Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.

О том, что нужно для успокоения

Источник: Радонеж

Программы Аркадия Мамонтова, который рассматривает события вокруг известной панк-группы, вызвали в интернете немалое раздражение и бурную дискуссию. То, что показывает Мамонтов, действительно тяжело и неприятно. Видеозаписи того, что происходило в храме, интервью с участницами группы, сделанные ими самими съемки групповухи в зоологическом музее, рассуждения Толоконниковой про то, что групповой секс на девятом месяце беременности ничуть не вреден для уже готового родиться ребёнка, и даже напротив, показан беременным, даже за четыре дня за родов — все это у обычного человека, не принадлежащего к креативному классу, может вызвать тошноту. Это вызывает естественную реакцию — держаться от всего этого подальше, всего этого креатива не видеть и запаха его не обонять. Нужно ли было транслировать все это? Признаюсь, я охотно бы уклонился от просмотра всего этого вообще — но как-то реагировать приходится, и я с пониманием отношусь к тому, что это показали.

Проблема с кощунством — в том, что если вы не покажете его людям, вам будут говорить, а в чем проблема-то? Эта такая нестандартная молитва, а вы тупые и не понимаете; а показать — значит оттранслировать его ещё раз. Возможно, у такой трансляции (я говорю это с тяжёлым сердцем) есть смысл. Группа поддержки должна знать, что они одобряют и под чем они подписываются — а все остальные должны знать, почему мы под этим подписываться не хотим. Почему мы считаем, что групповой секс — это не искусство, а выкрики «ср*нь» - это не молитва. Даже если весь креативный народ, все прогрессивное человечество во главе с Amnesty International, сэром Полом Маккартни, Луизой Чиконе и мэром Рейкьявика в розовом платье стремятся убедить нас в обратном. Впрочем, прогрессивному человечеству отчасти извинительно — русский язык чрезвычайно труден для изучения, наша грамматика приводит бедных иностранцев в отчаяние, и все, с чем они там имеют дело — это весьма приглаженный пересказ про то, как некие девушки помолились в храме об избавлении от Путина, и злой Путин их за это вверг в темницу. Наивные иностранцы могут думать, что «с*ка» и «ср*нь» - это такая молитва, а «убей сексиста, смой его кровь» - это призыв к братской любви. У людей, которые по-русски понимают, извинения такого нет; но многие из них просто избегают смотреть в лицо ситуации и задаваться вопросом о том, кого они, собственно, поддерживают.

Да, мир культов разнообразен, если служение некоей общины включает в себя известную лексику в качестве литургического языка, а групповуху в качестве служения — это странно и удивительно, но у нас, в конце концов, свобода вероисповедания. Но зачем же ломиться в храмы совершенно другой религиозной общины — Русской Православной Церкви, чтобы учинять свои камлания там? У русских православных людей есть какие-то права?

Есть истина, которая почему-то совершенно недоступна пониманию тех, кто называет себя «либералами» - у других людей, не-либералов, тоже есть права. В странах, которые относятся к аутентичной либеральной традиции — в тех же Соединённых Штатах, например, ломиться в помещение, принадлежащее чужой религиозной общине, считается нарушением права на свободу вероисповедания. Это наказуемо согласно тамошним законам, о чем еще раз напоминается в фильме. Потому что у религиозной общины есть право распоряжаться в ее культовом здании. Ломиться в это здание, и требовать от этой общины, чтобы она пересмотрела свои внутренние установления — значит отрицать за ее членами право на свободу вероисповедания. Мы, русские православные люди, здесь, в Москве, у себя дома. Мы не согласны с теми, кто отрицает за нами эти права.

Программы Мамонтова вызвали яростную критику из-за того, какую реакцию на происшедшее предложил его автор. Действительно, тут есть что покритиковать — реакция некоторых участников обсуждения была гневной, а Апостол напоминает нам, что «гнев человека не творит правды Божией.(Иак.1:20)». Однако я не могу разделить — в свою очередь неоправданно гневную — реакцию о. Андрея Кураева.

Меня тоже напрягли некоторые фрагменты передач. Человек, которому плюнули в лицо, может выглядеть неэстетично — плевок никому не добавляет привлекательности, а тут он ещё может начать совершать резкие и неизящные телодвижения, говорить не вполне сладким голосом, высказывать не вполне обоснованные предположения, и вообще проявлять некоторую негативно окрашенную эмоциональность. Особенно, когда плюющий настаивает на том, что в плевке нет ничего неправильного, и он твердо намерен продолжать в том же духе. Некоторые предположения, высказанные в программах, кажутся мне недоказанными, а некоторые формы реакции на происшедшее — неправильными. Но я не считаю, в отличие от о. Андрея, что его резкость чему-то поможет.

Если мы хотим успокоить страсти, давайте подумаем, как это сделать. То, что произошло в Храме Христа Спасителя, было плевком в лицо множеству людей — благочестивых и не очень, воцерковленных и тех, для кого Православие — скорее часть национальной идентичности. Разговоры о том, что так и надо, что это дело похвальное, заслуживающее всяческой поддержки, были продолжением того же плевка.

