Православный календарьПравославный календарь
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Нужно, чтобы якуты снова вернулись в православие

В ноябре Якутия отметит одну знаковую дату, которая сопровождает сразу два исторических события: 380 лет назад республика вошла в состав российского государства, и ровно столько же минуло с тех пор, как в эти края впервые пришло православие. Местные народы познакомили с ним священнослужители, которые направлялись в новые земли вслед за первопроходцами-казаками.

О том, каким оказался 380-летний год православия в Якутии, "Интерфакс-Религия" рассказал епископ Якутский и Ленский Роман.

- Владыка, если вспомнить, в каком виде пребывала Якутская и Ленская епархия в момент своего возрождения - в 1993 году, то нетрудно предположить, что вашим предшественникам и вам многое тоже приходится начинать с нуля - примерно так же, как и первым священникам в Якутии 380 лет назад. Как бы вы сегодня оценили ситуацию в регионе?

- Мне думается, что возобновлять здесь православную жизнь было делом все же куда более трудным и для митрополита Германа, и для приснопамятного епископа Зосимы, потому что каток атеистической борьбы прошелся серьезный. Ведь больше трех поколений пережили не просто безбожную идеологию, а идеологию воинствующего атеизма, когда за один лишь крестик на груди могли отправить в ГУЛАГ или даже расстрелять. И этот испуг, воспоминание о пережитом страхе у людей старшего поколения сидит достаточно глубоко.

Но ситуация все же меняется. Об этом говорит, в частности, и тот факт, что юбилейные торжества, связанные с 380-летием православия в Якутии и вхождения Якутии в состав России, планируется провести на очень высоком уровне. Мы готовимся к проведению 24 ноября научно-практической конференции "Миссия Русской православной церкви в Сибири и Америке (к 215-летию со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири (1797-1879)". Она пройдет в Московской духовной академии, и участие в ней примут члены делегации Якутии. А 25 ноября Святейший патриарх Кирилл возглавит Божественную литургию в храме Христа Спасителя, где будут участвовать певческие коллективы Якутии и прозвучат песнопения на якутском языке. 29 ноября богослужение на языке саха состоится и в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Кроме того, представители якутской интеллигенции обратились ко мне с предложением расширить географию празднеств. Помимо столицы, дни Якутии пройдут еще в Курске, где епархию возглавляет митрополит Курский и Рыльский Герман, первый архиерей возрожденной Якутской епархии, а 17-18 ноября - в Пятигорске. Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт побывал в Якутии уже дважды за один только год. Совместно мы осуществили новый проект: воспитанники православной гимназии Якутска летом смогли отдохнуть в санатории Кавказских Минеральных вод.

Мы хотим, чтобы в этот памятный, благословенный год 380-летия православия в Якутии с нами помолилось бы как можно больше людей, чтобы они помолились за нас, вместе с нами, на нашем языке...

- То есть, якутском?

- Да. К слову, богослужения на якутском у нас стали уже регулярными. Первая литургия в воскресенье традиционно идет на языке саха. Перевод на якутский язык главного богослужения - Божественной литургии - одно из главных достижений этого года. Все это время он обкатывался, устранялись некоторые замечания. Мы считаем принципиально важным то, что в Сунтарах, Нюрбе, Верхневилюйске и других райцентрах, где живут преимущественно якуты, литургия теперь совершается на родном для них языке.

Мы хотим, чтобы богослужения на якутском обязательно совершались в якутских районах так же, как это было при святителе Иннокентии, чтобы они стали обычным делом. Но для этого нужно подготовить священников, которые бы свободно владели языком.

- Владыка, насколько все-таки православие стало родной религией для местного населения?

- Те, кто принимает его всей душой, обычно не входит в противоречия и с какими-то народными традициями. А у тех, кто смотрит на него на расстоянии, порой возникают вопросы.

Стратегия епархиальной жизни здесь заключается как раз в серьезном акценте на работе с коренным населением. Для того, чтобы якуты снова вернулись в православие, начали открываться приходы и в якутоязычных районах, нужны священники-якуты. Это один из принципиальных вопросов. Не скрою, процесс идет сложно. Мы ищем достойные кандидатуры, воспитываем, молимся о том, чтобы Господь открыл их сердца...

