Стыдно мне за други своя

Источник: Религия и СМИ

Есть у церковных либералов одна черта, которую трудно не заметить. Иногда она прямо бросается в глаза. Они очень часто стыдятся своей Церкви. Осуждают её не за реальные грехи реальных личностей или не только за них. А так, в целом. За то, что "несовременная", "замшелая", "не соответствует" требованиям времени. Не станем продлевать список – здесь может быть очень много разных "не". Лишь замечу, что время не может иметь требования само по себе, что "дух времени" делают люди, их ежедневный выбор. А люди могут быть разными. Тогда как метафизика современности (назовем так вышеназванную позицию) – просто типичное, и по-своему милое суеверие людей рационального склада. Такая разновидность стыда – не за себя, а за других, которые что-то должны "времени", как и ощущение себя в статусе доверенного лица современности – это в чем-то очень детские умонастроения. Дело только в том, что умонастроения эти исторически свойственны немалой части российской интеллигенции.

Вместо гражданского долга ими овладевает гражданский стыд.

Стыд может быть только личным – за свои поступки, а не за несоответствие чьих-то мнений. Митрополит Антоний Сурожский, когда был жив, неоднократно касался этого вопроса. Он говорил: я принадлежу к поколению, которое избрало верность Русской Православной Церкви Московского Патриархата в момент ее гонения. В момент, когда быть верным Московскому Патриархату в эмиграции считалось неприличным, едва ли не политической изменой. Именно поэтому митрополит Антоний не мог позволить себе уйти под другую юрисдикцию. Он чувствовал себя частью Церкви, и как бы плохо ей не было, этой частью оставался. Антонию не было стыдно за своих единоверцев. Обидно – могло быть, но эта боль души требует не осуждения, а помощи. Точно так же благодарные дети не стыдятся своих родителей, а помогают им в беде. Именно это качество берегут в себе русские церковные люди. Даже позор по причине неблаговидных поступков клириков они готовы разделить и пережить. А уж вопрос об императивах современности, о требованиях светского общества и вовсе не может быть причиной стыда. Как сказал кто-то из классиков, прогресс сиюминутен, он сам себя отрицает. Его требования меняются как перчатки. Церковь же говорит о вечном – в этом ее основание. Быть министерством по духовным делам она, разумеется, не должна и не может. Движение в эту сторону наблюдалось в синодальный период – и опыт оказался не слишком удовлетворительным. Стыд очень важное и нужное чувство для христианина – но когда он возникает по отношению к себе.

Однако либерализм требует все время предъявлять Церкви требования не изнутри, а со стороны. Соблюсти идейный и политический дресс-код, уступить политкорректности и прочим "правилам хорошего тона". Поскольку эти настойчивые требования невыполнимы (да и попросту не по адресу), либерал мучительно краснеет и терзается. Он не знает, как ему совместить свою совесть и критерии гражданского вкуса. Он готов верить и искренне верит. Но чтобы вера была, так сказать, от кутюр – с томиком Улицкой в руках. И он верит несмотря ни на что – и испытывает вечное внутреннее раздвоение. Неготовность разделить с Церковью поношение – это, конечно, серьезная трагедия для души христианина. Но таков уж исторический код русской интеллигенции. Об этом ложном стыде не раз говорил Достоевский. Например, описывая людей, подобных Степану Верховенскому, который полюбил "гражданскую роль" и жил "воплощенной укоризной" отчизне. Этим людям трудно преодолеть раздвоенность, но рано или поздно они делают свой выбор между религиозным и политическим. Выбор этот на самом-то деле прост. Ведь Христос сказал: "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов" (Лк 9.23-27).

Александр Щипков

Источник: Религия и СМИ

22 августа 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина24 августа 2012, 07:53
Я не стыжусь Церкви и веры православной, но хотела бы знать - доколе нас колеблющихся под ветром современных реалий захожан будут искушать иеромонахи более похожие на мажоров на дорогущих иномарках и банкетные залы и автосервисы на территории храмов??????????????????????????????????????????? Честного и прямого ответа кроме уклончивых притч и "на себя посмотри" из священноначалия простым людям никто не дал.
Андрей23 августа 2012, 16:09
Спасибо Александр за Ваше мнение, выраженное максимально корректно и по существу.
Александр Н.23 августа 2012, 11:49
Автор пытается обосновать несовместимость религии и политики ("выбор между религиозным и политическим"). Хотя никакой несовместимости здесь нет. Политика есть деятельность по установлению и поддержанию порядка в стране. Или ей занимаются люди, верующие в деньги и в свою избранность (глава Сбербанка очень хорошо недавно сказал об этом). Или ей занимаются люди, верные Христу Богу нашему. О чем нужно говорить, так это о выборе между Христом и своим самомнением. О выборе между скорбью о неправедных поступках ближнего и презрением к нему. А гражданским действием мы, христиане, заниматься должны и обязаны, вопрос лишь в поиске подходящих форм.
Сергий22 августа 2012, 19:14
Уважаемый Александр!
Читают материалы, публикующиеся на сайте лишь те, кто заходит на сайт.
Думается это не те, кто черпает знания из социально-правовых ток-шоу, новостей и сериалов, а настроение из юмористических и эстрадных шоу.
Как «достучаться» до большей, значительно большей части общества, считающих себя православными, но самостоятельно не имеющие сил оторваться от современного источника знаний и настроения.
Если провести опрос, большинство согласятся с негативным влиянием на человека от той информации, что изливается из интернета, телевидения и прессы.
Но отказаться от нее они уже не могут.
Чудес не бывает. Это само собой это не произойдет.
Им, как больному, нужна помощь. Нужны конкретные меры правительства страны, или хотя бы первые шаги в этом направлении, а не только хорошие статьи.
Геннадий22 августа 2012, 16:28
Александр.
Обратите внимание на следующую выдержку: (согласно Оксфордскому словарю английского языка) Стыд - это "болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни (или того же в поведении или жизни других, чьи честь или позор человек, рассматривает как свои собственные) или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида".
Как видите стыд может быть не только за свои поступки (все православные христиане - тело Церкви).
Стыдно может быть и за своего сына, жену, за священника, а может быть стыдно и за группу единоверцев. Это нормально, здесь нет ни какого неудовлетворения Церкви вообще, здесь нет внутренней раздвоенности в вере. Стыдно, например, за то, что православный христианин клевещет на атеиста. Стыдно, поэтому подхожу и говорю с ним наедине, не слушает, говорю с ним при свидетелях, не слушает идем в Церковь, а если и после не слушает - язычник и мытарь. Вот и все раздвоение: подойти к согрешившему или не подойти - "пусть живет" как хочет. Не порождайте лишние сущности: либеральный или социалистический православный, будучи морально чистым человеком не может не испытывать стыд за развратное поведение своих братьев и сестер. Если Вам "лично не жарко и не холодно" от такого поведения, то так и говорите: "А мне вот не стыдно и так должны поступать все, а то обзову вас церковными либералами".
Татьяна22 августа 2012, 16:23
Да, все верно! Спасибо за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×