Церковную работу нельзя остановить — она должна постоянно развиваться

Источник: Патриархия.ru

В преддверии визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон дал интервью сайту Братства православной молодежи Польской Православной Церкви Cerkiew.pl.

— Ваше Преосвященство, Вы стали архиеерем не так давно, при этом у Вас очень богатый жизненный опыт. Не могли бы Вы кратко рассказать о Вашем жизненном пути прежде назначения на Смоленскую кафедру — в епархию, правящим архиереем которой был до своего избрания Святейший Патриарх?

— Я воспитывался в неверующей семье и принял крещение во взрослом возрасте. Поступил в семинарию. Затем был рукоположен в сан священника и направлен на служение в Московскую область. После смерти моей супруги в 1991 году я был переведен в Москву — в храм св. царевича Димитрия при Первой градской больнице. Вокруг этого храма собралось очень много добрых людей, которые занимались уходом за больными, воспитанием детей-сирот, со временем открылась гимназия. Нам удалось открыть еще несколько храмов при лечебных и социальных учреждениях Москвы. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл назначил меня председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, постриг в монашество и дал мне новое имя — Пантелеимон, а затем направил на архиерейское служение на Смоленскую кафедру. Я очень многим обязан Святейшему Патриарху и стараюсь не огорчать его.

— Ваш предшественник на Смоленской кафедре — Патриарх Кирилл — был известен, в первую очередь, как председатель Отдела внешних церковных связей. Несмотря на то, что он отдавал много сил работе на общецерковном уровне, говорят, что он очень много сделал в Смоленской епархии — и как пастырь, и как администратор. Сейчас, став Предстоятелем Русской Православной Церкви, он пытается «оживить» церковную жизнь во всей России. Насколько его служение в Смоленске было преддверием будущего Патриаршего служения, и что именно из его опыта епархиального архиерея можно наблюдать в его сегодняшнем служении?

— Чтобы рассказать о служении будущего Патриарха в Смоленске, недостаточно сказать, что он отдал Смоленщине 25 лет своей жизни и что когда он был назначен на кафедру, в епархии было 35 храмов, а теперь больше 160. Без преувеличения, все в Смоленской епархии было обустроено Святейшим Патриархом Кириллом. Когда я служу в храмах Смоленской епархии и во время Литургии раскрываю антиминс, я почти всегда вижу на нем подпись «Кирилл». Все эти храмы были освящены Святейшим Патриархом, а священники этих храмов им воспитаны. То, что Смоленская семинария — единственная в России, которая имеет государственную аккредитацию, тоже заслуга Его Святейшества.

В июле Предстоятель Русской Православной Церкви посетил нашу епархию. Нужно было видеть, с какой радостью священники, съехавшиеся со всей епархии, подходили к нему под благословение во время всенощного бдения. Нужно было слышать, как Патриарх общается с ними, с какой теплотой он вспоминает прошлые годы, как подробно распрашивает их, как внимательно выслушивает все вопросы. Такую любовь, такую заботу, такую способность вникать во все проблемы редко у кого можно найти. При этом любовь Святейшего соединена со взыскательностью к тем, кто без усердия, нерадиво совершает свое служение. Я был свидетелем, как после той же всенощной он строго отчитал предпринимателя, который взялся за строительство храма, и, имея средства и возможности, ничего не делал целый год.

В социальном служении в епархии мы большое внимание уделяем работе с детьми, потому что Патриарх создал здесь систему воспитания от детского сада до семинарии и духовного училища. Смоленская епархия — единственная в России епархия, где было создано четыре православных детских сада. Здесь создана замечательная православная гимназия, которая по результатам одна из лучших в Смоленске.

