В 2006 году в Москве, в Даниловом монастыре, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, прошел круглый стол на тему «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса», на котором видные пастыри и богословы нашей Церкви обсуждали вопросы, связанные с возможной для современных прихожан частотой причащения святых Христовых таин и с возможными в связи с этим изменениями сложившейся практики подготовки к причастию. Основным условием к как можно более частому приобщению было признано стремление к тому самого верующего, и с этих позиций рассматривались возможные изменения в чине подготовки к нему[1].
В самом Евангелии, как мы знаем, нет указания на необходимость подготовки к принятию Тела и Крови Господних. На Тайной вечере Господь единственный раз причастил верных Своих учеников, которые до вечери даже не догадывались о том, что им предстоит вкусить. От них требовалась лишь любовь и верность Своему Учителю. И это было возможно именно благодаря соприсутствию им Божественного Христа, когда они могли сказать друг другу: «Не сердце ли наше горит в нас любовью к Спасителю?» Кроме того, само учение Христа о необходимости принятия внутрь Его Плоти и Крови вызывало у многих Его последователей сильное недоумение и даже возмущение, и по этой причине «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 66). В то время и ближайшие ученики Христа не способны были вполне вместить Его учения, и Сам Христос говорил им об этом: «Еще многое имею сказать вам; но теперь вы не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 12–13). Дух истины, обетованный Христом, был ниспослан ученикам в день Пятидесятницы. Обогатив их различными благодатными дарами (говорение на разных языках, способность исцелять от болезней и воскрешать мертвых), Святой Дух исполнил учеников и полнотой ведения Божественной истины, которую они не способны были принять от Самого Христа во время Его земной жизни. Внушением Святого Духа апостолы вспомнили все, что говорил им Христос, и записали это в Евангелиях. Внушением же Святого Духа они вполне раскрыли и дополнили в учении Христа то, что Он не сказал им. Одним из таких дополнений было указание на необходимость особенной подготовки к принятию святых таин Тела и Крови Христовых.
Такое указание, причем в довольно суровой форме, мы встречаем уже у апостола Павла в его послании к коринфянам: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28). Здесь одна из удивительных антиномий христианства: Господь говорит ученикам о необходимости вкушения Его Тела и Крови для спасения и вечной жизни, а апостол, кажется, утверждает прямо противоположное: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе». Противоречие это только кажущееся: своими словами апостол хочет подчеркнуть чрезвычайную важность момента подготовки к причастию, чтобы христиане подходили к нему достойно и пожали спасительные плоды.
По отношению к святым таинам необходимо отличать действительность от действенности. Таины всегда действительны по существу, и они истинно есть Тело и Кровь Христа Спасителя. Но они могут быть недейственны в отдельном человеке, то есть не приносить для него спасительных плодов. И причиной тому не сами таины, а неправильный подход к ним со стороны причастника. Тогда как Господь говорит нам о спасительности вкушения Его Тела и Крови, апостол Павел добавляет, что эта спасительность таин совсем не безусловна и зависит от достойного подхода к ним. Это обоюдоострый меч, способный поразить не только врага, но и самого обладателя его при неразумии того.
Что же таит в себе фраза «да испытывает же себя человек» и как научиться достойно подходить к причастию святых таин? Святитель Феофан Затворник, объясняя эти слова апостола, говорит: «Испытание здесь значит достойное приготовление. В чем оно? В очищении совести. Принеси покаяние во грехах и положи твердое намерение вперед не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель, и ты достойно готов к причастию»[2].
Рассуждая о должном приготовлении к принятию святых таин, подвижник XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Должно углубляться в самовоззрение, внимательно рассматривать, исследовать себя; должно очищать себя от согрешений, искоренять их из себя исповедью и покаянием; должно исправлять уклонения от пути заповедей Христовых и самые тонкие, возвращением на этот путь положить в душе намерение всеусильно держаться этого пути, укреплять намерение чтением, изучением слова Божия, теплейшими молитвами… Должно рассматривать ничтожество, бедность, греховность, падение человеческие, с одной стороны, с другой – величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое тело, на пролитие Свою кровь; неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своею Плотию и Кровию, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собою. От такого рассматривания и суждения себя является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию святых таин искренним сознанием своего недостоинства. Такое рассматривание себя изложено святыми отцами в молитвах ко причащению, которыми отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточению, которыми они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение, столько возлюбленное Спасителю нашему»[3].
