От переводчика
Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница. Сербия |
Чем он для нас интересен?
Во-первых, он отчасти проливает свет на историю становления канона. В нем ещё нет нумерации песен (в переводе она дана для удобства читателей). Даются рубрики по начальным словам библейских песен, например «Поим (Господеви)». Мы видим, что значительная часть его тропарей достаточно проста и архаично лапидарна, например:
Ты от Девы, Христе, родился
и от недр отеческих не отлучился,
благословен еси, Господи, Боже Отцев наших.
С другой, стороны, в большинстве случаев из тропарей уже выделяются ирмосы, например, ирмос 1-й песни:
Израиля от рабства ты избавил, Господи
десницею Твоею мощною[4],
сего ради воспеваем Тя,
ибо славно Ты прославился.
В большинстве случаев мы наблюдаем здесь богородичны, что не очень типично для полных и неполных канонов Иадгари. Среди них есть и знакомые православному благочестивому читателю богородичны, например:
Дева родила, Неискусобрачная,
и Дева пребыла еси, Мати Безневестная,
Богородице Марие,
Христа Бога нашего моли
спастися нам.
Этот тропарь мы поем на малом освящении воды. Свидетельство это важно: оказывается, он уже существовал не позднее VIII в., если не ранее. Канон предоставляет свидетельства и о других знакомых нам богослужебных текстах, например, в качестве богородична 6-й песни выступает… кондак (точнее проэмий) преподобного Романа Сладкопевца «Дева днесь Пресущественнаго рождает», а ему предшествует тропарь пророчества в навечерие Рождества «Тайно родился еси в вертепе».
Однако, наибольший интерес вызывает богословие этого канона. Оно соответствует эпохе Пятого Вселенского Собора, поскольку в нем торжественно проповедуется, что Один и Тот же прежде веков рождается от Отца и в конце времен воплощается от Девы Марии:
«Видите, видите,
ибо Аз есмь Бог ваш
прежде век Рожденный
от Отца без матери,
и в последнее время от Девы,
без отца Воплотившийся».
(2-я песнь, 1-й
тропарь).
Приведем еще пример:
Ты от Девы, Христе, родился
и от недр отеческих не отлучился,
Благословен еси, Господи, Боже Отцев наших.
Неизвестный автор канона находит сильные и трогательные слова для изложения православной сотериологии — богословия спасения.
Во-первых, Христос избавляет нас от истления и погибели и обновляет обветшавшего Праотца Адама:
Во чрево Девы Вселившегося
и от Нее свыше страшно Словом
ветхого Адама Обновившего,
Господа пойте и превозносите..
(8-я песнь, 1-й тропарь).
Во-вторых, ложась в скотские ясли, Он как бы избавляет нас от древнего скотства и бессловесия и обновляет падшего Адама:
Родился Ты днесь от Девы,
во плоти пребыв,
Бог неописуемый,
в яслях был Ты положен скотских[5],
и обновил природу человеческую, Христе.
(3-я песнь, 1-й тропарь).
В-третьих, он изглаживает грех праотца Адама и праматери Евы.
В-четвертых, — избавляет нас от лжи идолослужения.
Это далеко не все смыслы, которые можно извлечь из этого замечательного древнего памятника палестинской гимнографии. Предоставляем на суд читателей наш перевод канона с древнегрузинского на русский язык. Специфика этого перевода состоит в том, что в нем используется ряд церковнославянских форм, необходимых для сохранения стилистического своеобразия канона, а ныне употребляемые в богослужении тексты даны в церковнославянском переводе.
Рождественский канон из Иадгари[6]
Песнь 1. Воспоим...
Израиля от рабства Ты избавил, Господи
десницею Твоею мощною[7],
сего ради воспеваем Тя,
ибо славно Ты прославился
От рабства мир врагу избавил Ты,
от Девы днесь родился Безначальный,
ибо славно Ты прославился
Безсеменно от Девы днесь Родившемуся
Предвечному все Богу воспоем,
ибо славно Он прославился.
От Отца Богу прежде век Рожденному
и от Девы воплощЕнному безсеменно
Христу воспоем,
ибо славно Он прославился[8].
Присно Богородица,
От Тебя Рожденное моли
Неизреченное Слово,
Воплощенного Бога,
избавить души наши
от всякой скорби, молимся.
Песнь 2. Вонми
Видите, видите,
ибо Аз есмь Бог ваш,
прежде век Рожденный
от Отца без матери,
и в последнее время от Девы,
без отца Воплотившийся
и Избавивший от проклятия
Адама Праотца,
ибо милостив есмь.
Видите, видите,
ибо Аз есмь Бог ваш,
от Девы на земли Явившийся,
и волхвов звездою
к вертепу Привлекший,
и исполнилась тайна прореченная.
