Я никоим образом не намерен критиковать самого почившего архимандрита, равно как и полностью перечеркивать его обличительное слово. Да, тема женского (да и не только) любоначалия, стремления властвовать и повелевать всеми и вся особенно актуальна сейчас, когда масс-медиа, низвергая любой авторитет, наперебой кричат "право имеешь", а нравственные начала сведены почти к нулю. И во времена покойного пастыря эта духовная болезнь, видимо, давала знать о себе и требовала мер пастырского вразумления.
Самому мне весьма не по душе лезущие вперед и любящие повелевать женщины (как, впрочем, и мужчины), особенно в приходской жизни, а тем более - нынешние иродиады и саломии, ради своей корысти толкающие мужчин на самые тяжкие грехопадения. "Подкаблучника" я тоже далеко не считаю идеалом мужчины-христианина (хотя, впрочем, смирение и кротость еще ничью душу не погубили). Я понимаю, что в жанре обличительной проповеди крайне трудно (если вообще возможно) соблюдать беспристрастие и всесторонность. И все же я считаю, что размещение этого пастырского слова в наше время, на общедоступном и по сути миссионерском сайте вряд ли целесообразно.
Миссионерство немыслимо без учета особенностей среды, без того, чтобы не быть с "эллинами как эллин, с иудеями - как иудей". Взгляд общества на "женский вопрос", очевидно, по сравнению даже с началом XX века претерпел заметные изменения. В современном мире, по крайней мере в том, который называет себя "христианским", идея равночестности и равноправия полов уже несколькими поколениями воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Между прочим, сама идея равночестности мужчины и женщины вызрела в недрах христианства, что прямо подчеркнуто Архиерейским Собором 2000 года в "Основах социальной концепции РПЦ", и представители Священноначалия, представляющие Полноту Церкви (!), по большому счету не имеют возражений против этой идеи (раздел X, п. 5 Основ). Можно обратиться также к книге протоиерея Николая Балашова "И создал Бог мужчину и женщину…", написанной в качестве комментария к данному разделу Основ социальной концепции (правда, о. Николай начал, кажется, немного даже перегибать в обратную сторону).
Поймите правильно - я ни в коем случае не одобряю всевозможных грубых извращений идеи равночестности женщины в виде искусственного уравнивания, отождествления социальной роли полов, различных феминистских перегибов, доходящих порой до курьезов. Но представляется, что позиция, изложенная в "Слове...", далеко не бесспорна с точки зрения Полноты Церкви (если это действительно догматико-антропологическое воззрение, а не специальный обличительный прием проповедника).
Суждение о том, что женщина - некая "часть", приложение к мужчине, самостоятельной ценности почти не имеющая, признаться, шокировало меня. Простите, Сама Пречистая Богородица, превышшая не только всех Святых, но и Небесных Сил, даже местоимение Которой пишем с большой буквы - какая это "часть"? У кого повернется язык назвать Ее "не человеком", как в сочувственно процитированной расхожей пословице? А множество святых жен - от мироносиц до нынешних подвижниц благочестия? Их подвиг тоже "неполноценен"? В Древнем патерике изречения святых жен - пустынниц (матери Синклитикии, м. Сарры) и рассказы об их духовных подвигах приводятся наряду с поучениями и подвигами святых отцов. И что - это должно быть перечеркнуто пренебрежительным "малчи, жэнщина"?!
Представляется, такой взгляд свойственен язычеству, исламу или иудаизму, а не христианству, почитающему Пресвятую Богородицу и св. жен-мироносиц - кстати, первых, кому дано было узреть Воскресшего Христа. Или неверно писал во второй половине XIX века протоиерей Евгений Попов, почетный член Санкт-Петербургской духовной академии, выдающийся богослов и проповедник: "Ужели… женщина без мужчины немыслима, или как бы бесцельное, незаконченное существо? Нет; такой взгляд на взаимные отношения полов был бы как взгляд язычника, притом - средневековых времен. Каждое лицо, и мужчина и женщина, есть отдельное, есть самостоятельное лицо" (везде выделено мною. - А.У.) (Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих, СПб, 1901, с. 551).
И то, что жене в грех вменяется обличать пьющего мужа - тоже, простите, довольно странно. Да уж, вот бы мне православную жену, пей-гуляй - не хочу, и ничего она не скажет! Конечно, смирение - добродетель, а брань и грубость равно недопустимы как для мужа, так и для жены-христианки. Но обличение греха, сделанное с любовью, ради блага любимого человека - не только не грех, но порой и долг христианина перед Господом и перед ближним (так ведь, кажется, рассуждали святые отцы).
Но дело даже не в самой проповеди отца Алипия - может быть, для своего времени она звучала вполне достойно и приносила (и сейчас приносит) пользу кому-то из слушающих. Дело в другом - в том, что в наше время, будучи, волею вашего коллектива, обращена к неограниченной аудитории, она принесет больше вреда, чем пользы, и читающим, и Церкви в целом.
Определенный круг, конечно, извлечет из нее пользу. Воцерковленные и не очень женщины, страдающие пороком любоначалия и властвования, возможно, возненавидят этот грех и проникнутся духом смирения, чего дай Господь каждой из них. Что же "Слово…" принесет другим читателям? Я, например, не думаю, что малоцерковные, нецерковные или сомневающиеся читательницы "Слова…", узнав о себе, что они - "не человеки", что они - неполноценные, ни на что не годные "части", чей удел - не раскрывать рта перед мужчиной, и что любя укорить пьяницу-мужа ради того, чтобы он окончательно не превратился в скотину - страшный грех, возгорятся желанием прийти к Православию и стать членами Церкви. Скорее наоборот - они пополнят ряды атеисток или сектанток, активно распространяясь при этом на тему "какие женоненавистники эти православные!"
Часть мужской аудитории (пожалуй, большая) - от твердо воцерковленных до совсем неверующих - воспримет "Слово…" "на ура", лишь найдя в нем подтверждение расхожим суждениям типа "все зло от баб". Последствия могут быть различными, но схожими по своей пагубности - от высокомерно-пренебрежительного отношения к женщинам (мол, "курица не птица…"), до откровенной ненависти к ним как к "сосуду дьявола". Ненависть эта может вылиться либо в манихейское гнушение полом (осужденное Вселенскими Соборами), либо - в разврат, либо - упаси Господи - в содомию (не случайно в "просвещенном" античном мире, где женщину считали "самкой" и "низшей тварью", содомия приобрела катастрофический размах).
Другая же часть мужчин (нецерковных или малоцерковных) - может воспринять "Слово…" аналогично женщинам, т.е. отшатнуться от Церкви и твердо вбить себе в голову, что Православие - это такой огромный средневековый пережиток, который давно пора выбросить на свалку истории. И, наконец, атеисты, "гуманисты" обоих полов, радикал-феминистки и прочие откровенно враждебные Церкви лица - да они просто возликуют, узнав о том, как мы, православные, "подставились"! Готовьтесь - со дня на день они с треском выложат "Слово…" на своих богохульных сайтах, в качестве иллюстрации того, что "христианство унижает женщину", что оно "враждебно цивилизации", и т.п.
С нашей стороны опровержениями тут мало поможешь - хотя бы потому, что положение "оправдывающегося" само по себе весьма шаткое… Так что кому, братья и сестры, вы сделали хорошо, кому сыграли на руку, достав из пыльного шкафа и выставив на сайте "Слово…" о. Алипия (в целом, конечно, достойного пастыря) - мне, грешному, непонятно…