С другой стороны, святитель рассуждает и о том, насколько бедственным по отношению к причащению может быть пренебрежение вниманием к своему состоянию: «Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивого сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых таинах, лишает приличествующего приготовления перед принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии… Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием святых таин»[4]. Из слов святителя легко сделать вывод, что перед причащением Тела и Крови Христовых необходимо должен быть период приготовления, чтобы углубиться в самовоззрение, внимательно рассмотреть и исследовать себя и величие той святыни, к которой должно будет подойти. И этот необходимый и очень важный период в Церкви существует, и он называется говением.
Одной из важных составляющих говения является телесное воздержание, то есть пост. «Заповедь о посте является первою необходимою для нас заповедью. Только при помощи поста мы можем отторгнуться от земли! Только при помощи поста мы можем противостоять увлекательной силе земных наслаждений! Только при помощи поста мы можем разорвать союз с грехом! Только при помощи поста дух наш может освободиться от тяжких оков плоти! Только при помощи поста мысль наша может возникнуть от земли и воззреть к Богу!»[5]. Кроме поста, «занятия, идущие к говению: молитва, чтение, размышление»[6]. Цель говения – обрести такое состояние духа, когда, с одной стороны, человек начинает видеть глубину своего падения и по причине такого видения приходит в сокрушение перед Богом; а с другой стороны, он познает великую милость Божию к человеку, ради спасения которого Бог дал в пищу Свою Плоть и Кровь. По этой причине нельзя подходить к говению формально, без должного усердия. Формальный подход лишает человека должного душевного настроения и, как следствие, лишает его достойного приобщения святых Христовых таин, а значит – лишает и спасительных плодов причащения.
Тем не менее, встречается мнение, что дисциплина говения, принятая в нашей Церкви и включающая в себя период воздержания и чтение положенных молитвословий, представляет собой позднейшие наслоения и не соответствует литургической практике Древней Церкви. На этом основании современная практика подвергается критике как несоответствующая учению Церкви о святой евхаристии. На это хочется ответить словами одного участника разгоревшейся в интернете полемики, что такие взгляды представляют собой «обновленчество и модернизм. Если вы отвергаете позднейшие наслоения, то вы отвергаете благодатную кору церковного дуба, обдирая его как липку в угоду вашему представлению о молодом деревце. Вы можете оправдываться чем угодно, но это деяние имеет антицерковный характер. Ибо кора эта – плод благодатного действия Святого Духа, пребывающего с Церковью постоянно, а не отошедшего от нее во все вновь обретаемые папирусы апостольского века…»[7].
В связи с вышесказанным хочется затронуть вопрос и о частоте причащения святых Христовых таин. Учение Христа о евхаристии изложено в главе 6 Евангелия от Иоанна. В Своем учении о Своем Теле и Крови, которые Господь обещал дать во вкушение всем верующим, Он нигде не указывает на частоту этого вкушения, передавая это на усмотрение Своей будущей Церкви. И в разные времена бытия Церкви дисциплина причащения была разнообразной и варьировалась в зависимости от нравственного состояния ее членов. Во времена апостолов, когда «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4: 32) и когда они «каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2: 46), причащались очень часто и даже ежедневно. Но такая практика существовала недолго, и уже во II и последующих веках ежедневное причащение стало лишь идеалом христианской жизни. У Иустина Философа (II в.) в его «Апологии» мы читаем, что особенным днем, когда все верующие собирались для причащения, был день воскресный, или, как называет его святой Иустин, «день солнца». В IV веке святитель Василий Великий упоминает о существующей в Каппадокийской Церкви практике причащения четыре раза в неделю (письмо 89 к Кесарии). Но уже в это время существовали и различные сроки отлучения от причастия за грехи. И сроки эти были немалые – два, три, шесть, десять и более лет за различные грехи, вплоть до разрешения причаститься только на смертном одре (см. правила Анкирского собора 5–9, 16, 21; святителя Василия Великого – 61, 64, 73, 82 и др.).
