Разрушение
поклонных крестов, осквернение храмов кощунственными
изображениями и надписями, два поджога храмов —
в Калининградской области и в Москве, призывы
продолжить глумление и осквернение православных
святынь — все это вызывает у одних верующих
растерянность, у других — желание немедленно
дать отпор. О том, как на это реагировать, в интервью
газете «Крестовский мост» (№ 8, 2012)
рассказал настоятель храма святой мученицы Татианы
при МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Владимир
Вигилянский.
Вандалы должны знать, что их никто не поддержит
— Отец Владимир, Ваша недавняя книга «Что это было» о «весеннем антихристианском обострении» оказалась прозорливой: обострение перешло на лето и приняло уже криминальный характер. Что будет дальше?
— У меня есть надежда на то, что «криминальный характер», как Вы говорите, нападок на Церковь отрезвит наше общество. Если общество проявит безразличие в отношении вандализма, террор будет только усиливаться. Беда заключается в том, что у нас совершенно утеряно понятие «общественного договора» — это то согласие между людьми, которое не прописывается никакими законами. Например, нельзя сквернословить в присутствии женщин и детей или — недопустимо непочтительное отношение к памяти воинов, защищавших страну, к символам нашего государства и так далее. Национальные и религиозные чувства — самые болезненные. Любое, даже еле заметное оскорбление этих чувств очень ранит сердце человека. Если мы все будем нетерпимы к подобным фактам, если вандалы будут знать, что никто в обществе не станет поддерживать их публичные акции, если мы перестанем, условно говоря, называть кощунниц «девочками», а крушителей крестов «мальчиками», то все прекратится.
— Анализируя нынешнюю ситуацию, Вы прибегаете к историческим аналогиям. Возникает печальное ощущение, что все это уже было, но ничему нас не научило. У Вас тоже есть такое чувство?
— К сожалению, характер нынешнего времени (это относится не только к нашей стране) дает пищу для подобных печальных выводов. Кажется, Гегель как-то произнес: «История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы». Есть и другой афоризм не менее мудрого человека: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь». Унывать, конечно, не следует — это грех. Я оптимист и считаю, что любой серьезный и ответственный человек, каждый на своем месте, может сделать очень многое для улучшения климата в обществе. Главное — не отмалчиваться, когда видишь бесчиние и безобразие.
Существует идеология, питающая варварство
— Вы пишете об организованной войне с православными...
— Некоей единой организации, ведущей войну с Церковью, пожалуй, нет. Но есть вполне оформленная, имеющая многовековую историю антихристианская идеология, подпитывающая как информационные атаки, так и варварские акции. Эта идеология основана на мысли, которая была сформулирована у Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено».
— Говорили, что не нужно требовать ужесточения наказаний за нападки на Церковь. То есть на уровне законодательства у нас проблем нет? Всегда ли, например, полиция представляет себе, какое поведение является кощунственным?
— Я не специалист в вопросах законодательства. Для этого есть профессионалы. Мне кажется, что в статьях Уголовного кодекса есть все меры для квалификации злостных деяний в отношении Церкви. Возможно, следует законодательно уточнить дефиниции, что считать разжиганием ненависти, оскорблением, проявлением вражды. Полиции вовсе не нужно квалифицировать то или иное деяние с точки зрения кощунства, ей достаточно понимать, что такое «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды».
Нужно ли храмам видеонаблюдение?
— Как, на Ваш взгляд, рядовые прихожане могут сейчас воспрепятствовать худшему развитию событий? Можем ли мы остановить зло какими-то действиями? Или нужно только запастись терпением и молиться?
— Силу молитвы и силу веры даже наши православные недооценивают. Искренняя смиренная молитва может очень многое сделать. Апостол любви Иоанн Богослов утешает нас: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (2 Ин. 5:4-5). Ну и конечно же терпение — наше самое действенное оружие в исправлении нравов и самый верный путь к собственному спасению. И последнее: пусть это не покажется банальностью, но в первую очередь надо начинать с себя, посмотреть, а как ты сам относишься к нашим святыням, не погибло ли у тебя самого благоговение к ним, не злословишь ли ты о своих ближних, священнослужителях, Патриархе, не утеряно ли у тебя милосердие, наконец, не живешь ли ты по законам этого падшего языческого мира.
