В любом большом храме или книжном магазине можно купить так называемые «Жития святых» – сборники рассказов о христианах, которые были канонизированы Церковью в разные периоды. Самые полные собрания житий занимают не один десяток томов, а самые краткие легко вмещаются в дамскую сумочку. Но, независимо от объема, все эти издания объединены общим источником: о святых, которые жили до эпохи Возрождения, русский читатель знает благодаря одному человеку – Димитрию (Туптало), митрополиту Ростовскому. Именно его тексты входят в состав большинства современных житийных сборников.
Справедливости ради нужно сказать, что святитель Димитрий был не только крупнейшим русским систематизатором житий. Еще этот человек вошел в историю как ученый, богослов, полемист, проповедник, писатель и даже как театрал – до наших дней дошли две его религиозные пьесы, написанные в честь Рождества Христова и Успения Богородицы. Во многих отношениях Ростовский архипастырь – личность уникальная и заслуживает внимательного к себе отношения. Так же – как и та сложная эпоха, в которую ему довелось жить и творить.
Будущий владыка родился в декабре 1651 года у казачьего сотника Саввы Туптало и его жены Марии. При Крещении ребенка назвали Даниилом. Благочестивое семейство сначала жило под Киевом, но когда мальчик подрос, супруги переехали непосредственно в столицу. Воспитанием ребенка занималась преимущественно Мария – некогда было Савве подолгу засиживаться дома. Мать посеяла в душе Данилы семечко веры, а отец показал сыну пример толкового и мудрого администратора. Все это со временем Туптало-младшему удалось развить в полной мере, когда он стал на поприще церковной службы. Но больше всего окружающие замечали острый ум мальчика – пытливый, цепкий, живой. И когда Даниле исполнилось 11 лет, его как сына заслуженного казака направили на обучение в Киево-Братский коллегиум – престижнейшее учебное заведение не только Украины, но и всей Руси.
Несмотря на притеснения со стороны шляхты, на Украине образование было развито значительно лучше, чем в соседних русских странах. Причин тому было несколько. Больше всего повлиял тот факт, что с 1596 года на землях Польской короны параллельно существовали две православные Церкви. Одна из них – униатская – внешне сохраняла православный строй богослужения, но канонически подчинялась Римскому престолу и служила средством превращения украинцев в католиков. Вторая, более многочисленная и представительная, осталась верна Константинопольскому престолу и Православию, находилась в оппозиции к Риму, за что и была объявлена властями вне закона. Первая обладала всей мощью государственной поддержки, а у второй некоторое время не было даже должного числа епископов.
Против гонителей православные не раз поднимали восстания, что вызывало ответную реакцию и еще больше разжигало вражду между христианами. Вместе с тем появилось осознание того, что против католической экспансии можно бороться и мирным путем – через памфлеты, петиции, судебные иски, книги. Но для этого нужна целая армия образованных людей, которые могли бы на равных вести диалог с противником. И уже ко второй четверти XVII века сформировалась мощная система образовательных учреждений, использовавших опыт католических университетов и направлявших усилия на отстаивание прав православного населения страны и развитие украинской культуры. Этой системе удалось успешно функционировать до тех пор, пока в конце XVIII века центр образования на Руси окончательно не переместился в Москву и Петербург. Влияние западнорусской киевской школы на многие сферы жизни Восточной Руси было настолько мощным, что лишь правление Екатерины Великой положило конец этому явлению.
В XVII столетии Украина дала Руси целую плеяду выдающихся мыслителей и ученых, которые оставили после себя богатое наследие и воспитали не менее талантливых учеников. При этом обучение в западнорусских школах существенным образом отличалось от методик воспитания в далекой холодной Московии. В Москве образование носило характер, скорее, начетничества и преследовало больше практические цели – научить молодого человека читать, писать, считать, строить и вести хозяйство. Попав же в коллегиум Киева или Вильны, молодой человек получал значительно больше, чем просто практические знания. Здесь ему прививали целостную систему мировоззрения, заставляли мыслить. Преподавались не только богословские, но и светские дисциплины. Именно в такую атмосферу и окунулся отрок Данила Туптало, переступив порог Братской школы.
Под руководством ректора Иоанникия Голятовского – выдающегося проповедника и оратора – у будущего святителя развился замечательный дар слова. Вскоре он стал одним из лучших воспитанников. Вместе с тем духовники стали замечать и то, что Данила склонен к уединению и молитве. Через несколько лет тяга к монашескому подвигу сыграла в его жизни решающую роль. В 1668 году, испросив благословение родителей, юноша становится послушником киевского Кирилловского монастыря и вскоре принимает монашество с именем Димитрий. Через год его возвели в сан иеродиакона. Проходя обычные монастырские послушания, молодой аскет занимался духовно-литературными трудами и продолжал свое образование. В 1675 году Димитрий – уже иеромонах, один из ведущих проповедников, которого знают далеко за пределами Киева и Чернигова.
Как и многие бывшие бурсаки, отец Димитрий не имел знатного происхождения. Но, что самое интересное, если получение престижного образования вызывало у большинства юношей приступы зазнайства и высокомерия, то Туптало был напрочь лишен этих качеств. Перед верующими во время проповедей стоял не витийствующий надменный оратор, а простой монах, который живым ярким языком раскрывал перед людьми суть той или иной духовной проблемы. Не было у батюшки заносчивости и в личном общении, со всеми он был одинаково обходителен. Более того, чем ниже был социальный статус его собеседника, тем больше любви к нему проявлял молодой священник. И этот дар человеколюбия святитель пронес через всю жизнь.
