Более 40 человек стали первыми участниками Клуба православных родителей. Среди гостей были как выпускники прошлых годов Православной школы будущих усыновителей, так и те, кто только планирует стать родителем для ребенка-сироты.
Владыка Пантелеимон отметил, что приемному родителю легче воспитать ребенка, чем кровному, так как последний легко забывает, что его ребенок - тоже «приемный», ведь он получил его от Бога. «Помните, что в лице усыновленного ребенка вы можете послужить Христу, и тогда вам будет легче» - сказал епископ. «Приемный ребенок – не чистый лист, в его душе уже написаны жизнью разные каракули и скверные слова. Исправить это все очень сложно. Но если есть горение веры у родителей, то сам их пример будет для ребенка свидетельством и незаметно изменит его», - считает владыка. Епископ Пантелеимон поделился и личным опытом воспитания четырех дочерей, которое осуществлялось совместно с духовником, и это помогло пережить многие трудности.
Отец Андрей Пинчук создал в Днепропетровской епархии сообщество приемных родителей, представителей разных конфессий и убеждений. Священник привел печальную статистику: 50% известных ему усыновляемых детей приходят в семьи после сексуального насилия. Что касается выпускников российских и украинских детдомов, то 70% из них меняют детдом на тюрьму, 80% выпускниц создают эффект «двойного сиротства», т.е. бросают собственных детей; каждый седьмой детдомовец кончает жизнь самоубийством. Отец Андрей признался, что «ненавидит систему детдомов до корней волос», потому что «сама структура детского дома уничтожает личность ребенка».
Священник признался, что ему поначалу всегда трудно полюбить ребенка, которого он сам же и взял под свою опеку. Порой нервы сдают, и после очередного уголовно наказуемого деяния своих чад их хочется просто «задушить». Но постепенно в этом противостоянии выковывается любовь: «Одна мудрая мама, открывшая семейный детский дом и воспитавшая 57 приемных детей, сказала мне однажды такую вещь: “Вы отвечаете за жизнь и здоровье ребенка. Но его жизнь и здоровье могут быть только в счастье. А счастье может быть там, где нет давления. Где есть любовь”».
Священник рассказал о том, что многое о детях-детдомовцах ему раскрыли годы работы в детском доме: «Там дети живут в строгой иерархичной системе, построенной по принципу армии или тюрьмы, в жесткой дедовщине. Я видел случаи, когда дети приговаривали воспитателя к увольнению и исполняли приговор в течение трех суток. В зависимости от детского лидера формируется поведение всех детей. Если лидер отрицательно относится к воровству, воровать не будет никто в этом детском доме. Но если положительно – воровать будут даже те, кто не хочет этого делать. Когда я беру ребенка в семью, и меня спрашивают, что я о нем думаю, я отвечаю, что ничего не знаю, это кот в мешке. Что бы ни сказал любой сотрудник или психолог детского дома об этом ребенке, попадая в семью, он может вести себя совершенно по-другому. Придя в дом, ребенок снимет ту маску, которую он носил в государственном учреждении».
Пример тому - случай с совершенно тихим и довольно послушным усыновленным мальчиком, у которого в дневнике вдруг появилась запись с вызовом в школу родителей: «Ваш сын взрывает петарды», - было написано в дневнике, - вспоминает священник. «На мой вопрос, что это означает, Костя ответил, что ничем таким не занимается. Я списал это на недоразумение. И все же, подобные замечания продолжались. Когда появилась запись: “Можете не приходить, школы больше не будет”, - пришлось провести расследование. Оказывается, ребенок наворовал селитры у местных фермеров и в старом сарае устроил подпольный цех по производству взрывчатых веществ, а в школе он все это реализовывал. Так как у него было много покупателей, и реализаторы были в доле – все были довольны, и школа действительно регулярно сотрясалась. Я, конечно, закрыл эту лавочку, но не потому, что так изъявил свою всемогущую волю родителя. Так бы я просто нажил себе лютого врага. У нас в семье закон: если зарабатываешь деньги, ты обязан платить налоги в семейный бюджет. Этим я пытаюсь приучить ребят к тому, что хотя бы малую часть заработков они должны отдавать семье, образно говоря на коммунальные расходы. В общем, лавочка была прикрыта за неуплату налогов».
Заканчивая беседу, отец Андрей подчеркнул, насколько важна поддержка всех, кому тема усыновления небезразлична: «У приемных родителей наступают периоды, когда они ощущают себя в темноте, все вокруг будто умерло и не на кого положиться. Как у Христа в Гефсиманском саду. Даже близкие родственники не могут вас понять. “Какие проблемы? Зачем вы тогда этих детей брали”, - слышал много раз я. И когда встречаешь тех, кто тоже во всем этом “варится”, становится легче. В самый тяжелый момент вы можете просто сказать друг другу доброе слово, и этим поможете».
Встречи Клуба православных родителей станут регулярными и будут собирать своих участников примерно раз в месяц. Те, кто находится в отдаленных районах, в беседе смогут участвовать и посредством вебинаров. В Клуб можно приходить с детьми, им будут предложены досуговые мероприятия: игры, чаепития, отдых на природе.
Подобные неформальные встречи приемных родителей проводятся не только при Марфо-Мариинской обители. Так при Московском фонде «Родительский мост» функционирует родительский клуб «Беседка». В Подмосковном Троицке обсуждает вопросы усыновления Содружество приемных семей «Твердь». При фонде «Отказники.ру» известный психолог Людмила Петрановская также проводит регулярные встречи и беседы с приемными родителями. Если же усыновителям важна духовно-религиозная составляющая поддержки, то в этом плане Клубу православных родителей на сегодняшний день альтернативы нет.