Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к
нему, он ужалит тебя.
(Сир. 21: 2)
В декабре весь мир готовится к празднованию Нового года. Празднование это объединяет людей самых разных взглядов – религиозных и не религиозных.
Богоявление из церкви пророка Ильи в Бобошево (Болгария, XVII в.) |
Но давайте задумаемся: от какого события весь мир ведет свою хронологию? От Рождества Иисуса Христа!
Христос изменил мир, Своим воплощением соединив небо и землю. Соединив нетленную Божественную природу с природой человеческой, тленной и смертной после грехопадения, освятил ее и, будучи безгрешен, пострадал на кресте. Взяв на себя грех мира, омыл его честною Своею кровью и, сойдя во ад, разрушил его воскресением Своим, даровав всем нам надежду воскресения в Жизнь Вечную. И соединенный с человеческой природой Божеством Своим неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно, вознесся и воссел одесную Бога Отца. Послав от Отца Духа Святаго и освятив им Церковь Свою, продолжает Духом Святым, как реками воды живой, питать ее и всех входящих в нее – до скончания века.
Христинам известно, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2: 6–11).
То есть приближается время, когда Христос, явившись во славе, будет судить вселенную. На Страшном суде все поклонятся Христу. Не только ангелы Божии и святые всех времен и народов, но и грешники, и бесы, и диавол. Кто-то с любовью, с благоговением, со страхом – а кто-то в ужасе падет в ноги Спасителю.
И торжество, связанное с празднованием очередного года от Рождества Христова, не может не обрадовать всякого христианина, ведь весь мир волею или неволею, сознательно или неосознанно считает время от выдающегося события в истории – от воплощения Бога Слова и от Его непостижимого чудесного рождения от Пресвятой Девы.
Но ныне сложившиеся традиции и обычаи этого празднования вызывают у нас великую скорбь и боль за тех, кто в нем участвует. В этом году иконой праздника пьянства и разврата стал змей.
Приняв в райском саду образ змия, сатана до сих пор заигрывает с нами в этом образе. По Божественному приговору, питаясь прахом нечистот человеческих грехов и страстей во все дни жизни своей, пытается жалить нас в пяту (ср.: Быт. 3: 14–15). «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).
Тот древний змей, который в раю соблазнил наших прародителей и всю историю человеческую пытался увлечь в погибель всех их потомков, стремится ныне хитростью похитить ту славу и честь, которой достоин один Бог, всемогущий Владыка вселенной, Творец времени и пространства. Этот змей учит людей создавать и тиражировать в огромном количестве иконы со своим изображением – с изображением того зверя, чей образ он некогда воспринял в раю.
Плюшевые змеи в IKEA |
Они не задумываются над тем, что Господь Вседержитель, возродивший их к Жизни Вечной Своими страданиями и смертью, обладающий всей полнотой власти во вселенной, заботится о них, как пастырь добрый – о каждой своей овце, поддерживает их Своими пробитыми гвоздями руками… Он не позволит так просто идти в погибель тем, которых Он искупил Своею кровью, и будет наказывать их.
Некогда на пути в Землю обетованную народ Израильский стал малодушествовать «и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числ. 21: 5–9).
Египет – образ рабства греху. Народ Божий, скорбящий о Египте, – христиане, оборачивающиеся назад, к греховной жизни. В Египте был распространен культ поклонения змеям, и поэтому наказание от Бога приходит через змей. Ужаленные змеями – люди, пораженные грехами, приводящими к смерти души и тела. Медный змей – символ Христа, воспринявшего нашу смертную плоть и пострадавшего на кресте. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2: 14–15).
Это чудесное исцеление было прообразом того, как Спаситель уничтожил власть древнего змея-сатаны, поправ смертию смерть: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 14–15).
Впоследствии Езекия, царь Иудейский, «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18: 4), ибо идолопоклонство мерзко перед Богом.
Как бы почитание змея не возродилось теперь в новом Израиле – у христиан! «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11: 3).
В Книге пророка Даниила описывается дракон, которого вавилоняне обожествляли, поклонялись ему и приносили жертвы. «Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его. И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни! Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов» (Дан. 14: 23–28). Подобно этому дракону будет побежден диавол.
Ныне «князь мира сего осужден» (Ин.16: 11) и, обреченный на погибель, находится в предсмертной агонии. «Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12: 12).
Слово Божие многократно говорит о победе над змеем:
Пс. 90: 13: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона»;
Ис. 27: 1: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское»;
Пс. 73: 13: «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде»;
Откр. 12: 9: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
А ведь участь змея можем разделить и мы, если будем ему подражать. «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23: 33).
Так не много ли чести змеюке подколодной?
Для христианина нет ничего плохого в том, чтобы отпраздновать наступление Нового года от Рождества Христова. Но прославлять в этот день надо не безликий календарный факт и тем более не присвоенный ему образ змея, то есть икону диавола, а нужно прославлять Владыку времени и пространства – вот Кто виновник торжества! А как прославлять? Как праздновать? Как можно прославить Того, Кто ни в чем не нуждается, Кто самодостаточен, Кто имеет полноту жизни в Себе?
Прославить Его можно и порадовать Его можно своей верой, своей жизнью по вере, своей молитвой, и Он, как любящий Отец наш небесный, дарует нам в Новом году радость и мир.
Но нелегко в этот день сосредоточиться на молитве. В пьяном угаре, размахивая надувными резиновыми змеями, за столом или под столом, прославляя змея в союзе с «зеленым змием», люди не только губят себя, но и стремятся вовлечь в это христиан.