Следовательно, к тому уже времени Церковь признала, что далеко не каждому полезно причащаться не только ежелитургийно, но и еженедельно. Более того, поскольку в своих установлениях Церковь руководствуется исключительно целями спасения человека, то, очевидно, она признала, что для многих полезно довольно длительный срок оставаться вовсе без причастия. И это совсем не оттого, что в Церкви поколебалось учение о спасительности для человека евхаристии, а оттого, что далеко не в любом состоянии к евхаристии спасительно подходить.
Здесь хочется обратить внимание на то, что во всем каноническом своде правил нет повеления христианам причащаться ежедневно либо на каждой посещаемой литургии. Исключение представляет 66-е правило VI Вселенского Собора, которое призывает христиан к ежедневному причащению во всю седмицу после дня Воскресения Господа Иисуса Христа, так как вся седмица «во всем почитается как один день Господень»[8]. Упоминаемое некоторыми исследователями 9-е правило святых апостолов как повелевающее христианам ежедневно причащаться, по объяснению авторитетного канониста и толкователя правил патриарха Феодора Вальсамона, имеет несколько иной смысл: «Говорить, что все мы, верные миряне и священнослужители, не касающиеся святыни, всякий раз должны причащаться святых таин или, в противном случае, подлежать отлучению, и с правилом несогласно, и невозможно. Посему и в 9-м правиле определено подвергать наказанию верных, не пребывающих до конца, но не прибавлено: не причащающихся»[9]. В этом же смысле объясняет это правило и епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш): «Не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, так как легко могло быть, что не все бывали всегда подготовлены к причащению или по внушению голоса собственной совести, или в силу каких-либо других причин из личной или общественной жизни. Для того чтобы и такие были удостоены хоть некоторого участия в святыне… а также для того, чтобы обязать и тех, которые не могут причаститься, все же оставаться до окончания Божественной литургии, заведена была раздача антидора, который каждый должен был принять из рук священника для своего собственного освящения»[10].
В синодальный период вплоть до восстановления на Руси патриаршества в нашей Церкви принято было причащаться четыре раза в год – во все большие посты. Более ревностным дозволялось причащаться раз в месяц, менее ревностным – по крайней мере один раз в год в Великий пост. Эта норма отражена, например, в катехизисе святителя Филарета (Дроздова), в сочинениях святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Почему была принята столь малая норма? Неужели наши мудрые святители того времени были менее разумны и ревностны, нежели некоторые наши современные христиане, стремящиеся к еженедельному, а порой и более частому причащению? Ответ на этот вопрос содержится в их бесценных и для нашего времени творениях. И ответ этот заключается в правильной расстановке акцентов: спасительно не столько более частое приобщение святым таинам, сколько более тщательная подготовка и следующее затем причащение. Вот как пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов) в письме к своей сестре: «Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни»[11]. Святитель Феофан Затворник предупреждает о духовной опасности слишком частого приобщения. Советуя в своих письмах приобщаться четыре (либо шесть) раза в году, он добавляет: «Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться… Что касается до “чаще”, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает немалую часть благоговения к сему величайшему делу… разумею говение и причащение»[12].
Не только причащение, но и говение святитель называет величайшим делом, поскольку во многом от говения зависит достойное приобщение святых таин. «Все, что вы загадываете, так и должно делать всякому говеющему. И попоститься, и в церковь походить, и поуединиться, и почитать, и подумать, и собою заняться – все нужно. Но все эти дела надо направить к одной цели – достойному причащению святых Христовых таин. Чтобы достойно причаститься, надо душу очистить покаянием. Чтобы покаяние совершить как должно – с сокрушением искренним и твердою решимостью не оскорблять более Господа, для этого назначаются все другие подвиги говения: и хождение в церковь, и домашняя молитва, и пощение, и прочее все… Говеющий на время говения, сколько кому возможно, прекращает свои хлопоты… Это пресечение хлопот есть дело крайней важности в говении. Кто его не сделает, тот, наверное, проговеет кое-как»[13].
Итак, для достойного причащения необходим период тщательной подготовки, и этот период не менее важен, чем сам момент причащения, ибо во многом от него зависит, принесут ли человеку святые таины свойственные им спасительные плоды. Ведь что нам с трудом дается, то мы больше и ценим. И святыня, принятая после тщательной подготовки, будет оберегаться нами как величайшее сокровище. Это станет нам большим подспорьем к более внимательной и благоговейной жизни. Если такая подготовка считалась необходимой в то время, когда писали об этом наши святители, то тем более она необходима нам в наше время с его бешеным ритмом жизни, когда едва ли человек успевает хоть иногда задуматься о направлении своей жизни.
