыня и прелесть;
-знаем, что Бог - любовь и всех простит, и меня за мои маленькие грехи одним из первых;
-знаем, что в Писании ничего нет о современном техногенном устройстве общества, а значит все современное это угодно Богу.
Поэтому как-то не современно это за грех каких-то злодеев-атеистов из соседней деревни истреблять весь народ. Мы Бога боимся и над нами не капнет.
Лариса 2 августа 2012, 16:01
Потрясающая статья, и сравнение разчлененного тела наложницы с Евхаристией- интересно и глубокомысленно,но больше всего понравилось: " Из-за меня распяли Безгрешного, да и сам я, быть может, вбивал гвозди в Его запястья своими беззакониями. Неужели так будет продолжаться? Нужно восстать и повести войну! Нужно из самой сердцевины себя, из глубин своих извлечь, истребить зло, потому что оно прячется не в ком-то, а во мне, причем глубоко в середине."

Каждый человек может и должен сказать это о себе, и покаяние, исповедь и причастие- лучшие лекари в этом.
ЛЮДМИЛА 2 августа 2012, 15:33
КАК ЭТО ЗДОРОВО ЧТО ЕСТЬ С КЕМ БЕСЕДОВАТЬ И ТЕМА- СВЯТОЕ ПИСАНИЕ.А У НАС ЕСТЬ ВАШИ СТАТЬИ О.АНДРЕЙ. СПАСИБО ЗА НИХ. АНАСТАСИЯ,КАК ВЫ ПРАВЫ!
Вадик 2 августа 2012, 15:22
Как обычно всего-лишь одна из версий толкования того или иного места в Писании!
Мария 2 августа 2012, 15:02
Спасибо за сказанное, мужество придает, от слов: Но нужно воевать и изгнать грех из себя, потому что именно грехами распинается Господь...я даже спину выпримила как храбрый воин:)))
Анастасия 2 августа 2012, 14:41
Хуже когда человек вот так возревновав начинает бороться не со своими грехами, а с грехами окружающих, попутно приписывая им ещё пару-тройку выдуманных.Это почему-то чаще встречается, чем борьба с грязью внутри себя.Увы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×