Иерусалим, 11 ноября 2012 г
Святейший Патриарх Кирилл посетил Гробницу Божией Матери в Гефсимании |
В базилике Его Святейшество поклонился Гробу Пресвятой Богородицы и совершил молебен с чтением Евангелия |
Далее Святейший Патриарх Кирилл подошел к находящемуся в каменном киоте чудотворному образу Божией Матери «Гефсиманская» и поклонился святыне.
Предстоятеля Русской Церкви тепло приветствовал архимандрит Нектарий. Он пожелал Святейшему Патриарху благоуспешного паломничества во Святую Землю, где родился, ступал, учил, пострадал и воскрес Господь наш Иисус Христос. «Божия Матерь, на месте погребения Которой мы находимся, святые апостолы, мученики украсили Святую Церковь», — сказал он. Наместник Иерусалимского Патриарха в Гефсимании архимандрит Нектарий преподнес Его Святейшеству в дар точную копию иконы Божией Матери «Гефсиманская».
«Гефсимания — особое место для каждого верующего человека, для каждого, кто верит в особое служение Пресвятой Богородицы. Она жизнью Своей, плотью, душою Своей послужила воплощению Сына Божия. Предстоя Сыну Своему, Она слышит молитвы тех, кто обращается к Ней.
На просторах Святой Руси люди издревле хранили веру в то, что они находятся под особым покровом Пресвятой Богородицы. И это действительно так: в самые судьбоносные, самые страшные моменты нашей истории, когда решался вопрос, быть или не быть Руси, всегда возникал образ Пресвятой Богородицы, и по молитвам перед этими чудотворными иконами наше Отечество избавлялось от погибели. И сегодня мы глубоко верим в то, что Пресвятая Богородица с нами и в наших радостях, и в трудностях; с помощью и заступничеством Божией Матери мы связываем будущее нашего Отечества.
И потому имеет особое значение молитва, которую мы вознесли здесь все вместе в том числе об Отечестве, о Церкви нашей».
В память о посещении Гефсимании и совместной молитве на этом месте Святейший Владыка подарил лампаду к Гробнице Божией Матери на Елеонской горе.
После этого Патриарх Кирилл и сопровождающие его лица направились в Гефсиманский сад, где также был совершен молебен с чтением Евангелия.
***
***
У подножия Елеонской горы с западной стороны раскинулся оливковый сад, где Христос часто собирался с учениками Своими (Ин. 18:2). На Востоке такие сады огораживались стеной, сложенной из камней. Внутри могла находиться пещера с оливковым прессом. Отсюда и происходит название этой местности — «Гефсимания», «оливковый пресс». Сюда после Тайной Вечери пришел Христос с учениками. Здесь совершилось моление о чаше, предательство Иуды и взятие Христа римскими воинами (Мф. 26:36-56).
Сегодня Гефсиманский сад хранит восемь старейших олив. Возможно, они были свидетельницами гефсиманского моления Христа.
К северу от базилики и еще ниже по склону Елеонской горы находится храм Пресвятой Богородицы, воздвигнутый над Ее Гробницей.
Предание о том, что апостолы, собравшись к Успению Пресвятой Богородицы в Иерусалим, погребли Ее тело в Гефсимании, приводит, в частности, преподобный Иоанн Дамаскин («Второе похвальное слово на Успение Богоматери»).
Первые дошедшие до нас письменные свидетельства о существовании храма над погребальной пещерой Пресвятой Богородицы относятся к концу VI века. Нет сведений о том, пострадал ли он при нашествии на Иерусалим персов в 614 году, но известно, что во второй половине VII века храм имел круглую форму и два этажа. Нижний этаж (крипта) хранил Гробницу Божией Матери. В 1009 году, во время нашествия египетского халифа аль-Хакима, храм был разорен, и крестоносцы, взяв Иерусалим, нашли лишь руины. В 1130 году двухэтажный храм восстановили бенедиктинцы. В 1187 году при нашествии султана Египта и Сирии Саладина верхний этаж храма был разрушен, и его камни пошли на реконструкцию городских стен, но в крипте пострадало лишь внутреннее убранство.
С этого времени нижний этаж храма остается в целом невредимым. Туда ведут 48 ступеней. Храм имеет крестообразную форму. В главном нефе — Гробница Пресвятой Богородицы с двумя входами. В восточном конце главного нефа за гробницей находится жертвенник. В каменном киоте — чудотворная Иерусалимская Гефсиманская икона Божией Матери русского письма начала XX века.