Москва, 26 ноября 2012 года
Протоиерей Михаил Осоргин |
Он отметил, что в роду ОсОргиных (ударение на вторую гласную) — двое святых: праведная Иулаиния Лазаревская и благоверный князь Михаил Муромский.
Мать Михаила Осоргина — урожденная княжна Александра Голицына — добилась свидания с мужем на Соловках зимой 1928 года. Когда ее корабль отплывал от берега, мужа уже вели на расстрел. «Она сумела выехать из России с двумя детьми и с другими родственниками в 1931 году. Затем она вышла замуж за князя Александра Евгеньевича Трубецкого, моего отца. Он был однополчанином ее убитого первого мужа. Я родился уже поле войны, в 1947 году» — рассказал собеседник агентства. Сейчас из этой семьи он остался один.
«Михаил учился в кадетском корпусе, закончил богословский институт. Но очень долго он имел чисто мирскую профессию — около 30 лет работал в Африке как коммерческий деятель, занимался экспортом французской текстильной промышленности. Он даже хвастался — нет ни оной африканской страны, в который я бы не был», — с улыбкой вспоминает его брат. «Михаил всегда мечтал быть священником и в 1978 он им стал. Был очень долго настоятелем одного храма в Париже, одновременно был ответственным за нашу домовую церковь в Кламаре. А потом он очень долго был настоятелем в Риме, и в те годы он вернул римский приход в лоно Матери-церкви, то есть, в Московский Патриархат».
«Михаил Осоргин был в России, но на Соловках никогда не был. В Москве наиболее духовно близкие ему люди — архимандрит Тихон (Шевкунов) и протоиерей Владимир Ригин из Покровского храме на Лыщиковой горе, в районе Николо-Ямской улицы, а также наш хороший друг Сергей Мндоянц — отец Михаил был его духовником», — заключил Александр Трубецкой.
Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря, считает, что отец Михаил Осоргин «был один из самых поразительных священников русского зарубежья». «Судьба его совершенно неординарна. И само служение было особым. Он очень многое сделал и для православных во Франции и в Италии. Он сохранял такие традиции, которые, надо сказать, никому кроме него не доверены. Например, это касается значительной части наследия отца Киприана Керна (выдающегося богослова и писателя русского зарубежья, преподавателя Свято-Сергиевского русского института в Париже).
«Отец Михаил очень любил Россию и завещал похоронить себя на Соловках. Там, где принял мученическую кончину его отец. Он очень страдал в последние годы, у него была тяжелая болезнь, но он никогда не показывал вида, насколько ему тяжело. Каждая встреча с ним любого человека — от простого прихожанина до министра была событием для этих людей. Хотя характер у него был совсем не сахар», — заметил архимандрит Тихон. Но самое главное, по его мнению, Михаил Осоргин «был необычайно духовной высоты человек, необычайной честности и высочайшей веры». Отец Тихон добавил, что «об отце Михаиле Осоргине недавно снят очень хороший фильм Еленой Николаевной Чавчавадзе, она успела побеседовать с отцом Михаилом».
Елена Дорофеева / ИТАР-ТАСС
Как сообщила порталу Православие.Ru Александра Михайловна Осоргина, отпевание отца Михаила состоится 28 ноября 2012 года в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (4 rue Henry — 92140 CLAMART). В 9 утра начнётся Божественная литургия, в 11:00 — отпевание и в 14:00 — погребение на кладбище в Кламаре, где отец Михаил будет временно захоронен до перезахоронения на Родине.