Архимандрит Тихон (Шевкунов): "Драгоценное из ничтожного"

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
В последние полгода отношение к Церкви в обществе резко изменилось. Теперь всё моднее стало ругать РПЦ, внимательно отслеживать поведение священников. Да и представители Церкви, прямо скажем, порой дают поводы для пересудов.

Об этом мы побеседовали с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ректором Сретенской духовной семинарии.

– В последние полгода едва ли не каждую неделю скандал – то священник в нетрезвом виде попал в ДТП, то нахамил дамам... Что происходит?

– Конечно, можно констатировать, что мы являемся свидетелями информационной атаки на Русскую Православную Церковь. Но есть такой непреложный духовный закон: в проблемах, которые возникают перед тобой, надо искать причины не вовне, а в себе самом. И даже понимая, что существуют чрезвычайно агрессивные по отношению к Церкви внешние силы, нам в первую очередь важно строже относиться к себе. Апостол Павел говорил: "Не давайте повода ищущим повода".

Благочестия бы побольше

– С чем ещё связана эта антицерковная атака?

– Церковь стала слишком заметна, слишком значима в обществе. За последние 20 лет к вере пришли миллионы людей, воссоздано из руин и построено 35 тысяч храмов и монастырей, созданы шедевры современной иконописи, действуют сотни и сотни православных детских домов и старческих приютов, центров борьбы с наркоманией, возрождена церковная благотворительность. Перечислять можно долго. Но на всякое действие неизбежно возникает противодействие. И притом что все эти позитивные процессы и факты большинству наших соотечественников почти неизвестны, есть немало людей, которые попросту весьма не любят Русскую православную церковь . Они открыто выступают со своей позицией в СМИ – в газетах, на радио, по ТВ. Такие люди будут всегда пытаться доказать свою неприязнь теми или иными реальными или надуманными недостатками церковной жизни. Это надо принимать как данность и слишком по этому поводу не удивляться. Но вот на что несомненно и действительно важно обратить самое пристальное внимание – это на внутреннюю, духовную и внешнюю жизнь наших священников. В миру употребляется слово "дисциплина", но в Церкви правильнее и органичнее старинное слово "благочестие". Думаю, эти проблемы и вопросы будут обсуждаться на грядущих епархиальных и архиерейских соборах.

Выходных у монаха нет

– Раньше стать священником было сродни подвигу. Ты перечёркивал свои надежды на нормальную жизнь, портил судьбы близких... Теперь, говорят, в семинарию идут во многом ради тёплого и хлебного места...

– Это снова искажённые стереотипы. Служить Богу и Его Церкви сегодня приходят совершенно удивительные молодые люди. Они прекрасно понимают, что их ждёт жертвенный труд, а не кисельные берега. В миру мало кто догадывается, что такое священническое служение. С одной стороны, это ни с чем не сравнимое предстояние перед Господом, ежедневное открытие для себя всегда поразительного, исполненного любви и высших смыслов духовного мира. Но с другой – зачастую отторжение, непонимание знакомых, родных, да что говорить, очень многих людей. Личная, бытовая несвобода днём и ночью. В любой момент тебя могут позвать, и ты должен бросить всё и идти. После семинарии существует обязательное распределение, как это было в прежнее время во всех вузах. Из нашей Сретенской семинарии, например, значительная часть выпускников отправляется на Дальний Восток, на Сахалин, Камчатку, в самые сложные условия. Жизнь священника – это постоянный труд. В монастыре каждый монах плотно занят с понедельника по субботу – постоянные службы плюс послушания, а зачастую таких послушаний по два-три. В субботу вечером всенощная. В воскресенье одна или две литургии. Выходных не существует.

Ну и, наконец, молитва. Есть старинная русская поговорка: "Две самые тяжёлые на свете вещи – выхаживать старых родителей и Богу молиться". Как говорил один подвижник: "Богу молиться – это кровь проливать". Для сознания, далёкого от Церкви , всё это выдумки, бред. Спорить с этим бесполезно, да мы и не собираемся.

– Священники – пример пристального интереса общества... Так всегда исторически было?

– Всегда. И к этому тоже надо относиться спокойно. В священнике зачастую хотят видеть некий идеал. И правильно делают. Но, когда в смоделированном идеале что-то в реальной жизни не соответствует, человек подвергается самой жёсткой, а порой и беспощадной критике. Общество подходит к нам с самыми строгими мерками. Впрочем, нахожу в этом только пользу.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Игумен Нектарий: «Наша война - это война за духовное спасение» Игумен Нектарий: «Наша война - это война за духовное спасение»
Татьяна Волченко
Новостные ленты все чаще пестрят заголовками о детских суицидах. Почему многие из нас уже не реагируют на эту страшную тенденцию? По кому звонят колокола открывающихся храмов, и на чьих плечах лежит ответственность за создание механизмов саморегуляции общества? На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ - Саратов» ответил игумен Нектарий.
В шаге от обобщений В шаге от обобщений
Владимир Легойда
15 ответов председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимира Легойды публицисту Валерию Панюшкину.
Церковь – не партия Церковь – не партия
Сергей Худиев
Представьте себе скандал в коммуналке — люди яростно бранятся, вот-вот начнется драка. Тут в помещении появляется пожарный и говорит: «Ваш дом охвачен огнем, вам надо срочно эвакуироваться». Люди обращаются к нему — но не затем, чтобы понять, правду ли он говорит, а чтобы привлечь его в качестве союзника. Поддерживает ли он меня против этой мерзавки, моей соседки, которая испортила мою прекрасную шубу? Вот я ей, заразе-то, глаз шилом выколю! Не поддерживает? Вот ведь гад!
Церковь и мир: чему учит растущее напряжение? Церковь и мир: чему учит растущее напряжение?
Православную Церковь слишком хорошо видно— даже если иметь в виду просто городской пейзаж. Порядочная часть населения опомнилась, перестала метаться, задала себе правильные вопросы и сделала очень серьезные шаги в направлении православного креста. Другая часть населения просто не может уже этого не замечать.
О священстве и радости О священстве и радости
Протоиерей Андрей Ткачев
О священстве и радости О священстве и радости
Протоиерей Андрей Ткачев
Жизнь без радости – не жизнь, и священство без радости – не священство. Он, священник, распространяет вокруг себя радость знания о Господе. И эту радость чувствуют люди. И даже когда зовут освятить вещи бездвижные и неживые: квартиру, машину, дачный участок, – в глубине души хотят слов о «едином на потребу» и пасхальной радости.
«Все у вас да будет с любовью» «Все у вас да будет с любовью»
(О протоиерее Борисе Развееве)
Иеромонах Иов (Гумеров)
Отец Борис сознавал, насколько высокими и трудными были священнические обязанности. Любил Церковь. Считал, что священнослужители не должны для Церкви искать благ ни у властей, ни у богатых. Церковь должна быть великой духовно-нравственной силой общества и не мириться со злом. Тогда придет от Бога всесильная помощь.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×