— Недавно Вы стали настоятелем известного храма в центре Москвы. Собираетесь ли Вы предпринять какие-то дополнительные меры для охраны вашего храма от потенциальных кощунников?
— Ситуация с безопасностью в храмах в больших городах несравнимо лучше, чем в провинции. В большинстве из них есть постоянная охрана, имеющая инструкции, как им поступать в случае хулиганства. На мой взгляд, прихожанам не следует заниматься самодеятельностью в противодействии агрессивным святотатцам и все-таки призывать профессионалов для предотвращения их акций. Священникам нужно озаботиться усилением охраны церковных святынь и безопасности прихожан.
— Некоторые говорят, что имеет смысл оборудовать храмы видеокамерами (хотя бы по одной, на входе), чтобы фиксировать лица заходящих и, если кто-то совершит бесчинство и убежит, можно было его найти…
— Видеонаблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные и так понятны, а отрицательные связаны с нарушением приватности, интимности взаимоотношения с Богом любого церковного прихожанина: не каждому это будет по душе. Я бы посоветовал этот вопрос решать на общем собрании прихода.
Беседовали В. Коновалов, М. Устюгов
Вы кога-ниудь задумывалсь о значени спареных бук при напсании сло?
Видеокамеры в храмах? Это уж слишком! Как аэропортах, чтобы угонов и катастроф не было? Но ведь это - путь в никуда! В аэропортах уже умеют следить за движениями зрачков. Мол, у преступника глаза двигаются не так у обычного человека. И куда мы зайдем с внешним контролем? Внутренний контроль - страх Божий - гарантия безопасности.
Как-то получила разрешение сделать несколько снимков в храме во время службы. Не получились. Все оказалось мазано - руки дрожали. В храме человек с Богом общается. Бог - и человек. И все!!! Нельзя топором по живому, трепетному. И на входе камер не надо! Человек в храм к Богу идет! А если Господь попускает надругательства и кощунства в храмах, так, наверное, с нами что-то не так. А мы-то где?
Помогай вам Бог, Генадий.
P.S. Давайте все кто неравнодушен помолимся за Генадия.
Статья 213. Хулиганство
1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, -
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.
И напрасно.Кто не верует,тому этого не понять.
Удивительно, что даже сейчас существует мнение - "Храм Божий это общественное место". Давайте ради интереса спросим у иудеев или мусульман, наконец у буддистов: "Храм общественное место?".
Неужели вот так просто Святое стало общественным? А если Храм общественное место, то что у нас Святое? Живот, кошелек, счет в банке, иномарка, квартира...
А ведь на самом деле Храм у нас общественное место: можно болтать и слоняться во время Литургии, женщинам можно пребывать в нем в мужской одежде, а также находиться на молитве в подобных одеяниях рядом с мужчинами, можно разговаривать по мобильному телефону, можно торговать в притворе и т.д.
Это все нормально?
Иисус Христос учил: "...ревность снедает по Дому Твоему..."; "...ни одна черта не прейдет из закона..."; "...не нарушить Я пришел, а исполнить..."; "...ученик не лучше учителя...". Для кого это сказано и принесено во времени?
В Воскресенском храме Томска давно поставлены видеокамеры. Настоятель - отец Пётр, человек строгих правил. В храме полный порядок, и на территории тоже. Был случай - цыганки утащили у старушки сумку с последними деньгами. ДА НЕ ТУТ-ТО БЫЛО!
Молодец отец Пётр! С юности он служил в МВД - 17 лет! порядок знает! Дети, внуки у него - что надо! Регент - лучше не сыскать (5 лет училась в Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры, имеет Университетское образование (ТГУ) с отличием и диплом педагога СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО БОГОСЛОВСКОГО ИНСТИТУТА!
Отец Пётр - наш земляк, служил в милиции Восточного Казахстана. НАСТОЯЩИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН ХРИСТОВ! Проповеди говорит от самого сердца! ДАЙ БОГ ЕМУ ЗДРАВИЯ на МНОГАЯ ЛЕТА!