Что можно сделать для того, чтобы успокоить человека, в лицо которому плюнули? Начать сурово упрекать его за то, что он реагирует на плевок недостаточно кротко и смиренно? Упрекать, конечно, можно, только как это поможет восстановлению мирного духа? Боюсь, что выйдет ровно наоборот — когда человеку сначала наносят тяжкое оскорбление, а потом ещё выговаривают за то, что он на него реагирует с гневом и обидой, это выглядит так, будто за ним не признают человеческого достоинства — так, будто ему имеют право плевать в лицо, а вот он не имеет права оскорбляться. Я понимаю, что это не то, что о.Андрей хочет сказать — но то, что мы говорим, и то, что (вполне предсказуемо) услышат другие, это не совсем одно и тоже. Гневно упрекать людей за то, что они гневно реагируют на тяжкие оскорбления — это не способ внести успокоение в эту тяжёлую ситуацию.

Я думаю, надо начать с другого — с ясного обозначения того, что плевать людям в лицо нельзя. Измываться над национальными и (хотя бы и не очень правильно поставленными) религиозными чувствами людей нельзя. Чтобы успокоить оскорбленного человека, надо сначала признать факт — да, оскорбление имело место, и это неправильно. Да, у Вас есть достоинство, и оскорблять его нельзя. Да, мы постараемся, чтобы Вас больше так не оскорбляли. Точка. Пробел. О том, правильно ли человек реагировал на плевок, не впал ли в грех осуждения и гнева — будем говорить в следующем абзаце. Твердо установив, сначала, что у человека — и у народа — есть достоинство, и оскорблять его нельзя.

Собственно, принципиальный вопрос данного конфликта не в том, правильно ли посадили безобразниц на два года — я вот считаю, что неправильно, надо было дать им пятнадцать суток, а потом уже принять нормальную уже статью о наказании за бесчинства в местах поклонения, как в тех же Штатах. И не в том, уместно ли реагировать на такую провокацию с гневом и яростью, сдирать с безобразников майки и творить тому подобное — я тоже считаю, что неуместно.

Принципиальный вопрос данного конфликта в том, есть ли у русских православных людей в их столице право на свободу вероисповедания, или любой желающий может устраивать какие угодно бесчинства в православных храмах, в частности, воздвигнутых для поминовения павших за Отчество воинов — а те, кому это оскорбительно, обязаны утираться. И надо иметь в виду, что односторонне гневные упрёки в адрес тех, кто недостаточно кротко реагирует на плевки, будут использованы стороной, полагающей, что у православных нет прав.

И вот общему успокоению могло бы содействовать другое — ясное признание того, что у нас всех есть общественный консенсус в отношении того, что наносить тяжкое намеренное оскорбление своим согражданам нельзя. Гнев, который мы видим в программах Мамонтова, прямой результат того, что есть люди, которые настаивают — можно. Поэтому надо сначала обозначить — нет, нельзя, так не пойдёт, больше вам не будут плевать в лицо. Мы этого не допустим. Мы все согласны, что так нельзя.

И поэтому, при всей возможной критике, мы можем — и должны — поблагодарить Аркадия Мамонтова за его намерение сказать именно это. Плевать людям в лицо нельзя. Признав это, мы много поспособствуем общему успокоению.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

13 сентября 2012 г.

Рейтинг: 4.6 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Нина21 ноября 2012, 16:14
Господи, прости! О чем вы вообще говорите?! Как можно хоть как то оправдать ту мерзость, которую учинили эти одержимые? Православные люди слишком лояльны и мягкотелы по отношению к извергам. Единственный выход я вижу в том, что все мы будем бороться со злом и бороться жестко, без послабления. Тогда будет результат. И пусть общественность говорит что хочет. Добро должно быть с кулаками.
Василий 3 октября 2012, 13:42
Мамонтовские фильмы только еще больше раскручивают "пусек". Поменьше надо говорить о них.
Дмитрий 3 октября 2012, 11:11
Генаадий, Вам нужно успокоиться. :)
Геннадий - либерал17 сентября 2012, 00:14
СергеюП.
Брат, а за что ты хочешь со мной воевать? - ведь вполне возможно, что в прошедшее Воскресение мы с тобою в одном и том же Храме из одной Чаши причастились.
Спасибо тебе, Брат, поругал меня, а то все хвалят, прямо неудобно перед людьми.
Татьяна16 сентября 2012, 10:33
Спасибо автору за очень неравнодушное, но при этом разумное и взвешенное слово.
.15 сентября 2012, 00:21
СергийП :
Геннадию-либералу: вы,
либералы, прям все юристы
какие-то. Вы не признаете ни
совести, ни любви, ни
ненависти, ни похвалы, ни чего
того что свойственно душе
человеческой, хотя вы душу тоже
не признаете. Для вас существует
только закон и животные
инстинкты. Вы уже узаконили
воровство, обман и прочую
богопротивную мерзость. Вы -
чревопоклонники, поэтому у нас
с вами никогда не может быть
ничего общего и спорить с вами
что воду толочь в ступе. Поэтому
если вы одержите верх, то
будете нас гноить до последнего
человека, а если мы одержим
верх, то у вас будет шанс стать
человеком в полном смысле этого
слова. Но война у нас с вами
будет вечной, верней до
Страшного суда.