Вопрос о том, как часто можно причащаться, в каждом конкретном случае должен решаться исходя из возможности человека должно подготовиться к причащению. И духовник, к которому обращается человек, желающий проводить внимательную жизнь, может и должен подсказать ему ту меру причащения, которая будет зависеть от обстоятельств его жизни.
[1] Альфа и Омега. 2007. № 1. С. 68–106.
[2] Феофан Затворник, святитель. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам // Творения. М., 1998. С. 425.
[3] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь. М., 1995. С. 127.
[4] Там же. С. 127–128.
[5] Там же. С. 88.
[6] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь. М., 1999. С. 142.
[7] Цит. по: Благодатный огонь. № 16. С.13–14.
[8] Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 499.
[9] Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 27.
[10] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа Далматинско-Истрийского. М., 2001. С. 69.
[11] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Письма о подвижнической жизни (555 писем). М., 1995. С. 307.
[12] Цит. по: Благодатный огонь. № 16. С. 24.
[13] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь. С. 141–142.
Когда я пришел на приход,то был очень удивлён практикой причащения мирян(в данном случае прихожан).Они причащались дважды в год:на первой и пятой неделе Великого поста.А некоторые и реже.Некоторые спорили со мной,что чаще причащаться грех.Кто-то же их научил этому.У меня самая молодая прихожанка 60-ти лет от роду.(те что помоложе пока еще захожане,так как нечего молодым ходить в церьковь)Года 4 мне понадобилось,чтобы приучить свою "молодёж" причащаться каждый пост,т.е.4 раза в год.Сейчас хочу,чтобы причащались каждый месяц,с двухдневным постом,а то и вовсе без поста.Не к 16-ти идёт.Многие без таблетки и дня не проживут.Те кто согласен со мной и причащаються,как благословляю,по несколько дней без таблеток и уколов,а некоторые вообще от них отказались.Ведь просим же в молитве "да будет ми причащение Тела и Крови во исцеление души и тела"!Или это так,красивые слова?Прав ли я в своих деяниях?Пусть Бог разсудит.
Пришлось мне одно время в такси поработать.Часто бывало ночь за рулём,смена в 8.00 утра заканчиваеться,а в 9.00 начинаешь Литургию и без чашечки кофе засыпаешь на ходу.(меня несколько раз пассажиры будили--выезжал на трассе на встречную полосу).Знаете,както язык не поворачиваеться не допустить такого же "таксиста"(я вообще о рабочих)к Чаше.
Но это мой опыт.Каждого предупреждаю:здесь я благословляю,а другой может запретить,так что прежде посоветуйся со священником.Моё мнение такое:"что нас может отделить от Христа?"Священник должен рассматривать каждый случай особо,не боясь "испачкаться" чужими проблемами и "не налагать бремена неудобоносимые".Ведь прежде всего мы должны приводить людей ко Христу,а у нас как-то всё наоборот выходит.
Как это может быть, что подготовка к Причастию, важнее Причащения?
Разве не вся жизнь от Причастия до Причастия должна быть подготовкой к следующему Причащению? И как быть на Литургии до конца и не Причаститься?
Это быть на Тайной Вечери и отказаться от предложеного Христом вкушения? Я этого не понимаю, этого не должно быть. Ведь сам Христос призывает - придите, вкусите!
А вот Иоан Кронштадский говорил о еженедельном Причащении.
В наше время, время тяжкое, искусительное, когда грех проник во все сферы, пронизал все и вся, Причастие единственное спасение, что бы устоять в любви, заповедях.
Человеку сойственно после напряжения расслабляться, и вот человек постился, трудился перед Причащением один или 4 раза в год, Причастился, и очень хочется расслабиться, это естественная реакция, трудно сохранить себя в чистоте. Может лучше все-таки жить в постоянном ритме, к этому привыкаешь, и по другому уже не можешь, и каждое воскресенье действительно Воскресенье, радость, приобщение ко Христу.