- Якуты охотно идут в священнослужители?

- За последний год появилось два новых якутских священника: это отец Михаил Иннокентьев в селе Верхневилюйск и отец Александр Борисов, студент Якутской духовной семинарии. Тех, кто готов посвятить свою жизнь этой миссии - если понимать священника как духовного героя - не может быть много в принципе.

- Много ли священников еще не хватает?

- Много. Тем более что в 2012 году мы открыли четыре новых прихода: второй в городе Мирный, в поселке Алмазный Мирнинского района, в райцентре Усть-Майя, монастырский храм в Якутске.

Количество потенциальных кандидатов в священнослужители зависит от уровня стойкости и жизнедеятельности прихода. Наши же только-только начали развиваться и крепнуть. Думаю, что при таком планомерном развитии, как сейчас, рано или поздно кандидатов в священники станет больше. Пока их немного, но это не повод для отчаяния или уныния.

- В июне исполнился год, как вы стали правящим архиереем Якутской и Ленской епархии. Тяжело ею управлять, если учесть, что территория республики как пять Франций?

- Ставил себе задачу объехать за год все улусы, но пока не успеваю - все-таки более трех миллионов квадратных километров. Хотя большую часть районов уже посетил - 27 из 33-х. Да и потом, наверное, важнее все-таки не количество визитов, а их качество. Что касается управления, то руководить, как известно, не руками водить, а водить за руку. Надо вести людей, а для этого идти вперед самому. Тогда тебе начнут подражать. Вот это, наверное, сложно: трудно быть первым, то есть ведущим, всегда, но расслабляться нельзя.

- Какие из проектов, заявленных епархией этой зимой, вы считаете особенно значимыми?

- В епархии появились новые храмы. Среди них - храм древнего Спасского мужского монастыря в Якутске. Его возрождение мы начали прошлой осенью, и благодаря поддержке благотворителей всего за год сумели отстроить первый объект - монастырскую церковь, которая уже освящена. Дай Бог, чтобы и дальше все продолжалось так же стремительно.

Обязательно продолжим тесное сотрудничество со СМИ. Осенью прошлого года мы учредили премию "Вера и слово" в память известного в республике журналиста Олега Емельянова. Буквально через несколько дней комиссия подведет итоги и назовет имена новых лауреатов, которые, как нам кажется, очень достойно освещали духовную жизнь в Якутии.

Еще один важный проект - Координационный добровольческий центр, созданный при епархии. Его задача - скоординировать и централизовать всю социальную, благотворительную работу, которая уже ведется на приходах. Это нужно, чтобы помощь сиротам, старикам, заключенным, малоимущим семьям стала более системной, не замыкаясь в одиночных акциях. Надеюсь, что поможет этому и информационный портал, который должен заработать к концу года.

Как и прежде, будем поддерживать кадетов. В прошлом году епархия учредила премию имени Александра Невского. Летом двое учащихся смогли съездить в паломническую поездку в Петербург. Побывали там, где хранятся мощи святого князя Александра Невского.

В декабре состоятся республиканские Рождественские образовательные чтения. Тогда же ждем хор подворья Валаамского монастыря с концертами духовной музыки.

- Как у епархии складываются взаимоотношения с местной властью?

- Какие-то вопросы бывает тяжеловато решить, какие-то, напротив, легко. Наверное, так и должно быть. Главное, что нет глухой стены. Есть соработничество, может быть и не такое активное, но оно сложилось как с городскими властями, так и с республиканскими.

- Осенью 2011 года духовное училище в Якутске получило статус семинарии. Как прошел новый набор?

- Он небольшой: пять человек на очное отделение, пятеро учатся экстерном, совмещая служение и светскую работу. Но к нашей радости, четыре выпускника столичной академии были направлены к нам преподавать и упрочили профессорско-преподавательскую корпорацию духовного вуза. Семинария развивается. Есть стойкое расписание, на достаточно высоком уровне, как мы думаем.

