Река Сясь вытекает из болот и впадает в Ладожское озеро. Она спокойна и величественна, хоть и невелика. Сюда приезжают отдыхать даже из Петербурга, несмотря на то, что река вполне оправдывает свое название: «сясь» по-вепсски — комар. Зато здесь песчаные пляжи и чистая вода. Самое большое на Сяси поселение — городок Сясьстрой, который стоит на древней земле — Сясьские Рядки. Одна из его достопримечательностей — храм Успения Пресвятой Богородицы — сегодня восстает из руин, и здесь возрождается по-настоящему активная общинная жизнь.
И
машину починят бесплатно…
Сясьстрой исторически делится на две части. Та часть, где стоит Успенская церковь, — скорее деревня, чем город, то есть просто деревня с обычными деревянными домиками за заборами. Церковь стоит на небольшом холме, ее видно издалека. Местные жители вспоминают, что еще недавно на месте храма были одни стены и пришлось из этих стен выгрести несколько грузовиков мусора. А сейчас над белоснежным храмом сияют пять серебряных луковок, вот только колокольня пока еще в лесах: ее планируют ремонтировать в этом году.
Церковь тоже делится на две части: восточную и западную. Восточная, Успенская, половина задумана как летний храм, но теперь и в ней имеется отопление. Эта часть сейчас реставрируется, и пока в ней проходят чаепития, лекции и беседы. Западная половина, зимняя, освящена во имя Алексия, человека Божия, и праведных Захарии и Елисаветы — сейчас именно здесь проходят богослужения.
Невероятно, но факт: в этом году в Сясьстрое рождаемость превысила смертность. Пусть на какую-то ничтожную долю процента, но превысила. И детей на службах много, хотя нас уверяли, что в этот раз пришли отнюдь не все. «Раньше детей на службах вообще не было, ходили в храм одни бабушки», — поделился с корреспондентами «Воды живой» один из прихожан. Сейчас на приходе все возрасты представлены: и пожилые, и люди средних лет,и подростки, и молодые родители с младенцами. Как всегда в деревнях, здесь все друг друга знают.
Четыре года назад сюда приехал нынешний настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы иерей Виталий Фонькин. Отец Виталий «променял» возможность служить в Николо-Богоявленском соборе Петербурга на сельский приход: «В большом городском соборе людей крестишь, венчаешь, а в дальнейшем, как правило, ничего не знаешь о них. А здесь все на виду, поэтому формального подхода просто не может быть».
В Сясьстрое отец Виталий исполнил свою давнюю мечту — в Успенском храме не берут денег за требы: «К этому призывал священнослужителей ныне покойный Патриарх Алексий II.
Народ у нас в основном небогатый, прихожане жертвуют на храм когда и сколько хотят, и нет такого неприятного момента, когда человек хотел бы подать записку, но у него не хватает денег. Это придает особую теплоту отношениям между священниками и прихожанами. У меня такой случай был: срочно надо было ехать, но сломалась машина, так мне в автосервисе ее починили бесплатно, дескать, вы, батюшка, с нас денег не требуете, и мы с Вас тоже ничего не возьмем».
Свечи и книги отец Виталий тоже рад был бы раздавать просто так, но это невозможно. Однако все книги есть в библиотеке, и при желании их можно взять почитать. Елена, супруга отца Виталия, сетует: «Отнюдь не все, кто приходит в церковь, хотят что-то узнавать о своей вере. Но это не только деревенская беда, и в городе полно тех, кто крестится из суеверных соображений и ходит в храм просто потому, что „так надо“...»
Позвольте рассказать, как в бурю паруса вязать…
«Когда меня направили в этот приход, — продолжает отец Виталий, — я сразу подумал: хорошо бы организовать для детей что-нибудь связанное с водой. И неожиданно оказалось, что сторож нашего храма — не только яхтсмен, но и тренер. Но лодок у нас не было. Первую нам дали в Ладожском яхт-клубе, списанную. Через каждые полчаса приходилось вычерпывать воду, но на нее можно было устанавливать парус, мы даже по Ладоге ходили».
На следующий год отцу Виталию отдали другую списанную лодку. Ее решили назвать «Святитель Николай», она пока ремонтируется. Этим летом отец Виталий собирается со своими подопечными на Валаам, надеется к этому времени завершить ремонт. Есть у храма и спасательная шлюпка с мотором, названная в честь святой Параскевы Пятницы: «Она помогает нам, когда совершаем походы по каналам, где редко бывает попутный ветер».