Спаси Господи!
Мария.
Цитаты из святителей нужно понимать приближенно к реалиям того времени, когда причастие по мановению государственного указа стало обязательным, а народ у нас послушный поэтому и следовал букве закона и причащался раз в год, что само по себе не является признаком здоровой литургической жизни. Поэтому и причастие более положенного законом минимума могло насторожить.
Что же плохого в практике причастия хотя бы во все двунадесятые и великие праздники и день ангела?
Редкое причащение может еще более расхолодить человека в его духовной жизни. А если бы он постоянно участвовал в литургической жизни церкви, а не готовился весь год к одному причастию, то это принесло бы несомненно большие плоды. Не нужно ограничивать число раз человеку если он достойно готовиться принять в себя Христа. В церкви есть сложившаяся практика подготовки к Евхаристии и если человек исполняет эту дисциплину, то не нужно препятствовать его благому намерению, чтобы нам самим не осудиться как фарисеям. Здесь для нас полагается некоторый предел. Не все священники имеют дар прозорливости, а тем более не многие сподоблялись видеть мистическое общение причащающегося со Христом. Соответственно и не нам запрещать причащаться человеку подготовившего себя покаянной дисциплиной к общению с Богом.
С уважением,
Ольга
Автор пишет, что: "...для достойного причащения необходим период тщательной подготовки, и этот период не менее важен, чем сам момент причащения, ибо во многом от него зависит, принесут ли человеку святые таины свойственные им спасительные плоды. Ведь что нам с трудом дается, то мы больше и ценим. И святыня, принятая после тщательной подготовки, будет оберегаться нами как величайшее сокровище. Это станет нам большим подспорьем к более внимательной и благоговейной жизни. Если такая подготовка считалась необходимой в то время, когда писали об этом наши святители, то тем более она необходима нам в наше время с его бешеным ритмом жизни, когда едва ли человек успевает хоть иногда задуматься о направлении своей жизни".
Можно ли считать таким периодом время с понедельника до дня Воскресного, при соблюдении всех необходимых постов и молитвенных правил? Будет ли, в таком случае, причащение "достойным" или следует увеличить время приготовления? В противном случае, каким образом сам автор причащается именно с такой периодичностью (разумеется я не знаю, как часто причащается о. Димитрий :-) я исхожу из традиционного участия диакона хотя бы в Воскресной Литургии)?
Мне думается, что проблема лежит намного глубже споров о частоте Причащения. Само по себе частое Приступание к Чаше не спасает. Необходимо возрождения Евхаристического и общинного сознания народа Божиего. К сожалению, препятствием на этом пути часто становимся мы - духовенство. Случается, что наше кастовое самознание отделяет "духовное сословие" от прихожан. Проявляется это и в отношении ко Святым Тайнам, что видно из нескончаемых споров об этом, в которых нет правых.
По сути - телесный пост (не молитвенный), является явным отстранением человека от частного причащения. Ведь по уставу положено поститься более 200 дней в году, включая многодневные посты и пост в среду и пятницу.
Если человек хочет причащаться раз в неделю и ему объявят, что он сможет это сделать только после поста 2-3 дня, если не неделю, то далеко не каждому это будет под силу. Многие могут просто перегореть, а гораздо большее число просто отойдет в сторонку - не станет причащаться.
Является ли это правильным? И что стоит неделя простого воздержания от мяса раз в год и единственного причащения, по сравнению, напимер, с еженедельным причащением без гастрономического дополнительного поста, но с обычным дополнительным молитвенным правилом - правилом к причащению, канонов (но по силам человека)?
Мне кажется это несравнимо. В первом случае, редкое говение просто пройдет и человек вернется к своим обычным обывательским делам, а во втором случае будет постоянная духовная жизнь, постоянное горение. Надо только следить за мерой этого горения - чтобы и не перегореть и не остыть.
Если человек постится по уставу, то дополнительные посты будут лишь бременами неудобоносимыми, которые могут оттолкнуть душу, жаждущую божественного Приобщения.Что реально мы и видели в истории в Синодальный период, когда нормой стало причащение раз в год и соответствующее ему религиозное охлаждение.