Не знаю Вашего возраста, а потому извините если обижу но Вы УМНИЦА! Спасибо Вам за прекрасные слова.
Сергий14 сентября 2012, 20:34
Фильм Аркадия Мамонтова не смотрел, но слушал обсуждение его на работе и читал отзывы на сайте. Мнения и отзывы разные.
Высказывать свое мнен6ие не буду. Но вопрос есть.
Почему «вдруг», только перед вынесением приговора и особенно после него светские СМИ начали рассказывать и показывать то, что творили те «девушки» на протяжении нескольких лет?
Где были корреспонденты и журналисты в первые месяцы после происшедшего, когда все светские СМИ однобоко подавали информацию, упоминая о материнстве и о простом хулиганстве, но без показа того, что сейчас «вдруг» стали говорить и показывать?
Сергий14 сентября 2012, 18:13
Г-н Кураев маньяк собственного мнения. Для него собственное мнение дороже Христа и Церкви. Все мои знакомые, ходящие в церковь, относятся к нему и его книгам отрицательно. Он вредит христианам больше, чем атеисты.
СергийП14 сентября 2012, 12:42
Геннадию-либералу: вы, либералы, прям все юристы какие-то. Вы не признаете ни совести, ни любви, ни ненависти, ни похвалы, ни чего того что свойственно душе человеческой, хотя вы душу тоже не признаете. Для вас существует только закон и животные инстинкты. Вы уже узаконили воровство, обман и прочую богопротивную мерзость. Вы - чревопоклонники, поэтому у нас с вами никогда не может быть ничего общего и спорить с вами что воду толочь в ступе. Поэтому если вы одержите верх, то будете нас гноить до последнего человека, а если мы одержим верх, то у вас будет шанс стать человеком в полном смысле этого слова. Но война у нас с вами будет вечной, верней до Страшного суда.
Андрей14 сентября 2012, 05:56
Ислам нучил себя уважать и защишать. Если православие это сделать не может, по поможет государство!
серафима13 сентября 2012, 23:28
Создается прецедент, когда юридически допустимо перелезать заграждения и разбивать стеклянные перегородки, которые ограждают ценные вещи(картины, украшения, драгоценности, предметы старины, утварь, иконы) в музеях, частных коллекциях, храмах.
Многие неверующие люди осуждают членов панк-группы именно за то, что они полезли через ограждения, не ограничившись плясками в середине храма.
Геннадий - либерал13 сентября 2012, 21:34
Сергей.
Неужели Вы до сих пор так и не осознали, что думающих людей возмущает не реакция или какой-то там гнев - пусть праведный или неправедный, и никто не оспаривает право любого человека на возмущение, пусть и на заслуженное обличение, а беззаконие и произвол в этой стране. Понимаете: произвол и беспредел. Плохие или хорошие данные индивидуумы, но они должны наказываться по закону, а не Вашему внутреннему моральному впечатлению.
Вы сами стали употреблять понятия:
1. "кощунство": но судили то за хулиганство;
2. "храмы совершенно другой религиозной общины": но общественный порядок априори невозможен в "храме другой религиозной общины", ибо по определению там особый, известный только этой общине порядок, отнюдь не общественный - в 213 УК РФ фиксируется "грубое нарушение общественного порядка".
К тому же Вы демонстрируете очень интересную логику: "я вот считаю, что неправильно, надо было дать им пятнадцать суток" (т.е. даже Вы осознаете: 15 суток
алексей13 сентября 2012, 20:21
посадили и хорошо. А сама история -- отличная проверка "на вшивость", всех поучаствовавших. Тех, кто письма в защиту дур этих писал, например.
Павел13 сентября 2012, 17:14
У меня осталось тягостное ощущение от просмотра передачи Мамонтова, в силу того, что при этом, увы, пришлось увидеть видеосъёмку вакханалии. Я согласен с Сергеем в том, что один из посылов Аркадия Мамонтова - дать понять потенциальным оправдателям подобных хулиганств, что в этом случае оправдание превращается в откровенную ложь, что и было показано.
Хочу только добавить ещё, что на мой взгляд, участники высказали очень здравую мысль о том, что для посрамления всех сочувствующих антигероям программы, надо называть вещи своими именами, а не прятаться за обиходными, навязанными определениями как хулиганок, так и их действий. Ведь это не девочки, а взрослые женщины; это не молитва, а богохульство, и компромиссов в назывании быть не должно. Хотя с определением "узник совести" я готов согласиться, но в таком виде: "бессовестные узницы": актуально, согласитесь?
Дмитрий13 сентября 2012, 16:29
Хорошая статья.
Согласен, "плевать" нельзя поэтому надо было дать 6 лет , а дали почему то только 2 года... И то скорее всего околопрезидентская либеральная клика сделает все чтобы их отпустили, возможно даже с извинениями.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новые материалы

Выбор читателей

×