Православный календарьПравославный календарь
«Я был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр. 1, 17–18)
Священник Валерий Духанин
Тирания разложения вдруг преобразилось в благоухание жизни от Жизни, пролившей слезы над гробом любимого друга.
«От слов своих осудишься»: трагедия Пелагеи Бубновой
Дмитрий Михайлов
Эта банальная ссора могла кончиться примирением, а закончилась доносом…
Митр. Иларион (Капрал; ☦16.05.2022): Мы счастливы, что достигли единства
Для меня прошедшие с тех пор 15 лет – это годы радости. За прошедшее с тех пор время я ни разу не пожалел об этом.
Шесть идей-рецептов из жизни замечательных семей
Анна Сапрыкина
«Замечательные» родители были внимательны к детям, умели и хотели их слышать, но вовсе не устраивали из этого «час господства ребенка».
Про «ересь русского мира»: есть ли она? (ВИДЕО)
Священник Георгий Максимов
Разбор Декларации об учении о «Русском мире» и письма ряда клириков УПЦ о «церковном трибунале».
Исихасты из Долины келлий
Богдан Лупеску
В этой безвестной расселине еще обитают отшельники — в XXI веке! Очаг исихазма, оторванный от мира.
Счастливые семьи: девять общих черт согласно христианской традиции и… Брюсу Фейлеру
Анна Сапрыкина
Соотнесем мои выводы с «рецептами успешности» из книги Брюса Фейлера «Agile в семье».
Воспитанники Псково-Печерской семинарии о своей духовной школе (+ФОТО)
Я даже не рассматривал другие варианты кроме Псково-Печерской семинарии. Меня будто тянуло сюда на каком-то подсознательном уровне.
«Меня всегда привлекало единство духа»
Ольга Полторак
Я решила исполнять только те композиции, которые сама аранжировала – не перепевать ноты, а создавать песни самой.
Диакон Нектарий Янгстон: «Я взял икону, и из нее струйками потекло миро»
Эту икону продавали на распродаже за 20 долларов, потому что посчитали слишком темной.

Шотландский Дон

Абердин расположен на побережье Северного моря, вдали от наиболее густонаселенных районов Великобритании. Путь до этого шотландского города неблизкий. К примеру, из северо-западной Англии (где я прожил – в Манчестере – больше трех лет) прямые поезда не ходят, ехать надо с пересадкой в Эдинбурге и не меньше шести часов; прямым поездом из Лондона можно добраться за семь часов. Но ехать приятно, особенно если сидишь возле окна: по дороге любуешься красотой шотландской природы, с ее зелеными лугами, прозрачными речушками и поросшими вереском холмами.

На улицах Абердина
На улицах Абердина
Сам город, население которого превышает 200 тысяч человек, известен как нефтегазовая столица Европы. Практически все мировые компании нефтегазового сектора имеют в Абердине свои представительства. Финансовый оборот города сравним с оборотом Франкфурта-на-Майне, Цюриха или Женевы. По количеству миллионеров на душу населения Абердин уступает только Найтсбриджу в Лондоне и так называемому «поясу брокеров» севернее Лондона.

Через Абердин протекает река, название которой не может не напомнить о России – Дон. Еще Абердин называют «гранитным городом»: гранит являлся основным строительным материалом до середины XX века, используют его и сейчас. Большинство верующих принадлежит Шотландской Пресвитерианской Церкви. Впрочем, в религиозном плане Абердин известен своим печальным лидерством иного рода: по доле атеистов в населении он занимает первое место в Шотландии.

Часовня Кингс Колледжа (внутри)
Часовня Кингс Колледжа (внутри)
Православие в Абердине представлено тремя приходами: апостола Матфея (Константинопольский Патриархат), святых Иоакима и Анны (Румынская Православная Церковь) и преподобного Макария Абердинского (Московский Патриархат) – святого VI века, первого епископа в Абердине. Пожалуй, самый динамично развивающийся приход – румынский. Он начал действовать около четырех лет назад, в конце 2008 года (хотя официальной датой основания считается январь 2010 года). Именно в этом приходе (единственном из всех трех) есть постоянный священник, живущий в Абердине. Община арендует здание церковного центра Мидстокет (на Мидстокет роуд, 35), а службы совершаются еженедельно: вечерня по субботам и утреня с литургией по воскресеньям, и конечно же, богослужения в праздничные дни.

В греческой церкви апостола Матфея (приход образован в 1986 году) литургии, как правило, служат два раза в месяц: в первую и третью субботы. Греки арендуют епископальную церковь святого Ниниана (на Кинг стрит, 696). Духовенство приезжает из Эдинбурга, основной язык богослужений – английский, используется также греческий и немного – церковнославянский.