И еще такой момент. Как может священник заставлять прихожан поститься сверх установленного уставом поста, если он сам не постится?Сам не соблюдает то, что требудет от других. Ведь как бы не говорили, а это является наложением бремен неудобоносимых. В полном соотвествии с примером в Евангелии "Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них". Если я стану священником, я вот например, даже не знаю, каково мне будет поступать так. И вообще не укладывается у меня в голове - если до священства требудется пост, то после рукоположения пост тут же отменяется, равно как и частая исповедь? Но греховность человеческая ведь с рукоположением не устраняется автоматически? К тому же, Иоанн Златоуст говорил, что священник и мирянин равны перед причастием - следовательно и подготовка должна быть соответствующая и частота та же.
Конечно, одно дело, когда человек вообще не постится, тогда конечно телесный пост просто необходим, но если человек постится более 200 дней в году, то сверх того - неоправдано и само собой служит остранением от причастия, о чем я и прочитал здесь в полемике, когда одна женщина, приняв на себя подготовку сверх меры, просто потом отказалась от причащения.
Сейчас сплошь и рядом причащаются св. Христовых таин даже тогда,когда по уставу церкви верные должны заговеться перед постом. Духовные отцы обязаны правильно воспитывать своих чад, в том числе и в этом вопросе.
Идут к чаше. потому что ,например. какой-нибудь праздник, т.е причащаются из-за праздника.Моё личное мнение причащаться надо так , как учат св.отцы : во все посты по разу 2,3. Тогда причастие будет долгожданным и выстраданным и подход к чаше будет не для галочки.
С уважением р.Б. Татьяна
В праздник Рождества Христова священник на литургии причастил всех прихожан. Многих причастил без исповеди, и естественно без чтения разрешительной молитвы.Мои знакомые не готовились к причастию, не вычитывали канонов, последования к святому причащению, не постились. Когда они засомневались - могут ли в таком состоянии подойти к Чаше, и задали тут же этот вопрос священнику, то он ответил, что в такой праздник можно. Правильно ли я поняла, что такое действие священника носит антицерковный характер? И еще - ежедневное причастие на Светлой седьмице - оно предполагает сначала исповедь? Прошу Вас ответить мне на мой электронный адрес.С уважением, Светлана.
Кстати, приведем мнение Иоанна Златоуста: «Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко?» И отвечает:Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие - ни однажды. ... Сорок дней ты употребляешь на восстановление здоровья души, а быть может даже не сорок, и думаешь умилостивить Бога? Ты шутишь, человек. Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к святым тайнам (Беседы на Послание к Евреям 17. 3). Т.е. не время, употребленное на подготовку к причастию, делает достойным человека, а тот образ жизни, который он ведет. Недостоин причастия не тот, кто часто или редко причащается, а тот, чья жизнь не совместима с принятием Тела и Крови Христовых.
Что же ответить на то, что автор привел мнение святых Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова? Попробуй, скажи что-нибудь против риторического "Неужели наши мудрые святители того времени были менее разумны и ревностны, нежели некоторые наши современные христиане, стремящиеся к еженедельному, а порой и более частому причащению?"...
Однако здесь всё достаточно просто. Церковное Предание - это то, что было в Церкви "всегда и повсюду". Поэтому просто вспомним проникновенный небольшой труд "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн" современников упомянутым отцам - Преподобного Никодима Святогорца и Святителя Макария Коринфского.
http://www.hesychasm.ru/library/koliva/sod.htm
Святители Игнатий и Феофан не шли в этом вопросе против уже веками сложившейся практики. Однако святогорцы-коливады (на этом сайте есть несколько статей, описывающий их тернистый жизненный путь) пошли против некоторых "обычаев без истины". Несмотря на гонения (не от турков!) и запрет в священнослужении, в конце концов Церковью они были прославлены во святых. И поэтому их точка зрения по крайней мере да будет почтена вниманием.
Этот вопрос меня давно волновал и продолжает волновать. Когда-то решил этот вопрос для себя - причащаться каждое воскресение, памятуя о Лук.22:19 "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание." - А как не "вспомнить" о Христе в воскресенье.
Статья заставила меня задуматься о "качестве" моего говения и об "оравнодушивании" к евхаристии.
Это было большое напряжение. И так мне было тяжко, что чуть не возненавидела (простите меня, грешницу) и правило, и все труды вообще. Но причащалась.