Вот описание пьянства, изреченное Духом Святым устами премудрого Соломона три тысячелетия назад: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] “били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же”» (Притч. 23: 29–35). Не правда ли, картина до боли знакомая, особенно 1 января? Словно сочинение «Как я встретил Новый год». Тем более странно, что многие поступающие подобным образом полагают, что «как встретишь год, так и проведешь его».
Как сбежать христианину из этого мира? Как не пойти на совет нечестивых? Как не стать на путь грешных? Как не сесть на седалище губителей? Как укоренить свою волю в законе Господнем, и в законе Его поучаться день и ночь во время этого пьяного безумия?
Есть такая возможность! Приходите на Божественную литургию, которая в некоторых храмах будет служиться в полночь. Возблагодарите Бога, участвуя в Евхаристии (что в переводе с греческого означает «благодарение»). Помолитесь обо всех заблудших, пьянствующих в эту ночь. В ночь, когда работники медицины и сотрудники правоохранительных органов несут свое особое служение, спасая людей от травм, увечий, преступлений, возрастающих в этот день, мы, христиане, будем нести благое и легкое бремя молитвы, объединившись вокруг Чаши с Телом и Кровью Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – истиной пищи и истинного пития.
И пусть среди всеобщего похмельного синдрома и посленовогоднего уныния мы будем светом миру, призывая людей одуматься и в последние дни перед Рождеством Христовым подготовиться к этому действительно великому празднику!
С Рождеством!
Дорогие любители гороскопов, прослушайте перечень своих небесных покровителей на 2015-2020 годы: обезьяна, петух, собака, свинья, крыса. Хорошие примеры для подражания! Нормальный русский мужик из здорового чувства собственного достоинства никогда даже в шутку не скажет, что они влияют на его судьбу.
Дорогие дамы, я бы порекомендовал Вам особенно внимательно отнестись к выбору новогодних безделушек в подарок мужчинам в 2017 и 2020 годах, Вас могут неправильно понять.
Надеюсь, что в эти годы увлечение подобной ахинеей несколько притихнет - российское общество ещё не настолько деградировало, чтобы потреблять все, что ему навязывают.
Приходится писать повторно.
Татьяне.
Вы пишете: "Попробуйте представить перед собой настоящего (не муляжного, а живого, огнедышащего дракона), хотелось бы такой встречи?"
Но, простите, разве таковые существуют на самом деле?
С тем же успехом можно сказать: "Попробуйте представить перед собой настоящую Бабу-Ягу, которая может вас съесть". Так что же, выходит, Баба-Яга - это сатанизм? И держать дома ее изображение - грех? Поклонение нечистой силе?
Согласен только с тем, что чрезерное увлечение иными культурами говорят о забвении собственных корней.
А дракон (у нас ему соответствует Змей Горыныч), Баба-Яга, домовой, леший - сказочные персонажи, которых в природе не существует. И так, на мой взгляд, к ним и надо относится.
Пожалуйста, опубликуйте это. Иначе теряется смысл моего предыдущего сообщения.
Поэтому считаю нелепым такое, например, мнение, что просто хранить у себя дома фигурку дракона, Бабы-яги или домового (при этом не поклоняться ей!) - уже грех.
Всех с наступающим Рождеством!
Жезл или посох символизирует архиерейскую и пастырскую власть епископа над паствой. Змеи изображаются в знак мудрого и справедливого управления епископом пасомых.
http://www.pravoslavie.ru/answers/34009.htm
Если Китай станет православным, то никакие драконы китайским христианам нужны не будут. Но до этого еще очень далеко: пока на более чем 1,5 миллиарда населения православных 15000, это менее 0,001%. И нужны колоссальные миссионерские труды, священники, которых сейчас единицы. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41612.htm
Дословно звучит так: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (МФ 10:16)
Нет ни одного творения Божия злого по своей сути. Как змеиный яд может послужить в определенной ситуации во благо, так и у самих змей можно чему-то научиться.
Христос не говорит, будьте, как змии, но «будьте мудры, как змии» и ставит в пример только одно из змеиных качеств. Известно, что в случае опасности змеи обнаруживают много хитрости и ловкости, чему и надо поучиться апостолам, посылаемым как овцы среди волков.
«Мудр как змия, кто предлагает учение с осмотрительностью и с разумением, как успешнее привести слушателей к благопокорности. А цел как голубь, кто не держит и в мыслях, чтобы мстить злоумышляющему». (Василий Великий)
Апостол Павел объясняет так: «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». (Рим 16:19) Сравните с «простым дать смышленость», или еще ярче на церковнославянском «да даст незлобивым коварство» (Притч 1:4)
Не проще ли во всех перечисленных мной случаях рассматривать дракона не как культового, но как культурного персонажа? Также, как домового, лешего и прочих мифологических персонажей? (есть хорошая ссылка: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=1052). Кто этому дракону молится? Вы таких встречали?
Татьяне.
А разве уважение к своей культуре не может сочетаться с уважением к другим культурам? Если они действительно достойны уважения?
Как известно, наименования "год Дракона, год Быка" и т.д." пришли из Китая.
Но ведь для самих китайцев образ дракона не имеет никакого отношения к дьяволу.
В связи с этим у меня такой вопрос.
Если Китай станет православным, не начнутся ли со стороны тамошней церкви гонения на изображения драконов (а ведь их в Китае множество), да и вообще на этот образ?
Спрашиваю безо всякой иронии, меня действительно волнует этот вопрос как человека, уважающего китайскую культуру. Все-таки, на мой взгляд, неправильно подходить со своими мерками к иным культурам.
А как быть с какими-нибудь мультиками, где дракон изображен положительно ("Мулан". например)? Что, запрещать их за одно это?
И вообще, дракон - это тот же динозавр.