Удивительно, как Патриарх умел разглядеть в человеке его потенциал и призвать к церковному служению тех, кто в то время был еще далек от служения Церкви. В одном из крупных храмов в районном центре все было в запустении. Во многом это была вина старосты, которая даже при посещении прихода архиеерем не пришла по его приглашению на встречу, сказав, что у нее начальник не он, а Нина Ивановна, секретарь райисполкома. Архиепископ Кирилл (будущий Святейший Патриарх) благословил настоятеля найти другую старосту. По тем временам такая поддержка священника со стороны архиерея была сама по себе решительным поступком, потому что староста действительно зависел от советских властей, а священник имел на приходе совсем не много прав. А где искать старосту? Владыка сказал священнику: «Вот люди подходят ко кресту. Первого человека, на кого ляжет твой глаз, пригласи ко мне, мы поговорим». Среди старушек, которые подходили ко кресту, настоятель заметил сорокалетнюю женщину и попросил ее прийти на прием ко архиерею. Она приехала в Смоленск, и после беседы будущий Патриарх Кирилл сказал: «Воля Божия Вам быть старостой этого храма». И она стала старостой, а впоследствии приняла постриг и стала игуменией.

— Насколько изменилась жизнь Церкви в связи со сменой руководителя, какие изменения уже произошли и что меняется сейчас?

— Святейший Патриарх не жалеет себя, работает на износ. Можно сказать, что с его интронизацией в жизни Церкви наступила новая эпоха. Главные ее черты: стал быстрее ритм церковной жизни, стал четче контроль за исполнением решений, становится более эффективной структура церковного управления. Изменились и другие стороны жизни Церкви — развиваются миссионерство, социальное служение, катехизация. Были созданы Межсоборное присутствие, которое позволяет широкому кругу людей участвовать в обсуждении важнейших церковных вопросов, и Высший Церковный Совет, который координирует все направления церковной жизни. В него входят все руководители Синодальных отделов, это такой церковный «совет министров». Создаются новые епархии. Благодаря тому, что епископов становится больше, они становятся ближе к народу. При этом Патриарх не только администратор, но прежде всего пастырь. Он сам часто совершает Божественную литургию и служит очень благоговейно, со страхом Божиим. Видно, что он, когда служит, действительно беседует со Христом и просит у Бога помощи. Он является печальником за свою паству. Он регулярно посещает больницы, дома престарелых и другие социальные учреждения. Уже несколько лет перед Пасхой он обращается со словами поддержки и утешения к бездомным. Он ходатайствует перед властью о помощи наиболее незащищенным людям, бедным, нуждающимся. Так, во время встречи с уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым Святейший Патриарх не только обсудил с ним меры по поддержке семьи на государственном уровне, но и передал ему список семей, которые просили о помощи. Я знаю, что Патриарх и после встречи следит за тем, улучшилось ли положение этих семей, какая помощь им оказывается.

— Чем живет Ваша епархия сегодня, что наиболее важно для священников, для паствы?

— Необходимо дальше реализовывать и развивать все те начинания, которые Патриарх инициировал. Хотя в Смоленской епархии все основано на надежном фундаменте, но жизнь не может стоять на месте. Церковную работу нельзя остановить — она должна постоянно развиваться. Очень важно, чтобы каждый приход стал миссионерским, а священники не ограничивали свою деятельность стенами храма.

Для прихожан важно то, что было важно всегда: участие в литургической жизни своего прихода и в делах милосердия. У нас очень много бедных людей, которые нуждаются в помощи. Особенно на селе.

— Владыка, Вы возглавляете Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. Как обстоит ситуация с благотворительностью в Русской Православной Церкви на сегодняшний день? Почему в структуре церковного управления для благотворительности выделен специальный отдел?