Слава Тебе, Слава Тебе,
Человеколюбче, Боже наш,
Благоволивый в пещере родитися
и в яслях пеленами повитися,
Вседетелю,
и Избавивший от проклятия
Адама Праотца,
ибо милостив еси.
Песнь 3. Утвердися.
Несть свят
как Господь
и несть праведен
как Ты Боже мой,
Его же поет вся тварь,
ибо несть свят, как Ты, Господи[9].
Родился Ты днесь от Девы,
во плоти пребыв,
Бог неописуемый,
в яслях был Ты положен скотских[10]
и обновил природу человеческую, Христе.
Пастыри немотствовавшие
словом человеческим,
на поле стоящие,
со ангелами восклицали и глаголали:
Слава в вышних Богу[11].
Ибо родился ныне Он от Девы
на спасение душ наших.
Волхвов наставил Ты звездою, Вседетелю,
и дарами послужили Тебе они
и отвратились от лжи
идолослужения,
и, верою утвержденные,
воспевали Твое Божество[12].
Дева родила, Неискусобрачная,
и Дева пребыла еси, Мати Безневестная,
Богородице Марие,
Христа Бога нашего моли
спастися нам[13].
Песнь 4. Господи, услышах слух Твой.
Услышал слух воплощения Твоего.
В Вифлееме родился Ты, Христе,
в яслях Ты возлег,
посреди животных двух явился Ты
на спасение наше.
Наставил Ты как Бог
звездою волхвов
воспевать Тебя,
поклоняться Тебе, Господи.
Направи нас по воле Твоей
молитвами Родившей Тебя
присно Богородицы,
Человеколюбче.
Моли Бога,
Егоже родила, Дево,
да спасет души наши,
Благодатная.
Песнь 5. От ночи.
От ночи утреннюем,
воспеваем Тебя,
Господи, Спасе наш,
ибо Ты еси Бог наш,
и кроме Тебя иного Бога не знаем[14].
Родился Ты ныне от Девы
очистить грех Праматери
как Человеколюбец.
Деву и в рождестве,
воспеваем Тебя,
Богородице,
ибо Ты Бога Слово
плотию миру родила.
От множества грехов моих
избавь меня, Боже мой,
молитвами Родившей Тебя
Приснодевы, Человеколюбче.
Песнь 6. Возопих
Ты низвел меня в сердце моря,
и узрел я чудеса Твои.
Из чрева Девы явился Ты,
Неизреченный,
и спас от истления жизнь нашу
как Милостивый.
Ты избавил нас от лжи идолов,
Христе Боже наш,
и спас Рождеством Твоим,
Человеколюбче.
Тайно родился еси в вертепе,
но небо Тя всем проповеда,
Яко уста звезду предлагая Спасе,
И волсви приведе верою поклонитися Тебе,
с нимиже помилуй нас[15].
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит,
пастыри с ангелми славословят,
нас бо ради родися Отроча Младо,
Превечный Бог.[16]
Песнь 7. Благословен еси...
В начале небеса основал Ты
и Словом землю утвердил.
Ты от Девы, Христе, родился
и от недр Отеческих не отлучился,
благословен еси, Господи, Боже Отцев наших.
В яслях Ты возлег, Христе, и в пеленах,
и волхвов звездою Ты наставил,
Благословен еси, Господи, Боже Отцев наших.
Ты трех отроков в печи росою оросил[17],
в Рождестве Твоем Родившую Ты сохранил,
Благословен еси, Господи, Боже Отцев наших.
Песнь 8. Благословите.
На горе святой Прославленного,
и в купине огня[18] Моисею Деву
Явившего,
Господа пойте и превозносите...
Во чрево Девы Вселившегося
и от нее свыше страшно Словом
ветхого Адама Обновившего,
Господа пойте и превозносите...
В яслях и в пеленах Возлегшего,
и волхвов с небес Наставившего
принести дары,
Господа пойте и превозносите...
Песнь 9. Величит.
Свет от Света Родившийся,
и Слово от Отца Явившееся,
величит душа моя Господа[19].
От Девы плотию Родившегося
просветить и обрадовать всю тварь,
величит душа моя Господа.
Проливающего воды
и плотию нам Явившегося,
и для Ангелов Непостижимого,
величит душа моя Господа.
Пастыри шум услышали,
когда же Христа увидели,
Родившегося от Девы,
Один к другому глаголали:
«Слава в вышних Богу»[20].
Волхвы от Востока
пришли с дарами,
и звезда славы вела их,
принесли дары и сказали:
«Величит душа моя Господа».
Сего ради Ангелы облаком покрывают,
и силы Небесные радуются,
Благословен Христос,
Родившийся от Девы,
величит душа моя Господа.
Елене - "современные церковные песнопения" тоже не сегодня написаны))