Часовня Кингс Колледжа
Часовня Кингс Колледжа
Приход Московского Патриархата в Абердине образован сравнительно недавно – чуть больше 2,5 лет назад. Во многом это заслуга наиболее активных православных русских – Алексея Севастьянова и его супруги Ольги. Севастьяновы регулярно обращались в управление Сурожской епархии с просьбой назначить в Абердин священника. Но Лондон смог пойти навстречу далеко не сразу: иногда ответы вообще не поступали, иногда приходили отказы, мотивированные нехваткой духовенства.

Первая литургия в общине преподобного Макария состоялась в феврале 2010 года – ее отслужил протоиерей Геннадий Андреев, в то время благочинный епархиального округа Шотландии (сейчас отец Геннадий живет в Манчестере и служит на севере Англии). Служба проходила в капелланском центре при Абердинском университете. В последующем капелланство стало основным местом богослужений для русского прихода. Иногда служили в университетской часовне (King’s College Chapel), расположенной неподалеку. Многое зависело от распорядка занятий в университете: во время учебных семестров воскресные службы в часовне совершали протестанты, но на каникулах никаких препятствий для православных богослужений уже не было. Отец Геннадий обычно приезжал в Абердин раз в месяц. Правда, абердинское послушание батюшки продолжалось недолго: в ноябре 2010 года его сменил священник Георгий Завершинский, направленный в Шотландию из Москвы.

Сейчас в общине преподобного Макария установился такой порядок богослужений: отец Георгий, постоянно проживающий в Глазго, приезжает, как правило, два раза в месяц; в субботу вечером служится всенощное бдение (в университетской часовне), в воскресенье – литургия (в капелланском центре, а во время каникул обычно в часовне). Язык богослужения, как правило, церковнославянский; среди прихожан – выходцы из Прибалтики, России и Украины. Активную роль в жизни общины играет бессменный, с момента основания, староста – Александр Меньшиков.

Александр Меньшиков
Александр Меньшиков
Справка. Александр Васильевич Меньшиков родился в 1978 году в Харькове (Украина). Окончил механико-математический факультет Харьковского университета, аспирантуру Института механики в Киеве. Доктор физико-математических наук. С 2005 года работает в Абердинском университете. Дистанционно обучается по специальности «Теология» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Женат, воспитывает двоих сыновей.

С Александром Меньшиковым я беседовал в его офисе, расположенном в одном из корпусов инженерного факультета Абердинского университета. К вере Александр обратился в зрелом возрасте, причем уже после переезда на земли «туманного Альбиона». Обращение во многом было определено культурными факторами: именно так выражалось стремление нынешнего старосты прихода сохранить свою русскость в британской среде.

– К Православию, да и к вере в целом, я относился насмешливо, – вспоминает Александр. – Помню, уже в постсоветские времена бабушки из деревни в Курской области (отец у меня родом из тех мест) говорили мне: «Саша, вот у нас батюшка хороший, давай тебя покрестим». Но я им неизменно отвечал: «Вы что, смеетесь? Ни к чему все это. И вообще – Бога нет». Но в 2007 году (как раз моя жена была беременна) я почувствовал: для того чтобы оставаться русским (я себя считаю в широком смысле слова русским, а не украинцем), чтобы не раствориться в мультикультурном британском обществе, мне нужно стать православным. В декабре я приехал на Украину, но душа почему-то не лежала там креститься: все-таки много на украинской земле раскольников – автокефалистов, последователей «киевского патриархата». Поэтому я поехал креститься в Белгородскую область, там у меня дядя живет. Крестился в декабре 2007 года.

– Потом у меня было одно видение, или, может, переживание, связанное с рождением сына, –продолжает свой рассказ мой собеседник. – Жена три дня его рожала, я все это время провел в роддоме в Абердине, практически без сна. И вот потом, когда Василий родился, я поехал домой спать. И снится мне сон: хожу я по улицам, мечусь, словно вне себя. Захожу в храм – и мне становится хорошо. Наверное, это был какой-то знак свыше, что вне Церкви мне быть нельзя.

– Вначале, до официального учреждения русского прихода, мы служили с Алексеем Севастьяновым мирским чином, – вспоминает Александр. – Служили по понедельникам, вечером, в часовне Кингс Колледжа. В греческую церковь я ходить не хотел: мне казалось, что молитва должна звучать или на церковнославянском, или на русском. То же самое и с румынским приходом: не трогало меня богослужение на чужом языке, не чувствовал я погружения… Кстати, вначале греки отнеслись к созданию русского прихода с подозрением: нас чуть ли не обвиняли в том, что мы собираемся уводить у них прихожан. Потом, правда, все уладилось, стало понятно, что состав прихожан у нас разный. Да и служим мы в разные дни.