В результате на Пасху было прекрасное самочуствие и радость. Все окружающие говорили мне, что я внешне сильно изменилась к лучшему. А я радовалась, что не надо более напрягаться. Но повторить такое я смогу, слишком тяжко.Потом причащалась редко, и вернулась к своему прежнему состоянию.
И была очень рада прочесть на сайте molitvoslov.ru, что не надо так себя мучить, не доспав, не доев, вымотавшись перед причастием, что и радости никакой не чувствуешь. Сейчас причащаюсь 1-2 раза в месяц. Не то чтобы здорова, но работать можно. А для меня самое страшное - потерять трудоспособность, поскольку на шее двое детей.
И выходит, я грешу сильно?
Есть другая крайность - относящаяся к клирикам и настоятелям - на Рождество, Пасху и в родительские дни в некоторых храмах не причащают - дают самые различные объяснения, почему в эти дни "нельзя" причащать-причащаться.
Автор статьи о. Димитрий прав, "Вопрос о том, как часто можно причащаться, в каждом конкретном случае должен решаться исходя из возможности человека должно подготовиться к причащению. И духовник, к которому обращается человек, желающий проводить внимательную жизнь, может и должен подсказать ему ту меру причащения, которая будет зависеть от обстоятельств его жизни".
Диакон Алексей Швырев.
Обычно это было время Великого Поста. Из литературных произведений мы немало знаем о провождении этого времени говения в сосредоточенности и молитвенности, когда семья могла даже уехать в какой-либо монастырь для должной подготовки к Таинству.
Однако эта "молитвенность" отдельных членов общества не повышала общий уровень духовности нашего народа... В данном случае редкость Причащения сыграла, пожалуй, обратную роль. Ибо Христос, входя в человека по его собственному изволению, соединяясь с ним во Святом Причастии, изменяет его душу. И мы можем наблюдать одним из косвенных (а возможно и прямых!) следствий такого ограничения человека в приступании ко Христу крайний упадок нравственности, приведший к Октябрьскому перевороту и последующему царствованию сил зла в течение долгих десятилетий.
Вот что такое "кора дуба". Мы не должны и не можем директивные указания Синодальной эпохи принимать как руководство к действию в наше время, ибо несостоятельность таковых обличена самим вышеприведенным следствием.
Мы не можем относить аргументацию в столь важном вопросе только ко мнению свт. Игнатия, ибо и святым в православной традиции не принадлежит непогрешимость в вопросах веры. И надо помнить, что Церковь - это живой организм, который нельзя кроить шаблонами времени - будь то апостольский век или времена Вселенских учителей или Синодальный период.
Если следовать логике "отложения хлопот", то вряд ли мы найдем и священнослужителя (не из монашествующих), который вполне отложил "житейское попечение" на время подготовки к служению Божественной Литургии. И как после этого мы должны относиться к людям, которые в наше время работают по 14 часов в день, чтобы прокормить свою православную многодетную семью (работая подчас в самых разных организациях, где и исповедничество может иметь место), для которых укрепление сил душевных соединенем со Христом в Таинствах является насущнейшей потребностью?
Скажем ему: "Брат, ты не вычитал все правило, приехав с работы в 2 часа ночи! Приходи на той неделе, подготовься и попостись всю неделю и подумай в редкий момент "кофе-тайм" о своих грехах!" Резко? А именно такой подход можно наблюдать на некоторых приходах. Пастырю прежде всего на себя, на свое покаянно-духовное настроение следовало бы обращать внимание, т.к. познав свое недостоинство, он не будет сознавать себя "верховным жрецом", определяющим подготовленность и достойность приобщения Св. Христовых Таин члена прихода. Ему не сыпать шаблонами Синодально-коммунистической эпохи надо, а уделить максимум времени общению с теми, кто чего-то действительно может недопонимать, но, тем не менее, искренно приходит к Богу, осознавая необходимость в Нем...
Каждый раз, готовясь к исповеди и причастию, с ужасом сознаю свою греховность и ничтожность своего продвижения по пути исправления. Стараюсь причащаться раз в месяц, но, если не могу подготовится как следует, то просто хожу к литургии.
Спасибо отцу диакону Димитрию за прекрасную и кратко изложенную статью.
Валерия