— Сегодня можно говорить о том, что благотворительность и служение милосердия в Церкви становится все более многообразным. Давайте рассмотрим пример церковной помощи жертвам недавнего наводнения в Краснодарском крае, которое унесло жизни многих людей, разрушило значительную часть города Крымска и близлежащих станиц. Святейший Патриарх благословил план общецерковных действий по оказанию помощи пострадавшим и непосредственно вникал на всех этапах работы в детали того, что делается, поправлял и советовал. Уже на следующий день после трагедии при одном из храмов города Крымска начал действовать штаб по оказанию помощи пострадавшим. При нем ежедневно раздавалось горячее питание, оказывалась гуманитарная помощь, священники беседовали с пострадавшими в больнице, в пунктах временного размещения, на дому, утешали родственников погибших в морге. На следующий день после начала бедствия в Крымск вылетела группа представителей Отдела по благотворительности, чтобы на месте координировать передачу гуманитарной помощи и работу добровольцев. Приехали помочь семинаристы и студенты православных университетов. Церковь помогла более чем 20 тысячам пострадавших, передала более 900 тонн гуманитарной помощи. Святейший Патриарх сам посетил Крымск, вручил награды тем, кто спасал людей, и посетил жителей пострадавших домов. По Его благословению в Церкви был объявлен сбор пожертвований, и меньше чем за месяц для пострадавших было собрано больше 1 миллиона евро.

Для всего этого необходима была скоординированная работа приходов пострадавших районов, отдела социального служения Екатеринодарской епархии, Отдела по благотворительности Московского Патриархата. Такую работу могут выполнять люди с определенными профессиональными навыками и опытом, поэтому в структуре церковного управления и на общецерковном, и на епархиальном уровне развиваются специализированные отделы социального служения. Наш Отдел проводит онлайн-обучение всех желающих начать церковную социальную работу в регионах, а также регулярные обучающие конференции. Наша задача — инициировать эту церковную социальную работу, скоординировать ее, помочь практически и методически тем, кто уже начал то или иное дело.

У Церкви сегодня множество задач в области дел милосердия: помощь самым разным категориям нуждающихся, тем, кому тяжелее и труднее всего, тем кто по какой-то причине остался без помощи государства. Мы развиваем волонтерство — ведь сейчас в больших городах много деятельных молодых людей, которые хотят принести пользу и послужить людям, многие из них верующие, а многие именно через дела милосердия приходят к вере.

Самым главным направлением социального служения Церкви сегодня можно назвать сохранение в России семьи: помощь многодетным семьям и одиноким матерям, помощь в усыновлении сирот, поддержка семей, в которых растут дети-инвалиды. В июле в Москве проходил съезд представителей отделов социального служения, на котором был принят пакет предложений по церковной поддержке семьи.

— Каковы наибольшие трудности, встречающиеся Вам в Вашем архипастырском служении, с какими трудностями сталкивается обычный приходской священник? Как их преодолевать?

— Самая большая трудность у нас у всех — недостаток любви в нас самих. Если у нас будет любовь Христова, то, конечно, все устроится. Тогда Бог восполнит все наши материальные недостатки. Он даст и средства, и время, придут и люди, которые будут помогать в делах милосердия.

— В Вашей епархии располагается памятник жертвам Катынской трагедии. Почему так получилось, что событие, произошедшее в 40-х годах прошлого века, до сих пор оказывает существенное влияние на российско-польские отношения? Какую роль играет Церковь в процессе исцеления этой все еще незажившей раны?

— Катынская трагедия не разъединила наши народы, а наоборот объединила. В ямах в Катынском лесу погребены не только польские офицеры и польские военные священники. Там же лежит священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, — русский, москвич. Здесь же покоятся более 100 православных священнослужителей и монашествующих Русской Православной Церкви. Польских офицеров и русских священников убили не «русские» — их убили коммунисты-безбожники. Они раздували «пожар мировой революции», в котором должны были сгореть все страны и народы, и начали его с геноцида Русской Православной Церкви и русского народа. Русские и поляки пострадали от общего врага — безбожия. Этот враг пытался разделить людей: класс против класса, народ против народа, сыновей против отцов. Поэтому и Катынская трагедия для наших народов — общая боль. Она должна объединить нас в сознании, что такое никогда не должно повториться, не должен никакой народ, забыв о Христе, верить лживым обещаниям рая на земле, которые на деле приводят к бесчеловечным преступлениям. Слава Богу, сейчас период безбожия позади, и мы можем свободно исповедовать нашу веру.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×