По словам моего собеседника, работа по информированию православных абердинцев о службах в приходе преподобного Макария идет постоянно. Размещаются объявления в русском магазине, информация поступает в русскую школу (кстати, сам Александр с супругой преподают там математику), а также ведется рассылка новостей тем прихожанам, которые желают их получать (они, в свою очередь, передают эту информацию другим). Правда, людей на службах все равно не очень много – до 30 человек. И не все из них довольны местом проведения богослужений: оно мало напоминает привычный интерьер православных храмов в России, на Украине или в Прибалтике.

Кафедральный собор преп. Макария (Шотландская пресвитерианская церковь)
Кафедральный собор преп. Макария (Шотландская пресвитерианская церковь)
– Что поделаешь: мы поставлены в такие условия, что вынуждены с этим мириться, – объясняет Александр. – В часовне используем имеющийся там престол, в капелланском центре – просто ставим стол и покрываем его надлежащим облачением. Иконостаса у нас нет, даже временного. Люди предлагают арендовать другое помещение (на постоянной основе), но на это нет средств. Нам ведь приходится оплачивать проезд священника, а также закупать необходимую утварь, богослужебные книги. Вот только на это денег и хватает. О том, чтобы взять в аренду какое-то помещение (одну из протестантских церквей города, например), пока не может быть и речи.

– Видимо, это одна из серьезных проблем прихода? – спрашиваю я.

– Да, но не только. Иногда возникают сложности с пением. Конечно, у нас есть регент – Наталья Инглс; кроме того, регулярно поет в хоре Евгения Бразерс. Сложности возникают, если Наталье приходится уезжать на время из Абердина, например в командировку или в отпуск с семьей летом. Евгения без регента петь пока не может. Мы с Алексеем Севастьяновым тоже не поем, хотя читаем вполне нормально. Поэтому приходится петь священнику. Но когда Наталья на месте, тогда все хорошо – они с Евгенией очень слаженно поют.

– Кроме того, русскоязычная община в Абердине очень размытая, многие не знают, что здесь есть русский приход, – продолжает староста. – Еще одна проблема – мужья-британцы наших прихожанок. Некоторые из них приезжают с женами и просто сидят в церкви, ждут, а многие отпускают супруг на службы одних. Думаю, они не особенно рады, если их жены часть воскресенья проводят в церкви (даже несмотря на то, что службы у нас пока всего два раза в месяц). Кроме того, у прихожан есть сложности в совмещении работы с посещением богослужений. Многие женщины работают в отелях и супермаркетах, нередко по воскресеньям. Мы как-то хотели сделать службы по субботам (в субботу проще арендовать церковь), но люди выступили против: если в воскресенье еще получается прийти, то в субботу – нет. Приходится жить в такой ситуации.

Шотландцы в кильтах
Шотландцы в кильтах
– Конечно, у нашего прихода есть свои «плюсы», – замечает Александр. – К нам ходят те, кто действительно желает быть в Церкви, а случайных людей, «захожан» практически нет. Мы все друг друга знаем, общаемся между собой. Подавляющее большинство тех, кто приходит на литургию, причащается. Кстати, в том, что у нас нет иконостаса, имеются свои положительные стороны: люди видят священника в алтаре. Обычно ведь на службе так происходит: батюшка вышел, прочитал что-то и скрылся, а прихожане стоят, смотрят на иконостас. Здесь же все действия священника на виду, и люди говорят, что им так проще и понятней.

Что ж, русский приход в Абердине сейчас находится на начальном этапе своего жизненного пути. Но даже за 2,5 года в городе сформировалась крепкая община, о которой узнают местные жители. Возможно, приходу пока недостает миссионерских усилий, которые могли бы быть направлены на более активное использование в богослужении английского языка и свидетельство о Православии коренным шотландцам. Все-таки Православная Церковь носит вселенский характер и не может ограничивать себя верующими нескольких национальностей, даже если речь идет о людях, прибывших из традиционно православных стран.

Фото автора.

Сергей Мудров

5 сентября 2012 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 35 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Прот. Андрей Филлипс
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Протоиерей Андрей Филлипс
Восприняв веру из римо-британской традиции и укрепившись в галльском и египетском монашестве, святые Ирландии и Уэльса возродили Православие в Британии.
Католические святые на Британских островах Католические святые на Британских островах
Протоиерей Андрей Филлипс
Святые Британских островов, почитаемые только католиками, – это главным образом подвижники, жившие между 1054 и 1200 годами, и лишь весьма малая часть тех, кого признает за своих святых Католическая Церковь, жила после 1200 года. Разгадка вполне очевидна: после 1054 года источник святости, то есть приобщения Духу Святому, стал вне Православной Церкви быстро иссякать.
Записка от митрополита,
или Чудесные встречи с митрополитом Антонием
Записка от митрополита,
или Чудесные встречи с митрополитом Антонием

