Об основах духовной жизни, современных авторах и монашеских традициях

Источник: Святая Гора

Архимандрит Василий (в миру – Михаил Гондикакис) – известный во всём православном мире греческий богослов и духовный писатель. Родился в феврале 1936 года в Ираклионе на острове Крит в Греции, где получил среднее образование. Закончил Богословский факультет Афинского университета и в течение трёх лет обучался во Франции, где написал свой первый труд «Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви».

С 1965 году поселился на Афоне, где принял монашеский постриг. С 1968 года был настоятелем монастыря Ставроникита.

С 2005 года был настоятелем Иверского монастыря на Афоне. В качестве игумена Иверского монастыря неоднократно посещал Россию.

С 2005 года проживает в скиту (келье) Иверского монастыря на Афоне.

В 2010 году по дороге в обитель автомобиль отца Василия упал в пропасть глубиной в 10 метров. Отец Василий повредил плечо и ребра. Хотя последствия тяжелой травмы преодолеть до сих пор не удалось, старец продолжает участвовать в жизни своей обители и издавать новые статьи и книги. Отец Василий не отказал в беседе корреспонденту AgionOros.ru, несмотря на то, что перед этим присутствовал на многочасовой ночной службе.

- Сегодня во многих православных монастырях наблюдается отход от Предания. Устанавливается ежегодный отпуск для монахов, иноки, приняв постриг, не отказываются от части своего имущества…

- В основе подвижнической жизни лежит пламенная любовь человека к Богу – Божественный эрос [1]. Если такой жажды быть вместе с Богом у человека нет – он неизбежно ищет утешения в земном. Стремление монаха выехать в мир, навестить родственников, жить среди мирян свидетельствует об отсутствии у него желания быть вместе с Богом.

Если монах будет с любочестием следовать Уставу своей обители (посещать Богослужения, поститься и т.д.) – он заложит в своей жизни правильные духовные основы. Иноческие правила и уставы были написаны подвижниками, которые понимали красоту и смысл монашеской жизни. Монашество – это целый мир, это таинство, это жизнь в Духе Святом.

В прежние времена в жизни крестьянина была гармония: время отдыха (зима) дополняло время напряженного труда (лето). Такая же полнота есть и в жизни монаха: в ней есть свои радости, свои испытания и свои труды. Иноческая жизнь - это полноценная духовная трапеза, где есть и «первое» и «второе» и «третье» блюда. У монаха нет нужды в отпуске, он получает всё, что ему нужно, в своём монастыре.

- Что Вы можете сказать о монашеской традиции в России?

В России традиция в значительной степени была прервана в советское время, но несмотря на все трудности, всё же осталась жива. Мы и сегодня можем найти подвижников, подобных тем, которые были описаны Достоевским в его сочинениях (например, старцу Зосиме из «Братьев Карамазовых»). Но несомненно существуют и свои трудности, связанные с отрывом от Православного Предания.

Мы не можем строить с нуля своё собственное модернизированное монашество, единственный путь – это опора на Предание.

Очень поможет чтение классических произведений православной монашеской традиции: «Отечника», «Лавсаика», «Лествицы»…

Огромное значение имеют произведения преподобного Исаака Сирина. На мой взгляд, дух аввы Исаака чувствуется в произведениях Федора Михайловича Достоевского.

Нельзя переоценить значение наследия преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы.

В многих произведениях современных авторов можно прочитать откровенную нелепицу. К выбору литературы для чтения надо относиться очень осторожно. Я всем настоятельно рекомендую творения афонского старца Порфирия Кавсокаливита. Его книги основаны на огромном личном духовном опыте. В них чувствуется любовь ко всем людям, но при этом даётся трезвая оценка каждому духовному состоянию и содержатся надежные духовные ориентиры.

- Что главное в духовной жизни?

Молитва и покаяние помогают стяжать духовное здоровье и радость. Если человек в своей духовной жизни встанет на неверную дорогу и будет руководствоваться ложными ориентирами – он начнёт с духовной нищеты и злополучия и в конце жизни закончит тем же, с чего начал. Он останется у разбитого корыта и всю жизнь будет чувствовать только пустоту и тоску, а не радость о Господе.

Отец Георгий Флоровский стал великим богословом современности, так как прочувствовал и понял, что такое Святоотеческое Предание. Будучи человеком с прекрасным образованием, он тем не менее понимал, что богословие это не умственная дисциплина, а исповедание веры. Ему можно научиться в Церкви и на Богослужении, а не путем рационального познания. Вера – это центр всего. Она сопряжена с Божественным эросом – пламенной любовью к Богу, которая есть результат Божественной любви. Поэтому перед тем, как причаститься, мы произносим молитву, в которой говорим: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением»[2].

Продолжение следует.

[1] В творениях преподобного Симеона Нового Богослова, старца Паисия Святогорца и других древних и современных подвижников довольно часто встречается слово «эрос» (έρως), обычно переводимое на церковно-славянский язык словом «рачение». Так как слово «рачение» в русском языке малопонятно и почти не употребляется, отец Василий (Кривошеин) предлагает переводить его как «Божественный эрос». Старец Паисий Святогорец говорит, что «Божественный эрос» - это «великая любовь к Богу, соединённая с жертвой» и с сожалением констатирует, что«есть духовные люди, которые не понимают, что такое "Божественный эрос", и хотят убрать это слово из Миней и Октоиха, потому что оно их смущает». (Старец Паисий Святогорец «Слова». Том V. «Страсти и Добродетели»).

[2] Тропарь ко Причастию.

Источник: Святая Гора

13 ноября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×