Как иронизирует британский колумнист Эндрю Браун, «На самом деле, если чуть-чуть покопаться в имеющихся по теме материалах, обнаруживаешь, что для написания своих евангелий лучше времени, чем сегодня, быть не может. Сегодня в бесплатном доступе есть фантастические программные средства: грамматика и словари коптского и древнегреческого; раскладки для клавиатуры, чтобы легко писать на них на современном компьютере; дословные переводы древних текстов, чтобы копировать (или копипастить) их стиль»
Напомним, что такое «Евангелие жены Иисуса». Речь идёт о маленьком фрагменте папируса, на котором сохранились слова "И сказал им Иисус - "моя жена...". Как утверждала профессор Карен Кинг, представившая этот документ, это — выполненный в IV веке коптский перевод греческого текста II века. Сама профессор Кинг (пока неизвестно, виновна ли она в подделке или сама стала жертвой обмана) не утверждала, что текст доказывает, что у Иисуса была жена. Даже если бы документ был подлинным, его происхождение было бы слишком поздним для того, чтобы содержать какие-то достоверные сведения об Иисусе.
Документ, однако, привлёк горячий интерес — не столько учёных, сколько журналистов. Дело в том, что исторически в Церкви монашество во многом опиралось на пример самого Господа, который не стал вступать в брак, чтобы посвятить Себя служению Отцу. Если бы это оказалось не так, традиционные взгляды Церкви на ценность целибатной, полностью посвящённой Богу жизни, были бы подорваны, в чем горячо заинтересованы люди, ищущие реформ — прежде всего в Католической Церкви. По их убеждению, ранняя Церковь подавила «истину о браке Иисуса», чтобы продвинуть свои «антиженские» и «антисексуальные» взгляды.
Разумеется, это полная нелепица — Новый Завет ставит брак чрезвычайно высоко, в Пророчествах нет ничего, что требовало бы от Мессии оставаться безбрачным, и если бы «брак» Иисуса имел место, у Апостолов не было бы никаких мотивов его скрывать. Но многие люди вновь и вновь за эту нелепицу ухватываются. Почему?
Ведь это не единственный случай околобиблейской фальшивки. Ден Браун с его миллионами копий, проданными по всему миру и переводами на все мало-мальски распространённые языки, документальные фильмы про «гробницу Иисуса» и участием разнообразных «экспертов», рассуждающих о том, «как оно было на самом деле», находят свою благодарную аудиторию. Они отвечают на определённый запрос, служат определённому мифу.
Это миф о том, что Церковь как-то исказила послание Иисуса. Настоящий Иисус был феминистом/коммунистом/экологом/толстовцем (нужное подчеркнуть), а потом Церковь все испортила и подменила этого «простого человека Иисуса» Господом, Богом и Спасителем позднейшей традиции.
Этот миф — во всех своих изводах — очень популярен, и — так же во всех изводах — он сталкивается с одной фундаментальной проблемой. Кто и когда «исказил учение Иисуса»? На каком этапе «просто человек Иисус» превратился в «Христа, Господа»?
Дэн Браун (не только он) предлагает в качестве «исказителя» императора Константина; другие рассуждают о «средневековой Церкви», не входя в подробности. Но в подробности войти стоит. Откуда мы знаем об Иисусе как о Христе, Сыне Божием, Господе и Спасителе? Из Нового Завета. Когда он был написан? Как в этом согласны все серьёзные исследователи — верующие или нет — большинство вошедших в него текстов написаны при жизни первого-второго поколения учеников. Очень задолго до Константина и до «средневековой Церкви» вообще. Иисуса Христа как Господа, Сына Божия, распятого за наши грехи, воскресшего и обещавшего вернуться во славе, мы встречаем уже на страницах воспоминаний, записанных тогда, когда немалое число «самовидцев слова» было ещё в живых.
«Искажения», тем более такие масштабные, как предполагают разные версии известного мифа, должны были бы совершиться на глазах у тех, кто знал подлинную историю, более того, в роли «исказителей» должны были бы выступить сами ученики, у которых не было ни мотива, ни возможности переврать «подлинную историю Иисуса». В Новом Завете мы встречаем подлинного Иисуса — и это именно Христос, Сын Божий, Искупитель, Господь и Основатель Церкви.
Почему же люди хватаются за обрывки пергамента — причём, как выясняется вскоре, чисто виртуальные — вместо того, чтобы принять надёжное свидетельство Нового Завета? Такое поведение абсурдно, но нас оно не должно удивлять. Ещё на заре христианства Апостол предупреждал: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (2 Тим.4:3,4)». Мы уже видели — и ещё увидим — множество подделок, множество попыток напасть на веру Церкви от имени «новейших открытий» или «мнений экспертов». Нам стоит помнить о том, что раз за разом такие открытия оказываются подделками.