Игорь Петровский
Здесь, в британской столице, в декабре 2000 года я встретил человека, одинаково великого как в своем слове, так и в своем молчании. На первый взгляд, это был простой монах преклонного возраста. Однажды Би-би-си назвала его самым сильным христианским голосом мира; университет Абердина присвоил ему почетную степень доктора «за обновление духовной жизни в стране»; архиепископ Кентерберийский признал, что народ Англии в огромном духовном долгу перед ним.
Святой Лондон Святой Лондон
Прот. Андрей Филлипс
Святой Лондон Святой Лондон
Протоиерей Андрей Филлипс
По преданию, первой лондонской церковью была церковь святого Петра в Корнхилле. Предполагают, что церковь эта была кафедральным собором римо-британского Лондона. А главным храмом Лондона англов стал собор святого Павла, возведенный в Сити. Храм этот был деревянным. Его построили на месте языческого храма Дианы в 604 году после обращения в христианство короля Саберта, правителя восточных саксов. К середине же XI века на территории Сити существовало уже более 50 церквей.
Комментарии
Анна Заборжевская11 октября 2020, 16:50
Спасибо, очень интересно
Ирина 5 января 2017, 23:38
Здравствуйте, скажите пожалуйста где и когда проходят службы. Пытаюсь найти информацию не могу найти.
С уважением,
Ирина
Валерия20 мая 2015, 00:29
Здравствуйте! Очень рада узнать о том, что в Абердине есть приход Русской Православной Церкви. В настоящее время я нахожусь на обучении в Абердинском университете, подскажитепожалуйста, как можно узнать когда проходят службы?
Lana Mitchell 5 апреля 2015, 17:02
низкий поклон отцу Георгию, Александру, отрокам Якову и Матвею, Регенту Наталье, всем труждающимся и жертвующим!Мой муж - шотландец, принял Православие. Сегодня были на Литургии, и хочется поделиться огромным чувством радости и благодарности за то, что есть возможность посещать службы в Абердине!
Любовь 6 февраля 2014, 21:53
http://kentigern.squarespace.com/about-the-community-rus/
официальный сайт русской православной церкви в Шотландии.
Здесь можно узнать расписание служб в Абердине.
Любовь12 июля 2013, 21:00
Dobrij den! kak mono pokrestit detei v Abedine?
Надежда 8 марта 2013, 16:39
Бог в помощь, Александр ! Спасибо за ваши труды ! Жила в Абердине в 2008-2009 годах, очень не хватало православного окружения. Буду следить за жизнью вашего прихода и по мере сил помогать... Разместите где-нибудь ваши реквизиты. Всего наилучшего.
Сергей 2 октября 2012, 02:11
Уважаемый непредставившийся, вместо того, чтобы ехидничать, лучше пожертвовали бы деньги на иконостас.
... 8 сентября 2012, 13:47
"Кстати, в том, что у нас нет иконостаса, имеются свои положительные стороны: люди видят священника в алтаре. Обычно ведь на службе так происходит: батюшка вышел, прочитал что-то и скрылся, а прихожане стоят, смотрят на иконостас." Осталось перенять опыт у пресвитерианской церкви :))
Игорь 8 сентября 2012, 11:44
Павлу: как крик души ваше беспокойное сообщение вызывает всецелое сочувствие, но в этой заметке вы определенно что-то не то вычитали, или додумали. Так оно часто и бывает, умудри нас всех, Господи!
Желаю донским прихожанам крепкой веры и Божией помощи в благих начинаниях!
Павел 6 сентября 2012, 14:30
Сергею Мудрову: не перемудрите с "миссионерскими усилиями". Многое "обсуждение путей миссионерской работы", по моему, часто свидетельствует о том, что не выполнено миссионерство по отношению к своему сердцу.
Люби ближнего как самого себя. А мы самих себя не любим (т.е. не хотим сами себе спасения, душу свою дёшево ценим, т.к. не знаем её), и, следовательно, неспособны любить других людей. Оттого всё миссионерство и разговоры о нём принимает уродливую, подчас, форму. Вот добавят там наши люди "миссионерских усилий" - и нефтяные миллионеры шотландского городка поспешат на службы и принесут покаяние за всю жизнь. Вам не смешно? Я не апостол Пётр, у меня нет дерзновения сказать инвалиду-колясочнику: "встань на ноги твои именем Иисуса и ходи прямо", я верю, что имя Иисусово это может, но я так не делаю, из меня это не лезет. Поэтому я должен смиренно молиться о явлении Божией силы, Бог Сам в свое время приведёт в храмы того, кого нужно, но я бы с миссионерством не спешил. Оно и меня сломает и другим пользы не принесет.
Sergejs Prohorovs 6 сентября 2012, 13:19
Spasibo za informaciju.Ochen hasto bivaju v Aberdeene,Podskazjite pozjaluista kak s Vami svjazatsja.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×