За это время отец Виталий сам прошел курс обучения в яхт-клубе, у него есть права на управление небольшим речным судном; многие дети получили дипломы рулевых. «Но главное в наших поездках — не просто научить детей управляться с парусом. Мы отправляемся не в походы, а в паломничества: выбираем в качестве конечного пункта какое-нибудь святое место — храм или монастырь.
Я приглашаю в походы не только ребят из нашего прихода, но и тех, кто приезжает на лето из города к бабушкам-дедушкам. В итоге в походы ходит гораздо больше детей, чем в воскресную школу. Многие впервые сталкиваются с православием, знакомятся с молитвами, с церковной службой. Мы купили высокую палатку, она у нас храм-часовня. Я всегда объясняю ребятам перед походом, какая у нас цель.
Обычно мы ходим на двух-трех судах, у нашего капитана есть своя яхта. Для дошкольников делаем небольшие однодневные походы. Есть добрая традиция — несколько раз за лето ходить к Тихвинской часовне, это не очень далеко. И место удобное: рядом большая поляна». Дети самого отца Виталия еще слишком малы, но он уверен: когда подрастут, с удовольствием будут ходить в походы.
Благодаря походам стали ходить в храм и дети из неверующих семей: «Некоторые приходят сами, без родителей. А одна девочка живет на другом берегу, но на службы ходит к нам, хотя у них там тоже есть церковь».
Настоятель планирует оборудовать причал прямо напротив храма. Сейчас яхты стоят не очень далеко, но до них все же еще надо идти. Неподалеку от храма сохранился большой каменный дом купца Василия Каялина. Отец Виталий мечтает, что этот пустующий дом передадут общине и там можно будет устроить воскресную школу и даже детский лагерь, чтобы принимать группы желающих совершать водные паломничества.
Театр не ради зрелища
«Воскресная школа у нас без тетрадок, — объясняет отец Виталий. — Кто хочет — записывает, но для меня главное — общение. А в зимнее время у нас театр. Яхты привлекают в основном мальчишек, а театром занимаются все дети. Часто в спектаклях принимают участие и взрослые прихожане.
Режиссер — я сам. Некоторые спектакли ставим по готовым сценариям, но чаще сам их пишу. Мы уже поставили семь спектаклей на достаточно высоком уровне. Последний называется „Цветы совести“. Он кукольный, и кукол делали наши дети». Проблема декораций решается просто: на большой экран проецируется изображение. Рождественские спектакли показывают обычно и для детсадовских детей, а «Цветы совести» воспитанники отца Виталия играли в соседнем приходе. Но, как считает настоятель, активно «гастролировать» еще рано. Как в походы дети ходят не столько за экстримом, сколько для приобщения к вере, так и театр создан не только ради самого зрелища.
Дети — главное направление работы отца Виталия, но не забывает он и взрослых, думает организовать при храме общество трезвости (в городке процветают алкоголизм, наркомания). После каждой службы в храме проходят беседы, лекции. Этим летом в храме отец Виталий стал показывать фильмы. Любой желающий может взять диск домой и посмотреть, но, во-первых, не у каждого есть DVD-плеер, а во-вторых, в храме киносеанс всегда сопровождается беседой о вере.
Когда корреспонденты «Воды живой» приехали в Сясьстрой, отец Виталий недоумевал: «Что о нас можно написать? Мы еще ничего не сделали!» Но потом, когда пообщались, помолились, поговорили о проблемах и радостях, сказал: «Пожалуй, писать есть о чем...»
Успенская церковь в Сясьских Рядках построена в 1751 году.
В 1816 году к храму была пристроена колокольня, которая из-за бедности прихода строилась шесть лет. Основным жертвователем был местный купец второй гильдии Василий Каялин, имевший в Сясьских Рядках кирпичный завод. Храм был знаменит своими святынями: здесь хранился напрестольный крест с частицами Животворящего Креста Господня, Пояса Богородицы и мощей святых, особо почитаема прихожанами была икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе. К церкви были приписаны четыре часовни, но до наших дней сохранилась лишь одна.
Закрыли церковь в 1937 году. Здание постепенно ветшало, а
в 1960 во время сильной бури обрушилась колокольня.
Восстановление началось в 2001 году усилиями местных
жителей. По благословению митрополита Санкт-Петербуржского
и Ладожского Владимира была создана община.