В семинарии проходят свои конференции. На октябрь запланирована студенческая Свято-Иннокентиевская конференция, на которую мы по традиции пригласим студентов светских вузов и православную молодежь Якутии. Эти чтения будут посвящены не только памяти святителя Иннокентия, служившего в Якутии и много сделавшего для нее, но и осмыслению значимости Церкви в жизни молодых.

Радует и то, что два первых выпускника семинарии, священники, поступили в Санкт-Петербургскую духовную академию. Один уже служит в поселке Нижний Куранах Алданского района, второй после хиротонии проходит ставленническую стажировку в градоякутском кафедральном Преображенском соборе, после чего тоже будет направлен на приход. И для нас это тоже еще одна маленькая победа, говорящая о жизнеспособности нашего духовного вуза.

- Как в республике идет внедрение нового школьного предмета - "Основы православной культуры"?

- В 2012 году мы осуществили два важных издательских проекта: перевели на якутский язык учебник "Основы православной культуры" и последование Божественной литургии. Что касается школьного курса, то, конечно, некоторая настороженность у родителей к предмету есть. Она обусловлена самыми разными причинами, характерными не только для Якутии. И тем не менее 15% школьников четвертых классов у нас выбрали "Основы православной культуры". Это хорошая цифра.

Готовя для них учебник, мы приобрели лицензию у издательства "Просвещение", издательско-переводческой группой во главе с Саломией Леонтьевой перевели учебник на якутский язык и издали. Его электронная версия уже передана министерству образования республики. А ту тысячу экземпляров, которую издали сами, бесплатно отдаем в школы, где изучают предмет. Мы готовы предоставить это пособие всем учебным заведениям, чьи дети выбрали этот курс.

- Включили ли его в свою программу национальные школы?

- Да. Национальная гимназия Якутска за комплектами учебников обратилась одной из первых. Мы надеемся, что к концу курса дети будут знать православную и культурную традицию своих предков, с которой связано становление нашего государства. Скептикам я всегда говорю: это не Закон Божий. Никто не ставит задачу сделать ребенка верующим. Это культурологический курс, который дает базовые знания православной культуры, важные для любого человека, если он считает себя россиянином, патриотом и живет в России.

- Владыка, чему вас научил первый год архиерейства?

- Хороший вопрос. Он открыл мне Якутию и помог лучше понять психологию северян. Признаюсь, первое время проповедовать было сложно. Дело в том, что северные люди отличаются как внешним спокойствием, так и спокойствием в действиях, что легко принять за безразличие и равнодушие.

Потребовалось время понять, что это не так, что кажущаяся отчужденность - особый, северный тип характера, а за внешней неэмоциональностью скрываются живой интерес и активный духовный поиск, которые делают верующих людей похожими, независимо от того, где они живут.

Рейтинг: 10 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ТАМАРА 6 августа 2015, 20:47
Да,Станислав,и где Вы живёте???? Неужели ничего не читали,не знаете,что творила советская власть??? как уничтожала храмы,священников,иконы и т.д. и т.п.ЧИТАЙТЕ.СЕЙЧАС ЕСТЬ МОРЕ СВЕДЕНИЙ И В ИНТЕРНЕТЕ В ТОМ ЧИСЛЕ!!!!!СКОЛЬКО МУЧЕННИКОВ НАМ РУССКИМ ДАЛ 20 ВЕК,КОГДА И ПРАВИЛА СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ВО ГЛАВЕ С КОММУНИСТАМИ!!!!!!
Михаил17 октября 2012, 21:26
Уважаемый Станислав!
Предлагаю Вам почитать жития новомученников Российских, например на http://days.pravoslavie.ru.
Практически ежедневно отмечается память многих из них. О некоторых нет никаких сведений, но и тех, что есть достаточно, чтобы возразить Вам.
Или жития святых 20 века для Вас не история?
Станислав17 октября 2012, 13:46
@@@ а идеологию воинствующего атеизма, когда за один лишь крестик на груди могли отправить в ГУЛАГ или даже расстрелять. @@@@-я что то таких случаев не помню из истории нашей. Ну не пнуть советскую власть не может.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин)

Новые материалы

Выбор читателей

×