Слава об образованном смиренном монахе ширилась с большой скоростью, и, едва став священником, Туптало одно за другим получает приглашения от монастырей стать игуменом. Сначала он отказывался – ему хотелось спокойно подвизаться в келье и заниматься писательскими трудами. Но, видя, что приглашений приходит все больше и больше, и узрев в этом волю Божью, иеромонах Димитрий в конечном итоге соглашается взять на себя крест игуменства.
За несколько лет проповедник побывал во всех уголках православной Речи Посполитой. Конечно, к тому времени Украина смогла уже прийти в себя после жутких войн с поляками и десятилетий католической экспансии, но даже теперь молодому игумену предстояло сделать немало. Простые верующие жаждали слова Божьего, монастыри нуждались в мудром управлении, а духовное образование – в развитии. И батюшка смиренно делал то, что должен был делать, – он проповедовал, налаживал монастырскую жизнь, преподавал в школах, налаживал систему просвещения. Но была у него и другая цель – собрать побольше рукописей и книг. Еще в юности он полюбил читать жития святых прошлых столетий и вдохновлялся примером их святости. Со временем любовь к изучению биографий переросла в стойкое желание систематизировать в одном издании все сохранившиеся сведения о христианах, чьи имена Церковь вспоминает каждый день. К своей цели святитель шел долгих двадцать лет. В 1684 году на этот подвиг его благословил митрополит Киевский Варлаам (Ясинский), а в 1705 году из типографии вышел последний фолиант. До этого на такой огромный труд не отваживался никто. Вся тяжесть подвига Димитрия Ростовского становится очевидной, если учесть, что почти всю письменную работу владыка проделывал лично. Как признавался впоследствии сам Туптало, этой работы ему невозможно было проделать, если бы не помощь Божья и тех святых, о которых он писал.
В 1689 году произошло очередное поворотное событие в жизни батюшки – будучи по делам в Троице-Сергиевом монастыре, он познакомился с московским царем Петром. Молодой реформатор увидел в украинском монахе активного человека, который резко отличался от равнодушных к переменам и новшествам жителей Востока Руси. Царь приметил киевского проповедника, и через десять лет в Киево-Печерский монастырь, где батюшка трудился над «Житиями», приехал посланец из Москвы. Он передал указ Петра о назначении иеромонаха Димитрия на Тобольскую кафедру. Противиться слову русского самодержца Туптало не мог, и в 1701 году он был рукоположен в Москве в архиереи. Но в Сибири Туптало оставался недолго – его тянуло на Родину, у него было плохое здоровье, да и продолжать свое любимое дело в таежной глуши он не мог. Митрополит попросил Петра решить вопрос о его переводе, и в 1702 году царь назначил Димитрия митрополитом Ростовским.
На новом месте святитель столкнулся с ситуацией, с которой ему не приходилось сталкиваться даже в пострадавших от униатов землях. Нравы жителей Ростовских земель отличались крайней запущенностью. Даже дети священников в большинстве своем никогда не причащались. Владыка начал с того, что ужесточил требования к моральному облику духовенства. Именно в Ростове были написаны его горькие слова, которыми он описывал нравы нерадивых священников: «Ты искал Иисуса не ради Иисуса, а ради хлеба куса».
Стремясь изменить ситуацию, при доме своем владыка открыл училище для подготовки пастырей и лично следил за их образованием и воспитанием. В школу брали не только поповичей, но и всех способных мальчиков. Не менее активно митрополит боролся и с суевериями, и со старообрядческим расколом, аргументировано излагая свою позицию. Кроткий и мягкий, святитель учил всех молитве, посту, милостыне, сострадательности, милосердию. И учил не словами, а личным примером.
Но здоровье святителя было подорвано многолетними путешествиями, недосыпанием, умственными нагрузками. Он умер 10 ноября 1709 года. За два дня до смерти владыка отслужил литургию, проповеди уже не произносил. Перед смертью он долго беседовал со своим писарем Саввой Яковлевым, рассказывал ему о детстве, вспоминал родную Украину, родителей, друзей и наставников, которые дали ему такой большой духовный опыт. В конце беседы голос его ослаб. Владыка благословил писаря и чуть не до земли ему поклонился.
– Мне ли, владыка, ты так кланяешься? – смущенно воскликнул писарь, на что святитель кротко ответил:
– Благодарю тебя, чадо! – на лице владыки застыла чистая детская улыбка.
Писарь ушел в слезах. Митрополит запер дверь, и было слышно, как он молится. Так утром его и нашли – на коленях перед иконами. Святителю Димитрию было тогда 58 лет. Похоронили его в соборе Ростовского Яковлевского монастыря, а 4 октября 1752 года во время ремонтных работ было обнаружено, что останки святого нетленны. Канонизировали митрополита Димитрия в 1757 году.
Ещё перл: "На Москве образование носило характер, скорее, начетничества и преследовало больше практические цели – научить молодого человека читать, писать, считать, строить".
На "Фоме", интересно, вообще редакторов нет?